Свалки на морѣ.
Всякъ изъ насъ знаетъ, видѣлъ самъ, либо слышалъ, о бѣдствiяхъ, гдѣ суда, свалившись по оплошности, погибали; но каждый изъ насъ знаетъ только два, три такихъ случая — а сколько ихъ бываетъ всего, коли сосчитать на всѣхъ моряхъ? Ихъ бываетъ много, и такъ–то много, что и сказать страшно; а такъ какъ по большей части бѣдствiя эти случаются отъ того, что часовой, которому велѣно смотрѣть впередъ, дремлетъ, либо зѣваетъ, то и не худо сдѣлать здѣсь выписку о такихъ случаяхъ и, глядя на цыфры эти, казниться.
Въ пять лѣтъ съ 1845 по 1849, оглашено 3,016 свалокъ; это выходитъ слишкомъ по 600 въ годъ или безъ малаго по два на день! Изъ этого числа погибло въ морѣ, отъ свалки, круглымъ числомъ по 56 судовъ въ годъ — стало быть болѣе чѣмъ по одному судну въ недѣлю.
Шутка подумать, что день денской на морѣ суда сталкиваются, то въ туманъ, то ночью, и что изъ нихъ каждую недѣлю по одному и по два идутъ ко дну! А сколько такихъ случаевъ остаются въ безгласности! Сколько судовъ, то парусныхъ, то паровыхъ, сталкиваются и расходятся, или одно изъ нихъ идетъ ко дну и никто объ этомъ не узнаетъ!
Вотъ какъ важна должность баковаго матроса, или форъ–марсоваго, которому поручено смотрѣть впередъ! Вотъ сколько у него можетъ быть на совѣсти, сколько душъ можетъ онъ погубить, вздремнувъ или зазѣвавшись.