УЧИТЕЛЬ.
_____
Журналъ для наставниковъ, родителей и всѣхъ,
желающихъ заниматься воспитаниемъ
и обученіемъ дѣтей.
Также все, что говорится въ
журналѣ “Учитель” о народной школѣ, кажется намъ
совершенно неудобопримѣнимымъ на нашей русской почвѣ. По мнѣнію журнала
“Учитель”, нужно прежде всего познакомить учениковъ съ предметами,
ежеминутно ими видимыми, да на этомъ, пожалуй, и
кончить. Какъ такъ? Это
чтобы мужикъ, нашъ добрый,
любопытный мужикъ, удовольствовался какими-то жалкими изверженіями нашихъ познаній? Мнѣ кажется, ему прежде
всего нужно разсказать о томъ,
чего онъ не видалъ никогда:
это пробудитъ его фантазію,
а фантазія пробудитъ и пониманіе всего того, что онъ видитъ. Всякое короткое знакомство съ
предметомъ убиваетъ фантазію, дѣлаетъ
ее невозможною. Изъ-за чего же мы убьемъ
человѣческую фантазію
какою-нибудь чумичкою или какими-нибудь онучами? Намъ хорошо коротко знакомиться съ
предметами; но сколько и изъ
насъ, понаучившись
кое-чему, думаютъ, что они уже все узнали, не смотря
на то, что можно бы, кажется, догадаться, сколько есть неузнаннаго,
темнаго; — да столько, что мы ничего почти еще
не знаемъ близко–то очень.
Самое важное, научить человѣка блуждать умомъ
за горами, за долами; а потомъ уже объяснить ему, что
и подъ носомъ у него происходятъ вещи довольно любопытныя.
Ужь тогда онъ никакъ не задеретъ носа нѣмецкимъ колонистомъ, и не
скажетъ, что онъ пріѣхалъ учить варваровъ, пріѣхавши сѣять картофель въ
незнакомое мѣсто.
Но, въ журналѣ “Учитель” замѣтно
необычайное стремленіе приблизить россійскій народъ къ нѣмецкому
началу; онъ для этого на послѣднихъ
своихъ страничкахъ не лѣнится даже рисовать цѣлые
ряды шляпъ, удочекъ, уточекъ, кувшинчиковъ, въ разномъ количествѣ,
для нагляднаго обученія арифметикѣ, и Богъ знаетъ на какія хитрости поднимается
онъ для развитія въ дѣтяхъ
мысли. А штука самая простая: дѣти,
ростущія между взрослыми, развиваются раньше и быстрѣе, потомучто, какъ бы ни были глупы эти взрослые, ребенку безпрестанно приходится слышать вещи непонятныя,
и маленькая его мысль возбуждается къ дѣятельности, дѣти, удаляемыя отъ взрослыхъ,
выходятъ всегда мало развитыми, за немногими исключеніями, да и тамъ,
обыкновенно, кухня имѣетъ на нихъ вліяніе и возбуждаетъ ихъ любопытство. И ужь тутъ, рѣшительно, и дешево и мило, потомучто ребенокъ все-таки не можетъ зайдти дальше самого себя,
и всегда возьметъ то, что ему удобопонятнѣе;
а мысль не дремлетъ. И развитіе
происходитъ многостороннее. И отъ
родителей развѣ только можно еще потребовать,
чтобы они не запрещали ребенку обращаться къ нимъ съ вопросами. Даже на самые
эти вопросы отвѣчать
логично нѣтъ надобности: какъ
удобнѣе, такъ и отвѣтилъ. Пускай ребенокъ самъ ищетъ отвѣтовъ на свои вопросы въ
самыхъ дальнѣйшихъ разговорахъ большихъ; это приучитъ его къ вниманію и къ соображенію,
и искуственно ничего лучше этого не сдѣлаешь. Я рекомендую перечесть мемуары всѣхъ великихъ людей, и я увѣренъ (я всѣхъ не перечелъ), что тамъ, въ большей части случаевъ, встрѣтится это воспитаніе. Мнѣ кажется, этимъ только
можно объяснить чрезвычайное развитіе, не въ примѣръ сильнѣе нашего, въ деревенскихъ ребятишкахъ. А потомъ съ лѣтами это развитіе у нихъ
глохнетъ, потомучто дальше идти нельзя: ничего не слышать болѣе
серьёзнаго — все одно и тоже.
Мы отъ журнала
“Учитель” именно и ожидали этого. Мы ожидали отъ него прежде всего мемуаровъ, серьёзныхъ, честныхъ, безъ блестокъ: всѣ даровитѣйшіе люди
приняли бы тогда въ этомъ участіе. А сколько готовыхъ
статей изъ иностранныхъ литературъ: каждый геній, каждый талантъ оставилъ кое-что о детствѣ своемъ; а политическіе люди, а вдохновенные романы и повѣсти? Неужели гг. Паульсонъ
и Вессель думаютъ, что въ ихъ нравоучительныхъ
повѣстяхъ больше смысла и важности, нежели
напр., въ исповѣди Жанъ-Жака Руссо, въ разсказахъ Гейне о своемъ дѣтствѣ, въ серьёзныхъ уголовныхъ
процессахъ, гдѣ
всегда добираются адвокаты и судьи до дѣтства,
ища въ немъ обвиненія или оправданія
подсудимому? Но какой-то школьный духъ
царитъ у насъ во всемъ, и никому въ голову серьёзныхъ мыслей
не приходитъ.
Все является какимъ-то
слабымъ, доморощеннымъ, такъ что читаешь и смѣешься,
а потомъ грустно дѣлается. Дѣти какія-то толкуютъ обо всемъ: все хитрятъ, въ свои силы не вѣря, бояся насмѣшки, не вѣря въ публику, думая, что
ее все-таки поднадуть надо; что она не пойметъ хорошаго; что для нея лучше
похуже.
Да и сами–то себя надуваютъ.
Каждый журналъ начинаетъ съ объявленія, “что въ публикѣ–де чувствуется потребность и т. д. или такъ называемый пробѣлъ”.
Оставьте вы публику въ покоѣ.
Публика прежде всего чувствуетъ потребность въ томъ, чтобы ей служили только чувствующіе въ себѣ потребность служить ей; а потомъ,
чтобы каждый служилъ ей именно тѣмъ
дѣломъ, служба
которому составляетъ также точно неминучую
потребность собственной души его; другими словами: для службы публикѣ требуется кое-что еще, кромѣ
усердія.