[врм-1861-3-влн-191] Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой // Время. - 1861. - Разд. Критическое обозрение. - Т. II. - № 3. - с. 60-73.
Смотреть оригинал Подробное описание эксперимента Легенда: "Достоевский" (22%), "50/50" (2%), "Григорьев" (75%)

| ЯВЛЕНIЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ пропущенныя нашей критикой

| Рѣшаясь открыть въ журналѣ нашемъ особый хотя конечно не непремѣнный отдѣлъ оцѣнки литературныхъ явленiй или вовсе пропущенныхъ или мало оцѣненныхъ современною критикою мы не имѣемъ кажется нужды заявлять что при всей нашей вѣрѣ въ искусство при всѣхъ требованiяхъ отъ литературныхъ произведенiй художественности мы нисколько не противъ современности стремленiй искусства и литературы | Мы высказались на счетъ этого вопроса съ подробностью и ясностью достаточными кажется для того чтобы не быть заподозрѣнными въ какой-либо враждѣ противъ современности въ желанiи противоборствовать обличительному и вообще дидактическому роду литературы въ намѣренiяхъ возвышать какiя-либо произведенiя въ которыхъ преобладаетъ форма передъ другими въ которыхъ преобладаетъ мысль

| Не въ укоръ также и современной критикѣ открываемъ мы этотъ отдѣлъ | Право критики интересоваться въ особенности произведенiями въ которыхъ при извѣстной красотѣ формы захвачены и животрепещущiе вопросы времени мы признаемъ безспорнымъ | Признаемъ также и временную законность увлеченiй критики произведенiями въ которыхъ рѣзкая постановка какой-либо общественной или нравственной мысли хотя бы и въ весьма недостаточныхъ или ошибочныхъ формахъ подаетъ поводъ къ возбужденiю или разъясненiю тѣхъ или другихъ насущныхъ вопросовъ жизни но съ тѣмъ конечно ограниченiемъ что критику увлекающуюся такими явленiями относимъ уже не къ литературѣ а къ политикѣ политической экономiи или эфикѣ | Къ этимъ же областямъ собственно относятся и произведенiя безъ художественной формы | Въ бывалыя времена всякiй умный многомыслившiй и многожившiй человѣкъ передавалъ свои душевные или жизненные опыты въ формахъ различныхъ maximes caractéres memoires излагалъ вопросы возбужденные въ немъ окружающею жизнью рѣшенные или нерѣшенные въ формѣ discours traité и т д | И въ бывалыя времена все это читалось | Въ наше время общественные ли вопросы нравственныя ли задачи душевныя ли опыты стремятся воплотиться въ общедоступныя и общезанимательныя формы повѣсти романа и т д | Этимъ объясняется обилiе въ наше время весьма умныхъ произведенiй въ этой формѣ не имѣющихъ ничего общаго съ искусствомъ а между-тѣмъ сильно заинтересовывающихъ литературную критику | Увлеченiе критики вопросами которые поднимаются такими произведенiями заставляетъ ее часто пропускать безъ вниманiя другiя въ которыхъ вопросы поставлены менѣе рѣзко и менѣе очевидно

| Отъ этого происходитъ то что нерѣдко помимо критики ибо не одна же критика руководитъ читающую массу выростаютъ литературныя имена и извѣстности читаются да еще какъ читаются произведенiя о которыхъ критика если не совсѣмъ молчала то не сказала ни одного дѣльнаго и руководящаго слова

| Хотите примѣровъ

| Развѣ не безъ малѣйшаго участiя критики выросли въ теченiе пятнадцати лѣтъ имена такихъ въ высокой степени даровитыхъ поэтовъ какъ напримѣръ имена Полонскаго и Мея | Что эти имена общеизвѣстны и справедливо общеизвѣстны что читающая масса мы ужасно не любимъ звать ее публикой знаетъ имъ цѣну это фактъ | Что критика объ одномъ изъ нихъ о Полонскомъ не говорила вовсе ничего кромѣ нѣсколькихъ казенно-пышныхъ строкъ въ разборахъ книжекъ журналовъ въ которыхъ печатались его стихотворенiя не опредѣлила ни отличительныхъ свойствъ его таланта ни значенiя этого таланта это фактъ | Начиная съ первой да и то крайне жолчной и несправедливой статейки въ Отечественныхъ Запискахъ 1845 года статейки неизвѣстно почему признававшей въ Гаммахъ нашего поэта преобладанiе таланта передъ умомъ и даже на счетъ ума вы ничего не найдете о Полонскомъ кромѣ общихъ хвалебныхъ фразъ въ теченiе пятнадцати лѣтъ | Что касается до Мея то объ немъ и явилась пожалуй статья разбору его въ особенности посвященная но лучше бы она и не являлась | Неизвѣстный рецензентъ Русскаго Слова 1859 года вдругъ принялся разсматривать Мея какъ поэта субъективнаго и написавши много страницъ въ доказательство того что въ стихотворенiяхъ Мея не уловить никакой личности одну страничку посвятилъ легкому упоминанiю о языкѣ Мея и о его объективности въ поэтическомъ воспроизведенiи нашего сказочнаго мiра народнаго быта и т д | Мудрено ли послѣ этого что россiйская академiя заказала статью о Псковитянкѣ и что статья не поспѣла къ сроку премiй | Талантъ Мея выросъ помимо опредѣленiй критики прiобрѣлъ значенiе и извѣстность даже болѣе чѣмъ извѣстность популярность и весьма значительную помимо критики

| Вотъ на первый разъ два имени литературныхъ несомнѣнно значительныхъ въ которыхъ критика нисколько не виновата | О Майковѣ съ разу написалъ Бѣлинскiй и какъ всегда такъ крѣпко благословилъ тогда еще новое яркое дарованiе что съ его легкой руки оно опредѣлилось и узаконилось въ литературѣ | О Фетѣ благословенномъ тоже Бѣлинскимъ писали большiя статьи и покойный Кудрявцевъ и А Григорьевъ и г Боткинъ Фета наконецъ непристойно бранятъ въ послѣднее время и подвижники утилитарныхъ теорiй и мелкiе фельетонисты и пародируютъ его разные поэты | Но ничего рѣшительно ничего не говорила критика о Полонскомъ и Меѣ | точно ей никакого дѣла до нихъ не было хотя ни тотъ ни другой не ниже ни Майкова ни Фета ни Огарева хотя тотъ и другой имѣютъ за себя довольно долгую дѣятельность и хотя эта дѣятельность у того и у другого совершенно оригинальна совершенно не похожа на чью-либо другую дѣятельность

| Оставимъ пока въ сторонѣ Мея ибо намъ придется еще говорить скоро и говорить можетъ быть не мало и о немъ и его талантѣ по поводу Псковитянки принадлежащей къ числу незамѣченныхъ нашей критикой произведенiя | Постараемся вникнуть въ причины молчанiя критики о Полонскомъ молчанiя чрезвычайно страннаго потомучто всѣ интересующiеся русской литературой читатели и знаютъ и любятъ и высоко цѣнятъ звуки этой задушевно-глубокой симпатичной и вмѣстѣ скромной своеобразной въ высшей степени лиры

| Причины

| Причины очень понятны и глубоокомысленно отыскивать ихъ нечего | Въ 1845 году когда развелось большое количество поэтовъ

| Про гордое свое страданье

| Взывающихъ къ вѣкамъ

| поэтовъ изъ которыхъ каждый думалъ продолжать дѣло рано угасшаго Лермонтова нисколько не думая о томъ что Лермонтовъ можетъ быть вовсе бы не такъ продолжалъ свое дѣло какъ началъ въ это напряжонное и отрицательное время Полонскiй явился съ своими совершенно-искренними наивными мечтательными Гаммами и разсказывалъ въ нихъ вовсе не про гордыя страданья не посылалъ никакихъ проклятiй | И сколько прелестныхъ милыхъ вещей было въ этихъ гаммахъ вещей которыя только сначала прошли какъ-будто незамѣтными Статуя Ночка въ колыбель младенца и проч и проч а потомъ тихо прiобрѣли себѣ право гражданства | Затѣмъ Полонскiй появлялся изрѣдка въ журналахъ напечаталъ на Кавказѣ тоненькую книжку Сазандарь изъ которой три четверти надобно было бы выкинутъ но въ которой за то четверть была чистое золото напечаталъ весьма дикую драму о Дареджанѣ съ удивительными поэтическими проблесками и отъ 1852 до 1857 года опять изрѣдка бросалъ въ журналы стихотворенiя то превосходныя то посредственныя | Вышла наконец книжка его стихотворенiй небольшая но изъ которой все таки половину надобно было бы выкинуть | Книжка распространила въ читающей массѣ прелестныя и глубокiя въ своей наивности произведенiя а критика пребывала относительно ихъ въ молчанiи | Въ 1859 году появилась еще маленькая книжечка его стихотворенiй и въ мартовской книжкѣ Русскаго Слова его шутка-поэма Кузнечикъ | Вспомните что въ это время выходилъ Обломовъ притупившiй перья нашей критики | Когда ей было заниматься шуткой наивнаго поэта | Что ей было за дѣло что образы этой глубокой поэтической шутки стояли тверже на своихъ крохотныхъ лапкахъ чѣмъ Обломовъ и Штольцъ на своихъ ногахъ

| Не подумайте пожалуйста что мы говоря о Полонскомъ думали сколько-нибудь о разборѣ его произведенiй | Разобрать Полонскаго отъ его своеобразныхъ фантазiй въ родѣ фантастическаго сна раскидывающагося передъ воображенiемъ въ туманную ночь которая мутно глядитъ подъ рогожу кибитки отъ его мечтанiй уловляющихъ то что ускользаетъ повидимому отъ опредѣленiя тѣни ночи которыя пришли и встали | создали мiръ видѣнiй и потомъ покачнулись до его тихо-страстнаго упоенiя комичной красотою отъ его дерзостей въ родѣ воспоминанiй о тѣхъ дняхъ какъ онъ былъ соловьемъ | до цѣлаго полнаго жизни радужнаго сверкающаго свѣтляками фантастически-узорчатаго мiра его Кузнечика также точно не легко какъ разбирать мiросозерцанiе Тютчева облеченное въ причудливыя или колоссальныя формы также не легко какъ вообще не легко разбирать всякаго истиннаго своеобразнаго поэта принадлежащаго къ разряду такъ называемыхъ второстепенныхъ | О генiяхъ о людяхъ какъ Пушкинъ или о великихъ талантахъ создавшихъ эпохи какъ Гоголь говорить или очень легко если есть охота повторять то что говорено уже многими или очень трудно если хочешь сказать что-нибудь свое | Но объ этихъ второстепенныхъ талантахъ будь это Тютчевъ Полонскiй Фетъ даже уныло-однообразный на одной струнѣ играющiй Огаревъ рѣшительно ничего не скажешь если не войдешь самъ въ ихъ особенный прихотливо-своеобразный мiръ и не введешь въ этотъ мiръ читателя

| Мы хотѣли только указать точнѣе на Полонскаго какъ на несомнѣнный фактъ нашей литературы утвердившiйся помимо критики какъ на блестящее имя созданное силой одного таланта и силой сочувствiя читающей массы

| А мало ли именъ кромѣ Полонскаго и Мея приведенныхъ нами читающая масса знаетъ помимо критики именъ не столь яркихъ но весьма почтенныхъ

| Есть напримѣръ талантъ котораго произведенiя появлялись и въ Библiотекѣ для Чтенiя и въ Отечественныхъ Запискахъ и въ Русскомъ Вѣстникѣ и вездѣ конечно приняты будутъ съ почетомъ но о которомъ не сказано тоже опредѣляющихъ словъ критикою | Мы говоримъ объ авторѣ Одарки Квочки Москвитянинъ 1849 г Квартета Библiотека для чтенiя 1852 г Лакея сосѣда тамъ же 1858 г Записокъ мелкотравчатаго Библiотека для чтенiя и Русское слово 1859 г Притона Отечественныя Записки 1859 Амазонки Русскiй Вѣстникъ 1860 г Талантливость этого писателя признана была съ появленiя его Одарки Квочки но ни одно изъ послѣдующихъ его произведенiй съ ихъ оригинальными достоинствами и оригинальными же недостатками не вызвало со стороны нашей критики никакой оцѣнки когда даже въ тѣхъ изъ нихъ которыя представляютъ хаотическую смѣсь таланта съ замѣчательнымъ безвкусiемъ и наивнѣйшею безтактностью какъ въ Запискахъ мелкотравчатаго Амазонкѣ талантъ увлекаетъ васъ и крѣпкою постановкою типовъ и удивительными картинами природы и кипучею жизнью

| И вотъ опять помимо критики растетъ литературное имя въ читающей массѣ | И большому но странному таланту критика не указываетъ на его недостатки | И талантъ по всей вѣроятности такъ и застарѣетъ въ своихъ недостаткахъ

| А мало ли наконецъ произведенiй еще безыменныхъ или такихъ съ которыми имена авторовъ еще не соединяются необходимо въ памяти читателей но между-тѣмъ замѣчательныхъ гораздо болѣе чѣмъ многiя произведенiя съ именами отъ нихъ не отдѣлимыми | Богъ знаетъ что еще будетъ съ ихъ авторами | Бывали же и могутъ быть авторы одной книги одного произведенiя | Произведенiе можетъ быть въ высокой степени художественнымъ а изъ автора можетъ ничего не выйдти | Производить въ генiи и даже въ таланты за одно произведенiе если оно не Вечера на хуторѣ не Горе отъ ума не Свои люди сочтемся конечно смѣшно и даже вредно но вправѣ ли критика молчать о талантливыхъ произведенiяхъ потому только что они принадлежатъ неизвѣстнымъ или начинающимъ авторамъ | Должна ли она выжидать отъ нихъ другихъ произведенiй | И начиная съ котораго съ третьяго четвертаго или десятаго что ли можетъ она говорить объ авторѣ | Вѣдь пока она будетъ выжидать опять пожалуй помимо ея вѣдома выростетъ литературное имя | Да если и не выростетъ то все таки вправѣ ли она пропустить произведенiе сколько-нибудь замѣчательное чье бы оно ни было

| Вотъ почему мы рѣшились смѣло заявлять свое сочувствiе ко всему что покажется намъ по крайнему разумѣнiю литературно-замѣчательнымъ въ настоящемъ и будущемъ и очищать тоже по крайнему разумѣнiю всѣ недоимки въ прошедшемъ хоть бы даже за пять или болѣе лѣтъ | Лучше поздно чѣмъ никогда

| На первый разъ мы выбрали предметомъ для бесѣды нашей съ читателями небольшой разсказъ Лѣсъ напечатанный въ мартовской книжкѣ Отечественныхъ Записокъ прошлаго года и подписанный буквами Н Д Разсказъ этотъ очень коротенькiй не болѣе 48 страницъ принадлежащiй явнымъ образомъ писателю начинающему или по крайней мѣрѣ еще очень молодому носитъ на себѣ такiе признаки самобытнаго и въ высокой степени симпатическаго таланта что по истинѣ изумляешься тому равнодушiю съ которымъ пропустила его критика | Правда что разсказъ не имѣетъ никакой занозы не носитъ на себѣ обличительнаго характера но съ другой стороны взглядъ автора на жизнь и отношенiе его къ изобрѣтаемымъ имъ типамъ вполнѣ правильной вполнѣ современной нисколько не расходящiйся съ общимъ направленiемъ нашей эпохи | Въ разсказѣ г Н Д | поражаетъ премущественно читателя чего именно почти не найдешь въ современныхъ разсказахъ даже даровитыхъ писателей то что находишь у одного Тургенева за что Тургеневу прощаешь всѣ его недостатки и что между-тѣмъ у г Н Д | нисколько не