[грж-1872-11-ншх-152] О наших отношениях к церкви // Гражданин. - 1872. - № 11. - с. 371-372.
[Текст импортирован из файла Подпись: Кн. В. Мещерскiй]

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| О НАШИХЪ ОТНОШЕНIЯХЪ КЪ ЦЕРКВИ

| Все труднѣе и труднѣе становится увидать свѣтъ въ нашемъ церковномъ вопросѣ сказали мы въ заключенiе нашей первой статьи объ отношенiяхъ нашихъ къ этому вопросу

| Но почему и откуда этотъ туманъ заволакивающiй въ нашемъ государственномъ быту мiръ нашей церкви

| Потому-ли что онъ такъ сложенъ этотъ церковный вопросъ потому-ли что этотъ мiръ церкви такъ теменъ и такъ отсталъ отъ нашего гражданскаго мiра или потому что мы просто запросто его не понимаемъ

| Къ сожалѣнiю какъ мы уже сказали главная причина печальнаго положенiя нашего церковнаго вопроса заключается въ послѣднемъ | Нѣтъ въ мiрѣ ничего проще и яснѣе какъ учрежденiе нашей церкви а между тѣмъ не понимая ни этой простоты церкви въ ея духѣ ни этой простоты церкви въ ея формахъ мы съумѣли нашимъ невѣжествомъ и непониманiем усложнить церковный вопросъ до такой степени что теперь сами не знаемъ съ чего намъ начать | То мы хотимъ чтобы церковь наша стала современною и подъ этимъ предлогомъ боимся дать ей просторъ для влiянiя на насъ самихъ и голосъ для ея требованiй то мы проникаемся какою то лихорадочною ревностiю къ нуждамъ внѣшней нашей церкви и изобрѣтаемъ проекты къ улучшенiю ея быта

| А на самомъ дѣлѣ тѣмъ и другимъ путемъ увы мы приходимъ къ явленiямъ самымъ печальнымъ для нашей жизни явленiямъ которыя происходятъ независимо отъ нашей воли какъ неизбѣжныя послѣдствiя ложныхъ нашихъ отношенiй къ церковному вопросу | Все что мы дѣлаемъ относительно церкви подъ влiянiемъ заботы о современности ея все то наноситъ вредъ не церкви но намъ самимъ нашему нравственному организму | Все то что мы дѣлаемъ для улучшенiя внѣшняго быта церкви является безсильнымъ для достиженiя именно этой-то цѣли и напротивъ служитъ только къ усложенiю того положенiя въ которое мы поставили наши государственныя отношенiя къ церкви

| И дѣйствительно вглядываясь въ эти отношенiя прислушиваясь ко всему что мы теперь слышимъ о церковномъ вопросѣ не должны-ли мы поражаться такими явленiями которыя убѣждаютъ насъ въ истинѣ того что мы сейчасъ сказали

| Въ Европѣ мы видимъ и слышимъ какъ люди пишутъ и говорятъ о захватѣ церковью общественныхъ и государственныхъ правъ и мы начинаемъ кричать о томъ-же и у насъ

| Въ Европѣ толкуютъ о необходимости выхватить образованiе народа изъ рукъ духовенства и мы торопимся объ этомъ-же хлопотать и у насъ

| А между тѣмъ у насъ церковь не только ничего не захватываетъ но отсутствуетъ вовсе столько-же въ нашей школѣ сколько въ нашей жизни

| Возлѣ въ тоже время въ Европѣ является вопросъ о томъ что есть истина въ дѣлѣ церкви и мы начинаемъ повторять тотъ-же вопросъ начинаемъ заниматься вопросомъ нашей церкви какъ моднымъ наступившимъ къ очереди вопросомъ пишемъ рядъ проектовъ вводимъ реформы стремимся призывать къ себѣ Европу и великодушно хотимъ ей удѣлять посредствомъ общенiя съ нашею вѣрою частицу нашего церковнаго благосостоянiя и т д

| А на самомъ-то дѣлѣ и въ концѣ концовъ оказывается что въ всей Европѣ нѣтъ государства гдѣ-бы церковныя дѣла т е внѣшнiй такъ сказать тѣлесный мiръ церкви былъ-бы въ столь жалкомъ безвыходномъ состоянiи какъ у насъ | Вотъ почему какъ мы сказали въ ту минуту когда мы какъ-будто призваны подавать свой авторитетный голосъ для примиренiя духовныхъ распрей на Западѣ оказывается что мы не только никакого голоса имѣть не можемъ но что разрѣшенiе прежде всего нашихъ церковныхъ вопросовъ становится для насъ потребностью до такой степени настоятельною что всякое уклоненiе отъ задачи удовлетворенiя этой потребности теперь-же можетъ гибельно подѣйствовать на весь ходъ нашего дальнѣйшаго политическаго существованiя

| Въ Европѣ возлѣ всѣхъ этихъ распрей и смутъ есть явленiя которыхъ мы или не замѣчаемъ или не хотимъ замѣчать

| Явленiя эти слѣдующiя

| Духовныя распри то есть вопросы объ отношенiяхъ церкви къ народному образованiю въ Англiи и Пруссiи напримѣръ или вопросъ объ учрежденiи старо-католической церкви въ южной Германiи вслѣдствiе непризнанiя отдѣльными мыслителями новаго принципа папской непогрѣшимости такiе вопросы являются тамъ именно потому что религiя есть органическая основа семейной общественной и государственной жизни эти вопросы вызваны какъ протесты живыхъ убѣжденiй какъ проявленiя первой и важнѣйшей духовной потребности образованiя въ духѣ народности и религiи нераздѣльно

| Вотъ почему возлѣ все возможныхъ попытокъ отдѣльныхъ мыслителей давать этимъ вопросамъ другое направленiе демократическое или прямо анти-религiозное или анти-государственное вездѣ въ жизни столько-же какъ въ литературѣ вы видите дружныя усилiя всѣхъ проникнутыхъ убѣжденiями людей отстаивать вѣрное положенiе возбуждаемыхъ вопросовъ въ области чисто народной религiозной потребности | Какъ только этотъ вопросъ подобно тѣмъ вопросамъ и новымъ ученiямъ которыя вызываются такъ называемымъ духомъ современнаго скептицизма и сомнѣнiя вноситъ въ общество поводъ къ смущенiю и сомнѣнiю такъ тотчасъ-же является противодѣйствiе мысли съ стороны всего общества и его авторитетовъ | Это нѣчто въ родѣ исторiи пожаровъ въ нѣмецкихъ городахъ | При первой искрѣ при первомъ дымѣ набатъ а за набатомъ всѣ бросаютъ свое домашнее дѣло и отправляются тушить пожаръ въ его началѣ | То-же относительно религiозныхъ вопросовъ тамъ гдѣ они въ Европѣ возбуждаются

| Возлѣ взгляните на Францiю | Религiознаго вопроса нѣтъ совсѣмъ въ жизни | Папа находитъ въ ней вѣрную себѣ прислужницу | Духовная помѣстная iерархiя благоденствуетъ священники счастливѣйшiе изъ смертныхъ теологовъ и ораторовъ въ избыткѣ а между тѣмъ недостаетъ во Францiи одной лишь бездѣлицы вѣры А возлѣ безнравственность общества невѣжество народа доходятъ до такихъ размѣровъ что ежечасно Францiя можетъ разложиться матерiально и исчезнуть и Богъ помимо всѣхъ великихъ мыслителей современныхъ показываетъ довольно ясно что значитъ государство гдѣ недостаетъ такой бездѣлицы какъ вѣры

| Вотъ эти-то явленiя происходящiя въ Европѣ прежде всего должны быть присущи нашему вниманiю не только какъ поводы или причины къ сравненiю ихъ съ тѣмъ что происходитъ у насъ но и какъ средство облегчающее намъ самый трудъ обращенiя съ этимъ вопросомъ

| Что-же мы видимъ у нас

| Какъ мы сказали въ первой нашей статьѣ образованная часть государства оторвана отъ общенiя съ церковью въ ея духѣ въ ея внутренней жизни

| Народъ то есть масса сохранила общенiе съ этимъ духомъ церкви но находится въ полномъ разобщенiи съ образованною частью государства | Разобщенiе это является послѣдствiемъ съ одной стороны разобщенiя образованной части общества съ церковью а съ другой невѣжества этой массы | Разобщенiе-же какъ мы сказали высшихъ слоевъ нашего государства съ церковью проявляется въ томъ что ни церковь ни религiя не имѣютъ никакого жизненнаго значенiя ни въ нашей семейной ни въ нашей литературной ни въ нашей государственной жизни

| Возлѣ церковь внѣшнимъ своимъ тѣломъ сложенная изъ духовенства бѣлаго и чернаго съ епископами во главѣ каждой епархiи и синодомъ во главѣ всѣхъ епархiй составляетъ какой-то особенный мiръ куда не проникаетъ жизнь откуда не исходитъ жизнь мiръ коего безсилiе сознаетъ онъ самъ и мiръ коего безсилiе сознаетъ само государство всякiй членъ этого государства

| Словомъ то что должно быть сущностью въ государствѣ церковь то стало формою а то что должно быть формою бюрократизмъ и всѣ аттрибуты церковной администрацiи обратились въ сущность | Таково положенiе вопроса о церкви у насъ

| Но далѣе | Мы не безъ намѣренiя затронувъ вопросъ о нашей церкви тотчасъ-же вслѣдъ за этимъ коснулись вопросовъ повидимому съ этимъ не имѣющихъ ничего общаго

| Въ промежуткахъ между первою статьею о нашей церкви и нынѣшнею мы успѣли обратить вниманiе

| на проявленiя у насъ публичнаго разврата какъ на одинъ изъ важнѣйшихъ признаковъ опасности угрожающiй нашему правительству столько-же сколько государству

| на ужасные размѣры охватывающаго всю Россiю зла отъ пьянства въ народѣ

| на уродливое состоянiе въ образованной части общества важнѣйшаго изъ всѣхъ нашихъ бытовыхъ вопросовъ женскаго вопроса отъ котораго зависитъ вопросъ о воспитанiи вопросъ о складѣ всей нашей семейной жизни

| Спрашивается откуда-же эти безобразнѣйшiя явленiя не имѣющiя въ Европѣ себѣ подобныхъ

| Какъ согласить что съ одной стороны мы хотимъ теперь приняться доказывать Европѣ что мы одни сберегли христiанскую вѣру чистою и неприкосновенною а съ другой стороны въ нашей жизни семейной и общественной въ центрѣ государства въ столицѣ его мы на каждомъ шагу наталкиваемся на такiя явленiя которыя доказываютъ что мы именно къ религiи болѣе чѣмъ равнодушны а потому такъ легко относимся ко всѣмъ серьезнымъ и опаснымъ слабымъ сторонамъ нашей государственной жизни

| Что-же мы сберегли чистымъ и неприкосновеннымъ | Неужели вѣру

| Если вѣру то гдѣ-же въ чемъ доказательство того что мы ее сберегли

| Не въ правѣ-ли будетъ Европа прежде всего именно съ этими вопросами обратиться къ намъ | И тогда что-же мы отвѣтимъ

| Подъ словомъ вѣра религiя сложилось вѣдь въ Европѣ понятiе о главной основѣ жизни о сущности ея

| Когда-же мы скажемъ ей мы сберегли вѣру христiанскую неприкосновенною и въ доказательство представимъ ей наше полное невѣжество въ вопросахъ вѣры наше уродливое воспитанiе нашу безнацiональность нашъ дряблый космополитизмъ нашу современную женщину нашихъ нигилистов и наконецъ нашъ списокъ кабаковъ и дѣлъ творящихся ради ихъ въ нихъ и вслѣдствiе ихъ неужели Европа не будетъ въ правѣ не только усумниться въ томъ что мы дѣйствительно сберегли нашу вѣру но даже въ томъ что наша церьковь есть дѣйствительно та которую преподалъ Христосъ и Его апостолы

| Беречь неприкосновенность церкви значитъ вѣдь не букву хранить ея какъ берегли ее фарисеи и книжники а носить и беречь ее въ самихъ себѣ какъ душу въ тѣлѣ скажетъ намъ Европа а мы что ей отвѣтимъ

| Сошлемся-ли мы на ту или другую богословскую книгу на того или другаго чиновника или на того или другаго iерарха

| Мы должны будемъ прежде всего показать себя самихъ широко раскрыть нашу жизнь а если мы это сдѣлаемъ то увы | намъ придется показать въ то-же время что нашей церкви въ насъ нѣтъ и что насъ нѣтъ въ нашей церкви

| Отсюда выводъ одинъ прежде чѣмъ спасать церковь на западѣ намъ нужно спасти себя самихъ намъ нужно вернуть нашу церковь въ свою жизнь
===========

Статистика: