[врм-1861-9-влн-8] Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Г–жа Кохановская и ее повести. // Время. - 1861. - Разд. Критическое обозрение. - Т. V. - № 9. - с. 20-33.
Смотреть оригинал Подробное описание эксперимента Легенда: "Достоевский" (92%), "50/50" (0%), "Григорьев" (7%)

| ЯВЛЕНІЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОПУЩЕННЫЯ НАШЕЙ КРИТИКОЙ

| Г ЖА КОХАНОВСКАЯ И ЕЯ ПОВЕСТИ

| Здѣсь русскій духъ здѣсь Русью пахнетъ

| Литература есть явленіе весьма сложное и многостороннее | Одна изъ необходимыхъ ея сторонъ рѣзко бросающаяся въ глаза состоитъ въ безпрерывныхъ неправильностяхъ и уклоненіяхъ | Не станемъ обманывать себя и скажемъ прямо что если есть во вселенной міръ фальшивыхъ явленій то этотъ міръ именно міръ литературы | Я не говорю о природѣ гдѣ все правильно и законно я беру въ соображеніе только сферы человѣческой дѣятельности | По самой сущности дѣла нельзя представить себѣ дѣятельности болѣе свободной въ уклоненіяхъ какъ дѣятельность литературная | Мечта фантазія самообольщеніе гдѣ все это возможнѣе чѣмъ въ литературѣ | Только въ литературѣ можно жить не касаясь нисколько земли прямо на облакахъ | Здѣсь область словъ и мыслей а не грубой дѣйствительности здѣсь чаще бываетъ просторъ всѣмъ увлеченіямъ всѣмъ прихотямъ всѣмъ обманамъ | Литераторы иногда краснобаи мечтатели | Они нерѣдко принимаютъ слова за дѣло мысль за чувства они часто живутъ въ воображаемомъ а не дѣйствительномъ мірѣ многія явленія имъ случается видѣть въ искажонномъ а не въ естественномъ видѣ | Какъ часто они преувеличиваютъ сантиментальничаютъ и вздыхаютъ тамъ гдѣ вовсе нѣтъ страданій смѣются и бранятся тамъ гдѣ нужно говорить серьозно | Они все идеализируютъ все сочиняютъ даже часто сочиняютъ самихъ себя они иногда воображаютъ что достаточно излагать благородныя мысли чтобы быть дѣйствительно благороднымъ что горя и пламенѣя на бумагѣ они и въ дѣйствительности пылаютъ

| И потому нигдѣ нѣтъ столько фальши столько пустого треска и шума столько мыльныхъ пузырей столько миражей и всякихъ оптическихъ обмановъ какъ въ литературѣ

| Говоримъ все это не съ тѣмъ чтобы бросить хотя малѣйшую тѣнь на литературу | Напротивъ если хотимъ сохранить уваженіе къ литературѣ если хотимъ не приходить въ уныніе отъ разныхъ ея фальшивыхъ явленій то намъ именно нужно вполнѣ убѣдиться въ ихъ необходимости неизбѣжности и научиться помимо ихъ находить и цѣнить истинныя явленія | Каковы бы ни были недостатки литературы они проистекаютъ изъ тѣхъ же благородныхъ источниковъ изъ которыхъ течетъ и ея живая вода | Великое дѣло жертвовать собою мысли даже мечтѣ даже созданію одного воображенія | Потомучто чаще всего человѣкъ поклоняется другимъ идоламъ видимымъ и осязаемымъ | Тутъ заблудиться трудно и немудрено что удаляясь отъ этой дѣйствительности люди часто блуждаютъ и гонятся за призраками | Чѣмъ дальше и труднѣе цѣль тѣмъ больше тѣхъ кто падаетъ на дорогѣ или пускается на ложный путь

| Притомъ литература въ себѣ же содержитъ и корень исцѣленія | Ей нимало не нужны и совершенно безполезны постороннія указки и помочи | У этихъ идеалистовъ литераторовъ чувство истины и красоты такъ тонко такъ раздражительно въ отношеніи къ уклоненіямъ что тоньше и раздражительнѣе оно не можетъ быть ни у какого посторонняго надзирателя | Если въ литературѣ не отзовется голосъ въ защиту попираемой истины или поруганнаго идеала то гдѣ же вы его найдете | Гдѣ же вы найдете голосъ не только довольно сильный но и настолько живой настолько воодушевленный и горячій чтобы онъ могъ дѣйствительно оборонить дѣло подвергающееся опасности

| Правда ли это однакоже | Правда ли то что литература всегда есть полная представительница умственнаго движенія народа | Можетъ быть и нѣтъ можетъ быть бываютъ случаи когда представительство совершается невполнѣ даже въ значительной степени невполнѣ | Но еслибы это и было то во всякомъ случаѣ поправить это дѣло довести представительство до нѣкотораго совершенства и можетъ литература и одна только она и можетъ | Потомучто она сама смотритъ за собою и если можетъ быть кто нибудь лучше ея видитъ какъ она дѣйствуетъ то поправить ея дѣйствіе можетъ только она сама когда сама же замѣтитъ свою неправильность

| И такъ дѣло ясное не можетъ быть ничего лучше какъ если литература дѣйствуетъ сознательно если она сама говоритъ о своихъ недостаткахъ сама замѣчаетъ свои уклоненія | Признаніе половина исправленія | Стремленіе къ дѣйствительности къ ясному сознанію своихъ отношеній къ возможно лучшему участію въ народной въ настоящей жизни есть также одно изъ литературныхъ мечтательныхъ стремленій особенно развившихся именно въ наши времена | Стремленіе сознать свое значеніе опредѣлить точно свою дѣятельность и ея смыслъ есть одно изъ лучшихъ проявленій литературы нашего времени | Толки о народности и толки о незрѣлости нашей литературы имѣютъ этотъ а не другой смыслъ | Литераторы стараются понять себя и свою дѣятельность | Если вслѣдствіе такого живо проснувшагося стремленія наступили у насъ раздумье безурядица хаосъ безтолочь если мы вздумали подвергать сомнѣнію значеніе даже такого свѣтозарнаго явленія какъ Пушкинъ если появились уродливѣйшія теоріи внутренняго приготовленія по которымъ поэзія есть суррогатъ дѣйствительности народъ уважающій свои преданія недоступенъ прогрессу и т д то все это мнѣ кажется показываетъ только наше желаніе найтись сознательно укрѣпиться на какой нибудь твердой опорѣ | Въ корнѣ самыхъ фальшивыхъ литературныхъ явленій всегда лежитъ истина

| Фальшь господствующая въ нашей критикѣ то есть во взглядѣ литературы на самое себя достигаетъ изумительныхъ размѣровъ | Предаваясь благороднѣйшимъ мечтамъ объ отдаленнѣйшихъ предметахъ мы не видимъ того что дѣлается прямо передъ нашими глазами | Чего же это не видятъ наши проницательные критики спроситъ читатель | Нашей изящной литературы отвѣтимъ мы | Не замѣчали ли вы что вниманія нашихъ критиковъ и рецензентовъ чаще всего удостоиваются пошлѣйшія произведенія какія только порождаетъ наша литература | Какое нибудь сочиненіе д ра Паневица какая нибудь пустѣйшая брошюрка или сборникъ стиховъ непремѣнно возбуждаютъ остроуміе нашей критики | Глумленіе идетъ нескончаемо и жаръ обличенія обнаруживается необыкновенный | Зато въ отношеніи къ тому что у насъ имѣетъ дѣйствительную цѣну что нужно любить холить критика слѣпа и глуха

| Хорошо быть чуткимъ и проницательнымъ въ какомъ нибудь отношеніи но изъ этого не слѣдуетъ чтобы хорошо было быть слѣпымъ въ какомъ нибудь другомъ отношеніи | Если у насъ есть что нибудь свое дѣйствительно вкоренившееся въ русскую почву дѣйствительно растущее и живое то прежде всего безъ сомнѣнія сюда принадлежитъ наша изящная творческая литература | Въ настоящее время эта литература представляетъ какъ намъ кажется особенно отрадное явленіе | Нѣтъ у насъ явленій достигающихъ крайнихъ предѣловъ величія но у насъ много замѣчательныхъ талантовъ и литература течетъ не маленькимъ ручейкомъ а широкою рѣкою | Въ ней уже не имѣетъ господства что нибудь фальшивое заносное реторическое выдуманное мы обладаемъ настоящею литературою нормальною неподдѣльною не сочиняемою а текущею прямо изъ живыхъ ключей истиннаго творчества | Истинно творческія явленія никогда не бываютъ и не будутъ исключительно господствующими ни въ какой литературѣ всегда въ большихъ размѣрахъ будетъ присутствовать примѣсь фальшивыхъ явленій | Но хорошо и то что истинно творческія явленія не составляютъ у насъ какъ бывало исключеній изъ общаго правила а вошли въ разрядъ обыкновенныхъ постоянныхъ фактовъ

| Каковы бы ни были впрочемъ размѣры этихъ постоянныхъ обыкновенныхъ фактовъ быть слѣпымъ въ отношеніи къ нимъ непростительно и не должно | Творческое произведеніе даже самое маленькое есть вещь до такой степени дорогая и прекрасная что можно только жалѣть о тѣхъ кто не умѣетъ ее цѣнить | Такое произведеніе есть нѣчто болѣе дѣйствительное болѣе живое болѣе правильное чѣмъ многое множество иныхъ краснорѣчивыхъ разглагольствій и смѣлѣйшихъ теорій | Творческое созданіе не есть мечта софизмъ миражъ оптическій обманъ оно есть дѣйствительный предметъ законно существующій въ себѣ самомъ носящій свое неотъемлемое право и оправданіе | Критика для такихъ созданій неопасна скорѣе они опасны для критики не критикъ ихъ судья а они судьи критика достоинство критика опредѣляется тѣмъ на сколько онъ понимаетъ ихъ достоинства

| Слѣдовательно критика неумѣющая цѣнить и понимать творческихъ произведеній не умѣетъ видѣть самой яркой дѣйствительности и если она открыто пренебрегаетъ ими то это признакъ что она все болѣе и болѣе витаетъ въ области грезъ и мечтаній

| Отсюда прямо слѣдуетъ что нужно говорить о повѣстяхъ г жи Кохановской

| Но прежде чѣмъ мы перейдемъ къ этимъ истинно творческимъ произведеніямъ читатели позволятъ намъ еще нѣсколько остановиться на общихъ размышленіяхъ о нашей критикѣ | Заговоривъ о ея слѣпотѣ о фальши которая въ ней господствуетъ мы воспользуемся случаемъ пояснить эти общія положенія частнымъ нагляднымъ примѣромъ | Мы возьмемъ его изъ многоученой книги изъ нашего Энциклопедическаго Словаря | Во второмъ его томѣ который вышелъ съ мѣсяцъ назадъ есть статья Аксаковъ | Не хотите ли посмотрѣть какъ оцѣнены въ немъ литературныя заслуги Сергѣя Аксакова | Любопытства ради выпишемъ это мѣсто цѣликомъ

| Критика наша еще не сказала послѣдняго слова о значеніи Аксакова и трудовъ его въ исторіи литературы | Первыя сочиненія его объ охотѣ и уженьи по своей спеціальности были замѣчены немногими | Масса публики даже жалѣла что мастерскія описанія и картины природы перемѣшаны въ этихъ произведеніяхъ съ техническими подробностями утомительными и непонятными для большинства | Успѣху Семейной Хроники много содѣйствовало время ея появленія 1856 годъ когда русская литература только что проснулась отъ долгаго бездѣйствія | Но и въ то время нашлись голоса въ журналистикѣ обвинявшіе автора если не въ сочувствіи его то по крайней мѣрѣ въ совершенномъ безучастіи къ такимъ личностямъ какъ Куролесовъ и даже самъ Багровъ обходившійся возмутительно съ своею женою и домашними | Петербургскіе журналы находили что невозможно было восхищаться подобнымъ характеромъ и главнымъ достоинствомъ разсказа считали типически вѣрное воспроизведеніе дѣйствительности | Московскіе органы гласности доводившіе поклоненіе Аксакову до высшей степени восторгались безусловно всякою строкою Хроники и не совсѣмъ ловко опровергали всѣмъ извѣстный фактъ что исторія семейства Багровыхъ была исторія дѣйствительно существовавшихъ лицъ | Полемика эта была впрочемъ непродолжительна и когда черезъ два года явилось продолженіе Хроники Дѣтскіе годы Багрова внука число хвалебныхъ статей объ этой книгѣ было значительно меньше | Стали находить

| въ ней длинноты скучныя повторенія | Сама публика встрѣтила книгу съ меньшимъ сочувствіемъ интересъ ея былъ замѣтно слабѣе | Когда же явились въ томъ же году разныя мелкія сочиненія автора Современникъ высказалъ прямо что видитъ во многихъ статьяхъ старческую болтовню и излишнее благоговѣніе автора передъ каждою строкою своихъ произведеній | Другіе журналы отозвались объ нихъ уклончиво болѣе изъ уваженія къ прежнимъ заслугамъ и личнымъ достоинствамъ писателя | Смерть его была встрѣчена съ сожалѣніемъ всѣми безъ различія взглядовъ потомучто литература теряла въ немъ благороднаго независимаго дѣятеля

| Хороша оцѣнка | Всего поразительнѣе конечно въ ней то что составитель ея слѣпо вѣритъ призрачному міру нашей критики | Мнѣнія онъ цѣнитъ кажется прямо по количеству страницъ на которыхъ они изложены и не можетъ себѣ представить чтобы гдѣ нибудь могли существовать истины кромѣ журналовъ а въ особенности кромѣ Современника | Все что говоритъ авторъ почти совершенно справедливо дѣйствительно такъ отнеслась критика къ Аксакову но сама эта критика была изъ рукъ вонъ слаба и несправедлива одного этого факта не замѣтилъ сотрудникъ Энциклопедическаго Словаря

| Чтобы не вдаваться въ подробный разборъ и выставить однакоже всю противоположность которая существуетъ между миражемъ нашей критики и дѣйствительнымъ положеніемъ дѣлъ въ литературѣ мы попробуемъ сами составить отзывъ объ Аксаковѣ въ паралель отзыву Энциклопедическаго Словаря | Разумѣется это будетъ только примѣръ чтобы показать что не только свѣту что въ окошкѣ

| Попробуйте сравнить

| Критика наша по недостатку въ послѣднее время критическихъ талантовъ не успѣла еще показать значенія Аксакова хотя онъ несомнѣнно занялъ высокое мѣсто въ нашей литературѣ | Уже его сочиненія объ охотѣ и уженьи были замѣчены многими | Не смотря на техническія подробности важныя для однихъ спеціалистовъ эти сочиненія читались всѣми потомучто главное ихъ достоинство состояло въ мастерскихъ картинахъ природы русской природы прочувствованной русскимъ человѣкомъ | Затѣмъ Семейная Хроника 1856 имѣла громадный и вполнѣ заслужонный успѣхъ | Только совершеннымъ отсутствіемъ глубокаго пониманія объясняется то что нашлись въ журналистикѣ голоса обвинявшіе автора то въ какомъ то безучастіи а то напротивъ въ сочувствіи къ такимъ лицамъ какъ Куролесовъ и Багровъ въ ихъ дурныхъ сторонахъ и поступкахъ | Этихъ критиковъ главнѣйшимъ образомъ кажется занималъ вопросъ что слѣдуетъ дѣлать щедро наградить или повѣсить Куролесова и Багрова и они были въ крайнемъ недоумѣніи что не смотря на типически вѣрное и глубокое изоображеніе дѣйствительности у Аксакова они не въ состояніи рѣшить такого простого и легкаго вопроса | Впрочемъ московскіе журналы отдали Аксакову слѣдующую ему дань похвалы и удивленія и когда петербургскіе журналы стали намекать что Хроника есть исторія дѣйствительно существовавшихъ лицъ справедливо замѣтили что не въ этомъ дѣло | Хроника есть безъ сомнѣнія главное произведеніе С Аксакова | Черезъ два года послѣ нея явились Дѣтскіе годы Багрова внука въ которыхъ проявился тотъ же талантъ хотя въ болѣе узкой рамкѣ | Современникъ не понимая всей прелести этой книги съ чрезвычайнымъ усердіемъ напалъ на нѣкоторыя ея длинноты и повторенія | Когда же явились въ томъ же году разныя мелкія сочиненія автора въ которыхъ главное мѣсто занимаютъ его Театральныя и литературныя воспоминанія Современникъ съ обычною смѣлостью и тонкостью нашолъ въ нихъ почти одну старческую болтовню и излишнее благоговѣніе автора передъ каждою строкою своихъ произведеній | Эта придирчивая и слѣпая критика не вызвала даже никакихъ опроверженій со стороны Москвы по той простой причинѣ что не стоила ихъ | Воспоминанія не смотря на малое историческое значеніе многихъ лицъ которыя въ нихъ дѣйствуютъ представляютъ удивительно живую картину и вполнѣ воскрешаютъ передъ нами какое бы ни было но все таки наше былое время | Какъ бы то ни было сочиненія С Аксакова признаны въ настоящее время классическими то есть поставлены общимъ мнѣніемъ наряду съ лучшими произведеніями въ нашей литературѣ | Преподаватели словесности повсюду употребляютъ ихъ въ школахъ какъ образцы для развитія ума и вкуса въ своихъ питомцахъ

| Такъ по нашему мнѣнію нужно бы было измѣнить отзывъ Словаря объ Аксаковѣ Аксаковъ какъ явленіе глубокое и огромное необходимо долженъ былъ стать камнемъ преткновенія для узкой и слабой критики и дѣйствительно эта критика запнулась за него и выказала на немъ свое безобразное безсиліе

| Вотъ фактъ нашей литературы вотъ что въ ней дѣйствительно случилось

| Изо всего этого слѣдуетъ что съ творческими произведеніями критика должна обращаться чрезвычайно осторожно | Они легко безъ нея обойдутся не смотря на придирки и нападки они найдутъ себѣ читателей которые вполнѣ оцѣнятъ ихъ достоинства | Повторимъ еще разъ критика обращаясь къ творческимъ произведеніямъ обращается къ дѣйствительности яркой незыблемой отъ нея независящей | Критика должна постоянно помнить что сдѣлаться фантазіею призракомъ миражемъ легче всего можетъ она сама критика а никакъ не предметъ ея изученія

| Говоримъ это потому что легкомысліе легкомысленное обращеніе съ предметами нашихъ рѣчей у насъ въ большомъ ходу | Мы все шумимъ все шалимъ и думаемъ про себя а что за бѣда | Бѣды то конечно мало да и толку то немного

| Серьозное и глубокое слово рѣдко слышится у насъ а между тѣмъ всѣ мы мастера на разныя дерзкія и самохвальныя рѣчи | Мы дескать всегда стоимъ за истину | Да спрашивается еще умѣете ли вы различать что истинно и что ложь | Мы всегда на сторонѣ прогресса | Да прежде всего прогрессъ то стоитъ ли на вашей сторонѣ | Мы за народъ | Да знаете ли вы хоть что нибудь о народѣ кромѣ того что у людей головы на плечахъ | Да умѣете ли вы еще любить вы которые торжественно заявляете о своей пламенной любви

| И такъ первое что надлежитъ имѣть всякому кто говоритъ объ истинѣ прогрессѣ народѣ есть глубочайшее благоговѣніе къ истинѣ прогрессу народу | У кого нѣтъ этого благоговѣнія кто не обнаруживаетъ смиренія передъ предметами о которыхъ говоритъ тотъ напрасно похваляется своею любовью къ разнымъ великимъ идеямъ

| Точно таково же должно быть отношеніе критика къ произведеніямъ о которыхъ онъ судитъ | Если онъ не обнаруживаетъ уваженія къ нимъ если въ немъ нѣтъ искренняго усердія и старанія проникнуть въ тайны творческихъ произведеній то онъ всуе будетъ произносить имя критики

| Такія рѣчи намъ кажется особенно умѣстны въ настоящемъ случаѣ когда мы собираемся говорить о г жѣ Кохановской | Тотъ кто сталъ бы смотрѣть на нихъ съ какими нибудь задними мыслями кто сталъ бы анализировать ихъ содержаніе съ цѣлью извлечь изъ него сухую формулу кто вздумалъ бы подвести ихъ подъ какую нибудь готовую мѣрку и тѣмъ порѣшить дѣло тотъ едва ли бы получилъ послѣ этихъ операцій значительный результатъ | Чѣмъ хороши немногія и необъемистыя произведенія г жи Кохановской | Глубокою мыслью | Современностью вопросовъ | Многостороннимъ и вѣрнымъ изображеніемъ какой нибудь жизни какой нибудь эпохи | Ничто подобное замѣтно не выступаетъ въ этихъ повѣстяхъ | Онѣ не рѣшаютъ ни нашихъ вопросовъ ничего не сравниваютъ и не противополагаютъ ни противъ чего не протестуютъ | Онѣ похожи на музыку на пѣсню | Такъ что критикъ одаренный смѣлостью и безбоязненно прилагающій къ творческимъ произведеніямъ свои разъ навсегда готовыя требованія легко можетъ вычеркнуть произведенія г жи Кохановской изъ числа замѣчательныхъ явленій

| Что мило что дорого намъ въ изящныхъ произведеніяхъ это легко чувствовать тому кто умѣетъ чувствовать но сказать всегда трудно | Согласитесь что самое сильное впечатлѣніе на васъ должно произвести то что повергаетъ васъ въ изумленіе что открываетъ передъ вами какую то безконечность что шевелитъ въ васъ не извѣстныя будничныя струны а именно струны таинственныя что будитъ въ васъ цѣлый міръ новаго и указываетъ вамъ на безпредѣльно далекій горизонтъ | Не то произведеніе хорошо которое только опредѣленно рѣшаетъ какой нибудь вопросъ которое только выражаетъ одну законченную мысль а то которое рѣшая вопросы и опредѣляя мысли въ тоже время даетъ вамъ чувствовать весь океанъ вопросовъ изъ которыхъ одинъ рѣшонъ и всю безконечность мыслей изъ которыхъ одна вами понята | Есть книги которыя будятъ мысль есть такія которыя ее усыпляютъ | Истинно творческія произведенія всегда представляютъ нѣчто оживляющее и освѣжающее тогда какъ могутъ быть и такія литературныя явленія которыя дурманятъ какъ бѣлена и усыпляютъ какъ опіумъ

| Каковы бы ни были достоинства формы и содержанія повѣстей г жи Кохановской онѣ преимущественно дороги намъ тѣмъ что въ нихъ вѣетъ свѣжій воздухъ что онѣ производятъ на насъ дѣйствіе бодрящее и освѣжающее | Онѣ исполнены поэзіи то есть того свѣта который неожиданно озаряетъ давно знакомые предметы и открываетъ намъ кроющуюся въ нихъ глубокую жизнь | Но кромѣ того эта поэзія имѣетъ для насъ еще какую то особенную привлекательность и понятность | Этотъ свѣтъ какъ будто имѣетъ особенный оттѣнокъ необыкновенно пріятный для насъ озаряющій міръ теплѣе и чище всякаго другого свѣта

| Если въ поэтическихъ произведеніяхъ возможна народная самобытность то безъ сомнѣнія только подъ тѣмъ условіемъ что каждому народу доступно въ поэзіи нѣчто особенное трудно понятное или можетъ быть вовсе непонятное другимъ народамъ | Дѣло однакоже не въ томъ чтобы имѣть что нибудь свое особенное другимъ недоступное дѣло въ томъ чтобы это свое стало понятнымъ особенное стало общечеловѣческимъ | Въ своемъ частномъ нужно открыть общее самобытная народная поэзія возможна не потому что другимъ народамъ недоступно это общее а потому что они не могутъ открыть его въ этомъ частномъ | Общее же безсильно и ничтожно какъ скоро оно не въ силахъ озарить собою частнаго намъ нужна своя поэзія потомучто поэзія другихъ народовъ насъ не удовлетворяетъ чужая поэзія остается для насъ общимъ не проникающимъ въ нашу частную индивидуальную народную жизнь

| Вотъ почему мы съ необыкновенною радостью встрѣчаемъ всѣ произведенія отъ которыхъ вѣетъ нашей народной особенностью | Въ поэзіи какъ и во всемъ передъ нами находится далекій и свѣтлый идеалъ и мы часто готовы судить о произведеніяхъ поэзіи не по ихъ внутренней цѣльной гармоніи а по тѣмъ отрывочнымъ намекамъ которые указываютъ намъ на нашъ дорогой идеалъ | Въ такихъ намекахъ состоитъ главная привлекательность произведеній г жи Кохановской | Отъ нихъ вѣетъ русскимъ духомъ русскою жизнью

| Русская жизнь отзывается хотя и не выражается вполнѣ прибавляемъ это для ясности въ нихъ своими положительными сторонами | У насъ есть писатели которые съ несравненно большимъ искусствомъ съ несравненно большею силою раскрываютъ намъ народную жизнь ихъ образы многостороннѣе опредѣленнѣе крѣпче чѣмъ лица г жи Кохановской но эти образы не того разряда котораго мы ищемъ и ожидаемъ | Мы ждемъ все еще другихъ образовъ а въ тѣхъ которые уже даны намъ радуемся надеждѣ на эти будущія созданія | Лица же г жи Кохановской хотя болѣе блѣдныя суть именно наши желанные образы положительныя лица нашей жизни | Это тѣ лица на которыхъ можетъ вполнѣ раскрыться наша поэзія въ которыхъ можетъ вполнѣ выразиться наша народная жизнь

| Въ этомъ отношеніи произведенія г жи Кохановской могутъ быть поставлены въ одинъ разрядъ съ немногими явленіями нашей литературы | Сюда мы относимъ напримѣръ Хронику С Аксакова и нѣкоторыя произведенія Пушкина изъ которыхъ главное Капитанская дочка | Все это суть разсказы въ которыхъ художникъ прямо относится къ жизни то есть гдѣ онъ нисколько не сомнѣвается въ присутствіи идеаловъ въ этой жизни гдѣ онъ умѣетъ видѣть эти идеалы и просто разсказываетъ о томъ какъ они проявились какъ обнаружилось въ людяхъ и въ жизни то чему всѣ должны поклоняться что несомнѣнно свято и дорого всѣмъ | При этомъ проявленія могутъ быть и незначительны и даже очень просты но вся ихъ цѣна заключается въ томъ великомъ что проявилось | Что за герои Маша и Гриневъ въ Капитанской дочкѣ | Но намъ дорога та почва на которой они живутъ то святое и великое что инстинктивно живетъ въ нихъ и дѣлаетъ ихъ простыми но истинными людьми и притомъ русскими людьми

| Русская поэзія должна возрастать на почвѣ русской жизни | Между тѣмъ наша настоящая нынѣшняя жизнь какъ это давно было сказано раздвоена не имѣетъ цѣльности необходимой для того чтобы быть плодотворною почвою | Въ каждомъ изъ насъ два человѣка одинъ русскій нѣчто въ родѣ Бѣлкина и другой европеецъ нѣчто въ родѣ Гамлета принца датскаго | Мы одинаково способны и производить такія вещи и восхищаться такими вещами какъ Каменный гость и Капитанская дочка | Тургеневъ поэтъ современной жизни озаряетъ намъ всѣ тайны этого раздвоенія этой борьбы и совмѣщенія элементовъ не успѣвшихъ еще придти въ равновѣсіе и согласіе | Писатели же которые ищутъ цѣльныхъ почвенныхъ натуръ необходимо должны были отступить или отъ настоящаго времени или отъ полнаго круга настоящей русской жизни | Капитанская дочка по своему времени принадлежитъ къ той же эпохѣ какъ и Семейная Хроника | Островскій преимущественно любитъ кругъ купечества котораго внутренно еще не касается наше раздвоеніе

| Точно такъ и г жа Кохановская въ своихъ разсказахъ или отодвигается назадъ во времена Екатерины или уходитъ въ глухія мѣста въ городки и помѣстья затерянные въ нашей широкой Россіи и живущіе еще нетронутою народною жизнью | Здѣсь поэта лицомъ къ лицу встрѣтила сама русская поэзія встрѣтили русскія пѣсни такъ глубоко проникающія народную жизнь такъ ярко освѣщающія ее для того кто умѣетъ ихъ понимать | Пѣсни эти самородки чистаго золота составляютъ почти постоянный элементъ повѣстей г жи Кохановской | Лица этихъ повѣстей живутъ тою жизнью обнаруживаютъ тотъ взглядъ на міръ какой выразился въ народныхъ пѣсняхъ составляющихъ неотъемлемую принадлежность жизни этихъ лицъ | Герои и героини г жи Кохановской мастера пѣть а если не пѣть то вполнѣ сочувствовать пѣнію другихъ

| Такимъ образомъ передъ нами открывается свѣтлый міръ въ которомъ сама поэзія есть одинъ изъ главныхъ элементовъ и занимаетъ мѣсто необходимо принадлежащее ей въ гармоническомъ кругу жизни | Содержаніе этой жизни такъ же просто какъ содержаніе пѣсенъ родственныя привязанности хозяйственныя хлопоты веселье съ тѣми же пѣснями бракъ рожденіе смерть и память о милыхъ мертвыхъ | Все тоже что вездѣ творится подъ солнцемъ но все это освѣщено русскою душою прочувствовано русскимъ сердцемъ | Завязкою драмы обыкновенно служитъ семейный деспотизмъ крупная черта нашей жизни | Если хотите вѣдь это тоже вѣчная борьба постоянный драматическій элементъ человѣческой жизни вообще | Глубокое семейное чувство не можетъ не приходить въ столкновеніе и борьбу съ тѣмъ что его нарушаетъ съ новою любовью съ образованіемъ новой семьи

| Семейный деспотизмъ у г жи Кохановской смѣло является въ свѣтлыхъ краскахъ и это вовсе не вслѣдствіе какихъ нибудь заднихъ мыслей что главное | Онъ дѣйствительно можетъ имѣть свѣтлыя краски | Деспотизмъ какъ и эгоизмъ какъ и самолюбіе составляетъ въ основаніи все таки проявленіе личности | Любовь можетъ служить основою деспотизма точно также какъ желаніе болѣе высокихъ силъ и дѣйствій основою самолюбія | Грубая форма можетъ быть всегда прощена сердцемъ какъ скоро она вся проникнута своимъ прекраснымъ содержаніемъ хотя разумѣется даже и простившій не можетъ согласиться на законность ея всегдашняго существованія

| Нравоученіе изъ этого всего то что дикія формы не должны закрывать отъ насъ истиннаго своего содержанія | Г жа Кохановская какъ поэтъ свѣтлой стороны жизни необходимо должна была показать намъ во многихъ случаяхъ всю несущественность формы передъ содержаніемъ | Среди видимаго страха деспотизма насилія какимъ свѣтлымъ ключемъ течетъ у нея внутренняя жизнь людей | Эта жизнь такъ же крѣпка и здорова какъ крѣпки и здоровы были эти люди среди тысячи неудобствъ и излишествъ | Въ разсказѣ Послѣ обѣда въ гостяхъ повидимому все сводится на заданную тему | Любовь Архиповна прямо хочетъ доказать своею исторіею что въ случаѣ разлада между мужемъ и женою всегда жена виновата | Конечно такъ она и думала такъ и будетъ внушать всѣмъ кому можетъ | Между тѣмъ самый разсказъ полный глубокой жизни совершенно ускользаетъ отъ всякой общей формулы и не имѣетъ въ себѣ и тѣни чего нибудь оправдывающаго супружескій деспотизмъ | Люди эти признавали разныя правила подчинялись извѣстнымъ предразсудкамъ дурно распредѣляли между собою власть дурно понимали свои отношенія | Но все это покрыто все сглажено все искуплено ихъ живыми привязанностями ихъ способностью любить ихъ глубоко чувствующимъ сердцемъ которое наконецъ примиряетъ ихъ между собою и даетъ имъ годы истиннаго счастья | Внѣшняя жизнь со всѣмъ ея разнообразіемъ и безобразіемъ является здѣсь просто какъ случай для обнаруженія тѣхъ или другихъ чувствъ сердечныя же чувства оказываются истиннымъ содержаніемъ жизни

| Понятно что чѣмъ глубже поэтъ смотритъ на жизнь чѣмъ меньше онъ останавливается на одной поверхности явленій тѣмъ вѣрнѣе струны которыя онъ беретъ и тѣмъ прозрачнѣе озаряется жизнь | Все грязное нечистое безобразное легко бросается въ глаза его видятъ и не художники и часто принимаются рисовать съ него хаотическія картины и мрачныя карикатуры | Только художникъ способенъ уловить живую душу этихъ явленій и только художникъ можетъ видѣть глубокій свѣтъ который иногда горитъ среди этого мрака

| Но видѣть чувствовать еще мало нужно еще возсоздать жизнь съ ея плотью и кровью нужно чтобы пониманіе перешло въ дѣло и чувство въ созданіе | Всѣ наши симпатіи на сторонѣ г жи Кохановской мы вполнѣ сочувствуемъ всему чему она сочувствуетъ въ своихъ образахъ | Но полны ли и реальны ли эти образы другой вопросъ | По нашему мнѣнію у г жи Кохановской есть только одно вполнѣ безукоризненное произведеніе именно Послѣ обѣда въ гостяхъ | Здѣсь мѣра почти вполнѣ соблюдена не только картина приходится по рамкѣ но здѣсь дано надлежащее мѣсто и мрачной сторонѣ и комизму жизни | Свѣтлый тонъ и краткость всего разсказа совершенно естественны потомучто разсказъ есть воспоминаніе и ведется отъ лица героини

| Не то въ другихъ разсказахъ | Въ Гайкѣ объемъ не соотвѣтствуетъ содержанію | Какъ ни хороши пани воеводша ея дочка и женихъ ея дочки эти образы не довольно полны не имѣютъ такого обилія реальныхъ чертъ чтобы занять столько мѣста | Отсюда повторенія длинноты и всякія кудрявости которыя нимало не украшаютъ а только обременяютъ картину

| Въ разсказѣ Изъ провинціальной галлереи портретовъ нѣтъ никакой растянутости но зато краски выходятъ слишкомъ свѣтлы и черты слишкомъ общи | Какъ будто сама это чувствуя г жа Кохановская называетъ эту повѣсть сказкою о богатырѣ Гаврилѣ Михайловичѣ | Во всемъ тонѣ этой сказки слышна какая то напряжонность какія то лишнія размахиванія и вскрикиванія

| А между тѣмъ какое чудное содержаніе | Мы переносимся въ другой вѣкъ въ другой міръ въ жизнь тѣхъ людей которыхъ рождали во время пѣсенъ и пляски и которые умирали своею смертью | Эта жизнь сложилась крѣпко имѣла незыблемый строй твердыя начала признаваемыя за неподверженныя сомнѣнію святыни | На такой твердой почвѣ развертывалась тогда индивидуальная жизнь и посмотрите какъ она была полна и прекрасна | Даже деспотизмъ семейный деспотизмъ помѣщицкій не мѣшалъ ей потомучто принимался за явленіе нормальное

| Особенно замѣчательны въ этой повѣсти отношенія между отцомъ дочерью и женихомъ отношенія мастерски схваченныя | Женихъ которому отказалъ отецъ невѣсты является однакоже къ нему въ домъ

| Извините меня Гаврила Михайловичъ развязно говорилъ онъ | Я совсѣмъ было не думалъ заѣзжать къ вамъ и сами вы знаете не съ руки мнѣ да вотъ проѣзжая увидѣлъ въ окно Анну Гавриловну и какъ я самъ здѣсь вы меня не спрашивайте

| Приборъ сказалъ Гаврило Михайловичъ не спрашивая и сажая за обѣдъ гостя

| Такимъ образомъ дѣло идетъ на чистоту | Два деспота ведутъ борьбу лицомъ къ лицу какъ будто вполнѣ сознавая что ихъ воля не имѣетъ никакого права совершенно помѣшать естественному ходу вещей | Гаврила Михайлычъ даже ничего не говоритъ своей дочери положимъ это слишкомъ | Но вѣрная та черта что онъ ея не пугаетъ не внушаетъ ей повиновенія правамъ отца онъ такъ ее любитъ что не можетъ этого сдѣлать и молча признаетъ за нею право противодѣйствовать своей власти | Дѣло идетъ просто о томъ чья возьметъ и чья возьметъ тотъ и правъ | Нельзя не видѣть что это очень послѣдовательно

| Деспотизмъ здѣсь получаетъ совершенно внѣшнее значеніе какъ явленіе уже само собою потерявшее свою существенность | Драмы собственно здѣсь не выходитъ такъ какъ она вышла въ исторіи Любови Архиповны | Существеннымъ въ исторіи Гаврила Михайлыча остались простыя семейныя отношенія глубокая любовь между членами семьи слегка взволновавшаяся а потомъ расширяющаяся прибытіемъ новыхъ членовъ

| Съ сочувствіемъ глядя на этотъ міръ уже прожитой уже исчезнувшій мы конечно не получаемъ желанія возвратиться къ его отношеніямъ къ его формамъ и нравамъ | Чему же мы сочувствуемъ | Неужели семейному деспотизму | Конечно нѣтъ | Но самое сочувствіе наше уже показываетъ что есть въ этомъ мірѣ черты намъ родственныя что сохранились въ насъ самихъ живыя нити связывающія насъ съ этимъ міромъ что въ этомъ мірѣ была и любовь | Таково напримѣръ крѣпкое семейное начало | Оно такъ глубоко залегло въ природу русскаго человѣка что какія бы формы ни принимало какимъ бы колебаніямъ ни подвергалось безъ сомнѣнія навсегда сохранитъ надъ нами свою силу именно потому что главное его основаніе не въ формѣ ни даже въ преданіи а въ любви

| Въ заключеніе скажемъ что разсказы г жи Кохановской писаны прекраснымъ и своеобразнымъ языкомъ | Вполнѣ знакомая съ народною рѣчью она почерпнула изъ нея для своихъ разсказовъ богатство силу и свѣжесть выраженія | Очень жаль что въ нѣкоторыхъ случаяхъ эти прекрасныя свойства переходятъ въ вычурность и кудреватость и слѣдовательно совершенно теряются | Намъ кажется что г жѣ Кохановской нѣтъ никакой нужды насиловать себя ни въ изобрѣтеніи ни въ изложеніи | При ея глубокомъ талантѣ ей вовсе ненужно еще особенно стараться быть народною писать чрезвычайно порусски | Она можетъ какъ мы думаемъ дать себѣ полную свободу и писать что пишется | А что бы она ни написала все будетъ въ чисто народномъ духѣ и будетъ звучать чисто народнымъ языкомъ

| Безъ сомнѣнія мы еще неразъ встрѣтимся съ произведеніями г жи Кохановской отъ которой многаго ожидаемъ | Мы надѣемся при другомъ случаѣ поговорить о ней подробнѣе а теперь ограничиваемся этимъ легкимъ очеркомъ

| Просимъ заметить что мы говоримъ вообще | Въ этомъ общемъ смысле слова наши столько же прямо относятся къ г Аскоченскому какъ и ко всякому другому