[врм-1862-10-ппв-306] По поводу годичной выставки в Академии художеств // Время. - 1862. - Разд. Современное обозрение. - № 10. - с. 66-87.
[Подпись: П. К.]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

 ПО ПОВОДУ ГОДИЧНОЙ ВЫСТАВКИ ВЪ АКАДЕМIИ ХУДОЖЕСТВЪ ________   Почтенное зданiе академiимрачное и безлюдное весь годъсъ потемнѣлыми копiями и гипсами въ пылисъ холодною лѣстницей и длинными коридорамитѣсныя студiи молодыхъ художниковъстрадающихъ надъ разными АгамемнонамиХаронами и Тирзисамиэтими чистилищамисквозь которыя непремѣнно суждено пройти грѣшнику искуствачтобы сподобиться медалитяжолая дубовая дверь входа на запорѣшвейцаръ такой же тяжолый на подъемъпри появленiи рѣдкаго посѣтителякакого-нибудь заѣзжаго чудакаосматривающаго Петербургъ какъ рѣдкостьвсе этонеподвижноезапертое и затхлоесъ наступленiемъ осениначинаетъ вдругъ обнаруживать признаки движенiяоживать отъ хлынувшаго извнѣ свѣжаго воздухавыползать на свѣтъ и въ началѣ сентября доказывать свое рѣшительное существованiе раскрытою настежь дверьюХолстырисункичертежигипсыиногда мраморысъ нѣкоторыхъ поръ всегда фотографiи (а современемъ вѣроятно будетъ и что-нибудь другое — выдѣланныя кожи напримѣръ), несутсявезутся и тащатся изъ закоулковъ всякаго рода и изъ мастерскихъ. (Слово мастерская надо принимать впрочемъ болѣе за метафорусобственно мастерскихъ въ Петербургѣ вовсе нѣтъа есть болѣе или менѣе неудобныя комнатыгдѣ художникипоработавшiе въ странахъ съ мастерскимидолго приноравливаются какъ-нибудь работатьпока не придутъ къ убѣжденiючто лучшее средство — совсѣмъ не работать...) Но не одна только дверь въ швейцарскуюдверь въ храмъ безсмертiяили покрайней-мѣрѣ сбыта художественнаго товараосенью Отперта для званныхъ и незванныхъ — Особенно изъ иностранныхъ. Академическiй совѣтъ въ мундирахъ произноситъ слово жизни или смерти Тирзисамъ и АгамемнонамъСлѣдствiемъ бываетъ появленiе ярлыковъ надъ произведенiями искуства: «удостоенъ первой золотой медалипризнанъ академикомъпрофесоромъ» и тпПрiятно доносятся до слуха расказы свѣдущихъ людей о томъкакъ вѣрные стражи чистоты искуствапризнавая весьма основательночто только изъ чистаго источника и могут истекать настоящiе Хароны и Тирзисыподвергаютъ при этомъ тщательному изслѣдованiю нравственную сторону производителей — почему благонравiетепослушанiе и соединенныя съ нимъ добродѣтелиполучаютъ (или покрайней-мѣрѣ до сихъ поръ получализаслуженную наградусвойства же противуположныятебезнравственностьдостойно наказуются... При общемъ упадкѣ нравственности вообщенельзя не остановиться съ нѣкоторымъ даже умиленiемъ передъ совѣтомъ нравственности академiи и не остановить у его порога читателя... Совѣтъ этотъчитательсостоитъ изъ 12 членовъи начало несмѣняемостио которомъ вамъ толкуютъ по поводу новаго учрежденiя верховныхъ судейимѣетъ здѣсь давно свое приложенiеСовѣтъ такимъ образомъ есть пожизненная собственность опредѣленнаго числа заслужонныхъ професоровъЭтотъ художественный ареопагънедоступный для современнаго художникапредставляетъ въ полномъ своемъ собранiи тысячелѣтiе русскаго искуства и онъ-то рукою указываетъ дорогу молодымъ дарованiямъ(1). Одна смерть властна ввести новое лицо въ старую залу стараго совѣтано и тутъ сила сплоченности подставляетъ ему ногуи подъ видомъ новаго лица вводитъ безличность или продолженiе фирмыкакъ это было еще не такъ давно съ кресломъ професора пейзажной живописиПрофесоръ этотъ получилъ свое званiе преемственно отъ отца и не выдержалъ бы тогдаа теперь и подавнуконкурса не только-что съ такими професорами-художникамикаковы БоголюбовъЛагорiоЭрасси и др., но даже и съ весьма многими ученикамикоторымъ онъ присуждаетъ премiи и которыхъ можетъ-быть лишаетъ премiй... Правдамолодые художники влекутся болѣе отъ старыхъ професоровъ совѣта къ професорамъ-художникамънаходящимся внѣ совѣтано вѣдь это уже во всякомъ случаѣ безнравственностьИ вотъ ученикъимѣя страшилище экзамена передъ собоюволей или неволей бредетъ за приказанiями къ своему начальнику-професорудержа картину какъ хлѣбъ-соль предъ собою (такая уже заведена форма). — Гмэто что у тебя тамъспрашиваетъ наставникъ со свойственною фамильярностью. — Программаваше п-ство... Агамемнонъваше п-ствоотвѣчаетъ ученикъ. — ГмАгамемнонъТакъ это у тебя АгамемнонъХорошоНутакъ чтоже тебѣ надо отъ меня? — Не прикажете ли чеговаше п-ство... — Гмпроизноситъ професоръразваливаясь въ креслахъ: — держибратецъкартину передъ собоюкакъ слѣдуетъ, — ничего не вижу... И вытащивъ очки изъ футляраего превосходительство начинаетъ водить глазами по картинѣ — иногда пальцемъа иной разъ табакеркою или зонтикомъесли изволило вернуться съ прогулки. — Стиля нѣтъ у васъ ныньче, — рѣшаетъ онъукладывая очки обратно въ футляръА впрочемъступай себѣбратецъсъ богомъ — дѣлай какъ знаешьТолько къ молодымъ професорамъ не ходиУ нихъ неуваженiю къ старшимъ только наберешьсяСлышьА не то медали тебѣ какъ своихъ ушей невидатьСлышь! Послѣ такого или почти такого полезнаго назиданiяхудожникъ отправляетсясохраняя по возможности инкогнитокъ одному изъ молодыхъ набиратьсявмѣстѣ съ неуваженiемъ къ старшимъчему-нибудь по части умѣнья писать картины. Ну что еслибы сдѣлать обмѣнъ ролейтепрофесоровъ съ учениками и совѣтами признать за професоровъ академiи и членовъ академическаго совѣтаа професоровъ безъ учениковъ и совѣтовъ оставить на покоѣна пенсiивъ высокомъ чинѣкакъ хотитено только не на аренѣ художественныхъ подвиговъпревратившихся для нихъ въ бремя не по силамъОтчего бы не назначить конкурсапо истеченiи опредѣленнаго срокана право занимать кресло въ совѣтѣЭто не позволяло бы професору художественные интересы мѣнять на чиновные и въ тоже время давало бы возможность молодомусвѣжему дѣятелю войти въ составъ совѣтана мѣсто оставшаго или обленившагосяПодрядная иконописьсамо собою разумѣетсяне должна бы давать правъ истинной живописино при обсужденiи вопроса о продолженiи занятiя должности професора академiислѣдовало бы требовать самостоятельной живой работы отъ конкурентаТогда увидѣли бы всѣкто продолжаетъ быть професором-художникомъ и кто сдѣлался чиновникомъА теперьдарованiя сильныя и развитыя современно (каковы напримѣръ ггХудяковъБоголюбовъЛагорiоЭрассиСоколовъ и другiеустранены отъ права сказать свое слово въ стѣнахъ академiи и только подъ секретомъ могутъ учить молодыхъ художниковъчтобы не повредить имъ на экзаменѣМосковское училище ваянiя и живописикоторому посчастливилось приобрѣсти себѣ Сорокина (старшаго), неумѣло даже найти свѣтлаго угла гХудяковугдѣ онъ могъ бы работать и вынудило  его черезъ то переселиться въ ПетербургъЗдѣсьблагодаря опустѣлой мастерской одного академикаумѣвшаго себѣ добыть это дивоХудяковъ имѣетъ покрайней мѣрѣ довольно пространства и свѣтучтобы помѣстить холстъна которомъ пишетъА у професоровъ-чиновниковъ половина зданiя академiи подъ квартирамии свѣтъ обширныхъ оконъ только мѣшаетъ имъ спать покойно. Вообще положенiе нашихъ молодыхъ професоровъ въ академiи совершенно противоположно ихъ правамъ на это положенiевъ совѣтѣ оникакъ сказаноне имѣютъ голосаи только нѣкоторые изъ нихъ получили недавно помѣщенiевъ которомъ могутъ работатьвсѣ большiе заказы отъ правительства отданы и отдаются безъ конкурса чиновникамъ академiии кисти людей даровитыхъ служатъ откупщикамъкоторые одни въ состоянiи покуда выплачивать большiя деньги за ихъ картиныСъ прекращенiемъ откупа придется вѣроятно понизить цѣныотчего впрочемъ выиграютъ не только истинные любители съ размѣрами кармановъ болѣе скромнымичѣмъ у откупано и художникипереставъ состоятьна старомъ положенiиподъ покровительствомъ денежныхъ меценатовъНѣтъ сомнѣнiячто художники не захотятъ долго оставаться подъ этою опекою и свергнутъ съ себякакъ русская литератураиго богачейпокровительственно относившихся когда-то къ писателю и несовсѣмъ еще отвыкшихъ относиться такимъ образомъ къ художникуКогда монополiя капиталовъ въ области художества прекратитсяпослѣдняя перестанетъ быть невѣдомою страною для большинства публикиЕще Петербургъ и Москва покрайней-мѣрѣ изрѣдка напоминаютъ своими выставкамичто есть нѣчто кромѣ литографiй въ эстампныхъ магазинахъ и образовъ на золотомъ фонѣпрочiя же мѣста Россiи почти незнаютъ вовсе что такое картинаЗа свои большiя деньгихудожникъсамъ того не подозрѣваяпродаетъ часто свою извѣстностьпотомучто картинаперешедшая изъ мастерской прямо въ залу какого-нибудь откупщика или московскаго торговаго меценатаза немногими исключенiямихоронится для публикиТолько усерднымъ посѣтителямъ мастерскихъ художниковъ и извѣстны всѣ ихъ работысамыя лучшiя по большей части остаются тайной для публикиревнивый ихъ заказчикъ не хочетъ даже подразнить ими чужихъ глазъ и не пускаетъ на выставкукакъ строгiй отецъ своихъ дочерей на балъПусть не говорятъ и перестанутъ думатьчто искуство есть роскошьдостоянiе богатстванѣтъискуство есть потребность образованнаго обществасредство къ смягченiю нравовъ и очищенiю вкусаОно должно стремиться къ томучтобы картина по возможностина ряду съ книгойвошла въ небогатыя жилища людейищущихъ свѣта и утѣшенiявъ чемъ бы они ни проявлялисьвъ звукѣпечатномъ словѣили краскахъЗадача искуства — вовсе не забавить богача — она гораздо возвышеннѣеИскуство (по выраженiю одного знаменитаго писателя) «вмѣстѣ съ зарницами личнаго счастьяединственное несомнѣнное благо нашеСъ нѣкоторыхъ поръ учреждена въ Петербургѣ (и кажется также въ Москвѣпостоянная выставка художественныхъ произведенiйВъ Петербургѣ она помѣщалась сперва далеко отъ центра городавъ зданiи биржии одни отчаянные любители чувствовали въ себѣ довольно храбростичтобы предпринимать эстетическiе походы «на тѣ островагдѣ ростетъ трынъ-трава.» Послѣ настоянiй художниковъ и нѣкоторыхъ изъ этихъ отчаянныхъмеценаты перевели выставку на Невскiй проспектъКъ ихъ крайнему удивленiюзалы новаго помѣщенiя остаются почти также пустыкакъ и залы старагоА удивляться-то собственно нечемунеудача въ выборѣ перваго пристанища успѣла охладить вниманiе публики къ постоянной выставкѣпривычка же къ томучто все носящее названiе художественнаго произведенiя соединено съ понятiемъ о большихъ деньгахъпородило убѣжденiе въ недоступности впускной цѣны на настоящую выставкуВыставьте цѣну (а она очень умѣрена: 15 коп.) на наружныхъ дверяхъ и въ окнахъ — и вы увидитечто посѣтители явятся. Заговоривъ объ этой выставкѣя вовсе неуклоняюсь отъ выставки академическойодна дополняетъ другуютакже какъ одна и ѳбираетъ другуюДѣйствительнона постоянной выставкѣвсякое или почти всякое произведенiе (исключенiе составляютъ собственности ревнивыхъ хозяевъможетъ появиться во всякое время годане дожидаяськогда двери академiи украсятся представителями порядкаТакимъ образомътолько-что конченная работа художника показывается въ помѣщенiи на Невскомъ проспектѣПростоявъ недѣлюдругуюона замѣщается новоюи на годичную выставку попадаетъ только непроданная или прямо вышедшая изъ мастерскойОтъ этого-то въ послѣднiе годыособенно въ самый послѣднiйакадемическiя выставки все малочисленнѣе и бѣднѣе количествомъ (и даже отчасти качествомъсвоихъ произведенiйПопрежнему являются въ полномъ составѣ только програмы учениковъ. Все это мало извѣстно большинству публикииначе небольшiя залы постоянной выставки(1), богато снабжонныя отборными произведенiями современныхъ и старыхъ мастеровънашихъ и иностранныхъдоставляемыхъ изъ мастерскихъ и изъ лучшихъ галерей Петербурга — вѣрно бывали бы полнѣеМежду гуляющими ежедневно нашлось бы не мало людейготовыхъ вынуть изъ кошелька 15 к., чтобы отдохнутькто душоюа кто и просто ногами... А всякiй ли знаетъчто эти 15 копѣекъ имѣютъ назначенiе помогать даровитымъ бѣднякамъ художникамъи что изъ нихъсо взносами членовъ общества поощренiя художниковъобразуется капиталъвоспитывающiй и уже воспитавшiй не одного замѣчательнаго живописцаскульптора и тд.? Общество поощренiя художниковъ дѣйствительно ихъ поощряетътолько публика-то мало поощряетъ самое обществоПричиной томумнѣ кажетсявсе таже неизвѣстность и исключительностьокружающiя наши предпрiятiя по части художествъЕслибы всѣмъ было извѣстночто входя членомъ въ это обществопоощрительза свои 10 рублей въ годъимѣетъ разныя права и привилегiикакъ-тобезплатный входъ на постоянную выставкуправо безплатнаго выигрыша на художественной ежегодной лотерѣегдѣ разыгрываютсятолько для однихъ членовъоригинальныя картинырисункигравюры и проч., сверхъ тоговслучаѣ невыигрышанепремѣнное полученiевъ видѣ премiиособаго эстампа, — еслибъ все это было хорошенько извѣстното великодушiе жертвователейне замедлило бы обнаружиться... Жальесли и при такихъ соблазнительныхъ правахъ членовъобщество поощренiя художниковъ останется безъ членовъ и постоянная выставка — эта драгоцѣнная школа для развитiя эстетическаго вкуса публики и для готоваго во всякое время назиданiя художниковъмолодыхъ и зрѣлыхъдолжна будетъ закрыться... Меценатынанявшiе помѣщенiя на Невскомъ проспектѣзахотятъ ли еще нести дефицитъ на себѣ, — да и нестыдно ли достаточной части публикибросающей охотно деньги на всякiя наслажденiя кромѣ эстетическихъпредоставлять кому-нибудь исключительное право прокормленiя художествъ... Кстати о професорахъ-художникахъостающихся за штатомъПишущему эти строки положительно извѣстночто многiе изъ нынѣшнихъ молодыхъ професоровъ согласились бы занять мѣста професоров-преподавателей живописи при учебныхъ округахъ и поселиться въ ХарьковѣОдессѣКазаниКiевѣ или МосквѣПосмотритекакъ это способствовало бы развитiю эстетическаго чувства цѣлаго краямастерская художникаоткрытая для всѣхъпрiучала бы глазъ не однихъ посѣтителей университета къ произведенiямъ искуства и рождала охоту къ приобрѣтенiю картинъвзамѣнъ золоченыхъ обоевъкоторые богатые провинцiалы выписываютъ за большiя деньги изъ ПетербургаМолодые людисъ призванiемъ къ искуствулишонные средствъ добраться до Москвы и Петербурганашли бы готовую школу у себя подъ рукою и развились бы современемъ въ художниковъили приобрѣли бы своими работами нѣкоторыя матерьяльныя средствачтобы довершить развитiе въ академiиДовольно вспомнитьчто многiе изъ лучшихъ современныхъ талантовъ нашихъХудяковъбратья Сорокины и др., почувствовали призванiе къ искуству въ деревняхъпод указкой простыхъ иконописцевъЧтоже было быеслибъ они встрѣтили сразу опытнаго и даровитаго художника-професорадо котораго не было бы нужды добираться путями всевозможныхъ лишенiйпреодолѣвая тѣ препятствiякакiя встрѣчаетъ бездомный бѣднякъпѣшкомъ пришедшiй въ московское училище живописи и ваянiяили въ петербургскую академiю художествъА теперь взгляните на каталоги выставокъесть ли хоть одно произведенiеприсланное изъ провинцiиНи одногоЕсть ли кому заказать хоть портретъ въ губернскомъ городѣу кого купить пейсажъ или картинуНѣтърѣшительно нѣтъВъ Крыму правда есть Айвазовскiйи около него образовалось нѣсколько художниковъно Айвазовскiй живетъ у себя въ деревнѣи потому ему труднѣе составить школучѣмъ жителю большого городаМнѣ удалось видѣть очень недурные пейзажи одного изъ его учениковъ въ Харьковѣкуда они попали случайноВыслалъ еще когда-то одну или двѣ картины на выставку Гарановичъ изъ Оренбургано Гарановичъ ученикъ Карла Брюлловазанесенный обстоятельствами изъ Петербурга на границы КиргизiиВообще же далѣе столицъ не проникъ свѣтъ искуства въ Россiии дурно-освѣщенныя улицы губернiй вполнѣ соотвѣтствуютъ мраку по этой частиТакъ будетъ до тѣхъ поръпока художникиполные силы и готовности къ трудуостанутся (а пока они остаютсявъ сѣрой атмосферѣ петербургскихъ четвертыхъ этажей или заднихъ дворовъ академiиМало тоговиды Италiи и Швейцарiи не сойдутъ со станковъ художниковъпокуда они не станутъ проживать внутри Россiимимолетныя ихъ поѣздки за этюдами не достаточны для усвоенiя характера новой для нихъ страныГоворю новойпотомучто всѣ они учены на образцахъ и на природѣ иныхъ странъглазъ ихъ привыкъ уловлять иныя краскииныя очертанiяЯ не думаю оскорбить гБоголюбованапримѣръсказавшичто его картины изъ русской приволжской природы (невыставленныяотстали отъ его же картинъизображающихъ ИталiюНормандiюГолландiю и тпА отчего этоОттого что художникъ много и пристально учился надъ тѣми мѣстностями и только схватилъ на лету общiй видъ мѣстностей приволжскихъоттого что роскошныя краски еще горятъ въ его глазахъ и мѣшаютъ видѣть блѣдныебѣдные тоны этихъ картинъ. Живописцы быта (жанристыобнаруживаютъ болѣе влеченiя къ русскойили покрайней-мѣрѣ петербургской жизнивведенные въ нее смѣлымъ ФедотовымъВпрочемъ это происходитъ можетъ-быть и оттогочто за нею не надо ѣздитьСобственно русскiй бытъ дается и въ этой области немногимъНельзя не замѣтить также самоотверженнаго поступка академiиналожившейкакъ Сатурнъсвои руки на собственныхъ ея чадъ — Тирзисовъ и Агамемноновъзамѣненныхъ для конкурса Iоаннами III и стрѣльцамиБѣдные исполнители програмъ спасены такимъ образомъ отъ переодѣванья русскiхъ Архиповъ и Матренъ въ боговъ и царей Грецiиа посѣтители выставки — отъ непрiятности быть свидѣтелями этого страннаго маскарада. Затѣмъ общiй видъ выставки похожъ на всѣ бывшiе и вѣроятно будущiе виды академическихъ выставокъвообще нѣсколько произведенiй солистовъ послѣдней залы (античнойутопаетъ въ хорахъ и между статистаминаполняющими остальныя залы, — только на этотъ разъ и первыхъ и вторыхъ численно менѣе обыкновеннагоеслибы вторыхъ было еще менѣето было бы еще лучшеНеизбѣжныеродовые признаки выставки — вакханка и пейзажи братьевъ Чернецовыхъ на лицоВакханка такая же розоваякакъ принято быть вообще вакханкамъ на выставкахъпейзажи такiе же сѣрыесловно писанные горохомъкакими и подобаетъ быть пейзажамъ братьевъ Чернецовыхъ. Кисть заслужонныхъ братьевъпередавшая счастливому человѣчеству Волгу «отъ Твери до Астрахани», Палестину и Египетъне мѣняя красокъ на палитрѣпроизвела изъ ихъ остатковъ на этотъ разъ какъ кажется видъ Чукотскаго-носакоторый только для удовольствiя публики названъ въ каталогѣ видомъ южнаго берега Крыма. Портреты есть тоже такiекакiе должны быть на выставкахъпортреты иныхъ господъ съ выпученными глазамикупцовъ съ золотыми медалями на шеѣбарынь съ лорнетами и въ бархатныхъ платьяхъсловомъ такiе какъ слѣдуетъНо и этихъ статистовъ что-то уродило меньшепобило ли ихъ фотографiямиили всѣ иные господакупцы и барыни успѣли прежде перенести свои отличительныя черты на холстытолько этого украшенiя первыхъ залъ куда какъ поубылоЧудаковъраспечатывающихъ письмозакуривающихъ папироску и тпдаже не видно вовсеОдинъ совсѣмъ зеленый господинъправдапередалъ особенность своего колоритаили своего художникаи тѣмъ нѣсколько сдобрилъ общую безцвѣтность портретнаго отдѣлапро который пришлось бы иначе отозваться словами паспорталицо круглоеносъ обыкновенныйподбородокъ выбивающiйсяглаза чистыеособыхъ примѣтъ не имѣетсяКакой-то проказникъ еще нюхаетъ табачокъвсѣ прочiе ведутъ себя скучно. Въ самомъ дѣлѣ портретная живопись остановиласьупала съ нѣкоторыхъ поръсильныхъ портретистовъ невидно болѣеПрiятныя работы Макарова можно видѣть въ каждомъ домѣно ихъ не увидите на выставкѣэто произведенiя гостиныхъГоравскiйсулившiй своими первыми опытами большого мастера въ портретной живописикакъ-то колеблетсятеряетъ старую дорогу и новой еще не видитъдоказательство — его работы на выставкѣПрочiе работаютъ старательно и честноно вѣдь и фотографическiе станки тоже честно и старательно работаютъПортретисты-акварелисты — нашъ Рауловъ и заѣзжiй римлянинъ Беллоликаждый въ своемъ родѣ выставили вещидостойныя полной похвалы, — одинъ чрезвычайно сильныядругой грацiозныяи вотъ единственные замѣчательные портреты выставкиАкадемiявѣроятно ища пятенъне нашла неприличнымъ рядомъ съ Беллоли выставить оптическiе портреты Штейнберговъ и компанiиа можетъ быть и это сдѣлано въ удовольствiе публикиСпора нѣтъна промышленной выставкѣ эти громады-фотографiи могли бы назваться художественнымикакъ тканыя шолковыя картины лiонскихъ фабрикъно на художественной они кажутся немножко промышленнымиТрудно также доискаться причины присутствiя на художественной выставкѣ нѣкоторыхъ заказовъ для церквей. По части пейзажей солистами являютсяЭрассиБоголюбовъКлотъ и Дюкеръ (Лагорiо и Мещерскiй ничего не выставили). Дюкеръ молодой художникъодаренный такою способностью видѣть природу и передавать ея краски съ правдою такою поразительноючто работы его во многихъ отношенiяхъ превосходятъ работы зрѣлыхъ художниковъЕго деревья — совершенство рисунка и письмаТакъ никто у насъ не напишетъ деревьевъ. ГДюкеръ часто являлся въ прошлую зиму на постоянной выставкѣвсѣ его пейзажи болѣе этюдычѣмъ картиныэто копiи съ природыно начинать такъ и слѣдуетънатура лучшая школа для художникаБудетъ ли гДюкеръ также удачно сочинятькакъ онъ копируетъ — сказать покуда трудноноповторяюкопировать натуру лучше нельзяВдобавокъ краски его свѣжисвѣтлыи блѣдный типъ сѣвера усвоенъ имъ вполнѣВыставленные имъ на этотъ разъ два пейзажа такъ простычто не всякiй даже остановится передъ нимиНо кто всматривался въ природутотъ прикуется къ этому деревуразметавшему свои роскошныя партiи и сквозящему глубокимъ и свѣтлымъ воздухомътотъ не оторвется отъ этой быстро-бѣгущей рѣчкиРаботы гДюкера — просто отрывки изъ живой природыЧтó если молодой художникъ разработаетъ свой талантъ добросовѣстнокакой изъ него выйдетъ замѣчательный мастеръ! Пейзажи гКлотаособенно ночнойимѣютъ также много хорошагоборьба огненнаго освѣщенiяохватившаго групу людей перваго планасъ освѣщенiемъ звѣздной ночивыдержаны прекрасноТакая же противуположность солнечнаго свѣта и тѣни на дневномъ пейзажѣ гораздо менѣе удались художнику въ отношенiи естественности и правды. ГЭрасси признанъ професоромъ за четыре выставленные имъ пейзажаЛѣтъ около пятнадцати посѣтители выставки привыкли встрѣчать работы этого художника въ залахъ академiиДарованiе Эрасси — одинъ изъ назидательныхъ примѣровъ для молодыхъ дарованiйсначала на натурѣпотомъ въ женевской мастерской Калама оно развивалось и разработывалось неутомимоусидчивопослѣдовательнои наконецъ является въ полномъ расцвѣтѣ собственнаго сознанiяПрежнее сходство Эрасси съ его женевскимъ учителемъдоводившее иногда до qui pro quoисчезло совершенно въ новыхъ произведенiяхъ молодого професоракоторый является со своею собственною физiономiеюЕсли выставленные виды Швейцарiи и напомнятъ кому-нибудь о Каламѣто это покажетъ толькочто Каламъ и Швейцарiя въ понятiяхъ зрителя не могутъ быть разведеныкакъ законно-обвѣнчанные супругиБолѣе основательный наблюдатель увидитъ сейчасъчто озеро напримѣръ и сочинено и написано совсѣмъ не по-каламовскии что въ немъ видна одна только Швейцарiябезъ всякаго Калама на придачу. «Озеро» Эрасси — лучшее его произведенiеСколько воздухуутренняго пару въ глубинѣ картиныкоторая такъ сквозначто высокое дерево перваго плана совсѣмъ отдѣляется отъ фона и стоитъ само по себѣдалеко отъ горъ и озерамежду нимъ и ими — безпредѣльностьи видишь ясночто дерево можно обойти со всѣхъ сторонъЛиловатыя горы мягко уходятъ въ пространствоотражаясь въ невозмутимой утренней тишинѣ водыНа небѣ ни облачкабудетъ восхитительный деньПервый планъ уже облитъ пригрѣвающими лучами солнцаа въ рощѣ еще царствуютъ ночная прохлада и тѣньИ надъ всѣмъ этимъ вѣетъ та кроткая тишината свѣжесть и какая-то торжественная простотакакiя свойственны одной ШвейцарiиНа картинѣ Эрасси лежитъ печать страныа для художественнаго произведенiя это огромное достоинство. Рядомъ съ озеромъ Швейцарiи стоитъ озеро или большой прудъ въ МалороссiиТамъ было утроздѣсь — вечеръТамъ вставалъ чудный лѣтнiй полдень изъ-за горъздѣсь уходитъ знойный день съ равниныГорячiя облака столпились на западномъ склонѣ небаДаль утонула и сквозитъ въ вечернемъ заревѣотражонномъ въ засыпающемъ прудѣ... А дубы и тополи уже облеклись сумерками и вода утратила цвѣтá заката... Еще минута — и чорная ночь спустится своимъ южнымъ мигомъ на прудъи на деревьяи на едва-мелькающую вдали церковь Диканьки. Трудно сказатькоторая изъ двухъ картинъ лучшеСиласъ какою написана втораяпроизводитъ своего рода противоположность мягкой манерѣ первойи обѣ вмѣстѣ показываютъ искуство художника въ полномъ его проявленiи. Остальные два пейзажа (одинъ тоже швейцарскiй и другой тоже малороссiйскiйочень хороши каждый самъ по себѣ. Въ настоящее время Эрасси — въ Италiигдѣ онъ еще никогда не былъХудожникъ во всей силѣ своего развитiянеутомимый труженикъ и почти фанатикъ искуствакакимъ всѣ признаютъ Эрассиподъ впечатлѣнiемъ этой страны искуствадолженъ излиться лучшими своими красками и самыми пламенными вдохновенiямиСчастливъ тотъкто видитъ берега средиземнаго моря и синѣющiя Аппенинысъ кипарисными и пинновыми рощами у подошвы, — съ блѣдною зеленью оливы на яркомъ небѣтысячелѣтними каменными дубамибѣлой акацiей и лавромъ... кто всечѣмъ околдовываетъ Италiякакъ неуловимою улыбкоюможетъ запечатлѣть на холстѣхотя частiюхоть въ отрывкахъ и намекахъ красокъ. А какiя краскиКартина гБоголюбова блистательно о томъ свидѣтельствуетъЭто яркое воспоминанiе Италiи такъ и мечется въ глаза полуденными тонами «золотого свѣтлаго юга» поэтаНе всегда и не всякому художнику удается общiй мотивъ картины такъ счастливокакъ удался этотъ южный мотивъ БоголюбовуКонечно Боголюбовъ писалъ картины и лучшiя — позамысловатѣе и пооконченнѣено конечно такженебольшое произведенiе выставкиодно изъ самыхъ эфектныхъ по катологу и широкому письму... На немъ тоже печать страныОтъ него возстаютъ въ памяти Тотъ крайтотъ брегъсъ его полуденнымъ сiяньемъ, Гдѣ вѣчный блескъ и раннiй цвѣтъ, Гдѣ позднихъблѣдныхъ розъ дыханьемъ Декабрьскiй воздухъ разогрѣтъ...   И нескоро выгонятъ его изъ головы и сердца   Сводъ небесъ зелено-блѣдный, Скукахолодъ и гранитъ! Мудрено липослѣ этогочто долгои крѣпко сидятъ въ душѣ и въ памяти художника тѣ далекiя краскитѣ чудные очеркипокуда иное — родноеубогое и тусклоене затмитъ блеска чужогоно роскошно-плѣнительнаго... Всѣили почти всѣлучшiя произведенiя выставки посвящены не Россiи — это все еще отголоски «прекраснаго далека». Даже лучшiя картины быта (жанрыили привезены прямо изъ Италiиили родились подъ петербургскимъ небомъо которомъ не думалъ художникъперенесшiй съ собою въ этюдахъ и воспоминанiи небо Италiиея жизнь или хотя и нашу жизньно въ проявленiи болѣе романтическомъ и съ другою обстановкою подъ разными влiянiями страны любви и красоты... Таковымежду прочимъ картины ггРеймерса и ХудяковаПервая — совсѣмъ итальянскаябезъ всякой русской примѣсидаже безъ примѣси чего-либо особенно своеговсе это мы видѣли и видимъ чуть не на каждой выставкѣ въ ПетербургѣПарижѣРимѣ — особенно въ РимѣСюжетъ (если только можно назвать это сюжетомъкартины Реймерса (осеннiй сборъ винограда въ окрестностяхъ Римапочти такой же новыйкакъ сюжеты вакханокъдѣвушекъ у фонтанасемействъ нищагопифераровъ и тпВъ Римѣгдѣ сосредоточены всѣ художественныя народностикаждую зиму каждая изъ нихъ ставитъ непремѣнно по одному сбору виноградаУ насъ памятнѣе другихъ были сборы винограда (кромѣ брюловскагоггОрлова и Тимашевскагоу первагокакъ всегдалюдный праздникъ олицетворялся тремя полу-фигурамиизъ которыхъ одна скалитъ зубы... у него же римскiй карнавалъсъ двигающимисяскачущимикидающими букеты и мукубѣснующимися тысячами народавоплощался въ одну женскую полу-фигуру съ букетомъи тоже съ оскаленными зубамиГТимашевскiй сбиралъ виноградъ en grandкакъ и гРеймерсъ, — на большомъ холстѣпосредствомъ цѣлыхъ и многочисленныхъ фигурънѣкоторыя изъ нихъ плясали также искуснокакъ тѣ балетные солистыкоторые вертятся мельницею на сценѣГРеймерсъ обошолся со своимъ виноградомъ нѣсколько иначебезъ балетасъ замѣчательнымъ блескомъ красокъ и мастерствомъ групировкино содержанiя въ картинѣ оттого не прибылоГлядя на работу гРеймерсаисполненную съ большимъ искуствомъвкусом и знанiемъ дѣлажалѣешь о потраченномъ дарованiи на такой пустой предметъЧто онъ вполнѣ овладѣлъ умѣньемъ разставить фигурыловко и вѣрно нарисовать и написать ихъ — въ томъ картина вполнѣ удостовѣряетъно еще прiятнѣе было бы удостовѣриться въ умѣньи художника задумать картинуА что умѣнья этого гРеймерсу не занимать-стать — тому порукой нѣкоторыя изъ его прежнихъ небольшихъ работъ (похороны напримѣръсъ фигурой женщины въ траурѣ). Зачѣмъ же было затѣвать большую картину съ намѣренiемъ блеснуть однимъ внѣшнимъ достоинствомъРазвѣ для полученiя званiя професораНо неужели за картину съ содержанiемъзванiе это не дается? Еще одно замѣчанiепри большихъ достоинствахъ рисунка и письма гРеймерсане хотѣлось бы встрѣчать въ его работахъ какого-то предвзятагокакъ бы заказаннаго себѣ художникомъ прiемавслѣдствiе чего большая его картиначрезвычайно свѣтлая и колоритнаягрѣшитъ нѣсколько противъ натурыдневной свѣтъ ея — скорѣе освѣщенiе сцены солнечными лампамичѣмъ свѣтъ солнцаВсѣ прочiя работыгРеймерсаменьшихъ размѣровъпрелестныя по мотивамъ и исполненiюподверглись еще болѣе капризу его манерыонѣ точно прошли сквозь старыя картины разныхъ галерейсквозь нихъ прокатаны и около нихъ набрались копотипотускнѣлиЗачѣмъ этоБезспорностарая картинаподъ пеленою времениимѣетъ свою особеннуюкакую-то таинственную прелестьНо это происходитъ оттогочто сквозь эту плесень глазъ проникаетъ мысленно до первоначальныхъ красокъо потерѣ которыхъ скорбитъкакъ о поблекшей свѣжести щокъ красавицывоображая ихъ себѣ можетъ быть даже цвѣтущѣечѣмъ онѣ были... Но прямо коптить свои свѣжiя произведенiястирать со щокъ румянецъпревращая ихъ въ «новѣйшiе антики», какъ выражался одинъ губернскiй купецъ о своихъ товарахъправо уже черезчуръ капризноДарованiекакимъ надѣлила природа гРеймерсаможетъ и должно обходиться безъ этихъ приправъматерьялы только не свѣжiе нуждаются въ пряностяхъ, - свѣжая пища хороша и сама по себѣ... Взгляните на картину гХудякова «Тайное посѣщенiе»; или вспомните его «Игру въ мячь»: онѣ безъ всякихъ приправъа ктó станетъ жалеть о томъ? «Игра въ мячь» даже не приправлена и особеннымъ содержанiемъбеззаботные людиподъ балующимъ ихъ солнцемъпредаются пустой игрѣкакъ чему-то важному — и тольконо безукоризненная правда и простотасъ какими отнесся художникъ къ своему изображенiюдѣлаютъ изъ его картины безъ содержанiя — картину полную содержанiяэто жизнь простонародья Италiи въ живѣкакъ она естьбезъ всякаго ухищренiя и переданная въ тѣхъ краскахъкакiя есть въ ней самойа не въ фантазiи живописцанасмотрѣвшагося галерейОттого-тоглядя на неевспоминаешь живую Италiюа глядя на картины гРеймерса (мелкiявспоминаешь галерею Италiи...(1) Нынѣшняя работа гХудякова не всякаго даже заставитъ остановиться передъ собоюИные назовутъ ее (и даже называютъпустякомъшуткоюне болѣеДѣйствительновещь не важнаяхолстъ небольшойтри-четыре фигурыда и тѣ ничего особеннаго не дѣлаютъблондинка въ амазонкѣбрюнетъ въ высокихъ запыленныхъ сапогахъсмуглая римская простолюдинка у колыбелирозовый ребенокъ въ атласѣ и кружевѣ и черномазый въ растрепаной рубашкѣ... И никто даже руками не размахиваетъни красокъни движенiя — ничто не бьетъ въ глазаТочно пустякъ — шутка художникане болѣеНо такими пустяками не всякiй художникъ забавляется и не всякiй можетъ дошутиться до такихъ шутокъВпрочемъ и шуткой-то картина гХудякова покажется развѣ томукто мало знакомъ съ заключенною въ ней драмою и съ той сферойгдѣ она разыгриваетсяили кому нужны красные плащикинжалыкровьтаинственное ночное освѣщенiефакелыракурсы мертвыхъ тѣлъ и разныя страстивъ которыхъ Все естьколь нѣтъ обмана...   Страстиразыгривающiяся въ картинкѣ гХудяковаодѣты въ обыденное платьеосвѣщены яркимъоткровеннымъ солнцемъотчасти и вызвавшимъ-то ихъ наружуонѣ проявляются спокойнобезъ рѣзкихъ тѣлодвиженiйблаговоспитанно и прилично, — словомъэто страсти какъ онѣ есть въ извѣстномъ кругуи вдобавокъпри условiяхъ голубыхъ глазъ и сѣвернаго женскаго личикатолько загорѣвшаго подъ тѣмъ небомъкоторое такъ уже прямо и рождаетъ загорѣлыхъ брюнетовъ... да еще какихъ соблазнительныхъ для голубыхъ глазъ брюнетовъ! Жизнь сѣверной женщины на песцахъ и лисицахъ только въ половину жизнькровь еясогрѣтая березовыми дровамигустѣетъ и недвижетсяВсе тому способствуетъхолодъ на улицѣхолодъ въ обычаяхъхолодъ въ той половинѣ человѣчествакоторый приноситъ свой юный жаръ на жертвенникъ канцелярiй и департаментовъили расточаетъ на минеральныхъ водахъ и у разныхъ губительныхъ Минъпривлекая къ себѣ фортунуно не привлекая женщины иначекакъ развѣ только законнымъ образомъ... Мудрено личто произведенiя Италiи и Францiидаже какого-нибудь Баденъ-Бадена или самой Вѣнысъ груднымъ теноромъсо скрипкою подъ бородою или съ метаньемъ по воздуху своего тѣла обтянутаго въ трикоявляются какими-то метеорами иныхъ сферъболѣе горячихъ и фосфорическихъ въ этомъ сѣверномъ мiрѣ холодной золотухи и геморояИ божекакiя батареи биноклей направляютъ ложи и какъ воспламеняется кровь бель-этажей и всѣхъ вообще этажей отъ одного присутствiя въ залѣ этихъ зажигательныхъ снарядовъПолицiя дѣйствуетъ очень неосмотрительнотерпя ихъ присутствiе въ городѣгдѣ пожарная команда дурно устроена... Но платоническiй пожаръ только обжигаетъ глазадалѣе его не допустятъ брантъ-мауэры приличiяобщественнаго надзорачина и другихъ гасительныхъ средствъ благоустроенной жизниПогодите однакопотушонная вспышка возьметъ свое при другихъ обстоятельствахъподалѣегдѣ приличiе на время можно сбросить какъ тѣсный корсетъчтобъ нѣсколько размять съ дѣтства зашнурованныя чувства... И вотънастроенная на романтическiй ладъспѣшитъсъ замирающимъ сердцемъмолодая женщинабывшая только статскою совѣтницеюгенеральшеюна Каменномъ острову или въ Петоргофѣ — въ страну Петрарка и ЛаурыОна воображаетъ себѣ и вообразить боитсячто тамъвъ этой странѣ чудесъэти могучiе красавцысъ глазами какъ ночь и какъ огоньсъ волосами чернѣе ночивстрѣтятся на каждомъ шагучто и лакей на запяткахъ даже будетъ итальянецъи кучеръ на козлахъчто подобно томукакъ кто-тоописывая Германiюсказалъ: «Вы знаетечто такое одинъ нѣмецъНупредставьте же себѣ цѣлую страну населенную нѣмцами», что также точно въ Италiитолько вмѣсто нѣмцевъ — все чистые итальянцыВсякiй прохожiй по улицѣвсякая фраза долетѣвшая до слуха — приводятъ въ восторгъ бѣдную женщинугерои театра и звуки арiйизмѣнявшiе теченiе ея крови въ театрѣ по одному разу въ недѣлю, — здѣсь толпаговоръ этой толпыА южный воздухъчто за шутки такiя онъ шутитъ съ ея кровью что , чтó за маки разсыпаетъ онъ на ея щоки — макинеусыпляющiено отъ которыхъ пьянѣютъ глазакружится голова... А тутъ еще этотъ металическiй говоръ за окнами — говоръ голосовъпроизводящихъ дрожькакъ струна вiолончеля подъ смычкомъ... Скорѣе на балконъ... спѣши на улицулови минуту жизнио которой ты мечтала всю жизньспеленутая душа!.. Солнце бросаетъ свое послѣднее золото на верхушки храмовъразвалины стоятъ розовыя въ заревѣ заката... длинныя лиливыя тѣни пошли надъ городомъ и улеглись по улицамъпо площадямъ... Колоколъ Петра ударилъ ave-Mariaи сорокъ-сороковъ колоколенъ Рима наполнили вечеръ своимъ перекликающимся пѣнiемъ... Шаги на улицахъ умножаютсяРимъ дождался сумерокъ и начинаетъ жить... Февраль напоилъ воздухъ запахомъ цвѣтущаго миндаля и бѣлой акацiи... Скорѣе на Пинчiона Villa Medicis, Borghese!.. Какъ прекрасны и статны всѣ эти людикоторыхъ обгоняетъкоторыхъ встрѣтитъ и къ которымъ прикуется глазами загорѣлая бѣлокурая головка. — Oh, bella biondinaраздается вдругъ подъ самымъ ухомъи помутившiеся голубые глаза встрѣчаются съ чорными глазами съ поволокой — ухъсъ какими глазамитакихъ и на сценѣ она не видѣла... покрайней-мѣрѣ такъ близко не видѣла... И все этовечеръи глазаи звуки вiолончели уже прямо къ ней направленныя, — все шутитъ съ нею шуткикакихъ она не знала прежде... Смотришьновый февральвновь напояя воздухъ миндалемъ и акацiейуже сводитъ бѣлокурую головку съ смуглою и черноволосою на одну картинувъ избу загорѣлой простолюдинкикъ люлькѣ — къ тайному посѣщенiю... Понятно ли теперь содержанiе работы Худякова «Тайное посѣщенiе», которое могло бы быть названо также южнымъ изверженiемъ сѣвернаго волканаЭтимъ изверженiемъ обязанъ не одинъ красивый прислужникъ кофейни или обтесчикъ мрамора въ мастерской ваятеля титуломъ маркизакупленнаго на заложенныя въ опекунскомъ совѣтѣ саратовскiя и иныя души и правомъ на ихъ законное обладанiе... Покуда право это еще незаконнопроисходятъ пассаживродѣ подмѣченныхъ гХудяковымъОкрестности Рима — это царство художниковъ и кормилицъ — знаетъ не одну тайну такихъ тайныхъ посѣщенiй... Картина гХудякова поднимаетъ завѣсуили говоря прощеоткрываетъ дверь потаеннаго уголкавъ которомъ спрятано грѣшное послѣдствiе февральскихъ вечеровъ на виллахъ и проулкахъ святого города... Въ избу простолюдинки заѣхалакатаясь верхомъмолодая женщинасъ знакомымъ круглымъ очертанiемъ лицатакимъ же круглымъ носикомъ и русыми волосамимиловиднаякакъ бывают миловидны тѣ женщиныкоторыхъ принято называть миленькимиВерхомъ безъ кавалера не ѣздятъ — и у нея есть кавалеръно только не скучная необходимость своей страныа цвѣтокъ,  сорванный на пути кратковременной свободы и жизни почти поэтической въ странѣгдѣ есть изъ чего выбрать по части цвѣтовъЭто красивый юноша-итальянецъсъ недавно-пробившимся усомъ и мягкимъ пушкомъ на подбородкѣсъ волосами чорными какъ смоль и густыми какъ руно... Окакъ онъ не похожъ на молодыхъ столоначальниковъ Петербурга и даже на офицеровъ въ бѣлыхъ фуражкахъпотрясающихъ прохожихъ своими рысаками... Съ вопросомъ на губахъ и счастьемъ во взорѣона смотритъ на своего красиваго юношунѣсколько тупо и почти перепуганно уткнувшагося на малютку въ люлькѣ — такого же бѣлокураго и кругленькагокакъ мать... Радъ ли онъкакъ и онаили только потрясенъ важностью послѣдствiйЧего онъ боится | что ? чтó его удивляетъКому же какъ не ему было знать о возможности послѣдствiйКартина не даетъ положительнаго отвѣта на ваши вопросыДодумывайте сами что хотите... Надъ люлькоюбокомъ къ зрителюсидитъ красивая итальянкасдвинувшая немножко розовое атласное одѣяльцо со спящаго ребенкачтобы лучше показать его родителямъБѣдное дитя спитъ также спокойнокакъ существокотораго будущность опредѣлена и обезпеченаА какая это загадочная будущностьСтрашно за малюткуСрокъ пашпортасрокъ домашняго отпускаистощившiйся кредитивъ банкира — все можетъ лишить его завтра же и его розоваго одѣяльцаи кружевомъ обшитаго чепчикаи вкуснаго молока здоровой кормилицыкоторая продовольствуетъ пока свое собственное дѣтищегрязноесмуглоевзъерошенное и полунагоесредствами козытакъ восхитительно озаренной на картинѣ полосою яркаго свѣтаупавшаго въ растворенную дверь... Вотъ вамъ и вся картина гХудяковаВсѣ дѣйствующiя лицаженщина въ амазонкѣея спутникъ въ запыленныхъ сапогахъкормилицаребенокъ въ люлькѣ и ребенокъ на полусъ мѣдными образкамиперевернувшимися съ груди на спинудаже коза — исполнены съ мастерствомъ и грацiеюкакiе встрѣтишь рѣдко у нашихъ художниковъКисть гХудякова прiятная и мягкаяпередаетъ всю правду дѣйствительности въ ея истинныхъ краскахъне прибѣгая ни къ какимъ приправамъ или эфектамъСтрогость рисунка и сочиненiя до послѣднихъ подробностей достойны настоящаго професоракоторому отнюдь не слѣдуетъ оставаться безъ влiянiя въ академiи. Но до сихъ поръ было упомянуто только о главныхъ лицахъ «тайнаго посѣщенiя». Остаются еще неглавныя — двѣ верховыя лошадииграющiя и дыбящiяся въ рукахъ наряднаго неграОнѣ видны въ открытую дверь избы и составляютъ какъ бы фонъ картиныПо поводу этихъ-то второстепенныхъ лицъ и нельзя не сказать нѣсколько словънето чтобы порицанiяно несогласiя со взглядомъ автора картиныМнѣ кажетсячто положенiе лошадейсдѣлавшихъсудя по запыленнымъ сапогамъ кавалеране одну и не двѣ верстыедвали избрано удачноглядя на нихъ скорѣе можно подуматьчто ихъ только-что вывели изъ конюшнии что отъѣздъ впередиСамое присутствiе тутъ неграхотя и составляющаго выгодное пятно въ картинѣсбиваетъ съ толкуЯ слышалъ кругомъ вопросы: «не на востокѣ ли происходитъ дѣйствiе?» Конечно у богатой барыни заграницею можетъ быть негръи даже часто бываетъНо едвали она возьметъ его съ собоюотправляясь на тайное посѣщенiеПритомъ же художникъ добровольно лишилъ себянасчетъ неграодной изъ характерныхъ чертъ страныимъ изображаемойя говорю объ уличныхъ факинахъ — этихъ полу-нагихъ Iововъ Италiисуществующихъ мѣдными крупицамипадающими отъ кошельковъ форестьера (иностранца). Прiѣзжiе волей-неволей должны были бы отдать поводья своихъ лошадей одному (еслибъ умѣли отдѣлаться отъ многихъизъ этихъ хозяевъ улицъплощадей и городскихъ воротъ ИталiиИхъ характерныя фигурылюбопытство превышающее всякое воображенiелакомое ожиданiе подачки за услугу — все это дало бы художнику не пятно тольконо и превосходный типъкоторый настолько же пояснилъ быгдѣ происходитъ дѣйствiенасколько негръ это затемняетъДа негръ и неновъБрюловъ непремѣнно поставилъ бы тутъ негра. Этимъ оканчиваются произведенiя нерусскихъили смѣшанныхъ картинъ быта (жанрана выставкѣВсѣ прочiя чисто свои и вышли болѣе или менѣе изъ Федотовакакъ Минерва изъ головы ЮпитераНа многихъ изъ нихъ (напримѣръ: «Кредиторъ описываетъ имѣнье вдовы» или «Первое число») Федотовъ оставилъ такiе замѣтные слѣдыкакъ учитель на работѣ учениковъПрочiя болѣе самостоятельныда и авторы ихъ болѣе зрѣлыТаковы двѣ простонародныя сцены ггПерова и ПоповаПервое мѣсто между ними занимаетъ картина гПероваявившаяся уже послѣ составленiя каталога и исчезнувшая на другой же день съ выставкипо причинамъ отъ художества независящимъ. ГПеровъ обнаружилъ рѣшительное дарованiе два года назадъ своею работою: «Сынъ дьячка произведенный въ чинъ». Теперь это сатирическое дарованiе является съ сатироюкоторую можно назвать «картиною безобразiя русской жизни». Изъ избы зажиточнаго мужика только-что вышелъ крестный ходъ и удаляется по улицѣпредшествуемый пономаремъ въ затрапезной хламидѣНѣсколько молодыхъ парней и мужиковъизъ грамотныхъодинъ почтенный старичокънето мастеровойнето дворовыйно во всякомъ случаѣ большой мастеръ выпитьвъ стеганомъ халатѣтоже пожившемъ на своемъ вѣкумолодая бабенкашлепаютъ по грязиподтыкавши полы и поютъСъ крыльца спускается духовная особа въ облаченiи и дьячокъ сзади... Судя по операцiисовершаемой въ это время надъ хозяиномъпроводившею дорогихъ гостей хозяйкою, — надо полагатьчто въ избѣ была закускаНа голову этого достойнаго амфитрiона льется цѣлый потокъ холодной воды изъ привѣшеннаго къ крылечной перекладинкѣ большого чайника и стекаетъ ручьемъ на гостя (тоже мужичка), повалившагося замертво подъ крыльцомъОсеньпо небу ходятъ низко тучигонимыя вѣтромъВсе это такъ вѣрно и такъ безобразночто гПерова нельзя не поздравить съ умѣньемъ попадать не въ бровьа прямо въ глазъТипы фигуръ и техническое исполненiе превосходнытакъ впору работать и совсѣмъ зрѣлымъ художникамъ. Мотивъ картины гПопова элегическiйно простой и потому хватающiй за сердце: «больная крестьянкаисхудалая отъ недугалежитъ въ рабочую пору на соломѣ въ избѣнадъ нею машетъ вѣткою дѣвочка лѣтъ восьми и качаетъ въ тоже время колыбельизъ которой выглядываетъ кулачокъ ребенкапо всѣмъ вѣроятiямъ надрывающагося отъ крикаА въ открытую дверь идетъ лѣтнее тепло и солнце кладетъ свою золотую полосу на полъЖелтѣющая нивауставленная снопамикишитъ рабочимъ людомъ. Остальныя картины быта принадлежатъ жизни чиновниковъмастеровыхъ и того отдѣла человѣчествакоторое всего лучше можно назвать петербургскимъЭто мiръ истертыхъ вицъ-мундировъ и жалованiй по двѣнадцати рублей въ мѣсяцъмiръ Петровичей и Акакiевъ Акакiевичейоткрытый для художества Гоголемъ, — сцены жалкой бѣдности и смѣшного довольствамелкихъ стремленiй и крупныхъ паденiй Федотоваслезы вдовыу которой описываютъ за долгъ бѣдняка или пьяницы мужа послѣднюю старую ниткупричемъ каска квартальнаго является роковымъ символомъ въ комнатѣ... Грязь невѣжество или роковое бѣдствiе всюдуВъ этотъ-то мiръ перенесли свои палитры наши молодые художники бытаи надо имъ отдать справедливостьчто если не всегда удачнымъ исполненiемъто почти всегда болѣе или менѣе удачною затѣею они привлекаютъ къ себѣ зрителейПослѣднее обстоятельство даже отчасти балуетъ ихъ и оттого-то исполненiе часто далеко отстаетъ отъ сюжета. Между сценами изъ быта петербургскаго человѣчества особенно привлекательна сцена гКлодта: «Бѣдная невѣста». СумеркиВдалина потухшемъ осенне-свѣжемъ петербургскомъ небѣ рисуется церковьСквозь открытую дверь видны свѣчи и оклады образовъИзъ темной улицымимо подъѣзда богатаго домамолчаливопочти робко направляются къ церкви старушкаскромно одѣтая и дѣвушка въ бѣломъ платьѣ съ бѣлымъ вѣнкомъ на головѣ и покрываломъ невѣстыМальчикъ въ курточкѣвѣрно меньшой братъ невѣстыбезъ шапкинесетъ образъСзади — дѣвчонка-горничная тащить большой дождевой зонтикъна всякiй случайУ невѣсты на плечахътоже на всякiй случайнакинута бѣдненькая мантильяОтъ всего этого такъ и вѣетъ скромноюзабитою долейтощимъ обѣдомътѣснымъ уголкомъ въ деревянномъ домикѣПескамиПодъ-таврическимъ и тому подобными мѣстностями Петербургакуда богатые люди тоже уносятъ иногда свой сытый покой въ высокiя палатысметающiя каждый годъ по десятку такихъ деревянныхъкривыхъповалившихся на-бокъ убѣжищъ бѣдностиИ вотъ одна изъ нарядныхъ обитательницъ этихъ палатъвозвращаясь домойвъ сопровожденiи ливрейнаго лакеяокидываетъ своимъ лорнетомъ бѣдную невѣстуи вѣрно будетъ расказывать со смѣхомъ у чайнаго стола о необыкновенномъ покроѣ ея платья... Лакей «изъ хорошихъ домовъ» почти недоволенъ встрѣчейвсякая молъ сволочь тоже болтается подъ ногами у барыни... «Сватовство» гПетрова (ученикапроисходитъ разомъ отъ Гоголя и отъ Федотовакъ Петровичу-портномусидящему на столѣна корточкахъкакъ и слѣдуетъ сидѣть истинному портномуявляется съ предложенiемъ рукисердца и чина его краснощекой дочери гемороидальный герой въ вицъ-мундирѣ о двѣнадцати рубляхъ жалованьяОтъ такого казусаподмастерье — русскiй парень съ бородкойпочесываетъ у себя въ затылкѣ: «Эхъмолъне мнѣ досталась — пропадай дѣвка!» Дѣвка тоже потупилась и украдкой поглядываетъ на парня... Можетъ быть имъ жалко чего-нибудьТеперь она чиновницею станетъзнатность не позволитъ: noblesse obligeПетровичъкакъ человѣкъ благополучно дожившiй на корточкахъ до блестящей лысины и очковъ на носу и надъ сердцемъ котораго приутюженный шовъ приобрѣлъ почти кровные праванепрiятно развлеченъ въ эту торжественную минуту семьянина необузданностью босого мальчикакоторый зазѣвался и уронилъ на полъ раскаленный утюгъда еще дуетъ себѣ на пальцыа утюга не поднимаетъПетровичъ съ угрозой и неудовольствiемъ смотритъ на нарушителя порядка: «Погодидескатьдай благословитья тебя ужо!» Старуха-портниха — та поглощена однимъ зрѣлищемъ своей дочери-невѣстыбудущей чиновницы... А будущая чиновница?.. Не ея ли это долю предсказываетъ на своей картинѣ гКошелевъ (Первое число)? Пригорюнившаясяхудая и блѣднаянадъ пустымъ бумажникомъ мужакоторый пришолъ въ первое число мѣсяца домой съ однимъ запасомъ хмѣля да ругательствъ и болѣзненно храпитърастянувшись на оборванномъ диванѣвотъ она — будущая чиновницаПареньпочесывающiй въ головѣпринесъ ли бы еще ей худшую долю — неизвѣстно... Чтобы покончить со сценами изъ быта петербургскаго человѣчестваукажу на «опись имѣнiя вдовы» гЖуравлевасъ очень типичными квартальнымъприказнымъ и купцомъ-кредиторомъ (извиняющими нѣсколько излишнее родство сюжета съ «Вдовушкой» Федотова), и еще гПерова (автора «безобразiя») «Дилетантъ». Толстый майоръ (чина не видноно если онъ не майорскiйто начальству слѣдуетъ поспѣшить возвести дилетанта въ это званiе за его deportеment(1). Майоръ съ брюшкомъ и коротенькими жирными ножками занимается живописьюОнъ состряпалъ что-то такоечто возбуждаетъ въ немъ удовольствiеПрищуривъ глазъ и откинувшись назадъонъ изслѣдуетъ свое произведенiе вмѣстѣ съ майоршейвѣсящей съ мужемъ пудовъ конечно болѣе десятиСложивъ руку въ зрительную трубуона тоже разсматриваетъ эфектъ майорской кистиЗаконный отпрыскъ художественныхъ родителейневсосавшiй еще съ молокомъ вкусовъ своей материпредается въ это время самымъ матерьяльнымъ побужденiямъ природылезетъ ручонкою за талью майорши... ГПеровъ дѣйствительно одаренъ большой способностью отрицанiякакъ принято выражатьсяа по моему — положительнымъ умѣньемъ смѣяться надъ тѣмъчто смѣшно. Большiя картины выставки (называемыя обыкновенно историческимименѣе всего могутъ заставить говорить о себѣи даже тѣмъ менѣечѣмъ онѣ болѣеЧто напримѣръ можно сказать объ очень большомъ холстѣ гВенига, «Два ангелавозвѣщающiе гибель Содома», гдѣ все есть — и познанiеи трудъи пожалуй даже право на званiе професорано нѣтъ чего-то такогочто дѣлаетъ изъ труда произведенiеизъ познанiй — пользутедостиженiе впечатлѣнiянѣтъ себя, — словомънѣтъ... талантаЧто сказать о «Положенiи во гробъ», гТимашевскагоРазвѣ точто по краскамъ оно гораздо лучше картины гВенигано вѣдь и въ немъ — однѣ воспоминанiя разныхъ галерей Италiи... Говорить ли объ Александрѣ Невскомъвъ двухъ видахъпрофесора Моллераили о «Явленiи ангела женамъ мироносицамъ», гКсенофонтовагдѣ художникъ точно раскололъ сперва свои фигуры на двое и потомъ приставилъ ихъ къ холстуотчего онѣ вышли какъ-то плоско и бокомъ... Поменьше картины и получше: «Убiйство архiепископа лiежскаго» гСтрашинскаго даже было бы совсѣмъ хорошоеслибы ошибка въ освѣщенiи не испортила нѣсколько дѣлаКартинавеличиной въ нѣсколько аршинъвся какая-то каленаябагроваякакъ-будто она изображаетъ пожаръа ей надо представить просто залу освѣщенную лампамиГСтрашинскiй настолько же пережарилъ свою картинунастолько гРеймерсъ свою недожарилъи отъ этого обѣ теряютъВпрочемъ у гСтрашинскаго и движенiяи экспрессiй гораздо болѣечѣмъ у гРеймерсада и самое сочиненiе сложнѣеНесмотря на нѣкоторые недостатки и между прочимъ на отсутствiе центраотчего зритель развлеченъ отдѣльностямикартина гСтрашинскаго все-таки лучшее произведенiе выставки по части большихъ картинъДарованiе у художника несомнѣнное и значительно разработанное. Небольшая картина гМясоѣдова «Побѣгъ Гришки Отрепьева изъ корчмы»  очень хороша по типамъ и движенiюИзъ картинъ русской исторiи — она положительно лучшаяОтрепьевъ въ окнѣсъ ножомъ въ рукѣкакъ волкъ осклабившiйся на ухватившаго его за кушакъ человѣкапросто мастерская фигура... Но если живопись настоящей выставки не представила ничего крупнагоили крупныя ея явленiя оказались мелкимито зодчество обогатилось приобрѣтенiемъхотя и въ копiибезцѣннаго памятника искустваАрхитекторъ гНодбекъ привезъ изъ Испанiи слѣпки Алямбрывоспроизведенной имъ съ необыкновеннымъ совершенствомъЭто просто каменное кружевоХудожникъ посвятилъ десять лѣтъ жизни на свой утомительный трудъно зато онъ перенесъ подъ финское небо Петербурга одинъ изъ блистательнѣйшихъ остатковъ мавританскаго зодчестваЗалавъ четверть настоящей величинысобранная въ цѣломъпоразительна болѣе всего изваянiями потолкаточь-вточь столоктиты повисли надъ головою... Прочiя воспроизведенiя разложены въ частяхъи имивмѣстѣ съ собранною залойзанята вся большая брюловская комната академiи. Слѣпки гНодбека публикѣ не показывались — изъ опасенiякакъ слышночтобъ ихъ не разбилиТакимъ образомъ ихъ точно никто не разобьетъно никто и не увидитъа неужто это была цѣль десятилѣтней работы художникаУберечь Алямбру отъ рукъготовыхъ ее расколотитьконечно необходимоно не беречь же ее отъ глазъумѣющихъ только смотрѣть...   ПК. (1Между членами совѣта есть люди старѣе 90 лѣтъкакъ исключенiяможно назвать двухъ-трехъ замѣчательныхъ художниковъсохранившихъ способность быть руководителями и судьями въ искуствѣдовольно назвать ПименоваБруниАБрюлова... (1Противу Аничкова дворцана Невскомъ проспектѣ. (1Позже явились на выставкѣ этюды и сцена Келлерамолодого художникабывшаго въ Италiи насчетъ общества поощренiя художествъРаботы эти обличаютъ рѣшительное дарованiеи по правдѣ красокъ составляютъ противоположность работамъ гРеймерса. (1Помните одного изъ героевъ Дикенса съ его знаменитымъ deportement?
===========

Статистика: