| ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО | III | Отношенiя государства къ церкви можно себѣ представить въ троякомъ видѣ соотвѣтственно съ одною изъ трехъ системъ по которымъ эти отношенiя исторически устраивались въ европейскомъ обществѣ
| Одна система самая древняя и самая извѣстная система установленной или государственной церкви | Государство признаетъ одно вѣроисповѣданiе изъ числа всѣхъ истиннымъ вѣроисповѣданiемъ и одну церковь исключительно поддерживаетъ и покровительствуетъ къ предосужденiю всѣхъ остальныхъ церквей и вѣроисповѣданiй | Это предосужденiе означаетъ вообще что всѣ остальныя церкви не признаются истинными или вполнѣ истинными но практически выражается оно въ неодинаковой формѣ со множествомъ разнообразныхъ оттѣнковъ и отъ непризнанiя и отчужденiя доходитъ иногда до преслѣдованiя | Во всякомъ случаѣ при дѣйствiи этой системы чужiя исповѣданiя подвергаются нѣкоторому болѣе или менѣе значительному умаленiю въ чести въ правѣ и преимуществѣ сравнительно со своимъ съ господствующимъ исповѣданiемъ | Этой системѣ слѣдуютъ нынѣ за немногими исключенiями всѣ европейскiя государства
| По другой системѣ государство предполагаетъ относиться ко всѣмъ вѣроисповѣданiямъ съ одинаковымъ безпристрастiемъ внѣ всякаго покровительства равно какъ и внѣ всякаго предосужденiя ни одной церкви не признавая ни своей ни чужою и предоставляя каждой вѣдать и устраивать свои дѣла и обряды какъ угодно | Это система равенства церквей или по новѣйшей формулѣ изобрѣтенной Кавуромъ система свободной церкви въ свободномъ государствѣ любимая система нынѣшней партiи либераловъ въ вѣрѣ | Она принята прежде всего и полнѣе всего осуществляется въ Сѣвероамериканскихъ Соединенныхъ Штатахъ а въ послѣднее время допущена англiйскимъ законодательствомъ относительно Ирландiи | На бумагѣ и въ теорiи система эта представляется простѣйшею и совершеннѣйшею поборники ея вѣрятъ и утверждаютъ что рано или поздно она будетъ введена повсюду какъ единственное средство къ вѣрному и справедливому разрѣшенiю отношенiй между государствомъ и церковью
| Наконецъ возможна еще третья система при дѣйствiи коей государство воздерживаясь отъ всякаго предпочтенiя или покровительства тому или другому вѣроисповѣданiю или вѣрованiю только ограничиваетъ или устраняетъ вовсе такiя вѣрованiя которыя признаетъ положительно ложными или вредными для общества | Система эта основана на томъ предположенiи что несравненно легче и удобнѣе разсудить какое вѣрованiе ложно чѣмъ опредѣлить какая вѣра истинная | Такой системы держится великобританское правительство въ остъ-индскихъ владѣнiяхъ | Возможно и соединенiе первой системы съ послѣднею то есть признанiе одного вѣроисповѣданiя господствующимъ съ терпимостью для всѣхъ прочихъ и съ устраненiемъ вредныхъ вѣрованiй а изъ отношенiя сѣверо-американскаго правительства къ мормонскому вѣроученiю мы видимъ что возможно и соединенiе второй системы съ третьею | Всѣ эти системы дѣйствуютъ на практикѣ въ разныхъ государствахъ ни одна изъ нихъ нигдѣ не представляется безспорною напротивъ именно въ настоящую пору повсюду дѣйствующая система составляетъ предметъ горячихъ пререканiй и споровъ и повсюду идетъ рѣчь объ измѣненiи или преобразовыванiи принятой системы
| Всего тверже установилась повидимому система господствующей или установленной церкви за нею важное преимущество давности и пятнадцати-вѣковаго опыта | Ея въ сущности держится каждое изъ европейскихъ правительствъ хотя повсюду болѣе или менѣе подверглись измѣненiю первобытныя ея начала | Францiя отреклась отъ нея въ революцiонную эпоху но и во Францiи вѣроисповѣданiе большинства признано въ качествѣ нацiональной церкви | Въ Испанiи и въ Италiи съ недавняго только времени допущена возможность открытаго отступленiя отъ нацiональной церкви перемѣны вѣроисповѣданiя | Въ Россiи и въ Швецiи донынѣ отступленiе это не дозволяется | Въ Германiи двѣ церкви одна рядомъ съ другою протестантская и католическая считаются установленными и затѣмъ пользуются терпимостью всѣ вѣроученiя признанныя гоcударственною властью licitæ religiones | Великобританiя кромѣ Ирландiи съ недавняго времени твердо держится церкви установленной государственною властью
| Неудивительно что первая система до сихъ поpъ господствуетъ основанiе ея разумное и практическiя ея преимущества трудно опровергнуть | Новѣйшiя либеральныя ученiя проповѣдуютъ что государство не должно имѣть никакой религiи | Народное большинство проникнутое вѣрой никогда не приметъ такого ученiя и не повѣритъ ему | Не согласится съ нимъ и здравая разумная государственная политика | Государство не можетъ быть представителемъ однихъ матерiальныхъ интересовъ общества въ такомъ случаѣ оно само себя лишило бы духовной силы и отрѣшилось бы отъ духовнаго единенiя съ народомъ | Государство тѣмъ сильнѣе и тѣмъ болѣе имѣетъ значенiя чѣмъ явcтвeннѣe въ немъ обозначается представительство духовное | Только подъ этимъ условiемъ поддерживается и укрѣпляется въ средѣ народной и въ гражданской жизни чувство законности уваженiе къ закону и довѣрiе къ государственной власти | Ни начало цѣлости государственной или государственнаго блага государственной пользы ни даже начало нравственное сами по себѣ не достаточны къ утвержденiю прочной связи между народомъ и государственною властью и нравственное начало неустойчиво непрочно лишено основнаго корня когда отрѣшается отъ религiозной санкцiи | Этой центральной собирательной силы безъ сомнѣнiя лишено будетъ такое государство которое во имя безпристрастнаго отношенiя ко всѣмъ вѣрованiямъ само отрекается отъ всякаго вѣрованiя какого бы то ни было | Довѣрiе массы народа къ правителямъ основано на вѣрѣ т е не только на единовѣрiи народа съ правительствомъ но и на простой увѣренности въ томъ что правительство имѣетъ вѣру и по вѣрѣ дѣйствуетъ | Поэтому даже язычники и магометане больше имѣютъ довѣрiя и уваженiя къ такому правительству которое стоитъ на твердыхъ началахъ вѣрованiя какого бы то ни было нежели къ правительству которое не признаетъ своей вѣры и ко всѣмъ вѣрованiямъ относится одинаково
| Таково неоспоримое преимущество первой системы | Притомъ какъ мы замѣтили оно дознано на опытѣ многихъ вѣковъ | Конечно съ теченiемъ вѣковъ измѣнились обстоятельства при коихъ эта система получила свое начало и возникли новыя обстоятельства при коихъ ея дѣйствiе стало затруднительнѣе прежняго | Въ ту пору когда заложены были первыя основанiя европейской цивилизацiи и политики христiанское государство было крѣпко цѣльнымъ и неразрывнымъ союзомъ съ единою христiанскою церковью | Потомъ въ cpедѣ самой христiанской церкви первоначальное единство разбилось на многообразные толки и разновѣрiя изъ коихъ каждое стало присвоивать себѣ значенiе единаго истиннаго ученiя и единой истинной церкви | Такимъ образомъ государству пришлось имѣть передъ собою нѣсколько разновѣрныхъ ученiй между коими распредѣлилась по времени масса народная | Съ нарушенiемъ единства и цѣльности въ вѣрованiи можетъ настать такая пора когда господствующая церковь поддерживаемая государствомъ оказывается церковью незначительнаго меньшинства и сама ослабѣваетъ въ сочувствiи или вовсе лишается сочувствiя массы народной | Тогда могутъ наступить важныя затрудненiя въ опредѣленiи отношенiй между государствомъ съ его церковью и церквами къ коимъ принадлежитъ народное большинство | Но историческiй ходъ событiй вызвавъ эти затрудненiя выяснилъ и средства къ ихъ разрѣшенiю дознанныя также вѣковою практикою при дѣйствiи новаго начала религiозной терпимости въ государственной и церковной политикѣ
| Напротивъ того система свободной церкви въ свободномъ государствѣ основана покуда на отвлеченныхъ началахъ теоретически въ основанiе ея положено не начало вѣры а начало религiознаго индеферентизма или равнодушiя къ вѣрѣ и она поставлена въ необходимую связь съ ученiями проповѣдующими нерѣдко не терпимость и уваженiе къ вѣрѣ но явное или подразумѣваемое пренебреженiе къ вѣрѣ какъ къ настоящему пройденному моменту психическаго развитiя въ жизни личной и нацiональной | Въ отвлеченномъ построенiи этой системы составляющей плодъ новѣйшаго рацiонализма церковь представляется тоже отвлеченно построеннымъ политическимъ учрежденiемъ съ извѣстною цѣлью или частнымъ обществомъ для извѣстной цѣли устроеннымъ подобно другимъ признаннымъ въ государствѣ корпорацiямъ | Сознанiе этой самой цѣли представляется тоже отвлеченнымъ ибо на немъ отражаются многообразные оттѣнки связанныхъ съ тѣмъ или другимъ ученiемъ представленiй о вѣрѣ начиная съ отвлеченнаго уваженiя къ вѣрѣ какъ къ высшему моменту психической жизни до фанатическаго презрѣнiя къ вѣрованiю какъ къ низшему моменту и къ началу вреда и разложенiя | Такимъ образомъ въ самомъ построенiи этой системы съ перваго взгляда оказывается двойственность и неясность основныхъ началъ и представленiй
| Чтó можетъ выйти изъ этой системы на практикѣ это выяснится опытомъ вѣковъ и поколѣнiй | Покуда мы имѣемъ передъ собою опытъ почти ничтожный если сравнить его съ опытомъ многихъ вѣковъ въ теченiе коихъ первая система дѣйствовала и дѣйствуетъ | Но не трудно предвидѣть заранѣе что дѣйствiе новой системы не можетъ быть послѣдовательно такъ какъ она не согласуется съ первыми потребностями и условiями человѣческой природы какъ бы категорически ни выводилось отвлеченнымъ ученiемъ правило всѣ церкви и всѣ вѣрованiя равны все равно что одна вѣра что другая съ этимъ положенiемъ въ дѣйствительности для себя лично не можетъ согласиться безусловно ни одна душа хранящая въ глубинѣ своей и испытывающая потребность вѣры | Такая душа непремѣнно отвѣтитъ себѣ Да всѣ вѣры равны но моя вѣра для меня лучше всѣхъ | Положимъ что сегодня провозглашено будетъ въ государствѣ самое строгое и точное уравненiе всѣхъ церквей и вѣрованiй передъ закономъ | Завтра же окажутся признаки по которымъ можно будетъ заключить что относительная сила вѣрованiй совсѣмъ не равная пройдетъ 30 50 лѣтъ со времени законнаго уравненiя церквей и тогда обнаружится на самомъ дѣлѣ можетъ быть слишкомъ неожиданно для отвлеченнаго представленiя что въ числѣ церквей есть одна которая въ сущности пользуется преобладающимъ влiянiемъ и господствуетъ надъ умами и рѣшенiями или потому что она ближе къ церковной истинѣ или потому что ученiемъ и обрядами болѣе соотвѣтственна съ народнымъ характеромъ или потому что организацiя ея и дисциплина совершеннѣе и даетъ ей болѣе способовъ къ систематической дѣятельности или потому что въ средѣ ея возникло болѣе живыхъ и твердыхъ вѣрою дѣятелей | Примѣровъ этому есть уже немало | Два года прошло съ тѣхъ поръ какъ великобританскимъ законодательствомъ установлено уравненiе церквей въ Ирландiи | Но развѣ изъ этого слѣдуетъ что церкви равны | Въ сущности римско-католическая церковь именно съ минуты законнаго уравненiя получила полную возможность распространять и утверждать во всей странѣ свое преобладающее влiянiе не только на отдѣльные умы но на всѣ политическiя учрежденiя въ странѣ на суды на администрацiю на школы | Пройдетъ еще нѣсколько лѣтъ и кто можетъ предвидѣть къ какимъ мѣрамъ должна будетъ прибѣгнуть какую систему принять вынуждена будетъ государственная власть въ виду угрожающей опасности
| Сѣверо-американскiй союзъ поставилъ основнымъ условiемъ своего устройства не имѣть никакого дѣла до вѣры | Это основное ученiе охраняется съ такою заботливою ревностью что до сего времени конгрессъ не смотря на повторяемыя предложенiя отдѣльныхъ членовъ не соглашается включить имя Божie въ свой учредительный актъ и принять въ его редакцiю простыя слова благодаря за свободу милосердаго Бога | Въ школахъ завѣдываемыхъ государствомъ запрещается обучать закону Божiю и учить чтенiю по библiи такъ какъ государство знать не хочетъ никакой религiи | Ко всякой отдѣльной церкви ко всякому религiозному союзу государство относится не иначе какъ къ частной корпорацiи предоставляя ей вѣдать дѣла свои по усмотрѣнiю и ограничивая только право каждой на прiобрѣтенiе недвижимыхъ имуществъ | И такъ Сѣверо-американскiй Союзъ можетъ считаться царствомъ религiознаго равенства передъ лицомъ его христiане не отличаются отъ евреевъ магометанъ и язычниковъ протестанты отъ католиковъ хотя мормонскую секту государство вынуждено было преслѣдовать за вѣроученiе | Послѣдствiемъ такого юридическаго состоянiя выходитъ на дѣлѣ что преобладающею церковью въ Соединенныхъ Штатахъ становится мало по малу римское католичество | Нынѣ можно сказать что въ сѣверной Амеpикѣ пользуется оно такою свободою преобладанiя какой не имѣетъ ни въ одномъ европейскомъ государствѣ | Не стѣсняясь никакимъ отношенiемъ къ государству не подвергаясь никакому контролю папа распредѣляетъ въ сѣверной Америкѣ eпapxiи назначаетъ епископовъ основываетъ во множествѣ духовные ордена и монастыри окидываетъ всю территорiю мало по малу частою сѣтью церковныхъ агентовъ и учрежденiй | Захватывая подъ свое влiянiе массы католиковъ ежегодно увеличивающiяся съ прибытiемъ новыхъ эмигрантовъ папство считаетъ уже нынѣ своею цѣлую четверть всего населенiя въ виду отдѣльныхъ трехъ четвертей разбитыхъ на множество сектъ и толковъ | Католическая церковь пользуясь всѣми средствами обходить законъ умножила свои недвижимыя имущества до громадныхъ размѣровъ на сумму до 1000 миллiоновъ долларовъ | Въ ея рукахъ и подъ ея влiянiемъ состоятъ уже во многихъ штатахъ цѣлыя управленiя политическаго свойства | Во многихъ большихъ городахъ напримѣръ въ Нью-Iоркѣ въ Филадельфiи все городское управленie зависитъ исключительно отъ католиковъ | Католическая церковь располагаетъ миллiонами голосовъ въ такомъ государствѣ гдѣ отъ счета голосовъ зависитъ все направленiе внѣшней и внутренней политики | Ко всѣмъ этимъ явленiямъ государство относится покуда равнодушно съ высоты своего принципа уравненiя церквей и религiознаго равнодушiя | Но послѣдующiя событiя покажутъ мiру долго-ли можетъ устоять и въ Сѣверо-американскомъ Союзѣ новая излюбленная европейскими либералами теорiя
| Защитники ея говорятъ еще покуда чтò за дѣло государству до неравенствъ возникающихъ не въ силу привиллегiй или законныхъ ограниченiй а вслѣдствiе внутренней силы или внутренняго безсилiя каждой корпорацiи | Законъ не можетъ предупредить такого неравенства
| Но это значитъ обходить затрудненiе разрѣшая его лишь въ теорiи | На бумагѣ возможно все примирить все привесть въ стройную систему | На бумагѣ можно отличить опредѣленною чертою и разграничить область политической дѣятельности отъ духовно-нравственной | Нa самомъ дѣлѣ не то | Людей невозможно считать только умственными машинами располагая ими такъ какъ располагаетъ полководецъ массами солдатъ когда составляетъ планъ баталiи | Всякiй человѣкъ вмѣщаетъ въ себѣ мiръ духовно-нравственной жизни изъ этого мipa выходятъ побужденiя опредѣляющiя его дѣятельность во всѣхъ сферахъ жизни а главное центральное изъ побужденiй проистекаетъ отъ вѣры отъ убѣжденiя въ истинѣ | Только теорiя отрѣшенная отъ жизни или не хотящая знать ея можетъ удовольствоваться ироническимъ вопросомъ что есть истина | У всѣхъ и у каждаго вопросъ этотъ стоитъ въ душѣ основнымъ серьознѣйшимъ вопросомъ цѣлой жизни требуя не отрицательнаго а положительнаго отвѣта
| И такъ свободное государство можетъ положить что ему нѣтъ дѣла до свободной церкви только свободная церковь если она подлинно основана на вѣрованiи не приметъ этого положенiя и не станетъ въ равнодушное отношенiе къ свободному государству | Церковь не можетъ отказаться отъ своего влiянiя на жизнь гражданскую и общественную и чѣмъ она дѣятельнѣе чѣмъ болѣе ощущаетъ въ себѣ внутренней дѣйственной силы тѣмъ менѣе возможно для нея равнодушное отношенiе къ государству | Такого отношенiя церковь не приметъ если вмѣстѣ съ тѣмъ не отречется отъ своего божественнаго призванiя если хранитъ вѣру въ него и сознанie долга съ нимъ связаннаго | На церкви лежитъ долгъ учительства и наставленiя церкви принадлежитъ cовершенiе таинствъ и обрядовъ изъ коихъ нѣкоторые соединяются и съ важнѣйшими актами и гражданской жизни | Въ этой своей дѣятельности церковь по необходимости безпрестанно входитъ въ соприкосновенiе съ общественною и гражданскою жизнью не говоря о другихъ случаяхъ достаточно указать на вопросы брака и воспитанiя | И такъ въ той мѣрѣ какъ государство отдѣляя себя отъ церкви предоставляетъ своему вѣденiю исключительно гражданскую часть всѣхъ такихъ дѣлъ и устраняетъ отъ себя вѣденiе духовно-нравственной ихъ части церковь по необходимости вступитъ въ отправленiе покинутое государствомъ и въ отдѣленiи отъ него завладѣетъ мало по малу вполнѣ и исключительно тѣмъ духовно-нравственнымъ влiянiемъ которое и для государства составляетъ необходимую дѣйствительную силу | За государствомъ останется только сила матерiальная и можетъ быть еще разсудочная но и той и другой недостаточно когда съ ними не соединяется сила вѣры | И такъ мало по малу вмѣсто воображаемаго уравненiя отправленiй государства и церкви въ политическомъ союзѣ окажется неравенство и противоположенiе | Состоянiе во всякомъ случаѣ ненормальное которое должно привести или къ дѣйствительному преобладанiю церкви надъ преобладающимъ повидимому государствомъ или къ революцiи
| Вотъ
какiя
дѣйствительныя
опасности
скрываетъ
въ
себѣ
прославляемая
либералами-теоретиками
система
рѣшительнаго
отдѣленiя
церкви
отъ
государства
| Система
господствующей
или
установленной
церкви
имѣетъ
много
недостатковъ
соединена
со
множествомъ
неудобствъ
и
затрудненiй
не
исключаетъ
возможности
столкновенiй
и
борьбы
| Но
напрасно
полагаютъ
что
она
отжила
уже
свое
время
и
что
формула
Кавура
одна
даетъ
ключъ
къ
разрѣшенiю
всѣхъ
трудностей
труднѣйшаго
изъ
вопросовъ
| Формула
Кавура
есть
плодъ
политическаго
доктринерства
которому
вопросы
вѣры
представляются
только
политическими
вопросами
объ
уравновѣшенiи
правъ
| Въ
ней
нѣтъ
глубины
духовнаго
вѣденiя
какъ
не
было
ея
въ
другой
знаменитой
политической
формулѣ
свободы
равенства
и
братства
донынѣ
тяготѣющей
надъ
легковѣрными
умами
роковымъ
бременемъ
| И
здѣсь
также
какъ
тамъ
страстные
провозвѣстники
свободы
ошибаются
полагая
свободу
въ
равенствѣ
| Или
ещe
мало
было
горькихъ
опытовъ
къ
подтвержденiю
того
что
свобода
не
зависитъ
отъ
равенства
и
что
равенство
совсѣмъ
не
свобода
| Такимъ
же
заблужденiемъ
было
бы
предположить
что
въ
уравненiи
церквей
и
вѣрованiй
передъ
государствомъ
состоитъ
и
отъ
уравненiя
зависитъ
самая
свобода
вѣрованiя
| Вся
исторiя
послѣдняго
времени
доказываетъ
что
и
здѣсь
свобода
и
равенство
не
одно
и
то
же
и
что
свобода
совсѣмъ
не
зависитъ
отъ
равенства
===========
Статистика: