БОРЬБА ГОСУДАРСТВА СЪ ЦЕРКОВЬЮ ВЪ ГЕРМАНIИ. Война государства съ католическою церковью въ Германiи разгорается все сильнѣе и сильнѣе и становится однимъ изъ самыхъ интересныхъ и важныхъ по послѣдствiямъ политическихъ явленiй нашего времени. Лѣтъ 20-15 тому назадъ государственная власть оставляла свободу католической церкви во внутренней ея дисциплинѣ и въ учительской дѣятельности. Въ ту пору государство не столько еще опасалось ея, сколько нуждалось въ ней. Оно само еще собирало свои внутреннiя силы и, въ ожиданiи внѣшней борьбы, на которую расчитывало, предпринимало у себя борьбу съ движенiемъ либеральной партiи, угрожавшимъ ему серьозными затрудненiями. И на выборахъ, и въ дѣлахъ внутренней политики, поддержка со стороны католической церкви, имѣвшей громадное влiянiе на массы германскихъ католиковъ, была необходима для государства. Въ ту пору всякое усиленiе церковнаго авторитета казалось усиленiемъ консервативнаго начала и подкрѣпленiемъ королевской власти въ борьбѣ съ парламентомъ. И такъ церкви оставлена была полная свобода вести автономически дѣло обученiя и приготовленiя своихъ служителей въ духѣ римской клерикальной дисциплины. Правительство усиливало оклады назначенные изъ бюджета на содержанiе епископскихъ каѳедръ и семинарiй; приходскiе священники могли, безъ всякаго вмѣшательства свѣтской администрацiи, распространять свое влiянiе на умы въ приходахъ и дѣйствовать даже на общее элементарное образованiе въ первоначальныхъ школахъ, гдѣ предоставлено было имъ званiе инспекторовъ отъ правительства. Но уже лѣтъ 10 тому назадъ виды прусскаго правительства измѣнились. Вступивъ дѣятельнѣе во внѣшнюю политику, оно стало искать себѣ поддержки въ либеральной партiи и, уклоняясь отъ открытой борьбы съ нею, охотно сдавалось на сдѣлки. Съ этой минуты измѣнились и виды правительства на содѣйствiе церкви, и взгляды его на церковную автономiю. Прежнiй союзникъ сталъ представляться врагомъ подозрительнымъ. Этому расположенiю способствовали и политическiя событiя. Война съ Авcтрiей дала рѣшительный поводъ высказаться стремленiямъ къ объединенiю Германiи, въ которомъ Австрiи, державѣ католической, не оставлено мѣста. Въ разгарѣ политической борьбы обнаружился непримиримый антагонизмъ между началомъ германскаго государственнаго и началомъ римскаго церковнаго единства, въ которомъ явно или тайно стали искать себѣ опоры всѣ обиженные и оскорбленные прусскимъ единовластiемъ. Явно стало государству, что въ своемъ стремленiи къ единству оно имѣетъ себѣ опаснаго врага въ той самой церкви которая, считая себя всемiрною, въ тоже время, въ силу прусскаго государственнаго устройства, занимаетъ положенiе и второй государственной, установленной церкви въ Пруссiи. Это обнаружилось еще явственнѣе въ эпоху сильнѣйшаго возбужденiя и разгара нацiональнаго чувства въ Германiи, во время французской войны. Какъ разъ къ тому же времени подоспѣло и объявленiе папской непогрѣшимости. Римскiй католицизмъ, въ виду накопившихся отовсюду — и извнѣ и извнутри, враждебныхъ ему элементовъ, сковалъ себѣ новое, рѣшительное оpужiе единства и духовнаго владычества надъ умами. Но уже и германское государство, въ рукахъ Пруссiи, испробовало съ успѣхомъ силу «огня и желѣза» въ своей соединительной и завоевательной политикѣ. Побѣдное торжество, по окончанiи войны съ Францiей, открыло новой германской политикѣ новые горизонты дѣятельности и новыя опасности, съ которыми предстояло бороться. Посреди торжества и поздравительныхъ кликовъ, государство не могло не сознавать что окружено отовсюду тайными врагами, и во главѣ ихъ, позади раздраженной и униженной Францiи, почуяло тайную силу Римскаго Змiя. Съ этою силой германское государство предприняло борьбу, изъ которой безъ сомнѣнiя расчитываетъ выйти побѣдителемъ. Борьба эта, которая можетъ превратиться, при дальнѣйшемъ своемъ развитiи, въ борьбу жестокую, на жизнь и смерть, между двумя началами, — становится тѣмъ любопытнѣе, что въ ней религiозные и церковные мотивы переплетаются не раздѣльно съ мотивами политическими. Съ одной стороны съ нею связаны страстные интересы всѣхъ политическихъ противниковъ германской государственной идеи, какъ въ самой Германiи, такъ и внѣ ея предѣловъ; съ другой стороны — германская государственная власть влагаетъ въ этотъ споръ между церковью и государствомъ всю силу только что сложившагося самодержавiя и самоувѣренности, воспитанной побѣдами. Послѣ нѣсколькихъ неудачныхъ попытокъ къ миролюбной сдѣлкѣ съ католическою церковью въ Пруссiи, правительство предприняло подчинить ее вовсе своему законному контролю, съ тѣмъ чтобъ обуздать врага своего на собственной его территорiи. Оно вооружилось противъ церкви новымъ закономъ проведеннымъ весною черезъ парламентъ, — закономъ который даетъ правительству небывалое, относительно католицизма, право распространить прямой свой надзоръ на клерикальное воспитанiе и обученье, и на назначенiя въ церковныя должности. Нарушается коренное правило церковной автономiи, считавшееся неприкосновеннымъ. Можно себѣ представить, съ какимъ раздраженiемъ мѣры эти были приняты духовенствомъ и ревностными католиками въ Пpyссiи. Въ самомъ дѣлѣ — примѣръ небывалый. Протестантскимъ чиновникамъ протестантскаго правительства дано право положительнаго вмѣшательства въ предметы внутренней дисциплины въ римской церкви. Не говоря уже о томъ, что вмѣшательство это, по свойству бюрократiй, должно быть рѣзкое, формальное и во многихъ случаяхъ соединенное съ пренебреженiемъ ко многому, чего иновѣрецъ не понимаетъ въ чужой церкви, и особенно протестантъ въ католической, не говоря уже объ этомъ, ни для кого не тайна, что между этими чиновниками не мало либераловъ не признающихъ вообще догматизма и обрядности въ религiи, и что прусское правительство, при самомъ изданiи закона, принуждено было войти въ сдѣлку съ партiей людей вольномыслящихъ, поддерживавшихъ его не изъ одного только убѣжденья въ необходимости борьбы съ Римомъ, но по принципу поддерживать все что клонится къ ослабленiю церковнаго элемента. Въ числѣ цѣлей новаго закона, явственно признаваемыхъ правительствомъ, есть намѣренiе измѣнить прежнюю систему образованiя духовенства въ закрытыхъ духовныхъ семинарiяхъ, въ исключительномъ клерикальномъ духѣ и въ отчужденiи отъ интересовъ и побужденiй свѣтскаго правительства. Посредствомъ новаго закона имѣется въ виду поставить образованiе бyдущихъ пастырей церкви въ связи съ предметами университетскаго обученiя и съ новѣйшимъ развитiемъ научной мысли. Между тѣмъ извѣстно что въ нынѣшней системѣ университетскаго преподаванiя сами протестантскiе богословы развиваются въ такой широтѣ воззрѣнiя, въ которомъ мало или вовсе не остается мѣста догматическому вѣрованiю, а это вѣрованiе католическая церковь преимущественно имѣетъ въ виду, и, кажется, имѣетъ право, ограждать его отъ постороннихъ влiянiй. Въ силу новаго закона, ото всѣхъ епископовъ правительство потребовало чтобы въ теченiе двухъ мѣсяцевъ представили на утвержденiе властей программы и планы преподаванiя въ семинарiяхъ и духовныхъ училищахъ. Всѣ епископы отказались исполнить требованiе. Давъ имъ еще 6 недель дополнительнаго сроку, правительство затѣмъ приступило къ карательнымъ мѣрамъ. Въ Пруссiи содержанiе католическому духовенству и его учрежденiямъ производится отъ казны. У епископа Эрмеландскаго (въ Восточной Пруссiи) велѣно удержать производимое ему содержанiе. У Падернборнскаго (въ Вестфалiи) отнято содержанiе производившееся на семинарiи, и воспитанникамъ объявлено что правительство не допуститъ ихъ ни на какую церковную должность. У епископа Фульдинскаго закрыто силою духовное училище. На епископа Познанскаго (Ледоховскаго) наложена тяжкая денежная пеня, и ему объявлено что его воспитанники, какъ лишенные права на ординацiю, лишаются права на изъятiе отъ воинской повинности; по послѣднимъ свѣденiямъ, и это училище закрыто. Примѣчательно что правительство, уполномоченное закономъ дѣйствовать въ подобныхъ случаяхъ по усмотрѣнiю, прилагаетъ въ разныхъ мѣстностяхъ неодинаковыя наказанiя, довольствуясь въ однихъ мѣстахъ наложенiемъ денежныхъ пеней, а въ другихъ употребляетъ болѣе суровыя мѣры. За уклоненiемъ епископовъ повсюду разосланы отъ правительства коммисары съ правомъ ревизiи и обслѣдованiя церковныхъ учрежденiй и школъ, которыя, по донесенiямъ этихъ коммисаровъ, и закрываются. Но этого еще мало. Расчитывая сломить оппозицiю епископовъ, правительство по видимому имѣетъ въ виду дальнѣйшую градацiю карательныхъ мѣръ, и трудно предвидѣть на чемъ онѣ остановятся. Подъ рукою у правительства явилось, ко времени, особливое орудiе, посредствомъ коего оно можетъ ставить римскую iерархiю въ затруднительное и фальшивое положенiе. Возлѣ римскихъ католиковъ стоятъ нынѣ въ Германiи старокатолики, которые, не принимая новаго догмата, и отвергая верховный авторитетъ Рима, называютъ себя настоящими, истинными католиками и добиваются чтобы правительство признало таковыми ихъ, то есть меньшинство, a большинство, то есть католиковъ признающихъ папу, признало бы самозванцами и отщепенцами отъ настоящей католической церкви. Правительство не рѣшалось до сихъ поръ на эту мѣру, но, въ виду противодѣйствiя, готово по видимому склониться къ ней. Когда Бреславльскiй архiепископъ запретилъ своему духовенству сообщать правительству отчеты и свѣденiя по его требованiямъ, которыя признавалъ некатолическими, правительство объявило что признаетъ законнымъ членомъ Бреславльскаго капитула — бывшаго декана, барона Рихтгофена, старокатолика, котораго исключилъ и уволилъ архiепископъ, и что если онъ не будетъ обратно принятъ, то ни одно изъ назначенiй на должности, производимыхъ капитуломъ, не будетъ утверждено правительствомъ. Одного старокатолика, то есть еретика и врага въ смыслѣ римской церкви, правительство назначило отъ себя инспекторомъ римско-католическихъ школъ! Кельнскiй архiепископъ преданъ суду за то что безъ предварительнаго разрѣшенiя правительства отлучилъ отъ церкви своихъ священниковъ принявшихъ ученie Деллингера. Но всего замѣчательнѣе рѣшенiе, весьма недавно состоявшееся въ верховномъ аппеляцiонномъ судѣ по этому предмету. Священникъ, папистъ, изъ Рейнскихъ провинцiй, напечаталъ памфлетъ въ которомъ описывалъ, въ оскорбительныхъ для старокатоликовъ выраженiяхъ, обрядъ ихъ богослуженiя. Противъ него возбуждено судебное преслѣдованiе, на основанiи 166 статьи уголовнаго кодекса, запрещающей оскорбительные отзывы объ обрядахъ исповѣданiй признанныхъ государствомъ. Мѣстный судъ первой инстанцiи оставилъ обвиненiе безъ послѣдствiй на томъ основанiи, что передъ лицомъ закона извѣстны только двѣ церкви — евангелическая и римско-католическая, что одна лишь послѣдняя подходитъ подъ силу конкордатнаго патента 1847 года, и что старокатолики, не принявшiе римскаго догмата о непогрѣшимости, не въ правѣ считать себя признанною церковью. Верховный судъ отмѣнилъ этотъ приговоръ, какъ основанный не на судебныхъ началахъ, а на одностороннихъ и пристрастныхъ выводахъ клерикальнаго ученiя. При этомъ въ окончательномъ рѣшенiи сказано: «что касается до новаго религiознаго ученiя, не подходящаго подъ патентъ 1847 года, то это разсужденiе не можетъ относиться до старыхъ католиковъ, но должно относиться скорѣе до новыхъ католиковъ, которые дѣйствительно составили себѣ новое ученiе (о непогрѣшимости), и состоя въ дѣйствительномъ владенiи католическими церквами и церковной собственностью, претендуютъ на званiе истинныхъ членовъ и представителей римско-католической церкви». Послѣ такого рѣшенiя недалеко уже до того, чего добиваются старокатолики, то есть до утвержденiя за ними всѣхъ правъ и привилегiй присвоенныхъ въ Пpyссiи римско-католической церкви, и до передачи имъ всѣхъ бенефицiй и епископскихъ должностей коими располагаетъ правительство. Когда дойдетъ дѣло до этого — а оно можетъ дойти въ крайности тогда — тогдa настанетъ критическая минута великаго церковнаго соблазна для римско-католическаго населенiя въ Пруссiи. Вспомнимъ что если съ одной стороны протестъ старокатоликовъ противъ новаго догмата имѣетъ твердую точку опоры въ церковной ортодоксiи самого католичества, то съ другой стороны не опредѣлилось еще вполнѣ догматическое и обрядовое вѣроученiе у самихъ старокатоликовъ, и въ средѣ ихъ самихъ слышатся голоса, требующiе, независимо отъ расчета съ непогрѣшимостью папы, дальнѣйшаго очищенiя церковныхъ вѣрованiй и обрядовъ! Но недостаточно еще и этого. Прусское правительство приняло недавно такую мѣру, которая должна произвесть великiй соблазнъ въ массѣ вѣрующаго населенiя. По силѣ новаго закона, ни одинъ католическiй священникъ не можетъ быть опредѣленъ епископомъ ни въ большой ни въ малый приходъ и ни на какую церковную должность, безъ предварительнаго разрѣшенiя правительства. Епископы, считая это правило анти-каноническимъ, отказались подчиниться ему и продолжаютъ назначать священниковъ своею властью. Вслѣдствiе того правительство, независимо отъ личнаго