[врм-1861-12-плм-303] Полемический случай с «Основой» и «Сионом» // Время. - 1861. - Разд. Смесь. - Т. VI. - № 12. - с. 114-116.

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ПОЛЕМИЧЕСКIЙ СЛУЧАЙ СЪ ОСНОВОЙ И СIОНОМЪ | Немало было упрековъ ведущейся въ нашихъ журналахъ полемикѣ | Ее обвиняли въ разныхъ преступленiяхъ и проступкахъ были и справедливыя обвиненiя были можетъ-быть и клеветы но одно въ чемъ по нашему разумѣнiю непремѣнно слѣдовало бы иногда обвинить ее это отсутствiе такта житейскаго общественнаго и политическаго отсутствiе которымъ она повременамъ несомнѣнно страдаетъ | Сбираясь выступить на публичное всенародное состязанiе съ собратомъ кажется слѣдовало бы обсудить съ достодолжнымъ вниманiемъ нетолько свое положенiе но и положенiе противника слѣдовало бы подумать что дескать если я говоря стариннымъ слогомъ такъ то направлю и пущу такого то свойства стрѣлу не произведетъ ли она разгрома и опустошенiя въ такихъ частяхъ его душевныхъ владѣнiй которыя по закону общественной справедливости должны бы оставаться неприкосновенными | не будетъ ли этотъ ударъ дотого чувствителенъ и ядовитъ что заставитъ противника забывъ въ свою очередь предѣлы житейскаго такта пустить стрѣлу неменѣе ядовитую и къ чему наконецъ можетъ привести такая опасная перестрѣлка | Неправда ли что слѣдовало бы всякому вопрошать себя такимъ образомъ | А между тѣмъ если вы припомните нѣкоторые изъ полемическихъ подвиговъ нашихъ журналовъ то замѣтите что это условiе житейскаго такта невсегда исполняется | Но можетъ-быть вамъ вдругъ не придетъ на память ни одного подобнаго факта въ такомъ случаѣ не безпокойтесь мы вамъ сейчасъ представимъ свѣжiй очень недавнiй это полемика происшедшая между журналами Основа и Сiонъ

| Изложимъ дѣло исторически

| Въ журналѣ Основа именно въ статьяхъ малороссiйскихъ писателей употребляютъ слово жидъ вмѣсто еврей | Одинъ изъ представителей еврейскаго народа нѣкто г П-въ оскорбившись обиднымъ по его мнѣнiю для евреевъ и ненавистнымъ словомъ жидъ написалъ въ редакцiю Основы письмо довольно рѣзкое и раздражительное въ которомъ упрекнулъ редакцiю за это слово и просилъ во имя современныхъ человѣческихъ понятiй изгнать его изъ употребленiя | Въ письмѣ между прочимъ была такая фраза Основа въ iюньской книгѣ нынѣшняго года помѣстила статью Недоразумѣнiе по поводу слова жидъ въ которой прежде всего напечатано вполнѣ письмо г П-ва потомъ слѣдуетъ возраженiе на него и оправданiе въ употребленiи слова жидъ | Оправданiе очень простое оно состоитъ въ томъ что въ малороссiйскомъ языкѣ и слѣдовательно у малороссiйскихъ писателей нѣтъ другого слова для означенiя еврейскаго племени что это слово пришло къ малороссамъ вмѣстѣ съ самими евреями изъ Польши гдѣ какъ извѣстно еврей называется zyd т е жидъ и что наконецъ въ этомъ словѣ нѣтъ никакого оскорбительнаго смысла такъ какъ оно однозначуще и равносильно съ немѣцкимъ Jude и французскимъ juif

| Вы вѣроятно думаете читатель что на этомъ можно было бы и остановиться | Мы тоже такъ думаемъ тѣмъ болѣе что самъ г П-въ сознается что писалъ свое письмо въ раздраженiи и слѣдовательно рѣзкости письма которое вѣдь и не назначалось для печати и только по волѣ редакцiи Основы явилось передъ нами можно бы оставить безъ вниманiя | Людямъ одареннымъ чувствомъ общественнаго такта это чувство кажется должно было бы подсказать что дальше идти неслѣдуетъ люди у которыхъ современныя гуманныя т е человѣческiя воззрѣнiя такъ вросли въ сердце что слѣдовать имъ сдѣлалось крѣпкою механическою привычкою такiе люди въ такомъ щекотливомъ дѣлѣ и не могли бы не въ силахъ были бы идти дальше Основа не остановилась | Она какъ будто тронутая за какую-то чувствительную наболѣвшую струну тотчасъ раскрыла исторiю указала отчего малороссiйскiй народъ смотритъ на еврея недружелюбно напомнила то время привела цѣликомъ народную думу о томъ времени потомъ перейдя къ настоящему объявила въ довершенiе же всего сдѣлала такое общее замѣчанiе | Согласитесь же что эти архивныя разъясненiя и это общее замѣчанiе имѣютъ въ себѣ вызывающую силу | Такъ оно и вышло | Газета Сiонъ органъ русскихъ евреевъ отозвалась на этотъ вызовъ въ своемъ 10 за нынѣшнiй годъ | Въ отзывѣ своемъ озаглавленномъ словами Основа и вопросъ о нацiональностяхъ Сiонъ прежде всего въ первоначальной сущности дѣла т е въ употребленiи слова жидъ совершенно согласился съ Основой говоря что нисколько не раздѣляетъ мнѣнiя и притязанiй своего единоплеменника г П-ва значитъ дѣло могло бы рѣшиться совершенно мирно но затѣмъ обнаружилъ что дальнѣйшiя разъясненiя и замѣчанiе Основы произвели на него дѣйствiе ядовитой стрѣлы и можетъ-быть открыли какую то старую рану | На замѣчанiе Основы о вредѣ для нацiи отъ существованiя среди нея другихъ народностей держащихся въ сторонѣ Сiонъ отвѣтилъ замѣчанiемъ о вредѣ исключительно нацiональныхъ стремленiй т е за ядовитую стрѣлу заплатилъ неменѣе ядовитою стрѣлою | Этого довольно мы не станемъ излагать всего что говорится въ статьѣ Сiона скажемъ только что она написана съ увлеченiемъ уязвленнаго чувства и Основа не смогла молча перенести причиненной ей боли въ ея сентябрьской книгѣ г Кулишъ въ замѣткѣ Передовые жиды заговорилъ о ловкости и дальновидности съ которыми нанесенъ Основѣ ударъ заговорилъ о неравенствѣ боя объ употребленiи безъ разбора всякаго оружiя | Посмотрите же до чего дошло | Или лучше разсудите не вправѣ ли мы видѣть вкравшуюся въ самомъ началѣ этой полемики безтактность отсутствiе того такта съ которымъ нетрудно было бы предусмотрѣть послѣдствiя неосторожнаго вызова

| Современные передовые люди много и очень хорошо говорятъ о высокомъ началѣ всеобщаго примиренiя народовъ по которому какбы невидимо направляются мiровыя событiя и дѣйствуютъ эти передовые люди читатель можетъ-быть самъ разрѣшитъ всегда ли они дѣйствуютъ согласно съ этимъ высокимъ началомъ | Непритворно со всею искренностью желали бы мы примиренiя двухъ народныхъ органовъ которые оба одушевлены одинаково хорошими и однородными чувствами и цѣлями и разошлись потомучто высокое начало примиренiя народовъ очень хорошо ими понятое неизвѣстно прошло ли у нихъ чрезъ сердце превратившись въ его природу | Объ этомъ пусть они спросятъ у собственнаго сердца и отвѣтятъ самимъ себѣ намъ они едвали скажутъ всю правду
===========

Статистика: