[грж-1874-13-14-псм-186] Письма хорошенькой женщины. IV // Гражданин. - 1874. - № 13-14. - с. 408-410.
[Текст импортирован из файла. Подпись: Вѣра N.]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ПИСЬМА ХОРОШЕНЬКОЙ ЖЕНЩИНЫ

| IV

| Очередь за мною | Мнѣ очень жаль любезный старичокъ что у васъ не хватило терпѣнiя продолжать со мною споръ о нашемъ молодомъ поколѣнiи и что вслѣдствiе этого письмо на которое приходится мнѣ отвѣчать ваше послѣднее | Скажите вы который все знаете отчего это мы русскiе люди не умѣемъ уважать гласность на столько чтобы не выходить изъ предѣловъ подобающаго ей уваженiя и не извлекать изъ нея существенную для тысячей вопросовъ жизни пользу | Отчего когда мы начинаемъ со спора кончаемъ всегда дракою и отходимъ другъ отъ друга со злобою на сердцѣ съ синяками на лбу а главное съ вопросомъ неразъясненнымъ потому что отъ сущности вопроса перешли къ личностямъ отчего это старичокъ

| И вѣдь вотъ что курьозно | Посмотришь тѣже люди которые не умѣютъ спорить когда выступаютъ на публичную арену словопренiй внѣ области спора просто ягнята и овцы и добры и кротки и милы и терпѣливы и уважаютъ другъ друга вдругъ выступаютъ въ публику всходятъ какъ бы на возвышенное мѣсто берутъ перо въ руки и скорѣе чѣмъ мигнетъ вашъ глазъ въ нихъ совершилась роковая перемѣна они теряютъ какъ бы подъ собою равновѣсiе увлекаются своимъ положенiемъ въ публикѣ до такой степени что при малѣйшемъ противорѣчiи оппонента сперва начинаютъ браниться а потомъ готовы на него броситься и растерзать его въ клочки | Казалось бы наоборотъ мысль что мы находимся на публичной аренѣ что на насъ смотрятъ тысячи глазъ что насъ слышатъ тысячи ушей должна умѣрить нашу необузданность и наполнять насъ взаимнымъ уваженiемъ

| Отчего старичокъ въ вашемъ послѣднемъ письмецѣ точно прозвучала ваша личная ко мнѣ злоба и вы предавшись ей написали ваше послѣднее слово написали и отошли какъ отходятъ отъ публичнаго спора не люди а тѣ которыхъ Бюффонъ называлъ друзьями человѣка ворча и поджавши хвостъ | А между тѣмъ какъ это часто бываетъ въ послѣднемъ вашемъ письмѣ заключалась вся суть вашихъ мыслей изъ-за которой поводъ съ вами спорить обнаружился гораздо явственнѣе чѣмъ въ предыщемъ

| Въ этомъ послѣднемъ письмецѣ гдѣ вы упрекаете меня въ томъ что я будто васъ не поняла и переиначила ваши мысли вы говорите что вы не одобряете то молодое поколѣнiе которое принижаетъ уровень своей жизни до удовлетворенiя однимъ матерiальнымъ потребностямъ но вы съ глубокою грустью объ этомъ фактѣ говорите потому что молодое поколѣнiе по вашему волею или неволею поставлено въ необходимость промѣнивать идеалы на локомотивы ибо того -де требуетъ жизнь окружающая это молодое поколѣнiе и вы прибавляете что еслибы условiя жизни были другiя болѣе благопрiятныя для идеаловъ то молодое поколѣнiе не преминуло бы сдѣлаться болѣе идеальнымъ чѣмъ теперь | Вообще ваша мысль та что надъ признаками отсутствiя духовной жизни въ нынѣшнемъ молодомъ поколѣнiи нечего сокрушаться потому что неизвѣстно при какихъ условiяхъ одинъ изъ этого молодаго поколѣнiя сдѣлается хорошимъ человѣкомъ а другой дурнымъ | Словомъ у васъ какъ я вижу и какъ всѣ наши читатели могли видѣть главное заключается въ тѣхъ условiяхъ которыя жизнь предъявляетъ молодому поколѣнiю при его входѣ въ нее если эти условiя печальны надо горевать и проливая надъ нимъ слезы прощать молодому поколѣнiю что оно по необходимости предпочло меркантильное направленiе идеальному если условiя предъявляемыя жизнью прекрасны тогда и молодое поколѣнiе выйдетъ прекраснымъ и вы и я и всѣ мы возьмемъ другъ друга за руки и станемъ водить круги вокругъ этого молодаго поколѣнiя привѣтствуя его криками радости и восторга

| Такъ ли вы сказали или нѣтъ | такъ ли я васъ поняла | боюсь что вы скажете что я передѣлываю ваши слова и отвѣчаю не на ваши а на приписываемыя вамъ мысли | Опять-таки какъ и въ предыдущемъ моемъ письмѣ скажу вамъ почтенный старичокъ я очень рада что вы все это высказали ибо рѣдко приходилось мнѣ имѣть дѣло съ противникомъ такъ услужливо подставляющимъ бока въ ту минуту боя когда онъ считаетъ себя побѣдителемъ | Скажу больше дай Богъ чтобы это молодое поколѣнiе о которомъ мы съ вами ведемъ споръ никогда бы не доходило до того цинизма въ пониманiи себя своихъ жизненныхъ задачъ и жизни вообще до какого вы дошли его защищая | Повторяю то что вы про него говорите сто разъ хуже сущности моего обвиненiя молодаго поколѣнiя въ томъ что оно нуль вы положительно признаете молодое поколѣнiе отрицательною величиною и на этой отрицательной величинѣ хотите строить все зданiе будущности нашего общества | Хорошо будетъ это зданiе спасибо вамъ за то что намъ сулите признавая за собою даръ прозорливости и дальновидности

| по вашему выходитъ что молодое поколѣнiе страдаетъ плача и рыдая отъ сознанiя что оно дѣлаетъ дурно противъ своей воли и совѣсти вступая въ жизнь тѣмъ во что жизнь хочетъ чтобы они передѣлывались не оно это молодое поколѣнiе и не вы старичокъ принижаете -де уровень идеальныхъ требованiй до призванiй кочегара и машиниста но жизнь безпощадная неумолимая жизнь

| Прекрасно нечего сказать | Такъ по вашему значитъ вопросъ о томъ чтó изъ человѣка выйдетъ мошенникъ или честный человѣкъ рѣшаетъ не человѣкъ самъ а жизнь или какъ вы говорите условiя при которыхъ складывается его жизнь | Договорились же вы | Только на бѣду вашу то что вы сказали не ново мысль ваша это апоѳеозъ давно опошлившейся у насъ мысли ходящей по новымъ судамъ по разнымъ романамъ по разнымъ журнальнымъ статейкамъ которая говоритъ не онъ виноватъ а виновато общество не онъ укралъ а среда украла и т д | Эта извѣстная мысль есть одна изъ коренныхъ и фундаментальныхъ основъ теперешняго соцiальнаго броженiя въ западной Европѣ и именно тамъ гдѣ при отсутствiи истинно понимаемаго христiанства принижена утопистами человѣческая личность до того что съ нея уже снята всякая отвѣтственность за поступки ея да и сама личность какъ бы радуется своей безотвѣтственности въ сущности своему обезличенiю доказательствомъ же тó что всѣ тамъ кладутъ эту мысль въ основу будущаго перерожденiя общества | Мы русскiе взяли изъ этой идеи на Западѣ органически развившейся а для насъ пустой и порожней лишь то что соотвѣтствовало нашей грубости нашему разврату и безчеловѣчiю т е одно только право на безчестье | Это все что мы съумѣли выжать изъ современныхъ западно-европейскихъ идей и движенiй | Оттого адвокатъ оправдывающiй кассира растратившаго 100000 общественныхъ денегъ прибѣгаетъ именно къ праву на безчестье въ своемъ оправданiи | Всякiй если только бѣденъ и честенъ непремѣнно бы на еге мѣстѣ укралъ говоритъ адвокатъ | Публика аплодирующая адвокату а потомъ оправданiю мошенника конечно аплодируетъ своему праву на безчестье | Аплодируете и вы старичокъ я согласна что по незнанiю принимая это позорное и ретрограднѣйшее ученiе за верхъ прогресса и либерализма только вы даете этой мысли приложенiе черезъ-чуръ уже широкое вы примѣняете ее ко всему сплошь молодому поколѣнiю

| И что же выходитъ | Если сегодня вы допускаете что молодое поколѣнiе вслѣдствiе условiй внѣшнихъ давящихъ на него при вступленiи въ жизнь можетъ изъ идеальнаго обратиться въ матерiальное то вы должны будете допустить что слѣдующее затѣмъ молодое поколѣнiе вслѣдствiе того уровня которое предъявитъ ему жизнь устроенная прежнимъ молодымъ поколѣнiемъ матерiальнымъ должно будетъ передѣлать себя въ поколѣнiе грубо-матерiальное а третье поколѣнiе въ звѣрски матерiальное и т д до послѣдней степени уничтоженiя духовнаго человѣка

| Затѣмъ если вы допускаете что цѣлое поколѣнiе можетъ сообразно внѣшнимъ жизненнымъ условiямъ передѣлывать себя во что жизнь велитъ то совершенно логично допустить тотъ же принципъ и по отношенiю къ каждой отдѣльной личности составляющей это поколѣнiе отсюда ясно что если жизнь по современнымъ взглядамъ россiйскаго соцiализма потребуетъ отъ человѣка чтобы онъ укралъ он можетъ украсть если условiя сложатся такъ что онъ долженъ осмѣивать свою мать онъ можетъ и долженъ ее осмѣивать если жизнь такъ складывается что прославленiе божественнаго мiра дѣлается смѣшнымъ для большинства лицъ то человѣкъ можетъ смѣяться надъ всѣмъ божественнымъ однимъ словомъ выйдетъ совершенно тоже самое что проповѣдуютъ аблакаты защищая своихъ мошенниковъ

| Вотъ старичокъ ваша теорiя условiй разложенная на ея составныя части | Согласитесь что вы не хотите всего этого сказать и сами пугаетесь настоящаго смысла идей пущенныхъ вами на вѣтеръ такъ легкомысленно | Согласитесь что не нужно быть Магницкимъ чтобы имѣть право находить ваши мысли черезъ-чуръ уже странными и совсѣмъ не туда ударяющими куда вы бьете

| Бога ради добрый старичокъ не будьте такъ легкомысленны въ обращенiи съ этими вопросами вдумайтесь только хорошенько въ ваши слова и вы скажете ахъ Боже а вѣдь правда разсуждая такъ я вѣдь разрушаю все зданiе настоящаго христiанскаго воспитанiя

| И вѣдь такъ оно и есть | по вашему если допустить что поколѣнiе вступая въ жизнь должно волею или неволею и даже скрѣпя сердце подчинять свою духовную жизнь требованiямъ вѣка выходитъ что и воспитанiе должно поступать также то есть и воспитанiе должно сообразоваться съ какою-то роковою силою обстоятельствъ и условiй отъ воли воспитателей независящихъ и приносить этому богу свою жертву обожанiя а жертва эта должна заключаться въ отреченiи отъ извѣстныхъ принциповъ въ послабленiи извѣстныхъ требованiй | Воспитатель долженъ говорить милыя дѣти хотя религiя нравственность и исторiя всемiрнаго образованiя требуютъ того -то и того -то но принимая въ соображенiе что когда вы изъ школы вступите въ жизнь отъ васъ потребуютъ чтобы вы отрѣшились отъ многаго что составляетъ сущность и основу религiи нравственности и серьознаго образованiя дѣлать нечего я ужь и буду васъ воспитывать такъ чтобы вы могли съ перваго же шага удовлетворять требованiямъ вашего вѣка | И вѣдь знаете ли что теперь во многихъ учебныхъ заведенiяхъ воспитатели нашего юношества такъ именно и разсуждаютъ | Только я еще слишкомъ смягчила эти разсужденiя | Это противно всѣмъ преданiямъ о христiанскомъ воспитанiи но тѣмъ не менѣе это говорится и это дѣлается и плодъ этого разсужденiя мы можетъ быть уже и видимъ въ томъ поколѣнiи изъ за котораго мы съ вами споримъ | У меня есть братъ воспитывавшiйся въ одномъ изъ учебныхъ заведенiй въ Петербургѣ | Директоръ этого заведенiя былъ назначенъ туда въ ту эпоху лѣтъ двадцать пять назадъ когда признано было необходимымъ исправить духъ заведенiя военною дисциплиною и тогда онъ во исполненiе этой программы сѣкъ семнадцатилѣтнихъ молодыхъ людей публично | Вообразите что лѣтъ 18 спустя тотъ же директоръ въ томъ же заведенiи отмѣняетъ утреннiя и вечернiя молитвы находя что заставлять публично молиться несовременно и антилиберально | Пожалуй и онъ того былъ мнѣнiя что настало время когда проповѣдующихъ о славѣ Божiей надо отводить въ полицейскую часть а пожалуй и сѣчь какъ онъ прежде сѣкъ отъ такихъ вѣдь станется | И вы думаете что такой директоръ не выпустилъ въ жизнь цѣлое поколѣнiе людей сознательно обращенныхъ имъ въ нули относительно религiи твердыхъ началъ нравственности гражданскаго долга любви къ ближнему патрiотизма и всего идеальнаго мiра | Могу васъ увѣрить что да

| Сколько мнѣ извѣстно въ образованномъ мiрѣ Европы воспитатели говорятъ воспитанникамъ иначе и говорятъ иначе потому что иначе понимаютъ воспитанiе | Вотъ приблизительно что они говорятъ Дѣти жизнь ожидающая васъ очень трудна она полна искушенiй препятствiй къ достиженiю самыхъ иногда хорошихъ цѣлей препятствiя эти происходятъ отъ людей которые захотятъ чтобы вы дѣлали дурное для ихъ выгоды или отъ васъ самихъ то есть отъ вашихъ страстей дурныхъ привычекъ отъ вашего эгоизма словомъ отъ всего что будетъ происходить въ васъ и съ вами дурнаго какъ только вы перестанете прислушиваться къ голосу вашей совѣсти | Чтобы быть въ состоянiи бороться съ людьми съ обстоятельствами и съ собою чтобы получить ту силу съ которою вы будете въ состоянiи всю вашу жизнь быть самостоятельными и честными не взирая ни на какiя условiя жизни ни на какiя искушенiя вы должны съ раннихъ лѣтъ наполнять ваши сердца любовью къ Богу любовью къ ближнему а чтобы любовь эта входила и оставалась въ вашихъ сердцахъ на всю вашу жизнь я буду особенно заботиться о томъ чтобы на каждомъ шагу вамъ показывать понятно и наглядно что значитъ любить Бога и ближняго и въ тоже время буду объяснять вамъ мало по малу какiя на васъ лично лежатъ обязанности и какъ съ исполненiемъ ихъ вамъ возможно будетъ преодолѣть можетъ быть всѣ ожидающiя васъ тягости и трудности жизни

| Нѣчто въ этомъ родѣ говоритъ воспитатель своимъ воспитанникамъ тамъ гдѣ о воспитанiи люди вѣка и поколѣнiя создали науку началъ незыблемыхъ и неизмѣняемыхъ | Наука этого воспитанiя всѣхъ временъ и у всѣхъ народовъ христiанскаго мiра имѣетъ цѣлью воспитывать изъ дѣтей людей для какихъ бы то ни было условiй жизни и чѣмъ воспитанiе лучше то есть чѣмъ болѣе оно проникнуто духомъ христiанскихъ началъ тѣмъ болѣе оно имѣетъ въ виду въ своей задачѣ тѣ невыгодныя и тяжелыя условiя жизни о которыхъ вы говорите какъ объ обстоятельствахъ не только смягчающихъ но даже уничтожающихъ отвѣтственность молодаго поколѣнiя за то что оно нуль | Воспитанiе которое говорило бы юношамъ что ихъ ждетъ жизнь въ видѣ пути усѣяннаго розами было бы нелѣпое воспитанiе | Да и укажите мнѣ когда было на землѣ то золотое время когда человѣкъ при вступленiи въ жизнь не встрѣчалъ именно тѣхъ тяжелыхъ условiй о которыхъ вы говорите въ защиту нынѣшняго поколѣнiя | Съ тѣхъ поръ какъ человѣчество себя можетъ запомнить жизнь человѣка не есть ли все таже борьба между идеалами въ немъ и между матерiальными обольщенiями вокругъ него просящимися занять въ немъ мѣсто идеаловъ | жизнь есть не что иное какъ эта именно борьба

| И вотъ когда воспитанiе задается вѣрною и справедливою задачею то есть подготовленiемъ юношества къ тому чтобы духомъ по возможности владычествовать надъ матерiальными условiями жизни тогда образуется въ каждом воспитываемомъ поколѣнiи горсть людей нѣчто въ родѣ ядра поколѣнiя которое для всѣхъ незамѣтно составляетъ главную силу своего поколѣнiя и своего времени кругомъ люди того же поколѣнiя падаютъ обольщаются низко падаютъ развращаются сотнями и тысячами но ядро этого поколѣнiя крѣпко и здорово оно двигаетъ впередъ свое общество и двигая свое общество подвигаетъ впередъ и свое государство и въ критическiя минуты для общества или государства къ ядру этому какъ къ знамени примыкаютъ массы и подчиняются его нравственной силѣ | Таково напримѣръ воспитанiе въ Англiи въ Германiи таковымъ оно было независимо отъ всякихъ системъ и внѣшнихъ условiй у насъ когда-то | Всѣ чувствовали и сознавали что гдѣ-то есть какая то сила руководящая въ людяхъ кто именно были эти крѣпкiе и здоровые люди назвать ихъ было трудно но они были и представленiе о нихъ создавало что-то въ родѣ представленiя о какой-то общественной совѣсти

| Ваше понятiе о воспитанiи старичокъ совсѣмъ повидимому иное | Чтобы быть логичнымъ и послѣдовательнымъ и вмѣстѣ съ вами оправдать наше нынѣшнее поколѣнiе мѣняющее идеалы на локомотивы надо создать себѣ представленiе о воспитанiи подлаживающемся подъ требованiя и условiя жизни въ данную эпоху а изъ этого уже воспитанiя черпать тѣ чувства или вѣрнѣе то равнодушiе съ помощью котораго можно было бы одновременно и слезы лить надъ этимъ безъидеальнымъ поколѣнiемъ и выражать къ нему свое неодобренiе

| Это -то и невозможно | Со дня когда вы впустите въ воспитанiе мысль о возможности условiямъ жизни всецѣло и неминуемо влiять на человѣка и эту мысль поставите взамѣнъ той которая наоборотъ воспитываетъ человѣка съ цѣлью чтобы онъ самъ влiялъ на событiя своей жизни вы впустите ядъ въ организмъ цѣлаго воспитываемаго поколѣнiя и ядъ этотъ прежде всего разлагаетъ жизненную силу того ядра о которомъ я говорила выше | Пусть я пессимистка но ядра крѣпкихъ людей мнѣ кажется уже нѣтъ для воспитываемаго поколѣнiя оно представляетъ изъ себя стадо идущее туда куда его гонятъ и характеристическою чертою такого поколѣнiя является именно тотъ сумбуръ мыслей и то отсутствiе положительнаго направленiя въ обществѣ которые вы такъ метко охарактеризовали сказавъ что мы съ вами попадемъ въ тюрьму если примемся говорить о Богѣ | Нѣтъ вы не случайно не нечаянно это сказали вы взяли эту мысль или вѣрнѣе это впечатлѣнiе изъ окружающаго насъ съ вами духовнаго мiра | Люди которые у насъ теперь говорятъ положительно и твердо о необходимости религiи и ея идеаловъ считаются въ обществѣ сумасшедшими а тѣ которые съ равнодушiемъ и отрицательно говорятъ обо всемъ что идеально и вѣруютъ только въ дѣло рукъ человѣческихъ тѣ составляютъ общество здравыхъ людей и ихъ цѣлая масса | Вашъ голосъ слѣдовательно vox populi

| Но дѣло въ томъ что при такихъ условiяхъ существовать общество не можетъ ибо мало по малу это равнодушiе общества къ его основамъ которыя замѣтьте всѣ до одной идеальны и никогда иными быть не могутъ разложитъ и подточитъ эти основы до такой уже степени что при самыхъ цивилизированныхъ формахъ и либеральнѣйшихъ учрежденiяхъ мы можемъ сдѣлаться обществомъ растлѣнныхъ до глубины мозга

| Полагаю что вы бы этого не желали и я тоже этого не желала бы любя свое государство и свое общество любя въ особенности всѣмъ сердцемъ наше молодое поколѣнiе

| Вѣра N
===========

Статистика: