[грж-1873-18-днв-165] Дневник писателя. Ряженый // Гражданин. - 1873. - № 18. - с. 533-538.
[Текст импортирован из файла]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ДНЕВНИКЪ ПИСАТЕЛЯ

| Ряженый

| Кто тебя

| Въ Русскомъ Мiрѣ появилась на меня ругательная замѣтка | Ни на одну ругательную статью я не отвѣчаю на эту отвѣчу по нѣкоторымъ соображенiямъ а по какимъ выяснится впродолженiе отвѣта

| И во первыхъ дѣло въ томъ что ругатель мой духовное лицо съ этой стороны менѣе всего ждалъ нападенiя | Замѣтка подписана | Свящ П Касторскiй | Чтò такое Свящ | Священникъ | Чтò можетъ означать это сокращенiе кромѣ священникъ | Тѣмъ болѣе что и рѣчь о церковномъ предметѣ | Въ Гражданина напечатана была повѣсть г Недолина Дьячокъ | Ну вотъ объ ней то и дѣло

| Вотъ эта замѣтка

| Холостыя понятiя о женатомъ монахѣ

| Священнослужители и церковники весьма нерѣдко въ наше время бываютъ избираемы нашими повѣствователями и романистами въ герои своихъ повѣствованiй еще чаще они появляются тамъ въ качествѣ вводныхъ такъ-сказать аксесуарныхъ лицъ | Это и прекрасно что ихъ описываютъ въ духовномъ быту очень много типическихъ лицъ и почему ихъ не изображать съ ихъ добрыми и худыми сторонами | Недавнiй успѣхъ Записокъ причетника въ Отечественныхъ Запискахъ и потомъ еще большiй успѣхъ Соборянъ въ Русскомъ Вѣстникѣ показываютъ какъ много интереса могутъ возбуждать въ обществѣ художественныя изображенiя бытовой среды нашего клира | Оба названныя произведенiя представляли нашихъ клировыхъ людей съ разныхъ точекъ зрѣнiя и оба они прочитаны со вниманiемъ и съ удовольствiемъ | А почему | потому что они написаны хорошо художественно и съ знанiемъ дѣла | Но совсѣмъ не то выходитъ когда по подражательности или по чему нибудь другому напримѣръ по самонадѣянности или по легкомыслiю за это дѣло берутся люди которые не имѣютъ о немъ никакого понятiя | Они только конфузятъ себя и вредятъ дѣлу устанавливая на него ложные взгляды а потому проходить такiя вредныя покушенiя карикатурить бытъ нашего духовенства невозможно и я вслѣдъ за псаломщикомъ недавно замѣтившимъ въ Русскомъ Мiрѣ невѣжество писателя Достоевскаго насчетъ пѣвчихъ не могу промолчать о еще болѣе грубомъ смѣшномъ и непростительномъ невѣжествѣ обличенномъ опять въ томъ же журналѣ Гражданинъ подъ которымъ подписывается редакторомъ тотъ же г Достоевскiй

| Остановимся пока тутъ | Чтò значитъ вслѣдъ за псаломщикомъ обличившимъ въ Русскомъ Мiрѣ невѣжество писателя Достоевскаго Не читалъ | И опять Русскiй Мiръ Отыскиваю дѣйствительно есть обличенiе подписано Псаломщикъ | Посмотримъ чтò такое

| О пѣвческой ливреѣ

| Письмо въ редакцiю

| Въ журнала Гражданинъ марта мнѣ случилось прочесть статью г

| Достоевскаго по поводу академической художественной выставки | Г Достоевскiй трактуя въ этой статьѣ о псаломщикахъ изображенныхъ художникомъ Маковскимъ написалъ такiя строки Все это господа въ офицiальныхъ костюмахъ съ гладко-гладко выбритыми подбородками | Правда и всѣ пѣвчiе надѣваютъ такiе костюмы лишь по службѣ и искони надѣваютъ такiе костюмы и искони такъ велось съ патрiархальныхъ временъ

| Прервемъ на минуту во первыхъ такой глупой фразы у меня совсѣмъ нѣтъ | У меня написано Правда и всѣ пѣвчiе надѣваютъ такiе костюмы лишь по службѣ и искони такъ велось съ патрiархальныхъ временъ а это совсѣмъ другое

| Продолжаемъ выписку

| Это неосновательно ни искони ни съ патрiархальныхъ временъ клировые пѣвцы въ русской церкви никогда не надѣвали на себя такихъ костюмовъ въ какихъ мы видимъ ихъ нынѣ и въ какихъ псаломщики изображены въ картинѣ г Маковскаго | Эта ливрея есть позднѣйшее позаимствованiе взятое съ Запада или точнѣе сказать изъ Польши и въ числѣ достопочтенныхъ iерарховъ нашей церкви было и есть не мало такихъ которые находятъ этотъ ливрейный маскарадъ неумѣстнымъ и пѣвцы состоящихъ при нихъ хоровъ поютъ въ обыкновенныхъ черныхъ сюртукахъ что конечно гораздо скромнѣе и пристойнѣе нольскаго контуша | Искони же во времена патрiархальныя пѣвцы пѣли стоя въ длинныхъ черныхъ азямахъ и непремѣнно съ лѣстовками въ рукѣ также точно стоятъ пѣвцы и нынѣ въ церквахъ единовѣрцевъ и моленныхъ раскольниковъ

| NB | Выходитъ пожалуй что у насъ въ теперешнихъ православныхъ храмахъ пѣвчiе поютъ сидя | Свѣдущаго человѣка всегда полезно выслушать

| Опасаясь есть чего дабы черезъ невѣдующее слово г Достоевскаго не укрѣплялось неосновательное мнѣнiе насчетъ этихъ ливрей землетрясенiе будетъ отъ этого что-ли которыя давно бы пора перекроить на русскiй ладъ я имѣю честь просить редакцiю Русскаго Мiра дать мѣсто этимъ краткимъ строкамъ моимъ

| Псаломщикъ

| Вотъ эта замѣтка псаломщика на которую ссылается свящ | Касторскiй | Прежде чѣмъ будемъ продолжать Касторскаго кончимъ съ псаломщикомъ

| Чего вы разсердились г псаломщикъ | Вы указываете ошибку и учите а между тѣмъ ошибаетесь сами | Вы говорите Это неосновательно ни искони ни съ патрiархальныхъ временъ клировые пѣвцы въ русской церкви никогда не надѣвали на себя такихъ костюмовъ Какъ такъ | Почему это неосновательно | Почему нельзя сказать искони и съ патрiархальныхъ временъ | Что же они вчера что-ли такъ одѣлись | Вѣдь по крайней мѣрѣ при пра-пра-прадѣдахъ | Съ насупившимся видомъ глубокаго историка вы являетесь насъ поправлять а между тѣмъ сами ничего не говорите точнаго | Ждешь что глубокiй историкъ съ точностiю опредѣлитъ время годъ а пожалуй и день когда клиръ въ первый разъ одѣлся въ эти костюмы а вы послѣ всего что натрубили довольствуетесь вялой догадкой Это-де у насъ съ польскаго и только | А звону-то звону-то

| Вы только отвѣтьте г псаломщикъ кàкъ по вашему польское влiянiе отразившееся одновременно у насъ на очень многомъ и даже вотъ на клирѣ давно оно было по вашему или всего только третьяго дня | Такъ почему же ради всего сколько нибудь толковаго нельзя выразиться что искони такъ велось съ патрiархальныхъ временъ | Не только съ патрiархальныхъ но почти съ патрiаршими временами это соприкасается

| Эти костюмы или подобные имъ появились съ Петра Великаго стало быть почти соприкасались со временами патрiаршими немногаго не достало | Развѣ это недавно | Нельзя что-ли сказать искони | или съ патрiархальныхъ временъ | Если же я въ статьѣ моей и самъ не опредѣлилъ съ историческою точностiю съ какого именно времени наши пѣвчiе въ эти костюмы одѣваются то потому что и намѣренiя сего не питалъ и цѣли такой не имѣлъ а единственно хотѣлъ выразить что заведено это очень давно такъ давно что всегда можно выразиться искони и это всякiй пойметъ кто прочтетъ статью мою | Не про Димитрiя Донскаго время я говорилъ и не про Ярославово | Я хотѣлъ сказать что очень давно и ничего больше

| Но довольно съ ученымъ псаломщикомъ | Выскочилъ намахалъ руками и ничего не вышло | По крайней мѣрѣ этотъ выразился вѣжливо Опасаясь дескать дабы черезъ невѣдующее слово г Достоевскаго и т д | Но свящ Касторскiй разомъ перескакиваетъ предѣлы поставленные псаломщикомъ | Рѣзвый человѣкъ | Невѣжество писателя Достоевскаго насчетъ пѣвчихъ | Не могу промолчать о еще болѣе грубомъ смѣшномъ и непростительномъ невѣжествѣ обличенномъ опять въ томъ же журналѣ Гражданинъ подъ которымъ подписывается редакторомъ тотъ же г Достоевскiй

| Подумаешь чтó за страшныя преступленiя натворилъ этотъ Достоевскiй простить даже невозможно | Духовное лицо которое казалось должно бы быть сама любовь и то простить не въ состоянiи | Но однако какое же это невѣжество | Въ чемъ дѣло | Нечего дѣлать выпишемъ всего Касторскаго угостимъ читателей | Зачѣмъ хорошаго по немножку | Чѣмъ больше его тѣмъ лучше вотъ моя мысль

| Въ журнала Гражданинъ вышедшемъ сего апрѣля напечатанъ Дьячокъ Разсказъ въ прiятельскомъ кругу г Недолина | Разсказъ этотъ имѣетъ самое ложное и невозможное основанiе въ немъ представленъ голосистый дьячокъ котораго бьетъ его жена и бьетъ его такъ усердно и жестоко что онъ отъ ея побоевъ сбѣгаетъ въ монастырь гдѣ и обрекъ себя Господу и не долженъ больше ни о чемъ земномъ думать | Онъ остается въ монастырской оградѣ а долго бившая его жена его дьячиха стоитъ за оградою онъ тамъ звонко распѣваетъ переложенiе псалма

| И святъ о Боже твой избранникъ

| Мечемъ ли руку ополчитъ

| Велѣнiй Господа посланникъ

| Онъ исполина сокрушитъ

| А покинутая жена опять стоитъ у монастырской ограды и приложивъ свою пылавшую голову къ монастырской стѣнѣ плачетъ и проситъ выманить къ ней опредѣлившагося въ монастырь мужа съ тѣмъ что она будетъ ему рабой и собакой | Но мужъ не вышелъ и такъ и умеръ въ монастырѣ

| Какая жалкая невозможная и смѣшная небылица | Кто этотъ г Недолинъ мы не знаемъ но всеконечно это человѣкъ совсѣмъ не знающiй ни русскаго законодательства ни русской жизни не знающiй ихъ дотого что онъ полагаетъ будто въ Россiи можно женатому человѣку опредѣлиться въ монастырь и будто его тамъ станутъ держать но какъ же не знать этого редактору г Достоевскому который недавно такъ пространно заявлялъ что онъ большой христiанинъ и притомъ православный и православно вѣрующiй въ самыя мудреныя чудеса | Развѣ можетъ быть онъ и это принятiе въ монастырь женатаго человѣка причисляетъ къ чудесамъ тогда это другое дѣло но всякiй мало-мальски знающiй законы и уставы своей церкви можетъ легко убѣдить г Достоевскаго что даже такое чудо у насъ невозможно потому что оно строго запрещено и преслѣдуется нашими положительными законами которыхъ никакое монастырское начальство преступить не можетъ и человѣка имѣющаго живую жену въ монастырь не приметъ

| Крайне бѣдная и неискусно скомпанованная фабула разсказа Дьячокъ конечно все-таки могла бы кое-что выиграть еслибы ей была дана вѣроподобная развязка а таковая вполнѣ возможна была для писателя или для редактора хотя немножечко знакомаго съ бытомъ изображаемой среды | Разсказъ напримѣръ могъ быть доведенъ до того весьма знакомаго драматическаго положенiя что дьячокъ чтобы скрыться отъ сварливой жены бѣжитъ въ монастыри но изъ однихъ его выгоняетъ начальство потому что онъ женатъ а изъ другихъ сама жена его вытребовываетъ и пожалуй опять его бьетъ Тогда не видя нигдѣ въ отечествѣ спасенiя отъ жены и въ то же время стремясь къ монастырской жизни злополучный дьячокъ могъ бы напримѣръ бѣжать на Аѳонъ гдѣ подъ мусульманскимъ управленiемъ турецкаго султана православная церковь дѣйствуетъ во многомъ самостоятельнѣе чѣмъ въ Россiи | Тамъ какъ извѣстно въ монастыряхъ иногда не боятся принимать и женатыхъ людей ищущихъ иночества и тамъ-то немилосердно побиваемый женою русскiй дьячокъ могъ бы прiютиться и молиться и пѣть но во всякомъ случаѣ только пѣть отнюдь не то стихотворное переложенiе которое поетъ дьячокъ Гражданина потому что во первыхъ какъ основательно извѣстно это переложенiе у лицъ духовнаго званiя вниманiемъ не пользуется во вторыхъ оно на голосъ не положено и не поется а въ третьихъ никакихъ свѣтскихъ стихотворныхъ переложенiй въ стѣнахъ православныхъ монастырей распѣвать не дозволяется и запрещенiемъ этимъ никто живущiй въ монастырѣ манкировать не смѣетъ дабы не нарушать тишины подобающей мѣсту

| Свящ П Касторскiй

| Теперь отвѣтимъ по пунктамъ и во первыхъ успокоимъ взволнованнаго священника Касторскаго въ самомъ главномъ пунктѣ объяснивъ ему что повѣсть Дьячокъ вовсе не бытовая | Почтенному автору ея г Недолину не псевдонимъ часть своей жизни проведшему на самой дѣятельной государственной службѣ никакого дѣла не было въ настоящемъ случаѣ до церковнаго быта | Его герой дьячокъ могъ безо всякой потери для себя и для разсказа быть какимъ нибудь напримѣръ почтамтскимъ чиновникомъ и если остался въ разсказѣ дьячкомъ то единственно потому что происшествiе это истинное | Поэма эта исключительная почти фантастическая | Знаете ли вы священникъ Касторскiй что истинныя происшествiя описанныя со всею исключительностiю ихъ случайности почти всегда носятъ на себѣ характеръ фантастическiй почти невѣроятный | Задача искусства не случайности быта а общая ихъ идея зорко угаданная и вѣрно снятая со всего многоразличiя однородныхъ жизненныхъ явленiй | Въ разсказѣ г Недолина обобщено совсѣмъ другое явленiе человѣческаго духа | Если бы напротивъ онъ имѣлъ претензiю на бытовое изображенiе то съ этой точки зрѣнiя и съ однимъ своимъ анекдотомъ непремѣнно бы попалъ въ исключительность | Недавно т е нѣсколько мѣсяцевъ тому назадъ въ одномъ изъ нашихъ знатнѣйшихъ монастырей случилось говорятъ что одинъ глупый и злой монахъ убилъ въ школѣ десятилѣтняго мальчика жестокими побоями да еще при свидѣтеляхъ | Ну не фантастическое-ли это приключенiе на первый взглядъ | А между тѣмъ оно кажется вполнѣ истинное | Ну опиши его кто нибудь мигомъ закричатъ что это невѣроятно исключительно изображено съ намѣренiемъ предумышленнымъ и будутъ правы если судить съ точки зрѣнiя одной бытовой вѣрности изображенiя нашихъ монастырей | Вѣрности не было бы и съ однимъ такимъ анекдотомъ и понынѣ найдется въ монастыряхъ нашихъ ангельское житiе во славу Божiю и церкви и приключенiе съ злымъ монахомъ останется навсегда исключительнымъ | Но для повѣствователя для поэта могутъ быть и другiя задачи кромѣ бытовой стороны есть общiя вѣчныя и кажется во вѣки неизслѣдимыя глубины духа и характера человѣческаго | А ужъ вамъ такъ и кажется что ужъ если написано дьячокъ такъ ужъ непремѣнно спецiальное описанiе быта а ужъ коли описанiе быта такъ ужъ непремѣнно отмежеванные и патентованные писатели для изображенiя его и не смѣй дескать соваться на нашу ниву это нашъ уголъ наша эксплуатацiя наша доходная статья | Не правда-ли вѣдь это васъ взволновало священникъ Касторскiй | Помилуйте можно написать перомъ слово дьячокъ совсѣмъ безъ намѣренiя отбивать что-нибудь у г Лѣскова | И потому успокойтесь

| Успокоивъ васъ попрошу васъ обратить вниманiе на заглавiе вашей полемической статьи

| Холостыя понятiя о женатомъ монахѣ

| И мимоходомъ спрошу къ чему тутъ холостыя На сколько измѣнятся понятiя если они будутъ женатыя | И развѣ есть холостыя понятiя и женатыя понятiя | Ну да вы не литераторъ и все это вздоръ вы взволнованный священникъ Касторскiй и съ васъ слогу нечего спрашивать особенно въ такомъ состоянiи | Главное дѣло вотъ въ чемъ кто вамъ сказалъ что нашъ дьячокъ поступилъ въ монахи | Гдѣ во всей повѣсти г Недолина нашли вы что онъ постригся | Между тѣмъ это очень важно озаглавивъ такимъ образомъ вы читателя незнакомаго съ повѣстью г Недолина прямо вводите въ недоумѣнiе Да дѣйствительно подумаетъ онъ женатый дьячокъ не могъ поступить въ монахи | Какъ же этого не знаетъ Гражданинъ | Такимъ образомъ отведя словомъ монахъ глаза читателю вы уже побѣдоносно восклицаете въ срединѣ вашей статьи

| Какая жалкая невозможная и смѣшная небылица | Какъ же не знать этого редактору г Достоевскому который и т д

| А между тѣмъ вы просто за просто подтасовали дѣло и я преспокойно ловлю васъ на плутнѣ | Но вы немножко ошиблись батюшка и разсчитали безъ хозяина | Женатаго въ монахи не постригутъ это такъ но почему никакое монастырское начальство имѣющаго живую жену въ монастырь не приметъ какъ утверждаете вы съ азартомъ | Это откудова почерпнули вы такое извѣстiе | Кто нибудь напримѣръ имѣлъ бы намѣренiе поселиться въ монастырѣ гдѣ есть напримѣръ удобное помѣщенiе но онъ женатъ жена его гдѣ нибудь въ столицѣ или за границей и вотъ потому только что онъ женатъ его гонятъ вонъ изъ монастыря | Такъ ли это | Не знаете дѣла батюшка а еще духовное лицо | Я вамъ даже смогъ бы указать на нѣкоторыя извѣстныя всему петербургскому обществу лица памятныя въ обществѣ до сихъ поръ и которыя кончили тѣмъ что поселились жить подъ конецъ жизни въ монастыряхъ и вотъ уже живутъ тамъ очень долго а между тѣмъ женаты и жены ихъ живы до сихъ поръ | Все произошло съ обоюднаго согласiя | Такъ точно поселился жить въ монастырѣ и дьячекъ г Недолина | Уничтожьте только подтасовку постриженiя въ монахи съ умысломъ вами придуманную и чего совсѣмъ нѣтъ во всей повѣсти г Недолина и вамъ тотчасъ же все объяснится | Тутъ даже лучше чѣмъ съ обоюднаго согласiя произошло тутъ прямо произошло съ соизволенiя начальства | Я васъ батюшка имѣю средства на этотъ счетъ въ высшей степени успокоить | Предположите что я навелъ справки и вотъ какiя получилъ свѣдѣнiя

| Во-первыхъ артистъ-дьячокъ еще за полгода до поступленiя въ монастырь когда при прощанiи съ помѣщикомъ открылся ему въ первый разъ что намѣренъ уйти жить въ монастырь уже и тогда зналъ что говорилъ | Именно потому что уже сообщилъ о намѣренiи своемъ отцу Iоанну игумену монастыря который его очень любилъ то-есть болѣе любилъ его пѣнiе потому что былъ чрезвычайный любитель музыки и Софрону изо всѣхъ силъ покровительствовалъ даже самъ кажется и переманивалъ его жить въ монастырѣ | Дьячокъ поколебался на предложенiе помѣщика ѣхать за границу и вотъ почему прождалъ еще съ полгода но когда кончилось его терпѣнiе ушелъ въ монастырь | Устроить же это было очень легко отецъ Iоаннъ состоялъ въ тѣснѣйшей дружбѣ съ епархiальнымъ начальникомъ а когда два такiя лица согласились то и предлоговъ не надо | Но навѣрно былъ отысканъ и предлогъ по которому дьячокъ былъ такъ сказать откомандированъ въ монастырь | Обѣтъ же данный дьячкомъ посвятить себя Господу на что вы такъ особенно сердитесь былъ совершенно свободный внутреннiй не оффицiальный дѣло его совѣсти данъ самому себѣ | Мало того въ разсказѣ г Недолина есть совершенно ясное указанiе на то что дьячокъ только проживалъ въ монастырѣ а отнюдь не былъ постриженъ въ монахи какъ вы съ такою безцеремонностiю присочинили батюшка | Именно воротившiйся помѣщикъ все еще уговариваетъ Софрона выйти изъ монастыря и отправиться за границу и дьячокъ въ первый день переговоровъ даже колеблется | Ну могло ли бы это быть еслибъ Софронъ былъ уже постриженъ | Не маскируйте наконецъ и того что вѣдь это былъ артистъ неслыханный по крайней мѣрѣ одаренный неслыханно и такимъ онъ заявляется въ повѣсти съ самаго начала | А если такъ то понятно и такое пристрастiе къ нему отца Iоанна страстнаго любителя музыки

| Но вѣдь это не объяснено въ повѣсти воскликнете вы въ чрезвычайномъ гнѣвѣ | Нѣтъ отчасти объяснено очень о многомъ можно догадаться изъ разсказа хотя онъ быстръ и кратокъ | Но положимъ и не все объяснено зачѣмъ объяснять | Было бы только вѣроятно а уничтожьте подтасовку постриженiя въ монахи и все станетъ вѣроятно | Да разсказъ г Недолина нѣсколько сжатъ но знаете батюшка вы вотъ человѣкъ не литературный чтò и доказали а между тѣмъ я вамъ прямо скажу что ужасно много современныхъ повѣстей и романовъ выиграли бы еслибъ ихъ сократить | Ну что толку что авторъ тянетъ васъ въ продолженiи тридцати листовъ и вдругъ на тридцатомъ листѣ ни съ того ни съ сего бросаетъ свой разсказъ въ Петербургѣ или въ Москвѣ а самъ тащитъ васъ куда-нибудь въ Молдо-Валахiю единственно съ тою цѣлью чтобъ разсказать вамъ о томъ какъ стая воронъ и совъ слетѣла съ какой-то молдо-валахской крыши и разсказавъ вдругъ опять бросаетъ и воронъ и Молдо-Валахiю какъ будто ихъ не бывало вовсе и уже ни разу болѣе не возвращается къ нимъ въ остальномъ разсказѣ такъ что читатель остается наконецъ въ совершенномъ недоумѣнiи | Изъ за денегъ пишутъ чтобы только больше страницъ написать | Г Недолинъ написалъ иначе и хорошо можетъ быть сдѣлалъ

| Но жена жена восклицаете вы вращая глазами какъ же жена позволила и не жаловалась какъ не вытребовала она его закономъ силой А вотъ тутъ то вы и именно на женскомъ то этомъ пунктѣ всего больше и спасовали батюшка | Вы вѣдь до того разыгрались въ вашей статьѣ что даже сами принялись сочинять романъ а именно какъ жена своего дьячка наконецъ воротила и опять начала колотить какъ онъ сбѣжалъ въ другой монастырь какъ изъ другаго воротила какъ онъ сбѣжалъ наконецъ на Аѳонъ и тамъ уже успокоился подъ мусульманскимъ управленiемъ султана представьте а вѣдь я до сихъ поръ думалъ что султанъ христiанинъ

| Шутки въ сторону знайте батюшка что хоть вамъ бы и слѣдовало уже по одному сану вашему немножко знать сердце человѣческое но вы его вовсе не знаете | Вы хоть и плохой сочинитель но можетъ быть еслибы взялись за перо дѣйствительно описали бы бытовую сторону духовенства вѣрнѣе г Недолина но въ сердцѣ человѣческомъ г Недолинъ знаетъ болѣе вашего | Женщина которая цѣлые дни выстаиваетъ у монастырской стѣны и плачетъ не пойдетъ подавать просьбы и не станетъ уже дѣйствовать силой | Довольно силы | У васъ вотъ все битье да битье въ порывѣ авторскаго увлеченiя вы продолжаете романъ и опять у васъ битье | Нѣтъ ужъ довольно битья | Вспомните батюшка у Гоголя въ Женитьбѣ въ послѣдней сценѣ послѣ того какъ Подколесинъ выпрыгнулъ въ окошко Кочкаревъ кричитъ воротить его воротить воображая что выпрыгнувшiй въ окошко женихъ все еще пригоденъ для сватьбы | Ну вотъ точно также разсуждаете и вы | Кочкаревъ останавливаетъ сваха словами Эхъ дѣла ты свадебнаго не знаешь добро бы въ дверь вышелъ а ужъ коли въ окно махнулъ такъ ужъ тутъ мое почтенiе | Облагородьте случай съ Подколесинымъ и онъ какъ разъ придется къ положенiю бѣдной оставленной мужемъ дьячихи | Нѣтъ батюшка битье кончилось | Эта женщина этотъ исключительный характеръ страстное и сильное существо гораздо высшее между прочимъ по душевнымъ силамъ чѣмъ артистъ ея мужъ эта женщина подъ влiянiемъ среды привычекъ необразованности могла дѣйствительно начать битьемъ | Толковому понимающему человѣку тутъ именно реализмъ событiя понравится и г | Недолинъ мастерски поступилъ что не смягчилъ дѣйствительности | Слишкомъ сильныя духомъ и характеромъ женщины особенно если страстны иначе и не могутъ любить какъ деспотически и имѣютъ даже особенную наклонность къ такимъ слабымъ ребяческимъ характерамъ какъ у артиста-дьячка | И за что она такъ полюбила его | развѣ она знаетъ это | Онъ плачетъ она не можетъ не презирать его слезъ но плотоядно сама мучаясь наслаждается его слезами | Она ревнива не смѣй пѣть при господахъ Она бы кажется проглотила его живьемъ изъ любви | Но вотъ онъ бѣжалъ отъ нея и никогда бы она тому не повѣрила | Она горда и самонадѣянна она знаетъ что красавица и странная психологическая задача повѣрите-ли вѣдь она все время была убѣждена что онъ точно также ее безъ памяти любитъ какъ и она его безъ нея жить не можетъ не смотря на битье | Вѣдь въ этомъ состояла вся ея вѣра мало того тутъ и сомнѣнiй для нея не существовало и вдругъ ей все открывается этотъ ребенокъ артистъ ея нисколько не любитъ давно уже пересталъ любить можетъ быть никогда не любилъ и прежде | Она вдругъ смирилась поникла раздавлена а отказаться отъ него все-таки не въ силахъ безумно любитъ еще безумнѣе чѣмъ прежде | Но такъ какъ характеръ сильный благородный и необыкновенный то и выростаетъ вдругъ неизмѣримо и надъ прежнимъ бытомъ и надъ прежней средой своей | Нѣтъ ужъ теперь она его не потребуетъ силой | Силой ей его теперь и даромъ не надо она все еще неизмѣримо горда но гордость эта уже другаго рода уже облагородилась она скорѣе умретъ съ горя тутъ же въ травѣ у ограды а не захочетъ употребить насилiе писать просьбы доказывать права свои | Ахъ батюшка да вѣдь въ этомъ и вся повѣсть а вовсе не въ бытовой сторонѣ церковниковъ | Нѣтъ батюшка этотъ крошечный разсказикъ гораздо значительнѣе чѣмъ вамъ кажется и поглубже | Повторяю вы такъ не напишете даже не поймете въ чемъ дѣло | У васъ отчасти душа кочкаревская въ литературномъ отношенiи разумѣется далѣе я не иду какъ и имѣлъ я вамъ честь замѣтить

| Что же касается до сочинительства вашего и до пониманiя художественнаго то къ вамъ въ этомъ отношенiи вполнѣ я думаю можно приложить извѣстную эпиграму Пушкина

| Картину разъ высматривалъ сапожникъ

| И въ обуви ошибку указалъ

| Взявъ тотчасъ кисть исправился художникъ

| Вотъ подбочась сапожникъ продолжалъ

| Мнѣ кажется лицо немного криво

| А эта грудь не слишкомъ ли нага

| Но Апеллесъ прервалъ нетерпѣливо

| Суди дружокъ не свыше сапога

| Вы батюшка точь въ точь какъ этотъ сапожникъ съ тою только разницею что даже и въ обуви не съумѣли указать г | Недолину чтó надѣюсь я вамъ и доказалъ основательно | А подтасовкой ничего не возьмете | Тутъ видите-ли чтобы понимать что нибудь въ душѣ человѣческой и судить повыше сапога надо бы побольше развитiя въ другую сторону поменьше этого цинизма этого духовнаго матерiализма поменьше этого презрѣнiя къ людямъ поменьше этого неуваженiя къ нимъ этого равнодушiя | Поменьше этой плотоядной стяжательности побольше вѣры надежды любви | Посмотрите напримѣръ съ какимъ грубымъ цинизмомъ обращаетесь вы со мной лично съ какимъ совсѣмъ несвойственнымъ вашему сану неприличiемъ говорите о чудесахъ | Вѣрить не хотѣлъ когда прочелъ у васъ слѣдующее про себя

| …Но какъ же не знать этого редактору г Достоевскому который недавно такъ пространно заявлялъ что онъ большой христiанинъ и притомъ православный и православно вѣрующiй въ самыя мудреныя чудеса | Развѣ можетъ быть онъ и это принятiе въ монастырь женатаго человѣка причисляетъ къ чудесамъ тогда это другое дѣло

| Во-первыхъ батюшка вы и тутъ сочинили экая вѣдь страсть у васъ къ сочинительству | Никогда и нигдѣ не объявлялъ я о себѣ лично ничего о вѣрѣ моей въ чудеса | Все это вы выдумали и я васъ вызываю указать гдѣ вы это нашли | Позвольте еще еслибъ я | Достоевскiй гдѣ нибудь и объявилъ это о себѣ чего не было то ужъ повѣрьте не отказался бы отъ словъ моихъ ни изъ за какого либеральнаго страху или страху ради касторскаго | Просто за просто ничего подобнаго не было и я только констатирую фактъ | Но еслибы и было чтò вамъ то до вѣры моей въ чудеса | Чѣмъ они подходятъ къ дѣлу | И чтò такое мудреныя чудеса и немудреныя | Какъ уживаетесь вы съ подобными раздѣленiями сами | Вообще же желаю чтобы въ этомъ отношенiи вы оставили меня въ покоѣ уже хоть по тому одному что приставать ко мнѣ съ этимъ вовсе къ вамъ не идетъ несмотря на все современное просвѣщенiе ваше | Духовное лицо а такъ раздражительны | Стыдно г Касторскiй

| А знаете вѣдь вы вовсе не г Касторскiй а ужь тѣмъ болѣе не священникъ Касторскiй и все это поддѣлка и вздоръ | Вы ряженый вотъ точь въ точь такой какъ на святкахъ | И знаете чтó еще | Ни единой то самой маленькой минутки я не пробылъ въ обманѣ тотчасъ же узналъ ряженаго и вмѣняю себѣ это въ удовольствiе ибо вижу отсюда вашъ длинный носъ вы вполнѣ были увѣрены что я шутовскую маску вывѣсочной работы приму за лицо настоящее | Знайте тоже что я и отвѣчалъ вамъ немного уже слишкомъ развязно единственно потому что сейчасъ же узналъ переряженнаго | Еслибы вы были въ самомъ дѣлѣ священникомъ я не смотря на всѣ ваши грубости которыя въ концѣ вашей статьи доходятъ до какого-то побѣдоносно-семинарскаго ржанья все-таки отвѣтилъ бы вамъ съ соблюденiемъ не изъ личнаго къ вамъ уваженiя а изъ уваженiя къ вашему высокому сану къ высокой идеѣ которая въ немъ заключается | Но такъ какъ вы всего только ряженый то и должны понести наказанiе | Наказанiе начну съ того что объясню вамъ подробно почему васъ узналъ между нами я даже предугадалъ кто именно подъ маской скрывается но имя вслухъ не объявлю а оставлю при себѣ до времени и это вамъ естественно будетъ очень досадно

| А если предугадали то почему же отвѣчали какъ священнику спросите вы къ чему написали предварительно столько лишняго

| А по платью встрѣчаютъ отвѣчаю я вамъ и если написалъ что нибудь непрiятное г | священнику то ужъ пусть возьметъ это на свою совѣсть тотъ господинъ который выдумалъ и употребилъ недостойный прiемъ перерядиться въ священника | Да недостойный прiемъ и онъ самъ это чувствовалъ | Мало того онъ сколько могъ оберегъ себя | Онъ не подписался священникъ П Касторскiй а подписался сокращенно Свящ П Касторскiй | Свящъ все таки не священникъ если ужь крѣпко обличатъ | Всегда можно сказать что подразумѣвался священнолюбецъ или что нибудь въ такомъ родѣ

| Я узналъ васъ г ряженый по слогу | Видите ли въ чемъ тутъ главная штука въ томъ что современные критики и хвалятъ пожалуй иногда современныхъ писателей-художниковъ и даже публика довольна потому что чтò-же ей наконецъ читать | Но и критика понизилась уже очень давно да и художники наши большею частiю смахиваютъ на вывѣскныхъ маляровъ а не на живописцевъ | Не всѣ конечно | Есть нѣкоторые и съ талантомъ но большая часть самозванцы | Во первыхъ г ряженый у васъ пересолено | Знаете ли вы чтó значитъ говорить эссенцiями | Нѣтъ | Я вамъ сейчасъ объясню | Современный писатель-художникъ дающiй типы и отмежевывающiй себѣ какую нибудь въ литературѣ спецiальность ну выставлять купцовъ мужиковъ и проч обыкновенно ходитъ всю жизнь съ карандашемъ и съ тетрадкой подслушиваетъ и записываетъ характерныя словечки кончаетъ тѣмъ что наберетъ нѣсколько сотъ нумеровъ характерныхъ словечекъ | Начинаетъ потомъ романъ и чуть заговоритъ у него купецъ или духовное лицо онъ и начинаетъ подбирать ему рѣчь изъ тетрадки по записанному | Читатели хохочутъ и хвалятъ и ужъ кажется бы вѣрно дословно съ натуры записано но оказывается что хуже лжи именно потому что купецъ али солдатъ въ романѣ говорятъ эссенцiями т е какъ никогда ни одинъ купецъ и ни одинъ солдатъ не говоритъ въ натурѣ | Онъ напримѣръ въ натурѣ скажетъ такую-то записанную вами отъ него же фразу изъ десяти фразъ въ одиннадцатую | Одиннадцатое словечко характерно и безобразно а десять словечекъ передъ тѣмъ ничего какъ и у всѣхъ людей | А у типиста-художника онъ говоритъ характерностями сплошь по записанному и выходитъ неправда | Выведенный типъ говоритъ какъ по книгѣ | Публика хвалитъ ну а опытнаго стараго литератора не надуете

| И большею частiю работа вывѣскная малярная | Между тѣмъ художникъ считаетъ себя подъ конецъ за Рафаэля и не разувѣришь его | Записывать словечки хорошо и полезно и безъ этого нельзя обойтись но нельзя же и употреблять ихъ совсѣмъ механически | Правда есть оттѣнки и между художниками-записывателями одинъ все-таки другаго талантливѣе а потому употребляетъ словечки съ оглядкой сообразно съ эпохой съ мѣстомъ съ развитiемъ лица и соблюдая пропорцiю | Но эссенцiозности все-таки избѣжать не можетъ | Драгоцѣнное правило что высказанное слово серебряное а невысказанное золотое давнымъ давно уже не въ привычкахъ нашихъ художниковъ | Мало мѣры | Чувство мѣры уже совсѣмъ исчезаетъ | Взять и то наконецъ что наши художники какъ и всякая ординарность начинаютъ отчетливо замѣчать явленiя дѣйствительности обращать вниманiе на ихъ характерность и обработывать данный типъ въ искусствѣ уже тогда когда большею частiю онъ проходитъ и исчезаетъ выраждается въ другой сообразно съ ходомъ эпохи и ея развитiя такъ что всегда почти старое подаютъ намъ на столъ за новое | И сами вѣрятъ тому что это новое а не преходящее | Впрочемъ подобное замѣчанiе для нашего писателя-художника нѣсколько тонко пожалуй и не пойметъ | Но я все-таки выскажу что только генiальный писатель или ужь очень сильный талантъ угадываетъ типъ современно и подаетъ его своевременно а ординарность только слѣдуетъ по его пятамъ болѣе или менѣе рабски и работая по заготовленнымъ уже шаблонамъ

| Я напримѣръ не встрѣчалъ еще ни одного священника во всю мою жизнь даже самаго высоко-образованнаго совершенно безъ всякихъ характерныхъ особенностей разговора относящихся до его сословной среды | Всегда хоть капельку да есть что нибудь | Между тѣмъ еслибъ дословно стенографировать его разговоръ и потомъ напечатать то пожалуй у иного высоко-образованнаго и долго бывшаго въ обществѣ священника и не замѣтите никакой особенной характерности | Нашему художнику этого естественно мало да и публика къ другому прiучена | Простонародье напримѣръ въ повѣстяхъ Пушкина по мнѣнiю большинства читателей навѣрно говоритъ хуже чѣмъ у писателя Григоровича всю жизнь описывавшаго мужиковъ | Я думаю и по мнѣнiю многихъ художниковъ тоже | Не вытерпитъ онъ что священникъ напримѣръ говоритъ почти безо всякой характерности зависящей отъ сословiя отъ среды его а потому и не помѣститъ его въ свою повѣсть а помѣститъ характернѣйшаго | Такимъ образомъ современнаго священника при извѣстныхъ обстоятельствахъ и въ извѣстной средѣ заставитъ говорить иногда какъ священника начала столѣтiя и тоже при извѣстныхъ обстоятельствахъ и извѣстной средѣ

| Священникъ Касторскiй начинаетъ какъ и всѣ нѣкоторое время почти совсѣмъ не напоминая собою извѣстной среды

| Пока онъ хвалитъ художественность писателя Лѣскова онъ говоритъ какъ и всѣ безо всякой характерности словечекъ и мыслей обличающихъ сословiе | Но такъ было надо автору надо было его оставить въ покоѣ чтобы литературная похвала вышла серьознѣе а порицанiе г Недолину строже ибо смѣшная и характерная фраза нарушила бы строгость | Но вдругъ авторъ сообразивъ что вѣдь пожалуй читатель и не повѣритъ что священникъ писалъ пугается и разомъ бросается въ типичности и уже тутъ ихъ цѣлый возъ | Что ни слово то типичность | Изъ такой суматохи естественно выходитъ типичность фальшивая и не пропорцiональная

| Главный признакъ человѣка необразованнаго но почему-нибудь принужденнаго заговорить языкомъ и понятiями не своей среды это нѣкоторая неточность въ употребленiи словъ которыхъ онъ значенiе положимъ и знаетъ но не знаетъ всѣхъ оттѣнковъ его употребленiя въ сферѣ понятiй другаго сословiя | А потому проходитъ такiя вредныя покушенiя невѣжествѣ обличенномъ опять въ томъ журналѣ въ немъ представленъ голосистый дьячокъ и т д | Послѣднее словцо голосистый уже слишкомъ грубо и именно тѣмъ что свящ Касторскiй желая выразить понятiе о лицѣ одаренномъ прекраснымъ голосомъ пѣвца думаетъ что выражаетъ это понятiе словомъ голосистый | Авторъ-спецiалистъ забылъ что хотя въ священнической средѣ и теперь конечно встрѣчаются малообразованные люди но чрезвычайно мало до такой ужъ степени не понимающихъ значенiя словъ | Это годится для романа г ряженый а дѣйствительности не выдерживаетъ | Такое ошибочное выраженiе прилично было бы развѣ пономарю а все же не священнику | Не слѣжу за всѣми выраженiями далѣе повторяю ихъ тамъ цѣлый возъ чрезвычайно грубо натасканный изъ тетрадки | Но хуже всего то что типичникъ-авторъ если говорятъ о художникѣ-авторѣ то возможно понятiе и о ремесленникѣ-авторѣ а слово типичникъ опредѣляетъ ремесло или мастерство что типичникъ-авторъ выставилъ свой типъ въ такомъ непривлекательномъ нравственномъ видѣ | Надо бы выставить все-таки въ свящ Касторскомъ человѣка съ достоинствомъ добродѣтельнаго и типичность ничему бы тутъ не помѣшала | Но типичникъ былъ самъ поставленъ въ затруднительное положенiе изъ котораго и не съумѣлъ вывернуться ему непремѣнно надо было обругать своего собрата-автора наглумиться надъ нимъ и вотъ свои прекрасныя побужденiя онъ переряженный поневолѣ долженъ былъ навязать своему священнику | А ужъ насчетъ чудесъ типичникъ совсѣмъ не сдержалъ себя | Вышла ужасная глупость духовное лицо да еще глумится надъ чудесами и дѣлитъ ихъ на мудреныя и немудреныя | Плохо г типичникъ

| Я даже думаю что и Псаломщикъ произведенiе того же пера очень ужь перенаивничалъ неумѣлый мастеровой въ окончанiи именно въ опасенiяхъ псаломщика которыя слишкомъ ужь не блистаютъ умомъ | Однимъ словомъ господа вся эта вывѣсочная работа положимъ еще и сойдетъ въ повѣстяхъ но повторяю вамъ не выдержитъ столкновенiя съ дѣйствительностiю и тотчасъ же обличитъ себя | Не вамъ господа-художники надуть стараго литератора

| Чтò же это шутки что ли съ ихъ стороны | И нѣтъ нѣтъ вовсе не шутки | Это это такъ сказать дарвинизмъ борьба за существованiе | Не смѣй дескать заходить на нашу ниву | И чѣмъ могъ вамъ повредить господа г Недолинъ | Увѣряю же васъ что онъ вовсе не имѣетъ намѣренiя описывать бытовую сторону духовенства можете вполнѣ успокоиться | Правда смутило меня на одно мгновенiе одно странное обстоятельство вѣдь если ряженый типичникъ напалъ на г Недолина то ругая его въ противуположность ему долженъ бы былъ хвалить самого себя | На этотъ счетъ у этихъ людей нѣтъ ни малѣйшаго самолюбiя съ полнѣйшимъ безстыдствомъ готовы они писать и печатать похвалы себѣ сами и собственноручно | А между тѣмъ къ величайшему моему удивленiю типичникъ выставляетъ и хвалитъ талантливаго г Лѣскова а не себя | Тутъ что нибудь другое и навѣрное выяснится | Но ряженый не подверженъ ни малѣйшему сомнѣнiю

| А причемъ же тутъ самъ Русскiй Мiръ | Рѣшительно не знаю | Ничего и никогда не имѣлъ съ Русскимъ Мiромъ и не предполагалъ имѣть | Богъ знаетъ съ чего вскочутъ люди

| Достоевскiй
===========

Статистика: