Первый салютъ.
Въ 1716 году царь Петръ Великiй, создатель флота нашего, прибылъ въ Копенгагенъ съ молодымъ флотомъ своимъ изъ 16 кораблей, 5 фрегатовъ и 45–ти галеръ. Для начала, сила изрядная! Въ это время находились тамъ, кромѣ эскадры датской, также англiйская и голландская, которыя пришли вразумить шведскаго короля Карла ХII, разбитаго уже окончательно русскими и на сухомъ пути и на морѣ. Требуя отъ всѣхъ народовъ помощи противу Петра I и не получая ея ни отъ кого, онъ до того озлобился, что сталъ брать съ моря безъ разбора торговыя суда всѣхъ народовъ. Это въ сторону — а дѣло въ томъ, что въ это время флотъ нашъ впервые былъ встрѣченъ салютомъ съ эскадръ трехъ державъ, а въ томъ числѣ, въ первый разъ, и англiйской. Царь до того былъ радостенъ и доволенъ, что сказалъ: «Благодарю Бога, что Онъ далъ мнѣ дожить до морскаго салюта отъ учителей моихъ, голландцевъ и англичанъ, и что не стыдно мнѣ имъ отвѣтить!»
Но этого мало; Петру Великому предстояла еще почесть небывалая: соединенныя эскадры положили вывести до сотни купецкихъ кораблей разныхъ государствъ подъ конвоемъ своимъ изъ Копенгагена и охранить ихъ отъ ограбленiя шведами. Адмиралы просили царя нашего принять на себя званiе главнокомандующаго соединеннаго флота, и онъ писалъ графу Апраксину: «Посылаю ордеръ баталiи, сколько воинскихъ соединеннаго флота кораблей подъ штандартомъ россiйскимъ и сколько купецкихъ подъ конвоемъ; чаю, ваша милость сiе прочетши, пословицу свою не забудетъ, что отъ роду первые.»
5–го Августа 1716 года Петръ Великiй поднялъ на кораблѣ своемъ «Ингерманландѣ» штандартъ при девяти пушечныхъ выстрѣлахъ; англiйскiй адмиралъ отсалютовалъ 21, а голландскiй и датскiй 27–ю выстрѣлами, причемъ датская эскадра, въ знакъ уваженiя своего, опустила до низу флаги и вымпела. Великiй адмиралъ отвѣтилъ 21 выстрѣломъ и сдѣлалъ сигналъ: сняться съ–якоря.
Весь флотъ этотъ состоялъ изъ 21 русскихъ судовъ — не считая галеръ, — 16 кораблей и 3 фрегатовъ англiйскихъ, 16 кораблей и 3 фрегатовъ датскихъ и 25 голландскихъ, всего 84. Царь дѣлалъ подъ островомъ Борнгольмомъ ученье и эволюцiи всему соединенному флоту и сердце его радовалось, когда видѣлъ, что молодая морская сила его мало въ чемъ уступаетъ старымъ и опытнымъ флотамъ.
Проводивъ благополучно купецкiй флотъ, но не встрѣтивъ шведовъ, царь 14–го спустилъ при общемъ салютѣ штандартъ свой и, сдѣлавъ всѣ нужныя распоряженiя, отправился въ поморяны.
Въ память этого событiя, столь радостнаго и необыкновеннаго, выбита была медаль, у которой на одной сторонѣ изображена глава царя на пьедесталѣ, окруженная военными доспѣхами, съ надписью: Петръ Великiй Всероссiйскiй. 1716 годъ; а на другой сторонѣ Нептунъ на колесницѣ, запряженной двумя морскими конями, съ русскимъ штандартомъ, англiйскимъ, датскимъ и голландскимъ флагами, и съ надписью: Владычествуетъ четырьмя. При Борнгольмѣ.
Кромѣ того, это начальство соединенными флотами ознаменовано еще было принятiемъ въ число русскихъ флаговъ, англiйскаго жакета, или того пестраго четыреугольника, который находится въ верхнемъ углу обыкновеннаго кормоваго флага военныхъ и купеческихъ судовъ Англiи и означаетъ соединенiе трехъ королевствъ, ее составляющихъ. Адмиралъ Норрисъ поднесъ государю флагъ свой при этомъ случаѣ и Его Величество, измѣнивъ только въ рисункѣ флага синiй крестъ, идущiй отъ средины каждой стороны, на крестъ съ угла на уголъ, или андреевскiй, далъ ему названiе гюйса и повелѣлъ, по примѣру англичанъ, подымать его на всѣхъ приморскихъ укрѣпленiяхъ и на носовой части военныхъ судовъ, для такого же означенiя ихъ крѣпостями плавающими.