Кривотолкъ.
Всякъ человѣкъ ложь, и мы тожъ! Такъ говорятъ люди въ оправданiе неправды своей. Но это кривотолкъ: пословица эта не для того сложена, чтобы разрѣшить насъ во лжи и неправдѣ; пословица эта сложена въ духѣ смиренiя и кротости, она говоритъ тоже, что: одинъ Богъ безъ грѣха, бабинъ сынъ не безъ грѣха; она сложена для того, чтобы мы прощали другъ друга, а не сами себя. Если товарищъ обидѣлъ или оболгалъ меня и покаялся, то я прощаю его, говоря: Всякъ человѣкъ ложь, и мы тожъ; Богъ съ тобой, не обижай впередъ никого, а обидишь, повинись.
А кто прилагаетъ эту пословицу къ себѣ, тотъ, какъ журавль, межи не знаетъ, а черезъ шагаетъ; онъ говоритъ еще: живутъ же люди неправдой — такъ и намъ не лопнуть стать. Вотъ какъ одинъ кривотолкъ доводитъ до другаго! И эту пословицу сложили люди на смѣхъ и стыдъ тѣмъ, которые живутъ въ неправдѣ — а эти обрадовались ей, да и приняли, словно прямое и путное слово. Вѣдь сказалъ же цыганъ, что краденая кобыла невпримѣръ дешевле купленной приходится, такъ для чего бы намъ и не воровать! — Говорятъ: кто укралъ, на томъ одинъ грѣхъ; а у кого украли, на томъ десять. Къ чему это сказано? Къ тому, чтобы стереглись люди отъ поклепу; кого обокрали, тотъ клеплетъ въ бѣдахъ и сердцахъ всякаго и конечно грѣшитъ этимъ; а мнѣ случалось слышать, что воръ примѣнялъ кривотолкомъ пословицу эту къ себѣ и говорилъ: на мнѣ меньше грѣха, чѣмъ на томъ, кого я обокралъ!
Къ доброму мостись, отъ худаго пяться; ищи добра, а худое само придетъ. Дѣй добро, и жди добра: лучше самъ потерпи, а другаго не обидь; легче быть въ обидѣ, чѣмъ обидчикомъ. Добрымъ путемъ Богъ правитъ. Намъ добро никому не зло — то законное житье.