[грж-1873-2-днв-153] Дневник писателя. III. Среда // Гражданин. - 1873. - № 2. - с. 32-36.
[Текст импортирован из файла]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ДНЕВНИКЪ ПИСАТЕЛЯ

| III

| Среда

| Кажется одно общее ощущенiе всѣхъ присяжныхъ засѣдателей въ цѣломъ мiрѣ а нашихъ въ особенности кромѣ прочихъ разумѣется ощущенiй должно быть ощущенiе власти или лучше сказать самовластiя | Ощущенiе иногда пакостное т е въ случаѣ если преобладаетъ надъ прочими | Но хоть и въ незамѣтномъ видѣ хоть и подавленное цѣлою массою иныхъ благороднѣйшихъ ощущенiй все-таки оно должно крѣпиться въ каждой засѣдательской душѣ даже при самомъ высокомъ сознанiи своего гражданскаго долга | Мнѣ думается что это какъ нибудь выходитъ изъ самыхъ законовъ природы и потому я помню ужасно мнѣ было любопытно въ одномъ смыслѣ когда только что установился у насъ новый правый судъ | Мнѣ въ мечтанiяхъ мерещились засѣданiя гдѣ почти сплошь будутъ засѣдать напримѣръ крестьяне вчерашнiе крѣпостные | Прокуроръ адвокаты будутъ къ нимъ обращаться заискивая и заглядывая а наши мужички будутъ сидѣть и про себя помалчивать Вонъ оно какъ теперь захочу значитъ оправдаю не захочу въ самоё Сибирь

| И вотъ однако же замѣчательно теперь что они не караютъ а сплошь оправдываютъ | Конечно это тоже пользованiе властью даже почти черезъ край но въ какую-то одну сторону сантиментальную что-ли не разберешь но общую чуть не предвзятую у насъ повсемѣстно точно всѣ сговорились | Общность направленiя не подвержена сомнѣнiю | Въ томъ и задача что манiя оправданiя во что бы ни стало не у однихъ только крестьянъ вчерашнихъ униженныхъ и оскорбленныхъ а захватила сплошь всѣхъ русскихъ присяжныхъ даже самаго высокаго подбора нобльменовъ и профессоровъ университета | Уже одна эта общность представляетъ прелюбопытную тему для размышленiй и наводитъ на многообразныя и пожалуй странныя иногда догадки

| Недавно въ одной изъ нашихъ влiятельнѣйшихъ газетъ въ очень скромной и очень благонамѣренной статейкѣ была мелькомъ проведена догадка ужъ не наклонны ли наши присяжные какъ люди вдругъ и ни съ того ни съ сего ощутившiе въ себѣ столько могущества точно съ неба упало да еще послѣ такой вѣковой приниженности и забитости не наклонны ли они подсолить вообще властямъ при всякомъ удобномъ случаѣ такъ для игривости или такъ сказать для контраста съ прошедшимъ прокурору хоть напримѣръ | Догадка недурная и тоже не лишенная нѣкоторой игривости но разумѣется ею нельзя всего объяснить

| Просто жаль губить чужую судьбу человѣки тоже | Русскiй народъ жалостливъ разрѣшаютъ иные какъ случалось иногда слышать

| Я однакоже всегда думалъ что въ Англiи напримѣръ народъ тоже жалостливъ и если и нѣтъ въ немъ такой такъ сказать слабосердости какъ въ нашемъ русскомъ народѣ то по крайней мѣрѣ гуманность есть есть сознанiе и живо чувство христiанскаго долга къ ближнему и можетъ быть доведенныя до высокой степени до твердаго и самостоятельнаго убѣжденiя даже можетъ быть болѣе твердаго чѣмъ у насъ взявъ во вниманiе тамошнюю образованность и вѣковую самостоятельность | Тамъ вѣдь не вдругъ съ неба имъ столько власти свалилось | Да и самый судъ-то присяжныхъ они сами себѣ выдумали ни у кого не занимали вѣками утвердили изъ жизни вынесли не въ видѣ дара получили

| А между тѣмъ тамъ присяжный засѣдатель понимаетъ чуть только займетъ свое мѣсто въ залѣ суда что онъ не только чувствительный человѣкъ съ нѣжнымъ сердцемъ но прежде всего гражданинъ | Онъ думаетъ даже вѣрно-ли нѣтъ-ли что исполненiе долга гражданскаго даже пожалуй и выше частнаго сердечнаго подвига | Еще недавно общiй гулъ пошелъ у нихъ по всему королевству когда присяжные оправдали одного явнаго вора | Общее движенiе страны доказало что если и тамъ возможны такiе же приговоры какъ и у насъ то появляются рѣдко какъ случаи исключительные и немедленно возмущающiе общее мнѣнiе | Тамъ присяжный понимаетъ прежде всего что въ рукахъ его знамя всей Англiи что онъ уже перестаетъ быть частнымъ лицомъ а обязанъ изображать собою мнѣнiе страны | Способность быть гражданиномъ это и есть способность возносить себя до цѣлаго мнѣнiя страны | О и тамъ есть жалостливость приговора и тамъ принимается во вниманiе заѣдающая среда кажется любимое теперь ученiе наше но до извѣстнаго предѣла на сколько допускаетъ здоровое мнѣнiе страны и степень просвѣщенiя ея христiанскою нравственностiю а степень-то кажется довольно высокая | Но зато и весьма часто тамошнiй присяжный скрѣпя свое сердце произноситъ приговоръ обвинительный понимая прежде всего что обязанность его состоитъ въ томъ преимущественно чтобы засвидѣтельствовать своимъ приговоромъ передъ всѣми согражданами что въ старой Англiи за которою всякiй изъ нихъ отдастъ свою кровь порокъ по прежнему называется порокомъ и злодѣйство злодѣйствомъ и что нравственныя основы страны все тѣ же крѣпки не измѣнились стоятъ какъ и прежде стояли

| Даже хоть и предположить слышится мнѣ голосъ что крѣпкiя-то ваши основы т е христiанскiя все тѣже и что вправду надо быть прежде всего гражданиномъ ну и тамъ держать знамя и пр какъ вы наговорили хоть и предположить пока безъ спору подумайте откуда у насъ взяться гражданамъ-то | Вѣдь сообразить только что было вчера | Вѣдь гражданскiя-то права да еще какiя на него вдругъ какъ съ горы скатились | Вѣдь они придавили его вѣдь они пока для него только бремя бремя

| Конечно есть правда въ вашемъ замѣчанiи отвѣчаю я голосу нѣсколько повѣся носъ но вѣдь опять таки русскiй народъ

| Русскiй народъ | Позвольте слышится мнѣ другой голосъ вотъ говорятъ что дары-то съ горы скатились и его придавили | Но вѣдь онъ не только можетъ быть ощущаетъ что столько власти онъ получилъ какъ даръ но и чувствуетъ сверхъ того что и получилъ-то ихъ даромъ т е что не стоитъ онъ этихъ даровъ пока | Замѣтьте это вовсе не значитъ что и въ самомъ дѣлѣ онъ не стоитъ этихъ даровъ и что не надо или рано было одарять его совсѣмъ даже напротивъ это самъ народъ въ своей смиренной совѣсти сознаетъ что онъ не достоинъ даровъ такихъ и это смиренное но высокое сознанiе народное о своей недостойности есть именно залогъ того что онъ-то ихъ и достоинъ | А покамѣстъ въ смиренiи своемъ народъ смущенъ | Кто заглядывалъ въ сокровенные тайники его сердца | Можетъ-ли у насъ хоть кто нибудь сказать что вполнѣ знакомъ съ русскимъ народомъ | Нѣтъ тутъ не одна только жалостливость и слабосердость какъ изволите вы насмѣхаться | Тутъ сама эта власть страшна | Испугала насъ эта страшная власть надъ судьбой человѣческою надъ судьбой родныхъ братьевъ и пока доростемъ до вашего гражданства мы милуемъ | Изъ страха милуемъ | Мы сидимъ присяжными и можетъ быть думаемъ сами-то мы лучше-ли подсудимаго | Мы вотъ богаты обезпечены а случись намъ быть въ такомъ же положенiи какъ онъ такъ можетъ сдѣлаемъ еще хуже чѣмъ онъ мы и милуемъ | Такъ вѣдь это еще можетъ быть хорошо-съ умиленiе-то это сердечное | Это можетъ быть залогъ къ чему нибудь такому высшему христiанскому въ будущемъ чего еще и не знаетъ мiръ до сихъ поръ

| Это отчасти славянофильскiй голосъ разсуждаю я про себя | Мысль дѣйствительно утѣшительная а догадка о смиренiи народномъ предъ властью полученною даромъ и дарованною пока недостойному ужъ конечно почище догадки о желанiи поддразнить прокурора хотя все-таки и эта догадка продолжаетъ мнѣ нравиться своимъ реализмомъ конечно принимая ее болѣе въ видѣ частнаго случая какъ выставлялъ впрочемъ и самъ авторъ ея но но вотъ что наиболѣе смущаетъ меня однако чтó это нашъ народъ вдругъ сталъ бояться такъ своей жалости | Больно дескать очень приговорить человѣка | Ну и чтожъ и уйдите съ болью | Правда выше вашей боли

| Въ самомъ дѣлѣ вѣдь если ужъ мы считаемъ что сами иной разъ еще хуже преступника то тѣмъ самымъ признаёмся и въ томъ что на половину и виноваты въ его преступленiи | Если онъ преступилъ законъ который земля ему написала то сами мы виноваты въ томъ что онъ стоитъ теперь передъ нами | Вѣдь если бы мы всѣ были лучше то и онъ бы былъ лучше и не стоялъ-бы теперь передъ нами

| Такъ вотъ тутъ-то и оправдать

| Нѣтъ напротивъ именно тутъ-то и надо сказать правду и зло назвать зломъ но зато половину тяготы приговора взять на себя | Войдемъ въ залу суда съ мыслью что и мы виноваты | Эта боль сердечная которой всѣ теперь такъ боятся и съ которою мы выйдемъ изъ залы суда и будетъ для насъ наказанiемъ | Если истинна и сильна эта боль то она насъ очиститъ и сдѣлаетъ лучшими | Вѣдь сдѣлавшись сами лучшими мы и среду исправимъ и сдѣлаемъ лучшею | Вѣдь только этимъ однимъ и можно ее исправлять | А такъ-то бѣжать отъ собственной жалости и чтобы не страдать самому сплошь оправдывать вѣдь это легко | Вѣдь этакъ мало по малу придемъ къ заключенiю что и вовсе нѣтъ преступленiй а во всемъ среда виновата | Дойдемъ до того по клубку что преступленiе сочтемъ даже долгомъ благороднымъ протестомъ противъ среды Такъ какъ общество гадко устроено то въ такомъ обществѣ нельзя ужиться безъ протеста и безъ преступленiй | Такъ какъ общество гадко устроено то нельзя изъ него выбиться безъ ножа въ рукахъ | Вѣдь вотъ что говоритъ ученiе о средѣ въ противоположность христiанству которое вполнѣ признавая давленiе среды и провозгласивши милосердiе къ согрѣшившему ставитъ однако-же нравственнымъ долгомъ человѣку борьбу со средой ставитъ предѣлъ тому гдѣ среда кончается а долгъ начинается | Дѣлая человѣка отвѣтственнымъ христiанство тѣмъ самымъ признаетъ и свободу его | Дѣлая же человѣка зависящимъ отъ кaждой ошибки въ устройствѣ общественномъ ученiе о средѣ доводитъ человѣка до совершенной безличности до совершеннаго освобожденiя его отъ всякаго нравственнаго личнаго долга отъ всякой самостоятельности доводитъ до мерзѣйшаго рабства какое только можно вообразить | Вѣдь этакъ табаку человѣку захочется а денегъ нѣтъ такъ убить другаго чтобы достать табаку | Помилуйте Развитому человѣку ощущающему сильнѣе неразвитаго страданiе отъ неудовлетворенiя своихъ потребностей надо денегъ для удовлетворенiя ихъ такъ почему ему не убить неразвитаго если нельзя иначе денегъ достать Да неужели вы не прислушивались къ голосамъ адвокатовъ Конечно дескать нарушенъ законъ конечно это преступленiе что онъ убилъ неразвитаго но господа присяжные возьмите во вниманiе и то и т д | Вѣдь уже почти раздавались подобные голоса да и не почти

| Ну вы однако же слышится мнѣ чей-то язвительный голосъ вы кажется народу новѣйшую философiю среды навязываете это какъ же она къ нему залетѣла | Вѣдь эти двѣнадцать присяжныхъ иной разъ сплошь изъ мужиковъ сидятъ и каждый изъ нихъ за смертный грѣхъ почитаетъ въ постъ оскоромиться | Вы бы ужъ прямо обвинили ихъ въ соцiальныхъ тенденцiяхъ

| Конечно конечно гдѣ же имъ до среды то есть сплошь-то всѣмъ задумываюсь я но вѣдь идеи однако же носятся въ воздухѣ въ идеѣ есть нѣчто проницающеее

| Вотъ на | хохочетъ язвительный голосъ

| А что если нашъ народъ особенно наклоненъ къ ученiю о средѣ даже по существу своему по своимъ положимъ хоть славянскимъ наклонностямъ | Что если именно онъ-то и есть наилучшiй матерiалъ въ Европѣ для иныхъ пропагаторовъ

| Язвительный голосъ хохочетъ еще громче но какъ то выдѣланно

| Нѣтъ тутъ съ народомъ пока еще только фортель а не философiя среды | Тутъ есть одна ошибка одинъ обманъ и въ этомъ обманѣ много соблазна

| Обманъ этотъ можно разъяснить въ такомъ видѣ примѣромъ по крайней мѣрѣ

| Положимъ народъ называетъ осужденныхъ несчастными подаетъ имъ гроши и калачи | Что-же хочетъ онъ этимъ сказать вотъ уже можетъ быть въ продолженiе вѣковъ | Христiанскую-ли правду или правду Среды Именно тутъ-то и камень преткновенiя именно тутъ-то и скрывается тотъ рычагъ за который съ успѣхомъ могъ бы ухватиться пропагаторъ среды

| Есть идеи невысказанныя безсознательныя и только лишь сильно чувствуемыя такихъ идей много какъ бы слитыхъ съ душой человѣка | Есть онѣ и въ цѣломъ народѣ есть и въ человѣчевстѣ взятомъ какъ цѣлое | Пока эти идеи лежатъ лишь безсознательно въ жизни народной и только лишь сильно и вѣрно чувствуются до тѣхъ поръ только и можетъ жить сильнѣйшею живою жизнью народъ | Въ стремленiяхъ къ выясненiю себѣ этихъ сокрытыхъ идей и состоитъ вся энергiя его жизни | Чѣмъ неколебимѣе народъ содержитъ ихъ чѣмъ менѣе способенъ измѣнить первоначальному чувству чѣмъ менѣе склоненъ подчиняться различнымъ и ложнымъ толкованiямъ этихъ идей тѣмъ онъ могучѣе крѣпче счастливѣе | Къ числу такихъ сокрытыхъ въ русскомъ народѣ идей идей русскаго народа и принадлежитъ названiе преступленiя несчастiемъ преступниковъ несчастными

| Идея эта чисто русская | Ни въ одномъ европейскомъ народѣ ея не