[врм-1862-10-ппв-306] По поводу годичной выставки в Академии художеств // Время. - 1862. - Разд. Современное обозрение. - № 10. - с. 66-87.
[Подпись: П. К.]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

 ПО ПОВОДУ ГОДИЧНОЙ ВЫСТАВКИ ВЪ АКАДЕМIИ ХУДОЖЕСТВЪ ________   Почтенное зданiе академiимрачное и безлюдное весь годъсъ потемнѣлыми копiями и гипсами въ пылисъ холодною лѣстницей и длинными коридорамитѣсныя студiи молодыхъ художниковъстрадающихъ надъ разными АгамемнонамиХаронами и Тирзисамиэтими чистилищамисквозь которыя непремѣнно суждено пройти грѣшнику искуствачтобы сподобиться медалитяжолая дубовая дверь входа на запорѣшвейцаръ такой же тяжолый на подъемъпри появленiи рѣдкаго посѣтителякакого-нибудь заѣзжаго чудакаосматривающаго Петербургъ какъ рѣдкостьвсе этонеподвижноезапертое и затхлоесъ наступленiемъ осениначинаетъ вдругъ обнаруживать признаки движенiяоживать отъ хлынувшаго извнѣ свѣжаго воздухавыползать на свѣтъ и въ началѣ сентября доказывать свое рѣшительное существованiе раскрытою настежь дверьюХолстырисункичертежигипсыиногда мраморысъ нѣкоторыхъ поръ всегда фотографiи (а современемъ вѣроятно будетъ и что-нибудь другое — выдѣланныя кожи напримѣръ), несутсявезутся и тащатся изъ закоулковъ всякаго рода и изъ мастерскихъ. (Слово мастерская надо принимать впрочемъ болѣе за метафорусобственно мастерскихъ въ Петербургѣ вовсе нѣтъа есть болѣе или менѣе неудобныя комнатыгдѣ художникипоработавшiе въ странахъ съ мастерскимидолго приноравливаются какъ-нибудь работатьпока не придутъ къ убѣжденiючто лучшее средство — совсѣмъ не работать...) Но не одна только дверь въ швейцарскуюдверь въ храмъ безсмертiяили покрайней-мѣрѣ сбыта художественнаго товараосенью Отперта для званныхъ и незванныхъ — Особенно изъ иностранныхъ. Академическiй совѣтъ въ мундирахъ произноситъ слово жизни или смерти Тирзисамъ и АгамемнонамъСлѣдствiемъ бываетъ появленiе ярлыковъ надъ произведенiями искуства: «удостоенъ первой золотой медалипризнанъ академикомъпрофесоромъ» и тпПрiятно доносятся до слуха расказы свѣдущихъ людей о томъкакъ вѣрные стражи чистоты искуствапризнавая весьма основательночто только изъ чистаго источника и могут истекать настоящiе Хароны и Тирзисыподвергаютъ при этомъ тщательному изслѣдованiю нравственную сторону производителей — почему благонравiетепослушанiе и соединенныя съ нимъ добродѣтелиполучаютъ (или покрайней-мѣрѣ до сихъ поръ получализаслуженную наградусвойства же противуположныятебезнравственностьдостойно наказуются... При общемъ упадкѣ нравственности вообщенельзя не остановиться съ нѣкоторымъ даже умиленiемъ передъ совѣтомъ нравственности академiи и не остановить у его порога читателя... Совѣтъ этотъчитательсостоитъ изъ 12 членовъи начало несмѣняемостио которомъ вамъ толкуютъ по поводу новаго учрежденiя верховныхъ судейимѣетъ здѣсь давно свое приложенiеСовѣтъ такимъ образомъ есть пожизненная собственность опредѣленнаго числа заслужонныхъ професоровъЭтотъ художественный ареопагънедоступный для современнаго художникапредставляетъ въ полномъ своемъ собранiи тысячелѣтiе русскаго искуства и онъ-то рукою указываетъ дорогу молодымъ дарованiямъ(1). Одна смерть властна ввести новое лицо въ старую залу стараго совѣтано и тутъ сила сплоченности подставляетъ ему ногуи подъ видомъ новаго лица вводитъ безличность или продолженiе фирмыкакъ это было еще не такъ давно съ кресломъ професора пейзажной живописиПрофесоръ этотъ получилъ свое званiе преемственно отъ отца и не выдержалъ бы тогдаа теперь и подавнуконкурса не только-что съ такими професорами-художникамикаковы БоголюбовъЛагорiоЭрасси и др., но даже и съ весьма многими ученикамикоторымъ онъ присуждаетъ премiи и которыхъ можетъ-быть лишаетъ премiй... Правдамолодые художники влекутся болѣе отъ старыхъ професоровъ совѣта къ професорамъ-художникамънаходящимся внѣ совѣтано вѣдь это уже во всякомъ случаѣ безнравственностьИ вотъ ученикъимѣя страшилище экзамена передъ собоюволей или неволей бредетъ за приказанiями къ своему начальнику-професорудержа картину какъ хлѣбъ-соль предъ собою (такая уже заведена форма). — Гмэто что у тебя тамъспрашиваетъ наставникъ со свойственною фамильярностью. — Программаваше п-ство... Агамемнонъваше п-ствоотвѣчаетъ ученикъ. — ГмАгамемнонъТакъ это у тебя АгамемнонъХорошоНутакъ чтоже тебѣ надо отъ меня? — Не прикажете ли чеговаше п-ство... — Гмпроизноситъ професоръразваливаясь въ креслахъ: — держибратецъкартину передъ собоюкакъ слѣдуетъ, — ничего не вижу... И вытащивъ очки изъ футляраего превосходительство начинаетъ водить глазами по картинѣ — иногда пальцемъа иной разъ табакеркою или зонтикомъесли изволило вернуться съ прогулки. — Стиля нѣтъ у васъ ныньче, — рѣшаетъ онъукладывая очки обратно въ футляръА впрочемъступай себѣбратецъсъ богомъ — дѣлай какъ знаешьТолько къ молодымъ професорамъ не ходиУ нихъ неуваженiю къ старшимъ только наберешьсяСлышьА не то медали тебѣ какъ своихъ ушей невидатьСлышь! Послѣ такого или почти такого полезнаго назиданiяхудожникъ отправляетсясохраняя по возможности инкогнитокъ одному изъ молодыхъ набиратьсявмѣстѣ съ неуваженiемъ къ старшимъчему-нибудь по части умѣнья писать картины. Ну что еслибы сдѣлать обмѣнъ ролейтепрофесоровъ съ учениками и совѣтами признать за професоровъ академiи и членовъ академическаго совѣтаа професоровъ безъ учениковъ и совѣтовъ оставить на покоѣна пенсiивъ высокомъ чинѣкакъ хотитено только не на аренѣ художественныхъ подвиговъпревратившихся для нихъ въ бремя не по силамъОтчего бы не назначить конкурсапо истеченiи опредѣленнаго срокана право занимать кресло въ совѣтѣЭто не позволяло бы професору художественные интересы мѣнять на чиновные и въ тоже время давало бы возможность молодомусвѣжему дѣятелю войти въ составъ совѣтана мѣсто оставшаго или обленившагосяПодрядная иконописьсамо собою разумѣетсяне должна бы давать правъ истинной живописино при обсужденiи вопроса о продолженiи занятiя должности професора академiислѣдовало бы требовать самостоятельной живой работы отъ конкурентаТогда увидѣли бы всѣкто продолжаетъ быть професором-художникомъ и кто сдѣлался чиновникомъА теперьдарованiя сильныя и развитыя современно (каковы напримѣръ ггХудяковъБоголюбовъЛагорiоЭрассиСоколовъ и другiеустранены отъ права сказать свое слово въ стѣнахъ академiи и только подъ секретомъ могутъ учить молодыхъ художниковъчтобы не повредить имъ на экзаменѣМосковское училище ваянiя и живописикоторому посчастливилось приобрѣсти себѣ Сорокина (старшаго), неумѣло даже найти свѣтлаго угла гХудяковугдѣ онъ могъ бы работать и вынудило  его черезъ то переселиться въ ПетербургъЗдѣсьблагодаря опустѣлой мастерской одного академикаумѣвшаго себѣ добыть это дивоХудяковъ имѣетъ покрайней мѣрѣ довольно пространства и свѣтучтобы помѣстить холстъна которомъ пишетъА у професоровъ-чиновниковъ половина зданiя академiи подъ квартирамии свѣтъ обширныхъ оконъ только мѣшаетъ имъ спать покойно. Вообще положенiе нашихъ молодыхъ професоровъ въ академiи совершенно противоположно ихъ правамъ на это положенiевъ совѣтѣ оникакъ сказаноне имѣютъ голосаи только нѣкоторые изъ нихъ получили недавно помѣщенiевъ которомъ могутъ работатьвсѣ большiе заказы отъ правительства отданы и отдаются безъ конкурса чиновникамъ академiии кисти людей даровитыхъ служатъ откупщикамъкоторые одни въ состоянiи покуда выплачивать большiя деньги за ихъ картиныСъ прекращенiемъ откупа придется вѣроятно понизить цѣныотчего впрочемъ выиграютъ не только истинные любители съ размѣрами кармановъ болѣе скромнымичѣмъ у откупано и художникипереставъ состоятьна старомъ положенiиподъ покровительствомъ денежныхъ меценатовъНѣтъ сомнѣнiячто художники не захотятъ долго оставаться подъ этою опекою и свергнутъ съ себякакъ русская литератураиго богачейпокровительственно относившихся когда-то къ писателю и несовсѣмъ еще отвыкшихъ относиться такимъ образомъ къ художникуКогда монополiя капиталовъ въ области художества прекратитсяпослѣдняя перестанетъ быть невѣдомою страною для большинства публикиЕще Петербургъ и Москва покрайней-мѣрѣ изрѣдка напоминаютъ своими выставкамичто есть нѣчто кромѣ литографiй въ эстампныхъ магазинахъ и образовъ на золотомъ фонѣпрочiя же мѣста Россiи почти незнаютъ вовсе что такое картинаЗа свои большiя деньгихудожникъсамъ того не подозрѣваяпродаетъ часто свою извѣстностьпотомучто картинаперешедшая изъ мастерской прямо въ залу какого-нибудь откупщика или московскаго торговаго меценатаза немногими исключенiямихоронится для публикиТолько усерднымъ посѣтителямъ мастерскихъ художниковъ и извѣстны всѣ ихъ работысамыя лучшiя по большей части остаются тайной для публикиревнивый ихъ заказчикъ не хочетъ даже подразнить ими чужихъ глазъ и не пускаетъ на выставкукакъ строгiй отецъ своихъ дочерей на балъПусть не говорятъ и перестанутъ думатьчто искуство есть роскошьдостоянiе богатстванѣтъискуство есть потребность образованнаго обществасредство къ смягченiю нравовъ и очищенiю вкусаОно должно стремиться къ томучтобы картина по возможностина ряду съ книгойвошла въ небогатыя жилища людейищущихъ свѣта и утѣшенiявъ чемъ бы они ни проявлялисьвъ звукѣпечатномъ словѣили краскахъЗадача искуства — вовсе не забавить богача — она гораздо возвышеннѣеИскуство (по выраженiю одного знаменитаго писателя) «вмѣстѣ съ зарницами личнаго счастьяединственное несомнѣнное благо нашеСъ нѣкоторыхъ поръ учреждена въ Петербургѣ (и кажется также въ Москвѣпостоянная выставка художественныхъ произведенiйВъ Петербургѣ она помѣщалась сперва далеко отъ центра городавъ зданiи биржии одни отчаянные любители чувствовали въ себѣ довольно храбростичтобы предпринимать эстетическiе походы «на тѣ островагдѣ ростетъ трынъ-трава.» Послѣ настоянiй художниковъ и нѣкоторыхъ изъ этихъ отчаянныхъмеценаты перевели выставку на Невскiй проспектъКъ ихъ крайнему удивленiюзалы новаго помѣщенiя остаются почти также пустыкакъ и залы старагоА удивляться-то собственно нечемунеудача въ выборѣ перваго пристанища успѣла охладить вниманiе публики къ постоянной выставкѣпривычка же къ томучто все носящее названiе художественнаго произведенiя соединено съ понятiемъ о большихъ деньгахъпородило убѣжденiе въ недоступности впускной цѣны на настоящую выставкуВыставьте цѣну (а она очень умѣрена: 15 коп.) на наружныхъ дверяхъ и въ окнахъ — и вы увидитечто посѣтители явятся. Заговоривъ объ этой выставкѣя вовсе неуклоняюсь отъ выставки академическойодна дополняетъ другуютакже какъ одна и ѳбираетъ другуюДѣйствительнона постоянной выставкѣвсякое или почти всякое произведенiе (исключенiе составляютъ собственности ревнивыхъ хозяевъможетъ появиться во всякое время годане дожидаяськогда двери академiи украсятся представителями порядкаТакимъ образомътолько-что конченная работа художника показывается въ помѣщенiи на Невскомъ проспектѣПростоявъ недѣлюдругуюона замѣщается новоюи на годичную выставку попадаетъ только непроданная или прямо вышедшая изъ мастерскойОтъ этого-то въ послѣднiе годыособенно въ самый послѣднiйакадемическiя выставки все малочисленнѣе и бѣднѣе количествомъ (и даже отчасти качествомъсвоихъ произведенiйПопрежнему являются въ полномъ составѣ только програмы учениковъ. Все это мало извѣстно большинству публикииначе небольшiя залы постоянной выставки(1), богато снабжонныя отборными произведенiями современныхъ и старыхъ мастеровънашихъ и иностранныхъдоставляемыхъ изъ мастерскихъ и изъ лучшихъ галерей Петербурга — вѣрно бывали бы полнѣеМежду гуляющими ежедневно нашлось бы не мало людейготовыхъ вынуть изъ кошелька 15 к., чтобы отдохнутькто душоюа кто и просто ногами... А всякiй ли знаетъчто эти 15 копѣекъ имѣютъ назначенiе помогать даровитымъ бѣднякамъ художникамъи что изъ нихъсо взносами членовъ общества поощренiя художниковъобразуется капиталъвоспитывающiй и уже воспитавшiй не одного замѣчательнаго живописцаскульптора и тд.? Общество поощренiя художниковъ дѣйствительно ихъ поощряетътолько публика-то мало поощряетъ самое обществоПричиной томумнѣ кажетсявсе таже неизвѣстность и исключительностьокружающiя наши предпрiятiя по части художествъ