| НЕИЗБѢЖНЫЯ РАЗМЫШЛЕНIЯ
| III
| НѢЧТО О СОВРЕМЕННЫХЪ СВЯЩЕННИКАХЪ
| Въ Петербургѣ пока еще кажется въ одномъ Петербургѣ начинаетъ показываться новый типъ типъ современнаго священника
| Что это за типъ и откуда онъ взялся
| Если не ошибаемся онъ есть послѣдствiе всеобщаго движенiя впередъ къ какой то неопредѣленной цѣли и въ тоже время является какъ бы результатомъ несовсѣмъ нормальнаго положенiя нашего священника въ обществѣ
| Сколько кажется типъ этотъ имѣетъ двѣ причины бытiя одна общая всему обществу другая присущая одному сословiю священника
| Замѣчательно что сообразно этимъ двумъ причинамъ и самый типъ современнаго священника представляетъ собою два вида
| Первый видъ есть типъ современнаго священника по наивности и если можно такъ выразиться типъ безсознательный
| Второй видъ это типъ современнаго священника обдуманный сознательный
| Первый типъ зарождается какъ бы самъ собою | Вы его находите въ самомъ добродушномъ субъектѣ священника который не живя и не вращаясь среди движенiя мысли разныхъ слоевъ общества и интеллигенцiи въ Петербургѣ а только случайно прикасаясь къ нему съ полною наивностью воспринимаетъ влiянiе этого движенiя и думаетъ что если все должно быть современно то и церковь должна быть современна да и онъ самъ долженъ быть современенъ довольно смутныя и узкiя понятiя объ этой современности и объ общественной жизни вообще не даютъ его мысли возможности стать на твердую почву и первая попавшаяся теорiя можетъ сбить его съ толку на счетъ современности
| Мы видѣли напримѣръ священниковъ вполнѣ искренно восхищавшихся романомъ Чернышевскаго Что дѣлать и восхищавшихся потому что они въ немъ находили какое то согласованiе идей съ духомъ православной церкви мы видѣли священниковъ которые подъ влiянiемъ менѣе умной книги чѣмъ книга Чернышевскаго принимались мечтать о какой то современной церкви только потому что въ первый разъ услышали о приложенiи какихъ то новыхъ современныхъ мыслей къ церкви
| Типъ этотъ не опасенъ и не серьозенъ очень скоро заблужденiя такихъ лицъ становятся для нихъ очевидными
| Но другой типъ современнаго священника типъ сознательный тотъ несравненно и серьознѣе и опаснѣе
| Типъ этотъ сколько намъ кажется есть результатъ извѣстнаго убѣжденiя есть признакъ извѣстной достигаемой цѣли
| Какъ мы покажемъ ниже типъ этотъ доказываетъ что священникъ недоволенъ своимъ положенiемъ въ обществѣ и хочетъ самъ собственными средствами изъ него выйти и средства эти суть ничто иное какъ уступки въ дѣлѣ религiи въ пользу популярности или такъ называемаго общественнаго мнѣнiя
| Есть извѣстные признаки этого типа во первыхъ нѣчто въ родѣ стыда своего званiя и отсюда сознанiе необходимости какъ бы оправдаться въ томъ что онъ носитъ рясу въ особенности стыдъ за свое прошедшее за своихъ родителей какихъ нибудь несчастныхъ сельскихъ попа и попадью привыкшихъ будто бы кланяться помѣщикамъ чувство стыда относится также къ своимъ сотоварищамъ священникамъ вообще при встрѣчѣ дѣлается видъ какъ будто не замѣчаютъ ихъ или уклоняются отъ встрѣчи | Главная забота заслужить благоволенiе людей современныхъ либеральныхъ не прочь изъ-за этого снисходительно относиться къ разговорамъ и сужденiямъ въ ущербъ достоинства церкви иногда даже является позывъ принять личное участiе въ общихъ разговорахъ въ особенности когда они происходятъ публично въ вагонѣ напримѣръ желѣзной дороги въ книжномъ магазинѣ напримѣръ такой священникъ отбрасываетъ съ усмѣшкою духовныя книги и такъ чтобы прикащикъ котораго непремѣнно считаетъ либеральнымъ слышалъ говоритъ нѣтъ дайте мнѣ что нибудь поинтереснѣе
| Во время служенiя въ церкви является таже забота понравиться современному и либеральному человѣку вслѣдствiе чего во всемъ тонѣ служенiя слышится что-то современное въ видѣ либеральной развязности для этого обыкновенно прилагается особое старанiе всѣ молитвы отъ начала до конца и самое евангелiе читать въ одномъ тонѣ и скороговоркою какъ читаютъ обыкновенную книгу и по временамъ во время службы разговаривать о предметахъ непремѣнно нерелигiозныхъ
| Этому стремленiю быть современнымъ или вѣрнѣе слыть за него подчиняется иногда и семейная жизнь среди которой женѣ проповѣдуется о свободномъ трудѣ женщины а дѣтямъ говориться будьте чѣмъ хотите только не священниками причемъ съ дѣтскихъ лѣтъ имъ толкуется о реальномъ направленiи какъ о чемъ-то очень ужь прекрасномъ и назидательномъ
| Подчасъ небрежность къ воспитанiю дѣтей въ религiозномъ отношенiи является какъ бы преднамѣренною иногда является стыдъ своей собственной семьи ея уровня и потребность жить внѣ семьи въ обществѣ и притомъ въ самомъ современномъ
| И знаете ли чтò любезные читатели | Не знаю какъ вы но я ничего не считаю болѣе сквернымъ признакомъ времени какъ образовавшiйся у насъ въ Петербургѣ въ послѣднiе годы именно этотъ типъ современнаго священника
| И вѣдь право слово безобразiе не слишкомъ-то жесткое слово для опредѣленiя этого новаго типа петербургской почвы и право есть чего испугаться | Вдумайтесь только поглубже во внутреннiй смыслъ этого типа | Взглянувши поближе вы сейчасъ такъ сказать почуете что этотъ современный типъ не только далекъ отъ мысли быть служителемъ Бога но являетъ собою что-то перековерканное въ ихъ взаимныхъ отношенiяхъ съ высоты своего современно-либеральнаго разума онъ то есть этотъ современный священникъ нисходитъ какъ-бы до слабости суевѣрiя которое есть де Богъ вотъ приблизительно чтó думаетъ этотъ типъ и вотъ что въ особенности онъ бы желалъ чтобы думали про него и про его отношенiя къ Богу либеральные люди великiе физiологи и прогресисты | Мы вѣдь съ вами не вѣримъ во всѣ эти предразсудки говоритъ онъ имъ а такъ пока еще народъ грубъ и невѣжественъ надо же объ нихъ ему толковать
| Да это непрiятный типъ во первыхъ потому что онъ разрушаетъ религiю нагляднѣе осязательнѣе а слѣдовательно и соблазнительнѣе для всѣхъ чѣмъ кто либо другой ибо онъ это дѣлаетъ съ таинствами въ рукахъ во вторыхъ такiе люди болѣе чѣмъ кто либо изъ либераловъ пропагандистовъ чувствуютъ въ себѣ потребность пропагандировать свой типъ и сколько мнѣ извѣстно пользуясь тѣмъ что теперь стало модою требовать отъ священника не столько вѣры сколько ума они прикидываясь очень умными людьми не безъ преимущества передъ остальными поступаютъ въ педагоги духовно-учебнаго вѣдомства и тамъ оказываются очень и очень таки вредными
| А между тѣмъ если кого нибудь слѣдуетъ удалять отъ всякаго поприща гдѣ пропаганда есть главная обязанность то кажется именно этихъ современныхъ священниковъ
| Онъ совершаетъ таинства и относится къ нимъ не только критически но даже скептически какое дѣйствiе это производитъ | Уже одинъ этотъ фактъ такъ сказать не уничтожаетъ ли его именно какъ священника въ немъ нѣтъ уже ни любви ни вѣры то есть тѣхъ двухъ великихъ силъ которыя составляютъ таинство его высокаго положенiя и посредствомъ которыхъ онъ возвышаясь самъ возвышаетъ и паству свою до Бога
| Если все его духовное существо поглощено одною лишь заботою не казаться слишкомъ вѣрующимъ или казаться вовсе не вѣрующимъ и эта забота постоянно бросается въ глаза то впечатлѣнiе выносимое отъ этого зрѣлища кѣмъ либо изъ его паствы не есть ли весьма сильный элементъ соблазна
| Положительно есть
| А если къ этому присоединяется стремленiе дѣлать прозелитовъ хотя бы въ своемъ сословiи тогда легко себѣ представить до какой степени зло получаетъ угрожающiй характеръ
| Касательно этого стремленiя современнаго священника пропагандировать свое отрицательное отношенiе къ вѣрѣ и церкви замѣчаются весьма интересныя психическiя стороны
| Намъ удалось довольно близко ознакомиться съ этимъ типомъ а потому мы могли уловить именно тѣ черты которыя съ перваго раза не бросаются въ глаза но которыя глубоко присущи ему и составляютъ какъ бы сущность вреднаго его свойства
| Человѣкъ вообще даже въ угоду фанатизма не лишаетъ себя главныхъ условiй гармоническаго сочетанiя своей личности съ жизнiю безъ того чтобы не испытывать или борьбу или внутреннее на самого себя неудовольствiе | Секта кастратовъ въ этомъ отношенiи довольно наглядно можетъ объяснить нашу мысль | Вступаютъ въ эту секту часто въ минуту слѣпаго фанатизма въ ту минуту когда роковой актъ вступленiя совершенъ въ человѣка входитъ ничѣмъ не уничтожаемое сожалѣнiе о совершенномъ надъ собою насилiи и это чувство такъ сильно что утоленiе его или успокоенiе находитъ онъ только въ одномъ въ самой фанатической пропагандѣ своего изувѣрiя даже тогда когда онъ никакихъ способностей къ пропагандированiю не имѣетъ пропаганда становится какъ бы второю натурою этого человѣка
| Нѣчто въ этомъ родѣ представляетъ собою и типъ инаго современнаго священника | Въ угоду не фанатизму а простой идеѣ а иногда и того меньше простому пустому тщеславiю онъ начинаетъ мало по малу изгонять изъ себя самую лучшую часть своего духовнаго существа постоянное представленiе о высотѣ своего положенiя нравственнаго и о высотѣ своего долга и замѣнять это представленiе мыслью что быть современнымъ либераломъ лучше чѣмъ быть священникомъ по убѣжденiю по внутреннему такъ сказать содержанiю этого званiя и въ прекрасный день онъ утрачиваетъ такъ сказать дѣвственность своего священническаго званiя это уже не прообразъ вѣчнаго союза Христа съ церковью это стоящiй передъ алтаремъ поклонникъ и изобрѣтатель чего-то въ родѣ гражданскаго брака съ церковью подъ условiемъ свободы мыслить какъ ему угодно и расходиться когда вздумается
| Но не думайте что прiобрѣтя это положенiе и удовлетворивъ своему тщеславiю и малодушному обожанiю идеи прогресса онъ получилъ бы въ тоже время спокойствiе духа | Здѣсь то и начинается исторiя кастрата | Какъ бы ни утѣшалъ онъ себя мыслiю что его чтутъ и физiологи и фельетонисты въ него входитъ и остается въ немъ навсегда противъ его воли и разума какое-то внутреннее глубоко затаившееся чувство недовольства самимъ собою сожалѣнiе о чемъ то дорогомъ утраченномъ и это чувство есть ничто иное какъ послѣдствiе разрушенной имъ самимъ гармонiи въ сочетанiи его духовной личности священника съ жизнью | Это нѣчто въ родѣ неумолимаго преслѣдованiя его судьбою въ смыслѣ рока fatum
| И вотъ опять же въ подобiе кастрату является потребность въ утоленiи этого безпокойства этого внутренняго недовольства самимъ собою пропагандою совершенно такихъ же отрицательныхъ и скептическихъ отношенiй къ вѣрѣ и церкви
| И опять же физiологическое явленiе чѣмъ эта потребность высказывается настоятельнѣе тѣмъ непрiятнѣе для людей незнающихъ всей этой внутренней тайны становится этотъ современный священникъ ибо это внутреннее безпокойство выдаетъ его въ каждомъ словѣ въ каждомъ движенiи въ каждомъ проявленiи своей личности чувствуется онъ самъ это чувствуетъ что въ немъ нѣтъ ни одной прелести священника и въ тоже время еще меньше въ немъ можетъ быть прелестей свѣтскаго человѣка ибо какъ ни говори а общество у насъ еще не дошло до такого прогресса чтобы хотя инстинктивно не чувствовать и не понимать что личность священника должна удовлетворять другимъ условiямъ чѣмъ личность свѣтскаго человѣка
| И въ концѣ концовъ чтò же выигрываетъ такой современный священникъ | Увы очень мало для своего собственнаго удовлетворенiя | Какъ бы онъ ни старался достичь уровня великихъ мыслителей современной нашей интеллигенцiи въ смыслѣ индефферентизма къ религiи какой бы онъ трудъ мысли ни прилагалъ чтобы шуточками говорить о религiи чтобы проповѣдывать о томъ что религiю какъ дѣло свободы совѣсти навязывать не слѣдуетъ и косвенно что литургiя и таинства все это обряды установленные для влiянiя на невѣжественныя массы все же на плечахъ его ряса все же на головѣ его священническая а не профессора Сѣченова шляпа все же онъ долженъ надѣвать ризу и исполнять тѣ требы которыя по его мнѣнiю суть обряды а для вѣрующихъ суть спасительныя таинства и вотъ все это вмѣстѣ дѣлаетъ то что всѣ мало-мальски честные люди даже когда они ни во что не вѣруютъ отвращаются отъ него съ какимъ-то невольнымъ инстинктивнымъ чувствомъ удаленiя и недовѣрiя и оказываютъ ему гораздо менѣе уваженiя какъ лицу за то что онъ пересталъ быть священникомъ чѣмъ тому священнику отъ котораго они удаляются потому что тотъ дорожитъ своимъ саномъ своею вѣрою своими обязанностями какъ бы ни шли онѣ въ разрѣзъ съ понятiями вольнодумца о религiи и церкви
| Но соблазнъ остается и соблазнъ великъ и вотъ чтобы дать себѣ какъ новому типу такъ сказать приличныя формы эти современныя священники какъ я сказалъ особенно усердно хлопочутъ о томъ чтобы занимать каѳедры педагоговъ въ духовно-учебныхъ заведенiяхъ Здѣсь они могутъ стоять далеко отъ церкви и ея требъ и стоять близко къ жертвамъ своей пропаганды | А какiя это жертвы увы кто про то не знаетъ кто не знаетъ чтó такое наши семинаристы нынѣшняго времени между которыми главная мысль есть доказать мiру всему рѣшительно мiру какъ бы великъ онъ ни былъ что онъ прежде всего считаетъ абсурдомъ то во что отцы и дѣды его вѣрили твердо слѣпо и изъ чего между ними слагались высоко-нравственныя личности
| И такъ серьозность