| ПО ПОВОДУ ЭЛЕГИЧЕСКОЙ 3АМѢТКИ РУССКАГО ВѢСТНИКА | Прежде всего выпишемъ то что мы между прочимъ говорили Русскому же Вѣстнику въ майской книжкѣ нашего журнала | Это нужно къ дѣлу | Во всякомъ обществѣ съ начала мiра всегда есть огромное большинство людей стоящихъ за то что по ихъ понятiямъ незыблемо и неподвижно | Эту незыблемость и неподвижность они любятъ преимущественно зато что она совпадаетъ съ ихъ матерьяльными текущими интересами часто въ ущербъ остальнымъ и многочисленнѣйшимъ ихъ собратьямъ и для нихъ хоть весь свѣтъ гори было бы имъ хорошо | Въ интересахъ своихъ они составляютъ себѣ и нравственность и другiя правила обыкновенно взявъ первоначальную праведную идею и для собственныхъ выгодъ извративъ ее до того что отъ первоначальной сущности ея не остается даже и тѣни | Разумѣется это большинство съ ненавистью смотритъ на всякiй намекъ о прогрессѣ на всякое нововведенiе откуда бы оно ни шло явленiе впрочемъ нормальное и происходящее отъ потребности самосохраненiя | Рядомъ съ этой наибольшей частью общества всегда есть и меньшинство которое съ огорченiемъ смотритъ на неподвижность большинства на его озлобленную тупость на нерасчетъ въ пониманiи своихъ собственныхъ выгодъ на извращенiе всѣхъ естественныхъ и праведнѣйшихъ идей въ угоду грубымъ интересамъ а главное на извратителей угодниковъ и обольстителей толпы дѣйствующихъ почти всегда изъ собственной личной выгоды | Въ этомъ меньшинствѣ таятся прогрессивныя жизненныя силы въ противоположность застою всего общества | И та и другая сторона сами по себѣ законны и даже необходимы одна другой | Но ненависть и борьба между ними непрерывны | А между тѣмъ въ обоихъ лагеряхъ бываютъ почти всегда люди честные и высокихъ нравственныхъ качествъ | Между меньшинствомъ являются иногда люди генiальные кромѣ того всегда есть люди честные прямые готовые всѣмъ пожертвовать для блага общества и стоически переносить всевозможныя гоненiя | Но рядомъ съ ними существуютъ мальчишки и крикуны | Они суетятся забѣгаютъ впередъ исповѣдуютъ новую идею до крайностей бездарно и грубо схватываютъ однѣ только ея верхушки и они то наиболѣе вредятъ всякой новой идеѣ опошливая ее въ глазахъ и безъ того уже враждебнаго къ ней большинства | Эти крикуны неизбѣжны они существовали вездѣ и всегда во всѣ времена и во всѣхъ народахъ и существуютъ тоже по какому-то неизбѣжному закону природы | А между-тѣмъ какъ ни смѣшны эти крикуны изъ числа ихъ бываетъ много людей честно и благородно преданныхъ дѣлу | Да и вообще между людьми гораздо болѣе честныхъ и благородныхъ чѣмъ подлецовъ | Прозорливый человѣкъ никогда не будетъ судить по этимъ крикунамъ о стойкости и истинности какой-нибудь новой прогрессивной идеи проповѣдуемой въ избранномъ меньшинствѣ общества лучшими его представителями | Но тѣ которые льстятъ большинству изъ выгоды немедленно подхватываютъ смѣшную сторону крикуновъ указываютъ и растолковываютъ ее всѣмъ желающимъ слушать ихъ ума тутъ много не нужно надо только глумиться а иногда и поклеветать и дѣло въ шляпѣ | Поклеветать же необходимо
| Теперь выпишемъ для читателей нашихъ всю главную часть тирады Русскаго Вѣстника которую онъ тиснулъ въ своей послѣдней августовской книжкѣ подъ названiемъ Элегическая замѣтка | Въ томъ же номерѣ есть и другая замѣтка Но мы только скажемъ объ элегической
| Мы нарочно перепечатали все это мѣсто цѣликомъ мы не хотѣли передавать его своими словами чтобъ не упрекнулъ насъ Русскiй Вѣстникъ какъ уже и сдѣлалъ это однажды что мы нахватали изъ него фразъ и злоумышленно представили дѣло въ искажонномъ видѣ
| И такъ вотъ каково мнѣнiе Русскаго Вѣстника о современномъ положенiи вещей въ нашей литературѣ въ нашей наукѣ и даже въ нашей жизни | Нѣтъ у насъ совѣстливыхъ людей говоритъ онъ обо всѣхъ безъ исключенiя | Однимъ словомъ все гниль и всѣ гниль
| Сильно сказано
| И пусть Русскiй Вѣстникъ не придирается къ намъ пусть не говоритъ потомъ что мы сами выдумали про все и про всѣхъ а онъ никогда ничего не говорилъ подобнаго | Еслибъ онъ говорилъ не обо всѣхъ безъ исключенiя то онъ отнесся бы къ этой гнiющей средѣ также какъ мы опредѣлили ея мѣсто въ общемъ движенiи | Ссылаемся на выписку изъ майской книжки нашего журнала | Онъ не принялъ бы крикуновъ за дѣятелей бездарныхъ фразеровъ и пустозвоновъ за всѣхъ и за все | Все всѣ Но вѣдь это неслыханная дерзость противъ здраваго смысла | кричитъ читатель
| Конечно такъ но Русскому Вѣстнику какое дѣло до криковъ и даже въ иныхъ случаяхъ до здраваго смысла | Ему надо доказать что все гниль одна гниль и даже вовсе не отъ обстоятельствъ какихъ-нибудь гниль а просто отъ собственной нашей безсовѣстности Впрочемъ онъ вѣдь и не доказываетъ | Онъ только кричитъ Но разберемъ однакоже такъ ли онъ кричитъ
| То мѣсто вашей замѣтки гдѣ вы Русскiй Вѣстникъ сравнивали нашу науку съ Тредьяковскимъ намъ показалось значительнымъ | Показалось намъ что вы именно указываете на больное мѣсто и недалеки отъ настоящей причины плачевнаго состоянiя нашей образованности | Но надежды наши тотчасъ разсѣялись | Какъ обернули вы дѣло | Вы начали ругать нашихъ прогрессистовъ нашихъ борзописцевъ нашихъ крикуновъ не только за ихъ увлеченiя и малоумiе это пусть бы | нѣтъ вамъ надо было еще доказать что они нечестные люди что они безсовѣстные | Мы даже убѣждены что вы собственно для этого то и пустили вашъ элегическiй плачъ Безъ этого чтожъ за выгода была бы вамъ повторять что у насъ нѣтъ науки нѣтъ литературы | Вѣдь это все такъ старо | Вы ужь такъ часто объ этомъ говорили и прежде Вы даже увѣряли что и русской народности то нѣтъ Нѣтъ у васъ была другая цѣль и именно та на которую мы указали | Вы раздражены | Мы знаемъ отчего произошолъ вашъ задоръ Но объ этомъ послѣ
| И такъ между борзописцами между заблуждающимися ужь уступимъ вамъ это навремя вполнѣ нѣтъ ни одной чистой совѣсти ни одного честнаго существа ни одного непустого человѣка ни одного дѣйствительно трудящагося заботящагося страдающаго мученика мысли и науки | Какже вы говорите начнется жизнь и гниль исчезнетъ сама собой | Да какъ же она начнется въ такой средѣ съ такими людьми | По щучьему велѣнью
| Но позвольте мы начнемъ по порядку
| Вы говорите что никогда еще не распложалось такъ много словъ и фразъ какъ теперь когда всѣ толкуютъ о самостоятельности мысли | Согласны но это понятно готовымъ ничего не дается все нужно сдѣлать выжить и даже выстрадать и все начинается сначала а начинается всегда такъ | Никто разомъ не доходитъ до послѣдняго слова до окончательной гармонiи въ жизни | Вы говорите никогда еще не доходила до такого всевластнаго господства рутина безсмысленное и рабское повторенiе мнѣнiй изъ чужой жизни какъ теперь когда всѣ повидимому изъ того лишь бьются чтобъ жить своимъ умомъ и не поклоняться авторитетамъ | Но вѣдь и вы знаете что если нѣтъ почвы и если невозможна дѣятельность то стремящiйся духъ именно выразится въ явленiяхъ ненормальныхъ и безпорядочныхъ именно приметъ фразу за жизнь накинется на готовую чужую формулу обрадуется даже ей и ею замѣнитъ дѣйствительность | Въ фантастической жизни и всѣ отправленiя фантастическiя | Но по-нашему это страданiя это безвыходныя муки | А по-вашему всѣ фразеры | Да развѣ это возможно | Развѣ увлекающiйся фразой готовой формулой непремѣнно долженъ быть безсовѣстный человѣкъ пустой крикунъ мыльный пузырь | Развѣ не можетъ увлекаться и ошибаться истинная честная пытливость ума честный и совѣстливый человѣкъ | Съ страданiемъ ища выхода онъ спотыкается падаетъ Да такiе то люди и спотыкаются | Зачѣмъ же пятнать ихъ названiемъ безсовѣстныхъ | Кому придетъ въ голову особенно въ иную минуту смѣяться надъ такими людьми кромѣ васъ изъ глубины кабинета въ которомъ вы сидите съ вашимъ олимпiйскимъ спокойствiемъ | Вы даже какъ будто рады этому | Блаженъ тотъ который и въ уродливомъ явленiи способенъ увидѣть его историческую серьозную сторону | Блаженъ тотъ который не думаетъ что къ нему въ ротъ будутъ готовыя галушки падать | Блаженъ тотъ кто отъ залѣзшаго чуть не въ трубу трубочиста не потребуетъ непремѣнно академическихъ позъ и красоты Аполлона бельведерскаго | Блаженъ наконецъ тотъ который не оскорбляетъ своимъ свистомъ несчастнаго въ минуту его несчастья
| А вы знаете ее эту формулу | Чтожъ вы намъ ее не откроете коли знаете | Вы такъ свысока говорите что можно подумать вы ужь ее и нашли и бережоте про себя это сокровище | Вѣдь вамъ все такъ легко у васъ вонъ жизнь придетъ когда-нибудь сама собою вы сердитесь что нѣтъ до сихъ поръ общества а есть кружки какъ будто общество такъ само собой и устроится безъ первоначальныхъ кружковъ | Вамъ все такъ легко | Чтожъ если другiе то именно и ищутъ эту формулу о которой вы говорите не довольствуются однимъ утѣшенiемъ изъ прописей что она есть и должна быть а именно хотятъ сами найти ее или споспѣшествовать ея открытiю ищутъ иногда пресмѣшно ошибаются падаютъ а вы только стоите да посмѣиваетесь надъ ними надъ ихъ судорогами и ошибками пальцемъ не желая къ дѣлу притронуться чтобъ не замарать ручекъ | Да ужь не вы ли и есть одинъ изъ тѣхъ фразеровъ на которыхъ вы такъ сердитесь | И вотъ что еще вы ужасно легкомысленны | Вы думаете что такъ легко обмануть людей да я то дескать и тоскую я науку защищаю которую унижаютъ и уничтожаютъ крикуны и мальчишки я самъ тоскую и скорблю глядя на это и вотъ пустилъ свой элегическiй плачъ | Но при всемъ вашемъ умѣньи фразерствовать вы вѣдь такъ наивно высказываете свою настоящую цѣль | Вы не за науку стараетесь вы ровно ни очемъ не тоскуете | Вамъ просто надо было назвать всѣхъ прогресистовъ безсовѣстными пустозвонами и манкенами | Вѣдь такое презрѣнiе не можетъ быть у серьозно и свято сочувствующаго дѣлу человѣка у умѣющаго хоть что-нибудь различать человѣка | Съ какимъ цинизмомъ вы обнажили себя | О Боже | еслибъ вы говорили только о крикунахъ и мальчишкахъ бездарныхъ бездарно и грубо схватывающихъ однѣ верхушки идеи толкующихъ ее односторонне съ предательскимъ легкомыслiемъ вредящихъ всякой новой идеѣ ужь тѣмъ однимъ что они кричатъ и звенятъ о ней опошливающихъ ее въ глазахъ и безъ того уже враждебнаго къ ней большинства о тогда мы бы сами присоединились къ вамъ рады бы вы или не рады были такой компанiи | Но вы вопервыхъ поголовно всѣхъ мыслящихъ и желающихъ свѣта кромѣ себя считаете крикунами а вовторыхъ всѣхъ этихъ по-вашему крикуновъ и прогресистовъ считаете безсовѣстными и именно на это то напираете именно это хотите доказать | Вы говорите нѣтъ у насъ такихъ совѣстливыхъ людей за которыхъ можно было бы поручиться Это ваши собственныя слова | Вы говорите далѣе что мы мы тутъ разумѣется для красы оттого прогресисты что боимся прослыть людьми отсталыми | Такъ ли такъ ли Ради здраваго смысла возможно ли это для всѣхъ для всѣхъ поголовно | Возможно ли чтобъ въ цѣломъ обществѣ не было нималѣйшихъ признаковъ жизни | Что за безотрадный что за ужасный невозможный взглядъ | Очень можетъ быть что усилiя этихъ прогресистовъ не отвѣчаютъ жизни но неужели жъ не жизнь не стремленiе жить и формулировать эти стремленiя управляютъ ихъ дѣйствiями а одно тупое безсовѣстное желанiе прослыть прогресистами какъ увѣряете вы | Неужели жъ всѣ они только манкены а не живые люди | Неужели же всѣ тѣ которые въ послѣднее время порывались хоть что-нибудь высказать хоть что-нибудь формулировать однѣ бездушныя выпускныя куклы которыхъ двигали бездушныя механическiя пружинки а не дѣйствительная жажда познанiя и истины | И всѣ всѣ такiе | Неужели жъ вы только одинъ и есть на всей Руси вы професорствующiй Русскiй Вѣстникъ которому такъ легко на все плюнуть и все раздавить ногой | Да ужь не вы ли одинъ и остались для спасенiя нашего | Такъ скорѣе скорѣе спасайте насъ
| И что проповѣдуете вы | Ктожъ не знаетъ и увѣряю васъ даже самые бездарные крикуны и мальчишки это понимаютъ что дѣйствительность и настоящая дѣятельность облагородили бы насъ дали бы каждому изъ насъ свой удѣльный вѣсъ и значенiе измѣрили бы силы наши и привели бы насъ къ самопознанiю | Ктоже не знаетъ что съ прикосновенiемъ къ дѣйствительности съ началомъ дѣятельности исчезла бы эта вереница предзаданныхъ идеекъ успокоительныхъ формулъ и проч и проч | чѣмъ задается въ наше время чуть не всякой человѣкъ жаждущiй дѣятельности | Но по-вашему такъ легко успокоиться и не тосковать такъ легко избѣжать грезъ мечтанiй не упасть не надѣлать