[грж-1872-4-брб-180] Борьба церкви с государством в Европе // Гражданин. - 1872. - № 4. - с. 121-122.
[Текст импортирован из файла Подпись: к. В. Мещерскiй]

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| БОРЬБА ЦЕРКВИ СЪ ГОСУДАРСТВОМЪ ВЪ ЕВРОПѢ

| Боевой мечъ вложенъ въ ножны

| Европѣ въ настоящее время неоткуда и не-для-чего ждать войны

| Но въ то-же время никогда можетъ быть Европа такъ не была взволнована какъ теперь | Никогда быть можетъ не восходили на политическiй ея горизонтъ предвѣстники столь ожесточенной борьбы какъ та которая начинается

| Церковь и Государство выступаютъ на то поприще гдѣ такъ еще недавно народы сражались съ народами во имя политическихъ идей

| Можно безошибочно сказать вся Европа охватывается этою начинающеюся страшною борьбою

| Но не менѣе безошибочно можно сказать и то что въ Европѣ выдѣляется изъ этой борьбы Россiя одна и что въ этомъ несомнѣнномъ фактѣ заключается вся важность для насъ вопроса зажигающаго Европу и зависимость нашей исторической участи отъ нашихъ отношенiй къ этой борьбѣ

| Борьба Церкви съ Государствомъ въ Европѣ ведется искони | Но борьба эта была или внѣшняя явная деспотизма папы съ деспотизмомъ короля какъ при Григорiѣ VII представителей интеллигенцiи за или противъ догматовъ и за или противъ великихъ идей цивилизацiи какъ при Лютерѣ или же глухая и тайная каковою она являлась во Францiи въ теченiе послѣднихъ семидесяти лѣтъ

| Теперь борьба церкви съ государствомъ является страшною потому что она вдругъ съ ожесточенною силою стала внутреннею народною

| Имѣвшiе уши слышать слышали имѣвшiе глаза видѣть видѣли что внезапный этотъ пожаръ зажженъ былъ въ столицѣ западно-католической церкви въ Римѣ

| Послѣднiй соборъ и превозглашенiе принципа непогрѣшимости папы въ области догматики явились какъ-бы послѣднимъ дѣянiемъ внѣшней борьбы западной церкви съ государствомъ это былъ крайнiй предѣлъ далѣе котораго человѣкъ во власти сущiй ничего не можетъ ничего не смѣетъ

| Римскiй авгуръ въ томъ-же Римѣ долженъ былъ во дни Неропа когда съ одной стороны невѣрiе въ язычество а съ другой инстинктивное стремленiе къ вѣрѣ болѣе высокой проникали въ общество изощрять свое воображенiе надъ фабулами | Такъ и папа отстаивая свою внѣшнюю власть долженъ былъ въ кощунствѣ идти такъ далеко чтобы самаго себя назвать Богомъ дабы или позарить невѣрующихъ и колеблющихся или на всегда погибнуть подъ ударами вѣрующихъ | Случилось послѣднее | То что не испугало благочестиваго старца Пiя IX то объяло страхомъ и ужасомъ тѣ миллiоны народа которые пока папа спорилъ могли не понимать этихъ споровъ но едва только папа назвалъ себя непогрѣшимымъ смутились и поняли что святой отецъ превозглашалъ себя Божествомъ

| Съ этой-то минуты началась внутренняя борьба государства съ церковью но борьба не одной католической церкви съ католическимъ государствомъ а внутренняя борьба всѣхъ государствъ со всѣми церквями Европы

| Римскiй католицизмъ не исчезъ безъ слѣда въ государствахъ гдѣ правительствующая церковь отошла отъ его лона и назвалась протестантскою

| Напротивъ мы видимъ ясно въ нынѣшнихъ событiяхъ въ Пруссiи и въ Англiи что духъ его живетъ тамъ и не только живетъ но долго почти до нынѣшняго дня владычествовалъ въ преобладанiи церкви надъ государствомъ

| Ультрамонтанизмъ въ Пруссiи ультрамонтанизмъ въ Англiи идущiй рука объ руку тамъ съ палатою господъ здѣсь съ партiею тори есть ничто иное какъ проявленiе того-же духа всепоглащающаго католицизма Запада который пережилъ и пересилилъ всѣ подвиги великихъ реформаторовъ-протестантовъ

| И вотъ противъ этого-то всеподавляющаго и всепоглащающаго духа ультрамонтанизма церкви возстаетъ нынѣ Пруссiя возстаетъ Бельгiя возстаетъ Англiя возстаетъ даже умирающая Францiя

| Но возстаютъ какъ и почему возстаютъ

| Возстаютъ потому что принципъ непогрѣшимости папы сдѣлалъ очевиднымъ насилiе церкви сдѣлалъ невыносимымъ бремя этаго насилiя

| Возстаютъ въ видѣ голоса огромнаго большинства отцовъ и матерей въ народѣ какъ электрическою искрою охваченномъ мыслью о недовѣрiи къ церкви въ вопросѣ самомъ для него существенномъ въ вопросѣ образованiя

| И что-же мы видимъ | Прусскiй король побѣдитель Седана сбираетъ совѣтъ министровъ въ Берлинѣ и этому совѣту принужденъ дать право назначить преемниковъ на мѣсто министра народнаго просвѣщенiя и духовныхъ дѣлъ такого человѣка который взялъ-бы на себя высвободить народное образованiе изъ подъ опеки церкви

| Совѣтъ Министровъ указываетъ Королю на смиреннаго сына Шлезвискаго пастора Фалька прославившагося своего терпимостью въ дѣлѣ вѣры и Король его назначаетъ

| Въ Англiи недалѣе какъ годъ тому назадъ Парламентскiй билль утвердилъ права англиканской церкви въ дѣлѣ народнаго образованiя съ значительными уступками въ пользу вѣротерпимости | Но народъ имѣя въ главѣ всѣхъ либеральныхъ членовъ парламента въ настоящую минуту требуетъ гораздо большаго онъ требуетъ смѣны министра народнаго просвѣщенiя онъ требуетъ полнаго отдѣленiя религiознаго обученiя отъ народнаго образованiя онъ требуетъ уменьшенiя сбираемыхъ съ него въ пользу церкви налоговъ онъ требуетъ неограниченной свободы совѣсти въ дѣлѣ религiознаго обученiя онъ требуетъ наконецъ чтобы только тѣ были избраны членами парламента которые согласились бы-взять на себя обезпечить успѣхъ его требованiй

| Въ Францiи и въ Бельгiи вопросъ объ обязательности народнаго образованiя внѣ церковнаго вѣдѣнiя почти уже дѣло конченное

| Но церковь выступаетъ въ борьбу

| Въ той-же Пруссiи правительственная церьковь инстинктивно слилась съ католическою и вооруживъ за себя партiю дворянъ-консерваторовъ идетъ на ожесточенный бой на бой до послѣдней крайности

| Въ той-же Англiи мы видимъ явленiе одинаковое Англиканская церковь съ Ирландскою католическою вручаетъ мечи торiямъ вмѣстѣ съ завѣтомъ бороться за церковь на жизнь или на смерть

| Но чѣмъ кончится борьба кто можетъ это предвидѣть когда только теперь она начинается и въ самомъ своемъ началѣ подобно огнедышущей горѣ выбрасываетъ изъ своего горнила столько новыхъ неразрѣшимыхъ и жгучихъ вопросовъ

| Изъ нихъ первый и важнѣйшiй какъ неизбѣжное и прямое послѣдствiе разшатаннаго въ своихъ основахъ авторитета церкви является въ видѣ самаго простаго вопроса Чему вѣрить и какъ вѣрить | Старая католическая церковь только-что создавшаяся не есть-ли верно чего-то большаго имѣющаго разростись и разойтись далеко

| А тѣ движенiя умовъ которыя въ средѣ протестантской церкви влекутъ ихъ извнѣ куда-то и къ чему-то болѣе удовлетворяющему духовную потребность вѣрованiя не предвѣщаютъ ли и они большiе размѣры въ будущемъ

| И то и другое не заставляетъ ли умы стремиться какъ-будто противъ воли какъ-будто инстинктивно къ православной восточной церкви съ тѣмъ чтобы сперва въ нее заглянуть поглубже а потомъ ее выслушать и понять

| Затѣмъ второй вопросъ вѣка держали народное образованiе въ рукахъ церкви на западѣ

| Теперь оно вырывается насильно теперь начинается борьба и страсти разжигаются сверху до низу что сдѣлаютъ правительства государствъ Европы въ отвѣтъ на потребность народа въ дѣлѣ образованiя | На какихъ началахъ оснуютъ они народное образованiе какое мѣсто дадутъ они религiи съумѣютъ ли они разграничить вопросъ объ освобожденiи народнаго образованiя изъ подъ опеки церкви отъ вопроса объ удержанiи религiи какъ основы образованiя не явится-ли въ правительствѣ роковая похоть воспользоваться этимъ движенiемъ умовъ чтобы церковь изъ властелина обратить въ послушнаго раба

| Но за симъ и третiй вопросъ не менѣе важный и не менѣе жгучiй | Правительства не могутъ не видѣть что въ этой внутренней борьбѣ государства и народа съ церковью есть добросовѣстные есть и не добросовѣстные

| Сверху церковь съ всѣмъ ожесточенiемъ вѣковаго деспота будетъ шагъ за шагомъ оспаривать то что въ ущербъ своей внутренней силы она ставила выше всего-всего свою внѣшнюю силу а снизу прикрываясь религiознымъ вопросомъ какъ маскою и знаменемъ орудуя безпокойнымъ настроенiемъ умовъ народа не будет-ли дѣйствовать съ тѣмъ же ожесточенiемъ и съ тою же настойчивостью партiя революцiи | Даже болѣе того западная церковь потерявъ голову не забудется-ли она до такой степени чтобы пользоваться даже дурными элементами общества лишь-бы изъ нихъ создать могучихъ враговъ правительствъ

| Вотъ главнѣйшiе три вопроса которые изъ охватившей всю Европу борьбы церкви съ государствомъ стоятъ какъ факелы подлѣ смолы и предвѣщаютъ движенiе умовъ въ размѣрахъ о которыхъ нельзя себѣ составить и понятiя

| Что будетъ дальше поживемъ увидимъ

| Но для насъ въ высшей степени важно отчетливо знать какъ мы стоимъ и какъ мы будемъ стоять посреди этихъ смутъ Европы сто тысячь разъ болѣе важныхъ и серьезныхъ чѣмъ внѣшнiя войны или внутреннiя чисто-политическiя движенiя

| Объ этомъ-то вопросѣ до другаго раза

| К В Мещерскiй
===========

Статистика: