| ДНЕВНИКЪ ПИСАТЕЛЯ
| V
| Власъ
| Помните -ли вы Власа | Онъ что-то мнѣ вспоминается
| Въ армякѣ съ открытымъ воротомъ
| Съ обнаженной головой
| Медленно проходитъ городомъ
| Дядя Власъ старикъ сѣдой
| На груди икона мѣдная
| Проситъ онъ на Божiй храмъ…
| У этого Власа какъ извѣстно прежде Бога не было
| побоями
| Въ гробъ жену свою загналъ
| Промышляющихъ разбоями
| Конокрадовъ укрывалъ
| Даже и конокрадовъ пугаетъ насъ поэтъ впадая въ тонъ набожной старушки | Ухъ вѣдь какiе грѣхи | Ну и грянулъ же громъ | Заболѣлъ Власъ и видѣлъ видѣнiе послѣ котораго поклялся пойти по мiру и собирать на храмъ | Видѣлъ онъ адъ -съ ни мало ни меньше
| Видѣлъ свѣта преставленiе
| Видѣлъ грѣшниковъ въ аду
| Мучатъ бѣсы ихъ проворные
| Жалитъ вѣдьма-егоза
| Ефiопы видомъ черные
| И какъ углiе глаэа
| Тѣ на длинный шестъ нанизаны
| Тѣ горячiй лижутъ полъ…
| Однимъ словомъ невообразимые ужасы такъ даже что страшно читать | Но всего не описать продолжаетъ поэтъ
| Богомолки бабы умныя
| Могутъ лучше разсказать
| О поэтъ | къ несчастiю истинный поэтъ нашъ если бы вы не подходили къ народу съ вашими восторгами про которые
| Богомолки бабы умныя
| Могутъ лучше разсказать
| то не оскорбили бы и насъ выводомъ что вотъ изъ за такихъ то въ концѣ концовъ бабьихъ пустяковъ
| Выростаютъ храмы Божiи
| По лицу земли родной
| Но хоть и по глупости своей ходитъ съ котомкою Власъ но серьезность его страданiя вы все-таки поняли все же васъ поразила величавая фигура его | Да вѣдь и поэтъ же вы не могло быть иначе
| Сила вся души великая
| Въ дѣло Божiе ушла
| великолѣпно говорите вы | Хочу впрочемъ вѣрить что вы вставили вашу насмѣшку невольно страха ради либеральнаго ибо эта страшная пугающая даже сила смиренiя Власова эта потребность самоспасенiя эта страстная жажда страданiя поразила и васъ общечеловѣка и русскаго gentilhomm’a и величавый образъ народный вырвалъ восторгъ и уваженiе и изъ вашей высоко-либеральной души
| Роздалъ Власъ свое имѣнiе
| Самъ остался босъ и голъ
| И сбирать на построенiе
| Храма Божьяго пошолъ
| Съ той поры мужикъ скитается
| Вотъ ужь скоро тридцать лѣтъ
| Подаянiемъ питается
| Строго держитъ свой обѣтъ
| Полонъ скорбью неутѣшною
| Смуглолицъ высокъ и прямъ
| Чудо какъ хорошо
| Ходитъ онъ стопой неспѣшною
| По селеньямъ городамъ
| Ходитъ съ образомъ и съ книгою
| Самъ съ собой все говоритъ
| И желѣзною веригою
| Тихо на ходу звенитъ
| Чудо чудо какъ хорошо | Даже такъ хорошо что точно и не вы писали точно это не вы а другой кто замѣсто васъ кривлялся потомъ на Волгѣ въ великолѣпныхъ тоже стихахъ про бурлацкiя пѣсни | А впрочемъ не кривлялись вы и на Волгѣ развѣ только немножко вы и на Волгѣ любили общечеловѣка въ бурлакѣ и дѣйствительно страдали по немъ то есть не по бурлакѣ собственно а такъ сказать по обще-бурлакѣ | Видите ли-съ любить общечеловѣка значитъ навѣрно ужъ презирать а подчасъ и ненавидѣть стоящаго подлѣ себя настоящаго человѣка | Я нарочно подчеркнулъ неизмѣримо прекрасные стихи въ этомъ шутовскомъ въ его цѣломъ ужъ извините меня стихотворенiи вашемъ
| Я потому припомнилъ этого стихотворнаго Власа что слышалъ на дняхъ одинъ удивительно фантастическiй разсказъ про другаго Власа даже про двухъ но уже совершенно особенныхъ даже неслыханныхъ доселѣ Власовъ | Происшествiе это истинное и уже по одной своей необыкновности замѣчательное
| На Руси по монастырямъ есть говорятъ и теперь иные схимники монахи-исповѣдники и совѣтодатели | Хорошо или дурно это нужно ли монаховъ или не нужно ихъ про это въ данную минуту не хочу разсуждать и не для того взялъ перо | Но такъ какъ мы живемъ въ данной дѣйствительности то вѣдь нельзя же выпихнуть изъ разсказа хотя бы даже и монаха если на немъ зиждется разсказъ | Эти монахи-совѣтодатели бываютъ иногда будто бы великаго образованiя и ума | Такъ по крайней мѣрѣ повѣствуютъ о нихъ я ничего не знаю | Говорятъ что встрѣчаются нѣкоторые съ удивительнымъ будто бы даромъ проникновенiя въ душу человѣческую и умѣнiя совладать съ нею | Нѣсколько такихъ лицъ извѣстны говорятъ всей Россiи т е въ сущности тѣмъ кому надо | Живетъ этотъ старецъ положимъ въ Херсонской губернiи а къ нему ѣдутъ или даже идутъ пѣшкомъ изъ Петербурга изъ Архангельска съ Кавказа и изъ Сибири | Идутъ разумѣется съ раздавленною отчаянiемъ душою которая уже и не ждетъ себѣ исцѣленiя или съ такимъ страшнымъ бременемъ на сердцѣ что грѣшникъ уже и не говоритъ о немъ своему священнику-духовнику не отъ страха или недовѣрiя а просто въ совершенномъ отчаянiи за спасенiе свое | А прослышитъ вдругъ про какого нибудь такого монаха-совѣтодателя и пойдетъ къ нему
| И вотъ говорилъ одинъ изъ такихъ старцевъ однажды въ дружеской бесѣдѣ наединѣ съ однимъ слушателемъ выслушиваю я людей двадцать лѣтъ и вѣрите ли ужъ сколько казалось бы въ двадцать лѣтъ знакомства моего съ самыми потаенными и сложными болѣзнями души человѣческой но и черезъ двадцать лѣтъ приходишь иногда въ содроганiе и въ негодованiе слушая иныя тайны | Теряешь необходимое спокойствiе духа для поданiя утѣшенiя и самъ вынужденъ себя же укрѣплять въ смиренiи и безмятежности
| И тутъ-то онъ и разсказалъ ту удивительную повѣсть изъ народнаго быта о которой я выше упомянулъ
| Вижу вползаетъ ко мнѣ разъ мужикъ на колѣняхъ | Я еще изъ окна видѣлъ какъ онъ ползъ по землѣ | Первымъ словомъ ко мнѣ
| Нѣтъ мнѣ спасенiя проклятъ | И что бы ты ни сказалъ все одно проклятъ
| Я его кое-какъ успокоилъ вижу за страданiемъ приползъ человѣкъ издалека
| Собрались мы въ деревнѣ нѣсколько парней началъ онъ говорить и стали промежду себя спорить кто кого дерзостнѣе сдѣлаетъ Я по гордости вызвался передъ всѣми | Другой парень отвелъ меня и говоритъ мнѣ съ глазу на глазъ
| Это никакъ невозможно тебѣ чтобы ты сдѣлалъ какъ говоришь | Хвастаешь
| Я ему сталъ клятву давать
| Нѣтъ стой поклянись говоритъ своимъ спасенiемъ на томъ свѣтѣ что все сдѣлаешь какъ я тебѣ укажу
| Поклялся
| Теперь скоро постъ говоритъ стань говѣть | Когда пойдешь къ причастью причастье прими но не проглоти | Отойдешь вынь рукой и сохрани | А тамъ я тебѣ укажу
| Такъ я и сдѣлалъ | Прямо изъ церкви повелъ меня въ огородъ | Взялъ жердь воткнулъ въ землю и говоритъ положи | Я положилъ на жердь
| Теперь говоритъ принеси ружье
| Я принесъ
| Заряди
| Зарядилъ
| Подыми и выстрѣли
| Я поднялъ руку и намѣтился | И вотъ только бы выстрѣлить вдругъ предо мною какъ есть крестъ а на немъ Распятый | Тутъ я и упалъ съ ружьемъ въ безчувствiи
| Происходило это еще за нѣсколько лѣтъ до прихода къ старцу | Кто былъ этотъ Власъ откуда и какъ его имя старецъ разумѣется не открылъ равно какъ и покаянiе которое наложилъ на него | Должно быть обременилъ душу страшнымъ трудомъ даже не по силамъ человѣческимъ разсуждая что чѣмъ больше тѣмъ тутъ и лучше Самъ за страданiемъ приползъ | Не правда ли что происшествiе даже весьма характерное съ одной стороны на многое намекающее такъ что пожалуй и стоитъ двухъ-трехъ минутъ особеннаго разбора | Я все того мнѣнiя что вѣдь послѣднее слово скажутъ они же вотъ эти самые разные Власы кающiеся и не кающiеся они скажутъ и укажутъ намъ новую дорогу и новый исходъ изъ всѣхъ казалось бы безъисходныхъ затрудненiй нашихъ | Не Петербургъ же разрѣшитъ окончательно судьбу русскую | А потому всякая даже малѣйшая новая черта объ этихъ теперь уже новыхъ людяхъ можетъ быть достойна вниманiя нашего
| Во первыхъ мнѣ именно удивительно удивительно всего болѣе самое начало дѣла то есть возможность такого спора и состязанiя въ русской деревнѣ Кто кого дерзостнѣе сдѣлаетъ | Ужасно на многое намекающiй фактъ а для меня почти совсѣмъ даже и неожиданный а я видывалъ таки довольно народу да еще самаго характернаго | Замѣчу тоже что кажущаяся исключительность факта тѣмъ самымъ однако и свидѣтельствуетъ о его достовѣрности когда лгутъ то изобрѣтаютъ что-нибудь гораздо болѣе обыкновенное и къ обыденному подходящее чтобы всѣ повѣрили
| Затѣмъ замѣчательна собственно медицинская часть факта | Галюсинацiя есть преимущественно явленiе болѣзненное и болѣзнь эта весьма рѣдкая | Возможность внезапной галюсинацiи хотя и у крайне возбужденнаго но все же совершенно здороваго человѣка можетъ быть случай еще неслыханный | Но это дѣло медицинское а я въ немъ мало знаю
| Другое дѣло психологическая часть факта | Тутъ являются передъ нами два народные типа въ высшей степени изображающiе намъ весь русскiй народъ въ его цѣломъ | Это прежде всего забвенiе всякой мѣрки во всемъ и замѣтьте всегда почти временное и преходящее являющееся какъ бы какимъ-то навожденiемъ | Это потребность хватить черезъ край потребность въ замирающемъ ощущенiи дойдя до пропасти свѣситься въ нее на половину заглянуть въ самую бездну и въ частныхъ случаяхъ но весьма не рѣдкихъ броситься въ нее какъ ошалѣлому внизъ головой | Это потребность отрицанiя въ человѣкѣ иногда самомъ не отрицающемъ и благоговѣющемъ отрицанiя всего самой главной святыни сердца своего самаго полнаго идеала своего всей народной святыни во всей ея полнотѣ передъ которой сейчасъ лишь благоговѣлъ и которая вдругъ какъ будто стала ему невыносимымъ какимъ-то бременемъ | Особенно порaжаетъ та торопливость стремительность съ которою русскiй человѣкъ спѣшитъ иногда заявить себя въ иныя характерныя минуты своей или народной жизни заявить себя въ хорошемъ или въ поганомъ | Иногда тутъ просто нѣтъ удержу | Любовь-ли вино-ли разгулъ самолюбiя зависть тутъ иной русскiй человѣкъ отдается почти беззавѣтно готовъ порвать все отречься отъ всего отъ семьи обычая Бога | Иной добрѣйшiй человѣкъ какъ-то вдругъ можетъ сдѣлаться омерзительнымъ безобразникомъ и преступникомъ стоитъ только попасть ему въ этотъ вихрь роковой для насъ круговоротъ судорожнаго и моментальнаго самоотрицанiя и саморазрушенiя такъ свойственный русскому народному характеру въ иныя роковыя минуты его жизни | Но зато съ такою же силою съ такою же стремительностью съ такою же жаждою самосохраненiя и покаянiя русскiй человѣкъ равно какъ и весь народъ и спасаетъ себя самъ и обыкновенно когда дойдетъ до послѣдней черты т е когда уже идти больше некуда | Но особенно характерно то что обратный толчокъ толчокъ возстановленiя и самоспасенiя всегда бываетъ серьознѣе прежняго порыва порыва отрицанiя и саморазрушенiя | То есть то бываетъ всегда на счету какъ-бы мелкаго малодушiя тогда какъ въ возстановленiе свое русскiй человѣкъ уходитъ съ самымъ огромнымъ и серьознымъ усилiемъ а на отрицательное прежнее движенiе свое смотритъ съ презрѣнiемъ къ самому себѣ
| Я думаю самая главная самая коренная духовная потребность русскаго народа есть потребность страданiя всегдашняго и неутолимаго вездѣ и во всемъ | Этою жаждою страданiя онъ кажется зараженъ искони вѣковъ | Страдальческая струя проходитъ черезъ всю его исторiю не отъ внѣшнихъ только несчастiй и бѣдствiй а бьетъ ключемъ изъ самаго сердца народнаго | У русскаго народа даже въ счастьи непремѣнно есть часть страданiя иначе счастье его для него не полно | Никогда даже въ самыя торжественныя минуты его исторiи не имѣетъ онъ гордаго и торжествующаго вида а лишь умиленный до страданiя видъ онъ воздыхаетъ и относитъ славу свою къ милости Господа | Страданiемъ своимъ русскiй народъ какъ бы наслаждается | Чтò въ цѣломъ народѣ то и въ отдѣльныхъ типахъ говоря впрочемъ лишь вообще | Вглядитесь напр въ многочисленные типы русскаго безобразника | Тутъ не одинъ лишь разгулъ черезъ край иногда удивляющiй дерзостью своихъ предѣловъ и мерзостью паденiя души человѣческой | Безобразникъ этотъ прежде всего самъ страдалецъ | Наивно торжественнаго довольства собою въ русскомъ человѣкѣ совсѣмъ даже нѣтъ даже въ глупомъ | Возьмите русскаго пьяницу и напримѣръ хоть нѣмецкаго пьяницу русскiй пакостнѣе нѣмецкаго но пьяный нѣмецъ несомнѣнно глупѣе и смѣшнѣе русскаго | Нѣмцы народъ по преимуществу самодовольный и гордый собою | Въ пьяномъ же нѣмцѣ эти основныя черты народныя выростаютъ въ размѣрахъ выпитаго пива | Пьяный нѣмецъ несомнѣнно счастливый человѣкъ и никогда не плачетъ онъ поетъ самохвальныя пѣсни и гордится собою | Приходитъ домой пьяный какъ стелька но гордый собою | Русскiй пьяница любитъ пить съ горя и плакать | Если же куражится то не торжествуетъ а лишь буянитъ | Всегда вспомнитъ какую нибудь обиду и упрекаетъ обидчика тутъ ли онъ нѣтъ ли | Онъ дерзостно пожалуй доказываетъ что онъ чуть ли не генералъ горько ругается если ему не вѣрятъ и чтобы увѣрить въ концѣ концовъ всегда зоветъ караулъ | Но вѣдь потому онъ такъ и безобразенъ потому и зоветъ караулъ что въ тайникахъ пьяной души своей навѣрно самъ убѣжденъ что онъ вовсе не генералъ а только гадкiй пьяница и опакостился ниже всякой скотины | Чтó въ микроскопическомъ примѣрѣ то и въ крупномъ | Самый крупный безобразникъ самый даже красивый своею дерзостью и изящными пороками такъ что ему даже подражаютъ глупцы все таки слышитъ какимъ-то чутьемъ въ тайникахъ безобразной души своей что въ концѣ