[пх-1864-12-ншд-92] Наши домашние дела. Cтapый год и его судьи. - Жалобные речи прогрессиста и могущий последовать ответ на них. - Жажда искренности и правды. - Надежды, подданные журналистике отходящим годом. - Обзор недавней полемики о южной железной дороге. - Проектируемый святой человек. // Эпоха. - 1864. - № 12. - с. 1-28.
Смотреть оригинал Подробное описание эксперимента Легенда: "За" (75%), "50/50" (4%), "Против" (19%)

| НАШИ ДОМАШНIЯ ДѢЛА | Cтapый годъ и его судьи | Жалобныя рѣчи прогрессиста и могущiй послѣдовать отвѣть на нихъ | Жажда искренности и правды | Надежды поданныя журналистикѣ отходящимъ годомъ | Обзоръ недавней полемики о южной желѣзной дорогѣ | Проктируемый святой человѣкъ

| Настоящiй декабрскiй номеръ нашъ заканчиваетъ 1864 годъ нѣсколько заднимъ числомъ но это ни сколько конечно не обязываетъ насъ и говорить въ немъ тѣмъ же заднимъ числомъ т е воображать себя еще въ прошломъ году тогда какъ мы уже находимся въ новомъ и знаемъ какъ протекли послѣднiе дни и часы его предшественника | Дѣлать обзоръ и давать строгiй отчотъ объ этомъ предшественникѣ мы теперь не будемъ

| хотя бы въ силу того хорошаго обычая по которому произносить судъ надъ свѣжей могилой считается неприличнымъ | Да есть и разумное основанiе въ этомъ обычаѣ потому что не въ недѣлю образуется такъ называемое потомство а вѣдь только оно слыветъ чуждымъ всякаго пристрастiя | Современники относятся къ своему времени съ самыми разнообразными желанiями и волнуются и кипятъ ими завершился извѣстный перiодъ напримѣръ такой то годъ желанiя не сбылись и горькое чувство тутъ же въ состоянiи того же кипѣнiя начинаетъ бить ключомъ иногда заливая все безъ разбора | Но прокипитъ оно и уляжется и тогда можетъ быть иначе посмотритъ человѣкъ назадъ и совсѣмъ инымъ свѣтомъ освѣтится передъ нимъ прошлый перiодъ

| Отказываясь въ настоящую минуту судить а тѣмъ болѣе осуждать прошедшiй годъ мы попробуемъ указать на нѣкоторыхъ судей которые уже успѣли затронуть его память | Полагаемъ что это указанiе будетъ не безполезно для наблюдателя | Такъ напримѣръ одна петербургская газета едва успѣвши перешагнуть въ новый годъ произнесла слѣдующiя слова | Ожидали ли вы этого вы русское общество у котораго какъ намъ казалось все растетъ да растетъ вѣра въ свои силы и въ способность двигаться впередъ | А вѣдь слова то газеты ужасно горькiя | Шутка ли въ самомъ дѣлѣ совершенно разубѣдиться въ своей способности двигаться прогрессивно | Страшное положенiе | Только намъ кажется что русское общество уразумѣетъ горькую тираду по-своему и отвѣтитъ на нее такъ Правда слово прогрессъ пользовалось у насъ очень малымъ уваженiемъ но именно въ устахъ вашихъ потому что вы отлично съумѣли его опошлить | Написавши это слово уже давно на своемъ знамени вы такъ долго твердили его заурядъ какъ выученный служебный терминъ что чуть ли наконецъ и сами не забыли соединялось ли вначалѣ у васъ съ нимъ какое-нибудь конкретное содержанiе по крайней мѣрѣ мы этого не чуяли а потому и самые звуки слова намъ прислушались и надоѣли но изъ этого вовсе не слѣдуетъ чтобы мы разубѣдились въ нашей способности двигаться прогрессивно т е къ лучшему только это лучшее видится намъ можетъ быть не тамъ гдѣ вы думаете оттого вамъ и кажется что мы разубѣдились

| Вѣроятно не предполагая такого отвѣта со стороны общества петербургская газета идетъ дальше и продолжаетъ защиту прогресса уже противъ своей братiи

| Хотя ciи горчайшiя рѣчи брошены въ лицо уже не обществу а журналистикѣ или собственно одному влiятельному органу но намъ сдается что общество и тутъ не утерпитъ чтобы не отвѣтить чѣмъ-нибудь въ родѣ слѣдующаго Да скажите дескать вы намъ ради Господа какъ именно представляется вамъ этотъ звѣрь прогрессъ | Начертите намъ по возможности наглядно и осязательно его образъ чтобы мы по немъ могли догадаться чего вы желаете | Потрудитесь также вразумить насъ въ какихъ именно чертахъ усмотрѣли вы возвратный ходъ или какъ вы говорите ретроградство нашей журналистики | Правда у насъ таки водятся такiе возвратные органы но они до того невлiятельны что вѣсти о нихъ доходятъ къ намъ чуть не изъ пятыхъ рукъ | Что же касается влiятельныхъ то не растолкуете ли вы намъ какимъ это образомъ они могли сдѣлавшись ретроградными въ то же время остаться влiятельными | Это оттого можетъ быть скажете вы что мы общество сами сдѣлались ретроградами и погружонные въ апатiю стали готовы двинуться назадъ | Э | нѣтъ милостивые государи | такъ то обижать себя мы не позволимъ а попросимъ васъ самихъ выслушать нашу крѣпкую правду | Слушайте же поддавались мы влiянiю того ретрограда или прогрессиста не знаемъ отъ кого слышали живое слово твердое дышащее силой слово а не сонное мурлыканье одной и той же всесвѣтной пѣсни еще поддавались мы влiянiю того кто глубже проникалъ мыслью въ нашу насущную жизнь и шевелилъ насъ свѣжею близкою нашей русской душѣ рѣчью

| Вы вотъ полагаете что мы пошли назадъ а это не такъ вы не угадали мы точно можетъ быть немножко повернули только не назадъ а въ сторонку а вы то этотъ поворотъ должно-быть проглядѣли слѣдъ нашъ потеряли сами сбились съ пути и съ толку и остались одни съ своимъ вѣчнымъ безплотнымъ прогрессомъ | Вы вотъ желаете воскресить въ насъ угасшee расположенiе къ вашему надорванному коньку выдохшемуся словцу прогрессъ да тутъ и ставите точку а послушайте ка какимъ желанiемъ одушевлены истинно живые люди | Они говорятъ | Да милостивые государи | И мы ретрограды повторяемъ вслѣдъ за живымъ человѣкомъ А вы вотъ и не догадались пожелать намъ этого блага которое куда какъ много питательнѣе вашего то завѣтнаго словца

| Вы кажется не совсѣмъ довольны 1864 годомъ а живой человѣкъ говорить | Въ самомъ дѣлѣ скажемъ мы уже отъ себя мудрено произнести что-либо въ осужденiе 1864 году когда онъ далъ начало введенiя въ жизнь земскихъ учрежденiй и судебные уставы призывающiе на дѣятельность и трудъ лежавшiя втунѣ общественныя силы и дѣйствительно чтобы этотъ трудъ былъ плодотворенъ остается желать только искренности правды въ мыслѣ словѣ и дѣлѣ | Но 1864 годъ показалъ издали и возможность этой искренности

| Послѣднiе дни 1864 года освѣтились зарею надежды и для нашей литературы | Эта заря возсiяла въ заявленiи Сѣверной Почты о томъ что проектъ новаго устава о печати уже внесенъ на разсмотрѣнiе государственнаго совѣта | Составленiе новаго устава само по себѣ предполагаетъ признанiе несостоятельности или недостаточности стараго | И если правительство уже выразило это признанiе то конечно со стороны литературы остается только съ трепетнымъ нетерпѣнiемъ ожидать разрѣшенiя жизненнаго для нея вопроса что будетъ постановлено новымъ уставомъ | Поэтому заявленiе Сѣверной Почты какъ и всякое извѣстiе касающееся ожидаемаго устава не могло быть встрѣчено литературою холодно | Оно дало поводъ одному изъ чистосердечнѣйшихъ органовъ нашихъ День 50 прямо высказать то что лежитъ безъ сомнѣнiя въ мысляхъ всего журнальнаго мipa относительно настоящаго вопроса | День съ замѣчательной ясностью представилъ что отъ духа будущаго устава будетъ вполнѣ зависѣть возможность для литературы выполнить то служенiе которое возлагаетъ на нее настоящее положенiе дѣлъ | Онъ напримѣръ припоминаетъ тѣ заграничные кривотолки и клеветы на насъ о которыхъ мы не разъ упоминали въ послѣднее время и говоритъ такъ | Это задача и святой долгъ нашей журналистики для внѣшнихъ отношенiй Pocciи | Что касается до нашихъ внутреннихъ дѣлъ то здѣсь ей то и предстоитъ восполнить тотъ единственный недостатокъ ощущаемый въ русской жизни о которомъ упомянуто было выше т е недостатокъ искренности въ мысли и словѣ | А что можно ввѣрить ей совершенiе такого подвига что способна и склонна она при благопрiятныхъ условiяхъ совершить его въ томъ могутъ служить фактическимъ ручательствомъ ея недавнiя заслуги которыя такъ всѣмъ извѣстны и видимы чго краснорѣчивое исчисленiе ихъ сдѣланное Днемъ можетъ наша литература повторять безъ всякаго самохвальства

| Искренность убѣжденiй и слова | Да вѣдь мы давно ищемъ этого клада и жаждемъ его какъ росы небесной | Вѣдь только искреннее убѣжденiе успѣшно переходить въ соответствующее времени и мѣсту и способное къ богатому развитiю дѣло | Оно это искреннее убѣжденiе какъ красное солнышко должно разогнать тѣ неискреннiя напускныя ни къ какому насущному примѣненiю неведущiя теорiи надъ которыми мы не разъ грйшнымъ дѣломъ позволяли себѣ глумиться | Искренность убѣжденiя чуется инстинктивно и прививается всюду куда проникаетъ какъ возрождающее начало

| Такъ вотъ какiе обѣты завѣщалъ намъ 1864 годъ и потому пусть говорятъ намъ что будто бы съ нимъ въ область прошедшаго отошло много неисполнившихся надеждъ мы свои надежды не относимъ въ область прошедшаго потому что онѣ при насъ потому что мы еще вѣримъ въ ихъ исполнимость

| Наконецъ самое начало новаго года ознаменовалось завершенiемъ дѣла доставшагося ему въ наслѣдство отъ года минувшаго | Это мы говоримъ о разрѣшенiи чрезвычайно важнаго и чрезвычайно спорнаго государственно-экономическаго вопроса о направленiи линiи желѣзной дороги для соединенiя Москвы съ Чорнымъ моремъ | Во 2-мъ нумерѣ Русскаго Инвалида напечатано что | Вопросъ о направленiи южной дороги повторяемъ также принадлежитъ прошлому году послѣднiе месяцы котораго почти сплошь были заняты дѣятельной журнальной полемикой по этому предмету | Рельсовый путь имѣя всегдашнимъ своимъ послѣдствiемъ развитiе благосостоянiя тѣхъ мѣстностей по которымъ онъ пролегаетъ часто противупоставляетъ интересы общiе государственные интересамъ исключительнымъ частнымъ которые не всегда всѣми приносятся въ жертву общему благу | Это обстоятельство съ одной стороны а съ другой и то что гдѣ бы ни проложили въ нашей обширной бeздopoжнoй Руси желѣзную дорогу вездѣ въ пользу ея можно будетъ сказать много соображенiй экономическихъ административныхъ и политическихъ были причиной что вопросъ о южной дорогѣ вызвалъ множество разнохарактерныхъ изустныхъ и письменныхъ пренiй которыя не прекращались до послѣдней минуты разрѣшенiя вопроса | Если прибавить къ этому подозрѣнiя Московскихъ Вѣдомостей и Дня что въ дѣлѣ южной желѣзной дороги принимаетъ горячее участiе какой-то особенный кругъ интересовъ которымъ не желательно соединенiе Москвы съ Кiевомъ или восточной Россiи съ западною то еще болѣе объясняется происхожденiе этой обильной полемики

| Теперь когда направленiе южной дороги указано уже Высочайшею волей было бы неумѣстно подавать свой голосъ по рѣшонному дѣлу но въ заявленныхъ печатно мнѣнiяхъ оно было обсуждено такъ многосторонне и съ такимъ одушевленiемъ что эти мнѣнiя не должны оставаться въ забытьи | Поэтому мы намѣрены обозрѣть ихъ сначала до конца | Вы увидите что предметъ былъ разработанъ до приличной глубины и что эта разработка стоитъ быть занесенною въ лѣтопись

| Споръ главнымъ образомъ сосредоточивался на томъ куда полезнѣе и необходимѣе вести желѣзную дорогу изъ Балты на Кiевъ ли какъ говорили одни или на Кременчугъ какъ увѣряли другiе | Въ первомъ случаѣ вся линiя была бы московско-кiевско-одесскою а во второмъ московско-харьковско-одесскою | Ограничивая по возможности размѣръ нашего обзора мы представимъ только доводы главныхъ оппонентовъ въ cпopѣ именно С Петербургскихъ и Московскихъ Вѣдомостей и дополнимъ ихъ мнѣнiями спецiалистовъ Обручева Бушена и Чижова такъ какъ сказанное другими органами литературы послѣ этого уже не прибавитъ ничего новаго | Московскiя Вѣдомости въ 242 перепечатавъ изъ Кiевлянина статью о выгодахъ направленiя желѣзной дороги изъ Одессы на Кiевъ написанную въ опроверженiе брошюры подъ заглавiемъ нѣсколько статистическихъ данныхъ о направленiи желѣзныхъ дорогъ вь югозападной Россiи вошли въ разборъ преимущественной важности московско-кiевско-одесской линiи защищаемой Кiевляниномъ предъ московско-харьковско одесскою линiею защищаемою означенною брошюрою | Политическая важность рельсоваго пути связывающая Одессу и юго-западный край чрезъ Кiевъ съ Москвой не подлежитъ спору говорили Московскiя Вѣдомости | Слѣпой долженъ видѣть что если какая-либо линiя можетъ быть нужна Pocciи въ политическомъ отношенiи то эта линiя есть именно московско-кiевско-одесская | Столь же очевидна и стратегическая важность этой линiи идущей параллельно съ австрiйскою границею распространяющей на всемъ этомъ направленiи стратегическое значенiе Кiева главной крѣпости югозападнаго края и соединяющей эту крѣпость съ обеими столицами и съ центральными губернiями государства | Съ стратегической точки зрѣнiя невозможно не сказать того же что и съ точки зрѣнiя политической въ Россiи нѣтъ линiи болѣе важной чѣмъ московско-кiевско-одесская | За тѣмъ сличая экономическую выгодность двухъ линiи московско-кiевско-одесской и московско-харьковско одесской Московскiя Вѣдомости находятъ что пассажирское движенiе будетъ гораздо больше на первой изъ нихъ чѣмъ на второй | Цифра пассажировъ ѣдущихъ изъ Москвы до Одессы и обратно была бы на той и другой линiи одинаковая если бы цѣна провоза была одинаковая но такъ какъ первая линiя короче второй и такъ какъ слѣдовательно переѣздъ по первой линiи долженъ обходиться дешевле то на первой линiи скорѣе можно ожидать увеличенiе числа пассажировъ ѣдущихъ по всему пути взадъ и впередъ | Взаимное сообщенiе между Орломъ Тулой и Москвой будетъ одно и тоже на обѣихъ линiяхъ | Затѣмъ вторая линiя пошла бы чрезъ Курскъ Харьковъ и Полтаву т е чрезъ три значительные города а первая только чрезъ два Кiевъ и Бердичевъ | Но въ первыхъ трехъ городахъ число жителей доходить только до 110 тысячъ тогда какъ въ послѣднихъ двухъ оно переходитъ за 125 тысячъ | Сверхъ того надобно принять въ соображенiе чрезвычайно важный элементъ пассажирскаго движенiя богомольцевъ стекающихся въ Кiевъ десятками тысячъ человѣкъ со всѣхъ концовъ Pocciи желѣзныя дороги изъ Кiева въ Москву и Одессу въ значительной степени усилили бы этотъ элементъ | Какъ онъ важенъ можно судить и потому что московско-сергiевская дорога почти имъ однимъ и существуетъ | Далѣе нельзя не взять въ разсчотъ что дорога отъ Кременчуга до Балты шла бы степью почти безлюдною между тѣмъ какъ дорога изъ Балты на Кiевъ на всемъ своемъ протяженiи пролегала бы мѣстностью густо населенною | Наконецъ особеннаго вниманiя заслуживаетъ то обстоятельство что путь на Кiевъ былъ бы для Москвы и всей центральной Pocciи не только путемъ въ Одессу но и путемъ въ Австрiю | Бердичевъ и теперь ведетъ оживленныя сношенiя съ Бродами путь между этими городами и теперь люденъ а когда онъ будетъ снабжонъ рельсами то движенiе по немъ быстро усилится и московско-кiевская дорога должна будетъ много отъ того выиграть | Этого преимущества нельзя отнести и къ линiи кременчугской ведущей только къ Чорному морю | Что касается до товарнаго движенiя какого можно ожидать на означенныхъ линiяхъ то Моск Вѣд въ этомъ случаѣ разсуждали такъ главнаго отпускного продукта пшеницы кременчугская линiя никогда не даетъ столько сколько кiевская | Уже теперь идетъ въ Одессу изъ Кiевской и Подольской губернiи до 2 миллioновъ четвертей пшеницы ежегодно | Если положить что каждая четверть заплатила бы желѣзной дороги кругомъ только 75 коп мы получили 1,500,000 валового дохода или около 2,500 р на версту всего протяженiя линiи | Кременчугская линiя тутъ соперничать не можетъ | Далѣе линiя направляющаяся изъ Кiева на Орелъ захватитъ мѣстность и совершенно лишенную сбыта | Хлѣбъ въ Ромнѣ Конотопѣ Глуховѣ дешевле чѣмъ въ Курскѣ Харьковѣ или Кременчутѣ | Вообще хлѣбъ въ Россiи едва ли гдѣ такъ дешевъ какъ въ срединѣ разстоянiя между Харьковомъ и Кiевомъ | Отсюда можно было бы возить хлѣбъ и въ Одессу и въ Петербургъ съ большею выгодою чѣмъ изъ Курска или Харькова а когда будетъ продолжена внутрь Pocciи витебская желѣзная дорога то сбытъ хлѣба изъ этой мѣстности въ Ригу и Либаву представилъ бы еще большiя сравнительныя выгоды | Но эта мѣстность производитъ не одинъ хлѣбъ | Тутъ преимущественно воздѣлывается табакъ производство котораго теперь такъ стеснено | Наконецъ путь изъ Орла въ Кiевъ пройдетъ близь области производящей лучшую въ Россiи пеньку и облегчитъ сбытъ этого важнаго продукта | Но и всѣми этими элементами далеко не исчерпывается дѣло | Югозападный край будетъ отпускать въ Москву сахаръ и удешевленiе провозной цѣны платимой этимъ продуктомъ поддержитъ многочисленные теперь разоряющiеся свекло-сахарные заводы | Съ востока этимъ же отчасти путемъ пойдетъ шерсть направляющаяся въ Царство Польское и Австрiю | Что касается московскихъ фабрикантовъ то ихъ сбытъ въ юго-западномъ краѣ былъ бы вполнѣ обезпеченъ если бы не контрабанда между Бродами и Бердичевымъ | Но значительный упадокъ таможенныхъ сборовъ начинающiй тяжело отзываться на нашемъ бюджетѣ побудитъ конечно администрацiю къ искорененiю этого зла мѣрами отъ нея зависящими и тогда Кiевъ Бердичевъ и Одесса станутъ покупать у Москвы по крайней мѣрѣ столько же товаровъ сколько покупаетъ ихъ Харьковъ | Принявъ все это вмѣстѣ во вниманiе Московскiя Вѣдомости считаютъ себя въ правѣ сказать съ увѣренностiю что надобно ожидать гораздо большаго товарнаго движенiя до линiи московско-кiевско-одесской чѣмъ по линiи московско-харьковско-кременчугской упоминая при томъ въ заключенiе что великолепный кiевскiй мостъ могъ бы быть легко приспособленъ къ конной желѣзной дорогѣ для перевозки тяжестей чрезъ Днѣпръ безъ ихъ перегрузки и устранилъ бы тѣ огромные расходы которые потребуются для сооруженiя моста въ Кременчугѣ

| Эта статья вызвала возраженiя со стороны Петербург Вѣдом которыя говорятъ что пассажирское движенiе измѣряя его населенiемъ городовъ прорѣзываемыхъ желѣзною дорогою будетъ больше именно по линiи московско-харьковско-одесской нужно ввести только въ разсчотъ забытые Московскими Вѣдомостями два города Кременчугъ и Елисаветградъ превосходящiе многiе изъ нашихъ губернскихъ городовъ по населенiю и торговлѣ и лежащiе именно по направленiю московско-харьковско-одесской линiи | Московскiя Вѣдомости упустили изъ виду и то что линiя эта непремѣнно притянетъ къ себѣ въ Кременчугъ пассажирское движенiе и отъ Кiева связаннаго съ Кременчугомъ пароходнымъ сообщенiемь по Днѣпру | Если счесть число верстъ по проэкту желѣзныхъ дорогъ составленному въ главномъ управленiи путей сообщенiя то окажется что отъ Москвы чрезъ Орелъ Кiевъ и Балту до Одессы всего 1,569 верстъ а московско-харьковско-одесская линiя не превышаетъ 1,490 верстъ т е менѣе кiевской линiи на 79 версть а не болѣе ея на 100 верстъ какъ утверждаютъ Московскiя Вѣдомости

| Посмотримъ теперь на движенiе товарное говорятъ Петербург Вѣдомости | Изъ статистическихъ сборниковъ составленныхъ и изданныхъ центральнымъ статистическимъ комитетомъ сельско-хозяйственныхъ атласовъ статистическихъ oписанiй губернiй составленныхъ офицерами генеральнаго штаба наконецъ изъ провѣрки движенiй транспортовъ направляющихся въ Кременчугъ Елизаветградъ и Ольвiополь и доставляющихъ Одессѣ большую половину ея заграничнаго отпуска 17 20 мил пудовъ оказывается что линiя на Ольвiополь и Кременчугъ обхватитъ несравненно большее товарное движенiе чѣмъ балтско-кiевская что направленiе желѣзной дороги отъ Балты на Кременчугъ давъ возможность пользоваться ею и Волынской и Подольской и наиболѣе Кiевской губернiямъ послужитъ въ одно и тоже время благодѣянiемъ для плодородныхъ Полтавской и Харьковской губернiй даже въ томъ случаѣ если бы она остановилась вь Кременчугѣ что такимъ образомъ линiя балто-кременчугская при гораздо кратчайшемъ протяженiи 320 вер чѣмъ дорога балто-кiевская 400 вер принесетъ сравнительно съ послѣднею болѣе экономическихъ выгодъ что Елизаветградская степь называя словами Москов Вѣдом главнѣйшiе торговые пути къ Одессѣ пересѣкаемые балто-кременчугскою линiею проходитъ города ведущiе торговлю на миллiоны рублей въ годъ и находится въ сосѣдствѣ съ пунктами торговля которыхъ простирается на десятки миллiоновъ на одну Полтавскую ярмарку привозится товаровъ на 25 мил руб въ годъ что главнымъ предметомъ этой торговли служатъ самые цѣнные изъ отпускныхъ нашихъ продуктовъ что свеклосахарное производство южной и юго-восточной части Кiевской и юго-западной части Полтавской губернiй тяготѣетъ именно къ Кременчугу что все пеньковое производство направляется не къ югу а къ балтiйскимъ портамъ и воспользуется орловско-витебской желѣзной дорогой на устройство которой поступили уже предложенiя что табакъ о которомъ говорятъ Московскiя Вѣдомости составляетъ ничто сравнительно съ табачнымъ производствомъ въ Бессарабiи ожидающей сближенiя чрезъ Кременчугъ съ центральною Poccieю что въ Кременчугѣ мы будемъ гораздо ближе чѣмъ отъ Kieвa къ нашимъ богатымъ каменно-угольнымъ копямъ что Кiевъ съ предполагаемой отъ него вѣтвью къ западной линiи находится уже внѣ нашей черноземной самой урожайной полосы отправляющей свои произведенiя на югъ что тонкорунное овцеводство Кiевской губернiй не составляетъ и 1/10 того что мы видимъ въ Полтавской Харьковской и Екатеринославской губернiяхъ до 2 1/2 миллiоновъ головъ мериносовыхъ овецъ | Линiя на Кiевъ правда доставила бы прямое сообщенiе богомольцамъ но вѣдь они могутъ свободно двигаться и на Кроменчугъ слѣдуя оттуда въ Кiевъ на пароходахъ | Нельзя было бы также ничего возразить противу услуги желѣзной дороги со стороны великолѣпнаго кiевскаго моста продолжаютъ Петербургскiя Вѣдомости если бы не знать что авторитеты наши въ дѣлѣ желѣзныхъ дорогъ считаютъ невозможнымъ двигать грузы по цѣпному мосту требуя сооруженiя для кiевской желѣзной дороги особаго моста чрезъ р Днѣпръ въ устьѣ р Лебяди т е двѣнадцатью верстами ниже | Хотя Москов Вѣдомости и утвѣрждаютъ что политической и стратегическiй пункты вопроса не могуть быть предметомъ сомнѣнiя но тѣмъ не менѣе извѣстно всѣмъ что главные провiантскiе и коммисаpiaтскie запасы а также подкрепленiя людьми и лошадьми для войскъ на югѣ двигаются преимущественио чрезъ Харьковскую и Полтавскую губернiи | За тѣмъ въ стратегическомъ отношенiи при существующемъ пароходномъ сообщенiи Кiева съ Кременчугомъ и въ виду предположенiя продолжить одесско-парканскую желѣзную дорогу чрезъ Бессарабiю до Черновицъ представляется болѣе важнымъ соединить московско-кiевскую линiю не съ Балтою а съ Брестъ-Литовскомъ къ которому рѣшено уже построить желѣзную дорогу отъ Варшавы

| На всѣ эти возраженiя Московскiя Вѣдомости замѣчаютъ что вопросъ о направленiи желѣзной дороги отъ Балты есть прежде всего вопросъ о будущности Kieвa и о соединенiи юго-западнаго края съ Москвой | Вотъ главная точка зpѣнiя на это дѣло и Петербургскiя Вѣдомости впадаютъ въ односторонность когда указываютъ преимущественно на отпускную торговлю | Хотя для отпуска кiевская линiя важнѣе кременчугской по превосходному качеству пшеницы юго-западнаго края но главное дѣло все-таки не въ отпускѣ | Внѣшняя торговля имѣетъ несомненную важность но она исчезаетъ какъ капля въ морѣ сравнительно съ торговлей внутреннею | Дѣло извѣстное что только тѣ линiи желѣзныхъ дорогъ приносятъ хорошiй доходъ который служатъ артерiями внутренней торговли и внутреннихъ сношенiй и вотъ почему гораздо выгоднѣе вести желѣзную дорогу по мѣстамъ сравнительно люднымъ чѣмъ по незаселеннымъ степямъ | Можно было бы еще колебаться въ выборѣ направленiя если бы линiя слѣдующая по этимъ мѣстамъ была длиннѣе другой линiи идущей по мѣстамъ менѣе населеннымъ | Но тутъ и этого повода къ колебанiямъ не представляется | Линiя идущая изъ Москвы на Орелъ и Кiевъ въ Одессу короче линiи идущей изъ Москвы на Орелъ Харьковъ и Кременчугъ въ Одессу | Хотя С Петербургскiя вѣдомости и стараются убѣдить что напротивъ кременчугская линiя будетъ на 79 верстъ короче но весь секретъ тутъ заключается въ томъ что С Петербургскiя Вѣдомости берутъ для кременчугской линiи прямое направленiе и по этому направленiю вычисляютъ разстоянiе а для кiевской линiи принимаютъ какъ нѣчто неизбѣжное тотъ зигзагъ который должна дѣлать желѣзная дорога между Москвой и Кiевомъ во проэкту обнародованному главнымъ управленiемъ путей ссобщенiя | При этомъ зигзагѣ желѣзная дорога соединяющая Орелъ съ Кiевомъ должна имѣть 610 верстъ протяженiя а отъ Москвы до Kieвa должно выйти 972 версты между тѣмъ какъ всѣмъ извѣстно что отъ Москвы до Kieвa считается съ небольшимъ 800 верстъ

| Изъ того что пеньковое производство слѣдуетъ къ балтiйскимъ портамъ отвѣтили С Петербургскiя Вѣдомости слѣдуетъ то что для пеньковаго производства послужитъ главной артерiей сбыта линiя орловско-витебская которая будетъ строиться куда бы не направилась желѣзная дорога отъ Орла на югъ | Слѣдовательно пеньковое производство не имѣетъ почти никакого отношенiя къ вопросу о направленiи линiи отъ Балты тѣмъ болѣе что важность и необходимость соединенiя Москвы съ Кiевомъ во всякомъ случаѣ неоспоримы | А изъ того что въ Харьковской Полтавской и Екатеринославской губернiяхъ тонкорунное овцеводство развито несравненно болѣе чѣмъ въ югозападномъ кpaѣ слѣдуетъ то что кременчугская линiя будетъ доставлять шерсть этого района въ Одессу гдѣ она составляетъ самый цѣнный и значительный изъ отпускныхъ продуктовъ и конечно эту шерсть выгоднѣе направлять по желѣзной дорогѣ на Кiевъ чрезъ Орелъ чѣмъ прямо на Кременчугъ

| Принятiе въ разсчотъ нашей отпускной торговли по мнѣнiю С Петербургскихъ Вѣдомостей не есть односторонность какъ полагаютъ Московскiя Вѣдомости такъ какъ экспортацiя юга и преимущественно Одессы очевидно выручаетъ насъ изъ невыгоднаго баланса на сѣверѣ потому что Балтiйскимъ моремъ по трехлѣтней сложности 1859 1861 г привозилось товаровъ ежегодно на 96 мил руб сер а отпускалось на 61 миллiонъ чрезъ южные же порты привозилось въ тотъ же перiодъ времени среднимъ числомъ товаровъ на 15 мил а отпускалось на 59 мил руб А главные продукты для отпуска чрезъ одесскiй портъ какъ было уже сказано идутъ не изъ одной Балты и ея района большая часть этого отпуска направляется трактами пересѣкаемыми кременчугской линiей | Этими трактами идетъ и особенно цѣнимая Московскими Вѣдомостями подольская пшеница хотя черноземная полоса наша почти одинакова на всемъ своемъ протяженiи и хлѣбныя продукты ея имѣютъ способность быть равноцѣнными смотря потому куда какая пшеница требуется въ Турцiю ли Грецiю Италiю Францiю и т п Пшеница изъ окрестностей Бердянска т е на юго-восточной сторонѣ черноземной полосы удостоена премiи на всемiрной лондонской выставкѣ | Но если взять даже за главное основанiе при выборѣ направленiя дороги виды на развитiе преимущественно внутренней торговли то и тогда линiя на Ольвiополь Елизаветградъ Кременчугъ и Орелъ доставитъ больше выгодъ этой торговлѣ чѣмъ линiя отъ Балты на Кiевъ и Орелъ | Противъ этого спорить по мнѣнiю С Петербургскихъ Вѣдомостей нельзя точно также какъ нельзя возражать противъ важности желѣзной дороги отъ Орла на Витебскъ и отъ орловско-витебской линiи на Кiевъ

| Роменскiй табакъ не пойдетъ на югъ продолжаютъ С Петербургскiя Вѣдомости и мало его пойдетъ въ Кiевъ | Главный подвозъ | его предстоитъ по орловско-витебской дорогѣ | Съ юга же идетъ преимущественно на юго-восточную полосу и въ Москву бессарабскiй табакъ и если было упомянуто о значенiи этой богатой отрасли производства на югѣ при соображенiяхъ о кременчугской линiи то это потому что Бессарабiя чрезъ Кременчугъ получала бы болѣе прямымъ путемъ изъ Полтавской и Харьковской губернiи нужные ей русскiе продукты которыми чрезъ Кiевъ пришлось бы снабжать Бессарабiю слишкомъ удлиненнымъ путемъ | Затѣмъ основываясь на значительныхъ размѣрахъ свеклосахарнаго производства въ тѣхъ мѣстностяхъ которыя тяготѣютъ именно къ балто-кременчугской линiи и къ кременчугской пристани С Петербургскiя Вѣдомости говорятъ что для свеклосахарной промышленности вообще линiя на Кременчугъ и Харьковъ будетъ полезнѣе чѣмъ линiя на Кiевъ проходящая только часть нашей свекловичной полосы простирающейся до Рязани и Тамбова и частiю до Пензы и Самары | Наконецъ С Петербургскiя Вѣдомости доводы свои въ пользу кременчугской линiи заключаютъ слѣдующими соображенiями | Тутъ дѣло идетъ не объ одномъ соединенiи крайнихъ пунктовъ Кременчуга и Одессы линiя отъ Балты на Кременчугъ перейметъ всѣ торговые пути идущiе къ Одессѣ дошедши же до Кременчуга она притянетъ къ желѣзной дорогѣ всю днѣпровскую судоходную систему и послужитъ великимъ благодѣянiемъ не только для Полтавской губернiи лишонной средствъ къ сбыту своихъ продуктовъ но частiю и для Екатеринославской дастъ сильный толчокъ развитiе судоходнаго и пароходнаго движенiя по Днѣпру и его притокамъ и приблизитъ желѣзный путь къ каменноугольнымъ копямъ которыя дадутъ въ свою очередь и топливо и грузъ | Между тѣмъ какъ балто-кiевская линiя удаляется отъ каменноугольныхъ копей потому что по правую сторону Днѣпра не открыто каменнаго угля годнаго къ употребленiе на желѣзныхъ дорогахъ и какъ удостовѣряетъ г Гельмерсенъ на основанiи произведенныхъ имъ въ послѣднее время изысканiй нѣтъ и надежды на открытiе его | Но значенiе получаемое одесско-балто-кременчугской желѣзной дорогой становится еще важнѣе въ виду предстоящаго соединенiя ея по средствомъ построеннаго уже къ Днѣстру участка съ желѣзнымъ путемъ чрезъ Бессарабiю на необходимость котораго для соединенiя съ Черновицами въ Буковинѣ обращено вниманiе правительства | Понятно всякому какъ важно и въ экономическихъ и въ политическихъ видахъ связать плодородную Бессарабiю и ея промышленные интересы съ центральною Россiей и связать скорѣе не откладывая на многiе годы | Эта связь достигнется и прямѣе и скорѣе сооруженiемъ желѣзной дороги отъ Балты до Кременчуга и она желательна для всей Бессарабiи обложившей уже себя недавно поземельнымъ налогомъ для пособiя правительству въ дѣлѣ сооруженiя желѣзной дороги отъ Новоселицы къ Днѣстру

| Дальнѣйшiе доводы Московскихъ Вѣдомостей въ пользу кiевско-балтской линiи заключаютъ въ себѣ возраженiя не только противъ замѣчанiй С Петербургскихъ Вѣдомостей но и мнѣнiй высказанныхъ гг Обручевымъ и Бушеномъ перепечатанныхъ С Петербургскими Вѣдомостями изъ Инвалида а потому мы сначала передадимъ эти мнѣнiя

| Статья г Обручева главнымъ образомъ направлена на то чтобы доказать преимущественную важность въ настоящую минуту соединенiя Москвы съ Кiевомъ и Харьковомъ въ сравненiи съ соединенiемъ Балты съ Кременчугомъ но въ ней авторъ не обошолъ сравненiе важности балто-кiевской и балто-кременчугской линiй | По мнѣнiю г Обручева первая линiя дѣйствительно гораздо важнѣе второй такъ-какъ никто не сомнѣвается въ большей производительности мѣстъ кiево-балтской линiи предъ балтско-кременчугской и въ большей обезпеченности обратныхъ грузовъ для первой предъ второй | Сами защитники кременчугской линiи сознаютъ что главный нашъ вывозной продукть пшеница идетъ изъ Подолiи Волыни и Кiева а не изъ Кременчуга что же касается до усиленiя сбыта шерсти изъ Одессы продукта менѣе вѣскаго чѣмъ хлѣбъ но несравненно болѣе цѣннаго то и въ этомъ отношенiи разсчотъ на содѣйствiе кременчугской линiи едва ли можетъ быть оправданъ | Ходъ торговли шерстью на югѣ хорошо извѣстенъ | Главные производители руна суть губернiи Екатеринославская 1,708,000 головъ тонкорунныхъ Таврическая 1,198,000 Херсонская 919,000 и Земля Войска Донскаго 1,600,000 | Эти то губернiи вмѣстѣ съ Бессарабiей 600 т и доставляютъ шерсть къ азовскимъ портамъ и Одессѣ которая по шерстяной торговлѣ не имѣетъ съ Кременчугомъ никакихъ сношенiй кромѣ случайныхъ | Главный секурiалiй Одессы это городъ Херсонъ имѣющiй свои шерстомойни и передающiй въ Одессу вмѣстѣ съ двумя миллiонами хлѣбныхъ и двумя миллiонами лѣсныхъ товаровъ на пять мил руб шерсти т е большую долю всего ея отпуска | Послѣ же херсонской шерсти главное мѣсто въ одесскомъ отпускѣ занимаетъ шерсть привозимая изъ Бессарабiи | Харьковская и Полтавская губернiи производятъ также много шерсти болѣе даже чѣмъ Волынская Подольская и Кiевская губеренiи троицкая и ильинская ярмарки дѣйствительно громадны | Но одна большая часть этой шерсти идетъ въ Москву и Петербургъ другая меньшая идетъ на западъ въ Царство Польское Австрiю Прусciю и Бельгiю | Одесса не имѣетъ дѣла съ этими ярмарками | Черноморскiй отпускъ шерсти съ избыткомъ покрывается продуктами приморской полосы и въ случаѣ надобности могъ бы быть еще болѣе усиленъ на счотъ того излишка который южныя губернiи спускаютъ въ Харьковъ и Полтаву | Изъ 27 28 мил руб годоваго отпуска Одессы хлѣбъ и шерсть составляютъ около 24 мил т е 5/6 всего отпуска | Если мы наконецъ прибавимъ продолжаетъ г Обручевъ что кременчугская линiя имѣя направленiе параллельное морю тѣмъ самымъ уже лишается всѣхъ грузовъ съ земель лежащихъ отъ нея къ югу которыя будутъ посылать свои продукты съ чумаками прямо на Николаевъ Херсонъ Бериславъ и Никополь то едва ли останется сомнѣнiе что въ экономическомъ отношенiи балто-кременчугской линiи можетъ быть дано лишь второстепенное или третьестепенное значенiе | Далѣе r Обручевъ входитъ въ разсмотрѣнiе своего главнаго вопроса и приходитъ къ тому заключенiю съ которымъ несогласны Московскiя Вѣдомости что для настоящей минуты нѣтъ у Pocciи болѣе настойчивыхъ потребностей какъ устройство дорогъ отъ Москвы къ Курску и отъ Курска къ Харькову и Kieвy | Потому и всѣ средства которыми мы располагаемъ для желѣзныхъ путей должны быть сполна сосредоточены на этихъ линiяхъ | И только тогда когда Росciя получитъ эти пути можно будетъ приступить къ окончательному рѣшенiю другихъ участковъ общей сѣти | Чѣмъ кто болѣе желаетъ осуществленiя второстепенныхъ линiй тѣмъ тотъ болѣе долженъ желать возможно скорѣйшаго окончанiя указанныхъ главныхъ путей | Ибо не можетъ государство само себѣ противоречить не можетъ приниматься за менѣе важное когда стоитъ неоконченнымъ болѣе важное для него дѣло | Г | Бушенъ въ своей статьѣ разбираетъ преимущества не одной только части южной линiи отъ Балты на Кременчугъ или отъ Балты на Кiевъ но почти всей линiи именно отъ Орла до Балты | Дѣлая сравненiе экономической выгодности соединенiя Орла съ Балтою съ одной стороны чрезъ Кременчугъ а съ другой чрезъ Кiевъ онъ задаетъ ceбѣ вопросъ Откуда получаетъ Одесса русскiя сырыя произведенiя и на какой изъ означенныхъ линiй существуетъ болѣе промышленнаго и торговаго движенiя | И отвѣчаетъ на это слѣдующими соображенiями которыя впрочемъ во многомъ несогласны съ указанiями г Обручева подтвержденными числовыми данными | Прямая линiя отъ Орла до Kieвa не встрѣчаетъ почти никакого особенно важнаго промышленнаго движенiя | Она идетъ по мѣстамъ средней населенности мѣстамъ неимѣющимъ хлѣбныхъ избытковъ ни заводскихъ ни фабричныхъ издѣлiй | Единственный почти предметъ вывоза пенька направляется на сѣверо-западъ къ смоленскимъ пристанямъ и къ Ригѣ | Самъ Кiевъ не имѣетъ большого торговаго движенiя | Сплавъ съ верхняго Днѣпра и отчасти съ Припети идетъ внизъ мимо его къ Кременчугу | Кiевская губернiя северными частями своими пополняетъ недостатокъ хлѣба въ бѣлорусскомъ краѣ юговосточными прилегающими къ Днѣпру она поддерживаеть сплавъ къ Кременчугу и только юго-западными тянетъ къ Одессѣ и здѣсь дѣйствительно нуждается въ дорогѣ | Бердичевъ торгуетъ заграничными товарами и контрабандою а не русскими произведенiями имѣетъ сношенiя съ Польшею Галицiею и гораздо менѣе съ Кiевомъ и Одессою | Подольская губернiя имѣетъ сплавъ по Днѣстру и желѣзную дорогу до Балты но и здѣсь движенiе никакъ нельзя назвать очень сильнымъ | Вотъ и все что въ промышленномъ отношенiи обѣщаетъ поддержку Кiевской желѣзной дорогѣ | Харьковская же линiя представляетъ другую картину | Вся она отъ Орла до Кременчуга проходитъ по самымъ густо-населеннымъ мѣстностямъ Pocciи | Курская и Полтавская губернiи имѣютъ огромный избытокъ хлѣба Харьковская при отсутствiи хлѣбнаго сбыта есть первая по винокуренiю во всей Pocciи | На южной окраинѣ Харьковской и Полтавской губернiй съ Новороссiйскимъ краемъ производится главная масса русской шерсти | Рынки всего этого края ярмарки въ особенности курская и харьковская получаютъ ежегодно огромную массу русскихъ мануфактурныхъ произведенiй идущихъ изъ Москвы и центральныхъ губернiй и наполняющихъ весь югъ Россiи | Поэтому не смотря на совершенное отсутствiе удобныхъ путей сообщенiя обширное торговое движенiе съ начала нынѣшняго вѣка избрало именно этотъ путь и образовало на немъ свои рынки съ оборотами торговли на десятки миллiоновъ рублей | Ярмарки Украйны сдѣлались мѣстами самаго дѣятельнаго обмѣна произведенiй сѣвера и юга Pocciи | Если очертить линiею тѣ мѣста гдѣ происходятъ эти ярмарки то образуется длинный эллипсисъ одинъ конецъ котораго находится у Курска другой у Елизаветграда и вдоль котораго по пути наибольшаго комерческаго движенiя проходитъ орловско-харьковско-кременчугская линiя | Къ усиленiю oгpoмнaгo знaчeнiя этой линiи присоединяется еще одинъ предметъ первостепенной важности а именно возможность ближайшаго снабженiя всей сѣти желѣзныхъ дорогъ каменнымъ углемъ по средствомъ небольшой вѣтви отъ Харькова къ Лисичанскимъ копямъ | Изъ Харькова уголь можетъ направиться не только на сѣверъ къ Курску Орлу и т д но и на западъ къ Кременчугу а оттуда въ Кiевъ и т д Что касается Кременчуга то его значенiе въ торговомъ отношенiи уже явствуетъ изъ всего вышесказаннаго | Кременчугъ сборный пунктъ сырыхъ произведенiй Полтавской Курской Харьковской губернiй пунктъ который передаетъ ихъ на югъ въ Одессу | Кременчугъ по Днѣпру притягиваетъ къ себѣ сбытъ части верхне и средне-днѣпровскаго прибрежья лѣсъ съ Десны желѣзныя произведенiя и въ свою очередь посылаетъ вверхъ огромное количество соли 1,400,000 пудовъ добываемой на берегахъ Чорнаго моря | Далѣе Кременчуга линiя проходитъ по сѣвернымъ уѣздамъ Херсонской губернiи по которымъ движенiе конечно слабѣе но тѣмъ не менѣе для Одессы очень важно | Здѣсь желѣзная дорога кромѣ сбыта хлѣба изъ александрiйскаго и бобринецкаго уѣздовъ двухъ богатѣйшихъ житницъ Новороссiйскаго края важна для южной части Кiевской губернiи въ которой сосредоточено сахарное производство въ уѣздахъ прилегающихъ гораздо ближе къ кременчугской линiи чѣмъ къ кiевской | Посмотримъ теперь продолжаетъ г Бушенъ на отпускъ Одессы | Въ послѣднее семилѣтiе послѣ войны Одесса вывозитъ среднимъ числомъ ежегодно пшеницы на 11 милл руб другихъ хлѣбовъ на 6 1/2 мил шерсти сала кости и проч на 10 1/2 Количество хлѣба доставляемаго обѣими линiями для Одессы почти одинаково хотя пшеница производимая подольскими уѣздами и извѣстная въ продажѣ подъ именемъ польской нѣсколько выше качествомъ той которая производится сѣверными уѣздами Херсонской губернiи за то если обратить вниманiе на остальные главные предметы одесскаго отпуска шерсть сало кожи льняное семя представдяющiе цѣнность въ 10 1/2 мил руб въ томъ числѣ на 6 2/3 мил шерсти то навѣрное можно сказать что 9/10 этихъ произведенiй придутъ въ Одессу не по кiевской а по кременчугской линiи уже потому что не Кiевская ни Подольская губернiи не имѣютъ избытка въ этихъ произведенiяхъ а всѣ главные рынки ихъ лежатъ на кременчугской линiи въ Кременчугѣ Полтавѣ Харьковѣ Екатеринославлѣ | Обратное движенiе изъ Одессы тоже направляется преимущественно на сѣверо-востокъ т е по линiи къ Кременчугу | И если такое движенiе происходитъ теперь когда по этому направленiю путь не совсѣмъ удобенъ то понятно что съ проведенiемъ желѣзной дороги количество провозимыхъ продуктовъ увеличится въ значительной степени

| Такимъ образомъ экономическiй перевѣсъ по мнѣнiю г Бушена остается положительно за Балто-Харьковскою линiею

| Въ политическомъ отношенiи г Бушенъ признавая вполнѣ неоспоримую важность соединенiя Москвы съ Кiевомъ находитъ съ другой стороны что соединенiе Балты съ Кременчугомъ было бы большимъ вредомъ для Россiи если бы оно совершилось не только paнѣe соединенiя Кiева съ Москвою но и ранѣе проведенiя столь важной въ экономическомъ отношенiи харьковско-кременчугской линiи потому что желательно ли и полезно ли для Россiи чтобы богатый и отдаленный отъ центра уголъ Россiи снабжонный уже теперь удобными путями сообщенiя судоходнымъ Днѣстромъ парканскою и балто-одесскою дорогами получилъ еще новыя средства развитiя въ ущербъ главной массы государства въ которой по лѣвую сторону Днѣпра сосредоточивается 30 мил людей т е половина всего населенiя всей европейской Россiи массы которая не смотря на свои естественныя богатства обречена на опасный для экономiи государства застой вслѣдствie недостатка путей сообщенiя | Полезно ли для центра государства для его сердца чтобы его опередили въ экономическомъ развитiи его отдаленныя окраины не ослабляетъ ли это его силы его нравственное единство

| При этомъ г Бушенъ находитъ полную возможность помирить защитниковъ харьковской и кiевской линiи проведенiемъ желѣзной дороги почти такъ какъ нынѣ она утверждена правительствомъ т е | 1 чтобы харьковская и кiевская линiи равно необходимыя разошлись между собою сколь возможно позднѣе а именно не много южнѣе Курска 2 чтобы обѣ линiи по ихъ разъединенiи строились одновремено одна на Кiевъ другая на Харьковъ и 3 чтобы изъ Балты желѣзный путь направленъ былъ въ тоже время на Кременчугъ Полтаву и Харьковъ гдѣ бы и сомкнулся съ московско-харьковскою линiею

| Московскiя Вѣдомости не согласились и съ такимъ примирительнымъ предложенiемъ г Бушена онѣ въ прямомъ соединенiи Москвы чрезъ Кiевъ и Балту съ Одессою видятъ самую настоятельнѣйшую экономическую и политическую потребность Россiи и отвергаютъ всѣ предположенiя по которымъ Кiевъ становится не на главномъ направленiи нашей южной линiи а въ сторонѣ отъ нея хотя бы и соединенный съ нею особою вѣтвiю | Свои соображенiя Московскiя Вѣдомости высказали такимъ образомъ тѣснѣйшее соединенiе одного пункта съ другимъ по средствомъ желѣзной дороги есть не только соединенiе но и разобщенiе разобщенiе съ другимъ пунктомъ | Московско-харьковская дорога проложенная прежде линiи на Кiевъ до Одессы не только соединитъ Москву съ Харьковымъ что было бы хорошо но и отдалитъ Москву отъ юго-западнаго края что едва ли хорошо | Для того чтобы разобщить Москву съ Кiевомъ нѣтъ надобности перекапывать лежащую между ними столбовую дорогу нужно только соединить Москву рельсовымъ путемъ съ Харьковымъ и чрезъ Харьковъ съ Чорнымъ моремъ | Рельсовый путь дастъ могущественное направленiе существующимъ интересамъ и создастъ новые | Если Москва будетъ соединена съ нашимъ югомъ и съ портами Чорнаго моря черезъ Харьковъ то вся сила экономическихъ интересовъ которые сосредоточиваются въ Москвѣ стягивающей въ себѣ всю восточную половину русскаго царства вся сила этихъ интересовъ устремится туда куда будетъ открытъ ей наилучшiй изъ всѣхъ возможныхъ путей сообщенiя и народная жизнь волею или неволею потечотъ этимъ русломъ отвлекаясь отъ другихъ путей | Если бы Москва и Кiевъ уже издавна были между собою въ живыхъ сообщенiяхъ то и тогда желѣзная дорога отъ Москвы къ Чорному морю мимо Кiева вскорѣ дала бы почувствовать себя ослабленiемъ связи между Москвою и Кiевомъ и дала бы почувствовать тѣмъ скорѣе чѣмъ большею становилась бы она связью между Москвою и Чорнымъ моремъ и чѣмъ стало-быть живѣе пошло бы движенiе по ней | А въ чемъ заключается главная задача русской исторiи | Въ чемъ величайшая необходимость Россiи въ настоящее время | Для кого прошедшее Pocciи не мертвая буква кто вникалъ въ него сердцемъ и мыслiю тотъ пойметъ что тѣснѣйшая связь между Москвою и Кiевомъ между восточною половиною Россiи и ея западной половиной есть исполненiе самаго настоятельнаго завѣта русской исторiи | Кто освободившись отъ всѣхъ посторонихъ соображенiй и интересовъ представитъ себѣ съ полною ясностью и живостью современное положенiе дѣлъ тотъ пойметъ что вся будущность Россiи зависитъ отъ тѣснѣйшаго соединенiя ея восточной половины съ западною которая такъ долго была отъ нея оторвана которая и теперь у насъ оспаривается и которая нуждается въ усиленномъ притокѣ всѣхъ народныхъ интересовъ какъ нравственнаго такъ и экономическаго свойства чтобы выйдти изъ своего двусмысленнаго положенiя и стать органическою частью цѣлаго | Если до Чорнаго моря можно назвать какую-нибудь линiю магистральною имѣя при этомъ въ виду общiй нацiональный и государственный интересъ Pocciи то линiя эта ecть Mocкoвcкo-Kieвcкo-Oдeccкaя | Только въ виду этой линiи могуть правильно распредѣлиться дальнѣйшiе пути движенiя народныхъ интересовъ только эта линiя не ослабивъ ничего и ничего не подвергая опасности можетъ послужить къ укрѣпленiю и оживленiю всего организма Россiи Харьковъ ничего не потеряетъ отъ линiи Кiевской Харьковъ есть центръ особой системы которая прiобрѣтетъ тѣмъ большѣе значенiе и развитiе чѣмъ лучше тѣснѣе и плодотворнѣе соединится Москва съ юго-западнымъ краемъ | Превосходные порты Крыма только тогда и прiобрѣтутъ свое значенiе когда будетъ удовлетворена самая настоятельная потребность Pocciи тогда Pocciя почувствуетъ себя вполнѣ укрепленною и оживленною въ своемъ государственномъ составѣ когда ея государственный составъ получитъ свою первѣйшую истинно нацiональную артерiю | Все тогда обозначится и определится съ твердостью и точностiю здороваго жизненнаго инстинкта и сѣть желѣзныхъ дорогь разбросается по указанiю жизни | Необходимѣйшая изъ всѣхъ линiй обозначается тремя пунктами Москва Кiевъ Одесса | Все что можетъ замедлить или уклонить эту линiю относительно того или другого изъ этихъ трехъ пунктовъ будетъ истиннымъ вредомъ для Pocciи | Чѣмъ прямѣе пойдетъ эта линiя чѣмъ короче она будетъ тѣмъ будетъ лучше для Pocciи | Всякiй зигзагъ всякiй уклонъ будетъ ущербомъ вычетомъ минусомъ | Всего лучше было бы идти на Кiевъ не переступая на правый берегъ Оки прямо чрезъ Калугу и Черниговъ | Въ государственномъ отношенiи прямѣйшее и ближайшее направленiе было бы предпочтительнѣе но уклоненiе на Тулу и Орелъ не произведетъ вредныхъ послѣдствiй и оно вознаграждается нѣкоторыми выгодами связывая Кiевъ съ Москвою чрезъ центральныя губернiи | Что же касается до Харькова то уже соединенный съ Москвою шосейнымъ путемъ онъ гораздо болѣе нуждается теперь въ соединенiи съ Азовскими портами къ которымъ онъ тянетъ | Всегда успѣется соединить Харьковъ съ Москвою посредствомъ желѣзной дороги и соединенiе это окажется наилучшимъ и наивыгоднѣйшимъ для Россiи когда уже будетъ въ ходу линiя Кiевская | Сама жизнь покажетъ тогда гдѣ Харькову лучше примкнуть къ этой линiи | Было бы великою ошибкой впадать въ крайность и искусственно притягивать къ Одессѣ всю южную Pocciю и ея средоточiе Харьковъ | Всякому свое Одесса должна быть гаванью для юго-западнаго края а не для Харькова не для Полтавы не для Екатеринославля | Кромѣ Одессы у насъ есть Азовскiе порты лежащiе выгоднѣе чѣмъ Одесса для торговли съ Харьковомъ | У насъ есть наконецъ Крымскiе порты которыми мы должны же когда-нибудь воспользоваться | Мы сдѣлали бы большую ошибку если бы упустили изъ виду эти порты при начертанiи сѣти желѣзныхъ дорогъ | Намъ говорятъ продолжаютъ Московскiе Вѣдомости Кiевская линiя есть дѣло величайшей необходимости и въ то же время предлагаютъ повернуть круто подъ острымъ угломъ дорогу изъ Балты на Кременчугъ чтобы только не пошла она на Кiевъ | Но вѣдь это значитъ въ одно и тоже время признавать необходимость соединенiя Москвы съ Кiевомъ и дѣлать это соединенiе безплоднымъ | Когда рѣчь идетъ о необходимости соединенiя Kieвa съ Москвой то имѣется въ виду не то чтобы предоставить желающимъ возможность прокатиться изъ Москвы въ Кiевъ и обратно по желѣзной дорогѣ | Кiевская дорога можетъ удовлетворить требованiямъ государственной необходимости только въ томъ случаѣ есла она будетъ не случайнымъ отпрыскомъ а главной артерiей между Москвою и Чорнымъ моремъ | Московско-кiевская дорога можетъ удовлетворить своему назначенiю только въ томъ случаѣ если она будетъ московско-кiевско-одесскою | Взять какой-нибудь пунктъ на московско-харьковской дорогѣ какъ только можно поюжнѣе т е подалѣе отъ Москвы и провести изъ него вѣтвь на Кiевъ съ тѣмъ чтобы тутъ и бросить ее это не значитъ связывать Москву съ Kieвомъ не значитъ удовлетворить самой главной нацiональной потребности самой первой государственной необходимости Pocciи | Это значитъ напротивъ сдѣлать все возможное для того чтобы эта потребность не была удовлетворена для того чтобы эта необходимость не получила осуществленiя | Московскiя Вѣдомости полагаютъ что при недостаточности нашихъ средствъ въ настоящее время начать постройку желѣзныхъ дорогъ вдругъ въ четырехъ пунктахъ и во-первыхъ вести фантастическую линiю отъ Балты на Кременчугъ а во-вторыхъ въ тоже самое время для того чтобы очистить дѣло со стороны патрiотизма нацiональной потребности и государственной необходимости немедленно начать линiю изъ Kieвa въ Курскъ значитъ какъ нельзя вѣрнѣе предотвратить невозвратно истинное и полезное для Pocciи соединенiе Москвы съ Кiевомъ | Можетъ быть къ тому времени когда желѣзная дорога подошла бы къ Орлу дѣло стало бы яснѣе мы бы надумались и дорога изъ Орла можетъ быть пошла бы на Кiевъ съ тѣмъ чтобы упереться въ Одессу | Но начавъ теперь же строить кременчугскую линiю и съ тѣмъ вмѣстѣ кiево-курскую мы самымъ основательнымъ образомъ устраняемъ на будущее время возможность соединить Москву съ Кiевомъ полезнымъ и благотворнымъ для русскихъ интересовъ способомъ | Тѣмъ болѣе что съ проведенiемъ дороги изъ Москвы до Одессы минуя Кiевъ и весь юго-западный край торговые интересы очень естественно воспользуются желѣзнымъ путемъ а потомъ частные капиталы уже не пойдутъ на постройку еще другой излишней дороги отъ Москвы до Одессы

| Наконецъ Московскiя Вѣдомости говорятъ что балтско-кременчугской дорогѣ грозитъ печальное будущее | Кiевъ нельзя будетъ не связать съ Одессой интеллигенцiя пожелаетъ этого | Харьковъ нельзя будетъ не связать съ грушевскою дорогою этого потребуетъ нужда въ топливѣ | Дорогу изъ Харькова и Полтавы по мнѣнiю Московск Вѣдомостей нужно будетъ вести уже не къ Кременчугу т е къ днѣпровскимъ порогамъ а до Александровска т е ниже пороговъ | Постоянныя жалобы на одесскую гавань заставятъ подумать о Ѳеодосiи или Севастополѣ и отъ Александровска до этихъ портовъ будетъ недалеко | Что же тогда станется съ участкомъ между Полтавой и Балтой | Что будетъ перевозиться по этому участку | Для чего будетъ служить этотъ колоссальный мостъ чрезъ Днепръ въ Кремейчугѣ мостъ который постоитъ одной порядочной желѣзной дороги | По этому мосту и по этой дорогѣ будетъ меньше движенiя чѣмъ по какой бы то ни было другой желѣзной дорогѣ въ Pocciи

| Boтъ всѣ главные доводы Московскихъ Вѣдомостей о необходимости направленiя южной дороги на Kieвъ Балту и Одессу линiю эту отстаиваетъ также статья г Чижова помѣщонная въ Днѣ за прошедiй годъ №№ 48 49 и 50 а потому для болѣе полнаго обозрѣнiя данныхъ представленныхъ въ защиту того и другого направленiя южной дороги мы изложимъ въ заключенiе важнѣйшiя указанiя изъ этой статьи которая по преимуществу имѣетъ характеръ положительный избѣгаетъ голословiя и основываетъ свои соображенiя главнымъ образомъ на статистическихъ данныхъ

| Входя въ сравненiе выгодъ и невыгодъ направленiя двухъ линiй 1-й отъ Балты на Кременчугъ и 2-й отъ Балты на Kieвъ г Чижовъ что-бы судить о степени ожидаемаго пассажирскаго движенiя и массы имѣющихъ перевозиться грузовъ исчисляетъ по генеральной картѣ европейской Россiи густоту населенiя пo той и другой линiи и выводитъ что отъ Балты къ сѣверу и сѣверо-западу отъ Кiева все пространство отъ Умани едва только не до Бѣлой Церкви въ одну сторону и въ другую до Ржищева имѣетъ самое густое населенiе именно до 2,500 и болѣе жителей на квадратную милю | Выше т е сѣверо-восточнѣе Бѣлой Церкви вплоть до Kieвa отъ 2,000 до 2,500 жителей на квадратную милю | Ниже т е юго-западнѣе Умани сначала отъ 1500 до 2,000 потомъ еще юго-западнѣе ровно до самой Балты отъ 750 до 1,500 на квадратную милю | Отъ той же Балты на востокъ къ Кременчугу по сѣверной части Новороссiйскаго края населенiе указано приблизительно отъ 250 до 750 жителей на квадратную милю т е только что не самое рѣдкое въ Россiи

| Но такъ какъ по земледѣльческому характеру нашего южнаго края пассажирское движенiе опредѣляется не столько общимъ сельскимъ населенiемъ сколько населенiемъ городскимъ ибо города и мѣстечки въ краю земледѣльческомъ особенно собираютъ въ себѣ и мелкую промышленность и еще болѣе все торгующее сословiе живущее покупкою и продажею сырыхъ произведенiй своего околодка то г Чижовъ сравниваетъ населенiе городовъ и мѣстечекъ на обѣихъ линiяхъ | По сравненiю оказывается по дорогѣ между Балтою и Кременчугомъ въ Ольвiополѣ Елизаветградѣ Новомиргородѣ Бобринцѣ Александрiи Новогеоргiевскѣ и Кременчугѣ 78,985 жителей | Прибавивъ сюда поднѣпровскiе города Черкасы Золотоношу и Каневъ соединенные сь Кременчугомъ Днѣпромъ и слѣдовательно захватываемые имъ въ область движенiя балто-кременчугской дороги будетъ всего 112,828 жителей

| По дорогѣ же кiевско-балтской въ Кiевѣ Васильковѣ Бѣлой Церкви Сквирѣ Богуславѣ Таращѣ Звенигородкѣ Гайсинѣ Липовцѣ Броцлавѣ Умани Ольгополѣ 175,805 жителей а прибавляя сюда Радомысль и Житомиръ для которыхъ нѣтъ иного пути въ Одессу какъ на Кiевъ тѣмъ болѣе что Житомиръ и соединенъ съ нимъ шоссейною дорогою всего будетъ 222,030 жителей

| Выходитъ что городского населенiя неимѣющаго другого пути въ Одессу какъ кiево-балтскую дорогу почти вдвое противъ того которое должно ѣхать по балтско-кременчугской вѣтви | При этомъ не считаются ни второстепенныя мѣстечки ни такiе города какъ напр | Бердичевъ въ которомъ изъ 31,600 жителей вѣроятно 2/3 побываютъ разъ въ годъ въ Одессѣ ибо весь городъ населенъ евреями не считаются множество сахарныхъ заводовъ имѣющихъ постоянный сношенiя съ Одессою не считается также и движенiе прибавляемое верхнею частiю Днѣпра выше Кiева и его двумя огромными тритонами Десною и Припетью | Все пассажирское движенiе приносимое этими рѣками никакъ не можетъ ѣхать до Кременчуга водою какъ потому что это гораздо дольше такъ и потому что оно если и обойдется дешевле то развѣ самою бездѣлицею ибо извѣстно что Днѣпръ вовсе не представляетъ тѣхъ удобствъ для судоходства какихъ можно было бы ожидать отъ его длиннаго теченiя и его ширины | Хотя защитники кременчугской дороги указываютъ на то что Днѣпръ принесетъ къ Кременчугу все изъ срединныхъ западныхъ губернiй Pocciи но по статистическому описанiю Кiевской губернiи изданному въ 1850 г Фундуклеемъ и составленному весьма замѣчательнымъ нашимъ писателемъ въ области статистики Журавскимъ котораго нельзя конечно заподозрить въ защитѣ кiево-балтской дороги на всемъ протяженiи Днѣпра по Кiевской губернiи считается 55 болѣе значительныхъ постоянныхъ мелей и отмелей

| Посмотримъ говоритъ г Чижовъ даетъ ли какую-либо опору для предпочтенiя балтско-кременчугской дороги предъ кiево-балтской главный разсчотъ нашихъ желѣзныхъ дорогъ товарное движенiе

| Все пространство отъ Балты до Кременчуга какъ мы видѣли населено весьма рѣдко по одному этому хлѣба почти единственнаго произведенiя этой мѣстности производятся тутъ безъ всякаго сравненiя менѣе нежели въ губернiи Подольской идущей по лѣвую сторону дороги почти до самой Умани и потомъ губернiи Кiевской по обѣ стороны дороги отъ Умани особенно по западную сторону | По указанiю того же статистическаго описанiя Кiевской губернiи въ 1847 году поступило въ продажу разнаго рода хлѣбовъ въ помѣщичьихъ имѣнiяхъ восьми уѣздовъ Кiевской губернiи болѣе 7 1/2 мил пудовъ | Если приложить сюда хотя немного болѣе половины крестьянскаго хлѣба то все поступленiе въ продажу въ означенныхъ уѣздахъ будетъ болѣе 11 мил пудовъ | Здѣсь не упомянуты уѣзды чигяринскiй и черкасскiй какъ находящiеся ближе къ дорогѣ балтско-кременчугской нежели къ кiево-балтской ни уѣзды кiевскiй и радомысльскiй потому что первому приходится кормить губернскiй городъ Кiевъ а у второго мало бываетъ остатковъ за прокормленiемъ своихъ собственныхъ жителей

| Полагаютъ вообще продолжаетъ г Чижовъ что Подольская Волынская и Кiевская губернiи отправляютъ въ Одессу всѣ вмѣстѣ до 2 милл четвертей пшеницы это уже одно даетъ дорогѣ 20 милл пудовъ груза и слѣдовательно совершенно обезпечиваетъ товарное движенiе по дорогѣ | Нужно замѣтить что при такомъ огромномъ движенiи въ кiевскомъ краѣ естественные пути сообщенiя ограничиваются всего на все двумя реками Днѣпромъ имѣющимъ 55 болѣе значительныхъ мелей и отмелей и Днѣстромъ который въ жаркое и бездождливое лѣто дѣлается иногда совсѣмъ негоднымъ для судоходства

| Переходя снова отъ общихъ указанiй къ частнымъ авторъ въ томъ же статистическомъ источникѣ изданномъ Фундуклеемъ находитъ что въ 1847 году изъ всей Кiевской губернiи отправлено разныхъ xлѣбовъ вообще на югъ болѣе 8 миллiоновъ пудовъ прибавивъ къ этому 1 милл пудовъ провозной соли приходящей по направленiю отъ Чорнаго моря и привозимой только въ одну Кiевскую губернiю получимъ 9 милл пудовъ | Нужно замѣтить что при перевозкѣ соли будетъ та выгода что ее повезутъ на обратныхъ вагонахъ которые безъ того шли бы пустые ибо тутъ движенiе весьма неравномерное къ Чорному морю потянутся тысячи нагружонныхъ вагоновъ а обратно едва ли и десятки возвратятся нагружонными | Если къ 9 милл пудовъ груза составляющаго предметы первой необходимости вывозимые изъ Kieвcкoй губернiи и въ нее привозимые прибавимъ 1 милл пудовъ которые составятъ какъ фабрикаты кiевскихъ фабрикъ такъ-равно коксъ чугунъ машины на заводы и фабрики которые повезутся въ Kieвъ изъ Одессы то окажется что движенiе товаровъ по кiевско-балтской дорогѣ для одной Кiевской губернiи будетъ 10 милл пудовъ | Подольская губернiя доставляетъ къ Чорному морю самую лучшую пшеницу и кромѣ того какъ эта губернiя такъ и Волынская имѣютъ множество сахарныхъ заводовъ есть въ нихъ суконныя фабрики и кожевѣнные заводы | Такъ что если полагать на каждую изъ этихъ двухъ губернiй привоза и отвоза немного болѣе половины чѣмъ на Кiевскую т е въ сложности 12 милл пудовъ и тогда этотъ край доставитъ 22 милл пудовъ груза это такой запасъ какого едва ли можетъ ожидать какая-либо изъ нашихъ желѣзныхъ дорогъ когда и Николаевская послѣ 14 лѣтъ своего существованiя и при огромномъ ея движенiя перевезла въ 1863 году менѣе 30 мил пудовъ

| Чтобы показать что можетъ обещать балтско-кременчугская дорога г Чижовъ указываетъ что эту дорогу прямо охватываетъ сѣверная часть Херсонской губернiи населенная весьма слабо и юго-восточная Кiевской именно та изъ которой всего менѣе отпускается хлѣба въ Одессу | Въ подтвержденiе этого онъ ссылается на тѣ же свѣденiя объ отпускѣ хлѣбовъ въ Одессу въ 1847 г | изъ уѣздовъ Kieвской губернiи | Четвертей и пудовъ Изъ черкасскаго | 35,096 710 чигиринскаго 53,134 васильковскаго 55,934 7,900 звенигородскаго 60,394 бердичевскаго 80,394 4,891 таращанскаго 100,537 21,980 липовецкаго 116,781 12,823 уманьскаго 123,674 2,970 сквирскаго 138,886 6,600 | Черкасскiй и чигиринскiе уѣзды какъ видно отправляютъ всего менѣе хлѣбовъ въ Одессу а они то одни и лежать всего ближе къ дорогѣ балтско-кременчугской

| Чижовъ находитъ что ни полтавцы ни харьковцы не повезутъ по одесско-кременчугской дорогѣ свои произведенiя въ Одессу Полтавцамъ невыгодно будетъ везти туда пшеницу потому что провезши 555 верстъ и слѣдовательно заплативъ за провозъ въ 3 1/3 раза дороже чѣмъ жители окрестностей дороги они должны будутъ продавать свою пшеницу далеко худшую по достоинству гораздо дешевле | Шерсти же въ Одессѣ покупается весьма мало всего съ небольшимъ 300,000 пудовъ и она везется или прямо въ Австрiю или на сѣверъ въ Москву | А отъ Харькова до Одессы по направленiю балтско-кременчугской дороги было бы 675 верстъ по прямымъ путямъ между тѣми городами по которымъ должна пройти эта дорога | За 675 в по самой умѣренной цѣнѣ трудно брать менѣе 17 коп что съ нагрузкою и выгрузкою составитъ не менѣе 18 к съ пуда или около 1 р 80 к съ четверти пшеницы | Между тѣмъ отъ того же Харькова до главнѣйшихъ азовскихъ пристаней Таганрога и Бердянска тоже по прямому пути не болѣе 350 верстъ а до Марiуполя и того менѣe отъ южныхъ же уѣздовъ Харьковской губернiи далеко менѣе | За провозъ на волахъ здѣсь уже дорогая цѣна 15 коп съ пуда | Что же заставитъ харьковскихъ земледѣльцевъ платить дороже чтобъ везти хлѣбъ свой въ Одессу и встречать еще тамъ сильное соперничество въ хлѣбахъ юго-западнаго края тогда какъ въ портахъ Азовскаго моря давнымъ-давно сбываютъ ихъ произведенiя за ними собственно приѣзжаютъ туда корабли и ихъ именно требуютъ

| Этимъ оканчиваются соображенiя г Чижова при сравненiи участковъ балтско-кiевскаго съ балто-кременчугскимъ и затѣмъ онъ переходитъ уже къ соображенiямъ вообще о направленiи южной дороги въ этомъ отношенiи предметъ какъ намъ кажется уже достаточно исчерпанъ изложенными выше доводами двухъ спорившихъ сторонъ

| Нѣтъ сомнѣнiя что всѣ эти доводы всѣ эти печатно выраженныя мнѣнiя были въ виду правительства при окончательномъ разрѣшенiи дѣла но кромѣ этого правительство могло имѣть и свои частнымъ изслѣдователямъ недоступныя соображѣнiя по которымъ избрало нынѣ высочайше утвержденное направленiе желѣзнаго пути на югъ

| Что касается до значенiя Kieвa на этомъ пути въ oтношенiи политическомъ т е до необходимости тѣснѣйшаго сближенiя его съ великорусскими областями то во всякомъ случаѣ какъ-то не вѣрится чтобы историческая правда осталась навсегда безсильною и не восторжествовала надъ какими бы то ни было пришлыми продѣлками и интригами | Подумайте естественно ли это | Вотъ недавно въ газетахъ были приведены послѣднiя цифры кiевскаго населенiя тамъ изъ 68,424 жителей числится православныхъ 58,453 католиковъ 5,425 евреевъ 3,013 протестантовъ 1,063 далѣе незначительныя числа раскольниковъ 357 единовѣрцевъ 91 и магометанъ 22 | При такомъ громадномъ преобладанiи православнаго элемента со всѣми святыми преданiями матери городовъ русскихъ неужели возможно колебанiе куда тяготеть краю | Неужели не смѣшны были бы мечты ничтожнаго и жалкаго меньшинства если онѣ еще есть

| А что касается до смѣшного то оно часто таки попадается намъ съ тѣхъ поръ какъ съ усиленнымъ вниманiемъ устремились на насъ очи просвѣщоннаго запада а особенно когда благоволитъ онъ заглянуть въ глубь нашей современной или исторической жизни | На этотъ разъ самому святѣйшему отцу благоугодно было доставить русскимъ людямъ подобный предметъ для развлеченiя | Говорятъ что римская курiя отрыла въ исторiи что назадъ тому больше двухъ сотъ лѣтъ бѣлоруссъ Iосафатъ Кунцевичъ перешедшiй изъ православныхъ въ унiяты и сдѣлавшiйся архiепископомъ бѣлорусскимъ былъ убитъ жителями Витебска раздражонными черезъ-чуръ ревностными гоненiями его на православныхъ ради обращенiя ихъ въ унiю | Ну и разсудили отцы римскiе что почему жъ бы за такiе подвиги не произвести покойника во святые | Пусть будетъ святой мученикъ | Только услышалъ объ этомъ г Кояловичъ справился кой съ какими историческими документами и былъ столь нескроменъ что обнародовалъ изъ нихъ небольшiе отрывки | Напримѣръ въ прошенiи которое во дни apxieпископства Кунцевича православные Литовскаго княжества подали польскому сенату значутся слѣдующiя строки | А еще сохранилось письмецо литовскаго канцлера Льва Сапеги къ самому Iосафату гдѣ говорится | Ну еще ли это не святой | И какъ же не позабавиться его святѣйшеству когда пришолъ на память такой подходящiй покойникъ | Какъ разъ во время