Собр. соч.: В 8 т. 1861 г. Т. 8. Англiйскiй шлюпъ Гардiанъ, командиръ Райо, съ экипажемъ въ 123 челов?ка и 25–ю ссылочными, которыхъ поручено было ему отвезти въ Ботани–Бей, подошелъ по пути къ огромной пловучей льдин?, чтобы недостатокъ пр?сной воды зам?нить льдомъ. Кончивъ это, шлюпъ снялся съ дрейфа, но ударился на ходу носомъ о подводную часть льдины, которая подъ водою выдавалась далеко въ сторону. Судно оборотилось отъ удара задомъ на передъ, и опять ударилось, при сильномъ волненiи, кормой, которою и стало на льду. Поставивъ вс? паруса и переславъ людей на бакъ, капитанъ тотчасъ сошелъ со льду, но при бывшемъ сильномъ волненiи уже вышибло руль и раскачало ахтеръ–штевень, такъ, что вода полилась ключемъ: въ трюм? оказалось 6 футовъ воды, а зат?мъ, хотя вс? помпы пущены были въ ходъ, постоянно прибывала и черезъ сутки было 10 футъ. Сбросили за бортъ скотъ, бывшiй на шлюп? и кормъ для него, равно другiя тяжести, — пробились еще сутки, выбились изъ силъ и ожидали одной гибели. Команда, послушная во всемъ, стала просить командира спасаться на гребныхъ судахъ. Обсудивъ, что шлюпъ безъ руля и съ такою течью долженъ вскор? потонуть, но что всей команды нельзя пом?стить на гребныхъ судахъ, если не затопить ихъ, лейтенантъ Райо объяснилъ это экипажу и сказавъ, что самъ остается на шлюп?, вызывалъ къ себ? охотниковъ, а прочимъ дозволилъ спустить гребныя суда и искать спасенiя. Онъ былъ такъ спокоенъ духомъ, что ожидая самъ съ часу на часъ смерти и отпуская часть команды и офицеровъ на шлюпкахъ, выдалъ имъ свид?тельство къ англiйскому начальству, гд? хвалилъ послушанiе и покорность ихъ, удостов?рялъ, что они отправились съ его позволенiя и просилъ, если самъ онъ погибнетъ, не оставить мать его и сестру. На трехъ гребныхъ судахъ пом?стилась только треть команды — яликъ же разбило у борта — прочiе остались съ командиромъ на шлюп?, сказавъ что хотятъ съ нимъ жить и умереть. Сколько изв?стно, одинъ только ялъ, изъ трехъ, спасся, встр?тивъ, ровно черезъ м?сяцъ французскаго купца, который принялъ людей; остальныя гребныя суда пропали безъ в?сти. Между т?мъ на шлюп? командиръ разд?лилъ людей къ работамъ, посм?нно, назначивъ имъ нужный отдыхъ; одна часть спасала провизiю отъ потопа, облегчала шлюпъ, скидывая все лишнее въ море; другiе отливали воду, а плотники возились около руля. И Богъ услышалъ молитвы ихъ: голландскiй пакетботъ, шедшiй изъ Батавiи, увидалъ б?дствующихъ, подошелъ на помощь, а какъ погода смягчилась, то усп?ли исправиться и при пособiи пакетбота, который не отлучался бол?е отъ шлюпа, онъ прошелъ 1200 миль и прибылъ со всею командою благополучно на мысъ Доброй–Надежды. Корабль Король Георгъ. Судьба стопушечнаго англiйскаго корабля Король Георгъ зам?чательна: не погибъ онъ и экипажъ его въ сраженiи, отъ непрiятельскихъ ядеръ, и не былъ разбитъ въ бурную ночь о подводныя каменья; онъ пошелъ ко дну, отъ непростительной оплошности, среди б?лаго дня, въ ясную и тихую погоду, на рейд? портсмутскомъ, среди множества свид?телей на другихъ судахъ, которыя большею частiю опоздали помощiю. Это случилось въ 1782 году, 19 августа. Король Георгъ воротился изъ крейсерства съ небольшою течью, которая открылась футахъ въ двухъ подъ ватерлинiею. Поэтому не сочли нужнымъ вводить корабль въ докъ, а чтобы не терять времени принялись за д?ло тотчасъ, на рейд?. Для этого приказали вдвинуть вс? пушки одного лага, и выдвинуть ихъ съ другаго. Распоряжался тимерманъ; корабль накренился сильно, такъ что худое м?сто все вышло наружу; — но вскор? зам?тили, что корабль вовсе ложится на одинъ бокъ; команда об?дала, когда вдругъ ударили тревогу; позабыли заткнуть шпигаты нижняго дека, и вода лилась руслами въ корабль! Бросились къ пушкамъ — но уже никто не могъ стоять на палубахъ, вс? тяжести упали на одну сторону, порты легли на воду и въ минуту стопушечный корабль, стоя спокойно на якор?, пошелъ ко дну! На немъ было въ это время бол?е 1200 челов?къ, въ томъ числ? много женщинъ и д?тей. Со вс?хъ судовъ тотчасъ же бросились гребныя суда на помощь, но н?сколько времени не было возможности подойти къ водовороту, который образовался на м?ст? потонувшаго корабля: провiантское судно, родъ большаго крытаго барказа, стоявшее въ это время подл? Короля Георга, утащило въ водоворотъ этотъ и часть людей на немъ также потонула. Въ пучин? все кип?ло, какъ въ котл?, и сотни людей, хватаясь то за разныя плывущiя вещи, вымытыя водою изъ корабля, то другъ за друга, тонули сами и топили другихъ. Спасено было до 300 челов?къ, а до 900 погибло. Гротъ–марсъ затонувшаго корабля, ставшаго опять на киль, когда весь наполнился водой и пришелъ на дно моря, — гротъ–марсъ виденъ былъ надъ водой еще черезъ 18 л?тъ.