Первый корабль. Собр. соч.: В 8 т. 1861 г. Т. 8.
Въ 1697 году Царь Петръ Великiй, находясь въ Голландiи для личнаго изученiя корабельнаго мастерства, заложилъ своими руками и строилъ съ помощiю взятыхъ имъ съ собою изъ Россiи дворянъ и голландскихъ плотниковъ, 60–ти пушечный корабль, длиною во 100 фунтовъ, во имя Петра и Павла. Онъ былъ спущенъ, вооруженъ, оснащенъ и отправленъ въ Архангельскъ — тогда еще у насъ балтiйскаго поморья не было, оно было шведское — и этотъ корабль, къ которому царь ходилъ на работу съ топоромъ за–поясомъ, былъ первый русскiй военный линейный корабль.
Но первые корабли русской постройки сдѣланы были въ Воронежѣ, на верфи, основанной въ 1694 году; въ 1696 первая донская флотилiя, спущенная на воду, состояла изъ 2 военныхъ кораблей, 25 галеръ, 2 галеасовъ и 4 брандеровъ, и изъ Воронежа прошла Дономъ въ Азовское море. 40–ка пушечный фрегатъ Ластка въ 1699 году былъ первымъ нашимъ военнымъ судномъ на Черномъ морѣ; онъ отвезъ русскаго посла, думнаго дьяка Емельяна Украинцова, въ Царь–Градъ и нечаяннымъ появленiемъ своимъ тамъ перепугалъ турокъ и надѣлалъ много тревоги.
Послѣ Воронежа, верфь заложена была въ Брянскѣ, потомъ, для каспiйскаго флота, въ Нижнемъ; затѣмъ, послѣ завоеванiя Невы и основанiя сѣверной столицы, Петръ Великiй въ 1704 году началъ тамъ строить суда; а въ тоже время корабли строились въ Архангельскѣ и покупались у англичанъ и голландцевъ.
Такимъ образомъ прозорливый царь въ нѣсколько лѣтъ создалъ гребной и парусный флоты на всѣхъ сопредѣльныхъ намъ моряхъ, видя, что безъ этого пособiя не быть у насъ свободной торговли, ни даже крѣпости государству. Только съ этого времени Россiя стала выходить изъ подъ зависимости Швецiи и Турцiи, а вскорѣ сдѣлалась и побѣдительницей надъ ними.