| IV | КНИЖНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ | Статья вторая | Пожалуй можно выписать длиннѣйшiй рядъ заглавiй всѣхъ сочиненiй составленныхъ для народнаго чтенiя | Мы хоть и обѣщали въ прошлой статьѣ поговорить о всѣхъ этихъ книжкахъ особенно но такъ-какъ игра почти не стоитъ свѣчъ то и хотимъ прямо перейти къ разбору Читальника какъ единственно сколько-нибудь серьознаго проекта для народной книги | Мысль нашу о народныхъ книгахъ читатель можетъ увидѣть и изъ этого разбора слѣдственно онъ лишился только одного длиннаго перечня пустыхъ книжонокъ существующихъ теперь для народнаго чтенiя | Въ иномъ книгопродавческомъ объявленiи можно ихъ всѣ найти а въ лавкахъ онѣ всѣ лежатъ особо на отдѣльныхъ столахъ не исключая и неудавшихся книжекъ г Григоровича и Краснаго яичка г Погодина
| Есть у насъ и еще одинъ народный писатель г Погосскiй | Онъ правда пишетъ преимущественно для солдатъ | Но объ немъ мы намѣрены говорить особенно | Г Погосскiй довольно исключительное явленiе въ нашей народной литературѣ | Объ остальныхъ же народныхъ книжкахъ можно сказать что онѣ числятся десятками но помянуть ихъ добрымъ словомъ нельзя | Объ одномъ только онѣ свидѣтельствуютъ о необыкновенной потребности книги для народнаго чтенiя но объ этомъ свидѣтельствуетъ и Читальникъ а потому перейдемъ уже прямо къ Читальнику
| Читальникъ не книга а проектъ книги для народнаго чтенiя сочиненный г | Щербиною и представленный публикѣ въ Отечественныхъ Запискахъ нынѣшняго шестьдесятъ перваго года въ февралѣ мѣсяцѣ | Статья называется Опытъ о книгѣ для народа
| Взгляды автора цѣльность его проекта даже тонъ его статьи все это намъ показалось очень замѣчательно во первыхъ ужь потому что умнѣе его проекта ничего еще у насъ въ этомъ родѣ и не было сколько намъ помнится | Отечественныя Записки замѣчаютъ что Опытъ г Щербины и обсужденiе этого Опыта въ нашей литературѣ принесло бы пользу для составителей народныхъ книгъ | Ну и то дѣльно
| Г Щербина начинаетъ свою статью тѣмъ что сердится на одну брошюрку для народнаго чтенiя появившуюся въ концѣ прошлаго года подъ названiемъ Хрестоматiи и стоющую пять копѣекъ серебромъ | Похваливъ книжонку за то что она не стоитъ болѣе пяти копѣекъ серебромъ г Щербина увѣряетъ что ему немыслимо почему на первомъ планѣ ея напечатана сказка Пушкина о Кузьмѣ Остолопѣ и басня Крылова Демьянова Уха
| Впрочемъ такъ-какъ мы хотимъ разобрать весь проектъ г Щербины въ подробности сообразно разумѣется силамъ нашимъ то и выпишемъ изъ начала статьи его всю эту исполненную негодованiя тираду на недальновидныхъ и простодушныхъ издателей Хрестоматiи
| Намъ просто немыслимо почему на первомъ планѣ ея напечатана сказка Пушкина О Кузьмѣ Остолопѣ или далѣе басня Крылова Демьянова Уха | Не говоримъ уже о названiи Хрестоматiя непонятномъ народу это могло произойдти и отъ нѣкоторыхъ постороннихъ причинъ независящихъ отъ издателя но зачѣмъ было помѣщать сказку Пушкина | Она имѣетъ свой смыслъ и значенiе въ кругу нашемъ но народу она покажется дурашною и скомпрометируетъ нѣкоторымъ образомъ въ глазахъ его и самое ученiе грамотѣ | Попадись эта брошюрка въ руки ученика воскресныхъ школъ то хозяинъ его степенный шорникъ мѣдникъ или слесарь вѣроятно со вздохомъ сказалъ бы чему ихъ тамъ въ школѣ учатъ
| Только баловство одно
| Мужикъ услышитъ подобную сказку и въ кабакѣ и на площади мальчикъ въ своей мастерской и отъ дворника | Книга такъ зря составленная не внушитъ уваженiя къ грамотѣ и не придастъ ей серьёзнаго и полезнаго значенiя
| А къ чему напримѣръ послужитъ для народа знанiе басни Демьянова Уха | Она по содержанiю своему понятна только въ литературномъ и артистическомъ быту существованiя котораго народъ и не подозрѣваетъ
| Да и что въ ней занимательнаго или поучительнаго собственно для народа
| Что за большое зло добродушная назойливость тороватаго Демьяна
| Этого ли народу нужно | Это ли въ немъ вопiющая отрицательная сторона которую нужно преслѣдовать сатирическою солью и насмѣшкою выраженною въ образѣ
| Подумаешь что такая Хрестоматiя издана не въ Петербургѣ а гдѣ-нибудь въ Аркадiи тàкъ отъ ней вѣетъ младенческимъ незнанiемъ жизни наивными понятiями буколическимъ простодушiемъ такъ и ждешь что увидишь на заглавномъ листкѣ брошюры слова изданiе Меналка или Тирсиса
| Понятно что болѣе распространяться о ней логически-невозможно но за всѣмъ тѣмъ появленiе ея наталкиваетъ на мысль о книгѣ для народа которая въ настоящее время болѣе чѣмъ когда-либо оказывается крайне необходимою
| Опытъ показалъ что книги писанныя исключительно для народа не удались и не распространились въ немъ | Можно думать что это отчасти произошло и отъ того что не было принято практическихъ мѣръ къ распространенiю ихъ но главное потому что Россiя для всѣхъ насъ terra incognita | Мы относились къ книгѣ для народа только a priori | Непосредственное наблюденiе жизнь съ народомъ проникновенiе его средой были далеки отъ насъ
| Мы любимъ по словамъ поэта Въ роскошно-убранной палатѣ Потолковать о бѣдномъ братѣ | Погорячиться о добрѣ
| И поэтъ послѣ этого могъ невольно воскликнуть О слово старое поэта Слова слова одни слова
| Слова благородныя и сильныя негодованiе тоже благородное | Нѣкоторыя изъ этихъ разсужденiй пожалуй и очень дѣльны замѣчанiе о томъ что сказка о Кузьмѣ Остолопѣ писана для господъ и примется народомъ съ пренебреженiемъ очень вѣрно такъ что даже вчужѣ начинаешь сожалѣть о благородныхъ но близорукихъ составителяхъ Хрестоматiи | Но съ разсужденiями о Демьяновой Ухѣ мы уже не такъ согласны | То есть собственно говоря намъ до самой Демьяновой Ухи и дѣла нѣтъ а дѣло есть до нѣкоторыхъ взглядовъ г | Щербины такъ сказать до нѣкоторыхъ основныхъ его воззрѣнiй | Что за большое зло добродушная назойливость тороватаго Демьяна | говоритъ онъ | Этого ли народу нужно Это ли въ немъ вопiющая отрицательная сторона которую нужно преслѣдовать сатирическою солью и насмѣшкою выраженною въ образѣ | То-то и есть | Демьянова Уха конечно имѣетъ у Крылова значенiе частное а безъ этого значенiя до котораго народу и дѣла нѣтъ она не только для него не интересна но даже могла бы быть успѣшно замѣнена тысячью другихъ басенъ | Въ этомъ мы совершенно согласны да вѣдь главное то не въ томъ а въ томъ именно какъ увѣряетъ г Щербина что въ книгѣ для народа и по возможности въ каждой статейкѣ такой книги надо преслѣдовать разныя отрицательныя стороны народа преслѣдовать ихъ сатирическою солью и насмѣшкою выраженною въ образѣ | А Демьянова Уха ничего не преслѣдуетъ въ народѣ слѣдственно Хрестоматiя помѣстившая ее на свои страницы до того невинна до того видите ли вѣетъ отъ нея младенческимъ незнанiемъ жизни наивными понятiями и буколическимъ простодушiемъ что такъ и ждешь на заглавномъ листкѣ словъ изданiе Меналка и Тирсиса
| Мы вовсе не хотимъ здѣсь защищать ни Демьяновой Ухи ни Меналковъ и Тирсисовъ хотя сiи послѣднiе и были намъ когда-то полезны и даже милы | Но для насъ т важно что намъ нужно соли и непремѣнно сатирической соли что непремѣнно надобно преслѣдовать насмѣшками ниспровергать предразсудки | Надобно такъ сказать карать
| Учить надобно главное учить
| Опять повторяемъ цѣль во всякомъ случаѣ возвышенная и прекрасная и соотвѣтствуетъ вполнѣ благородству нашего духа | Просвѣщенные должны учить непросвѣщенныхъ | Это обязанность не такъ ли | Но вотъ что странно и даже пожалуй скверно мы и подойти не можемъ къ народу безъ того чтобъ не посмѣяться надъ нимъ безъ сатирической соли а главное безъ того чтобъ не учить его | И вообразить не можемъ какъ это можно намъ появиться передъ этимъ посконнымъ народонаселенiемъ не какъ власть имѣющими а запросто | Конечно мы нашими солями и насмѣшками прежде всего имѣемъ въ виду принести пользу хотя иногда и сами то хорошо не знаемъ того надъ чѣмъ въ народѣ насмѣхаемся | Ну да это между нами | Мы только хотѣли скромно замѣтить благо пришлось къ слову что прежде непремѣнной немедленной пользы народныхъ книжекъ кромѣ всѣхъ солей искорененiй и нравоученiй очень бы нехудо было имѣть въ виду просто распространенiе въ народѣ чтенiя постараться заохотить народъ къ чтенiю занимательностью книги и потому пусть вещь будетъ хоть и безъ соли да если чуть-чуть занимательна и положительно невредна надѣюсь поймутъ что мы подразумѣваемъ подъ словомъ невредна такъ и спасибо за нее
| Придирка да еще смѣшная скажутъ намъ просвѣтители | Будто мы противъ занимательности а главное противъ распространенiя любви къ чтенiю да о немъ то мы и хлопочемъ Только вмѣсто Демьяновой Ухи все-таки можно помѣстить пресмѣшную презанимательную а вмѣстѣ съ тѣмъ и преполезную пренасмѣшливую вещь убивающую отрицательныя стороны
| Такимъ образомъ всѣ цѣли будутъ достигнуты | Чѣмъ же дурна полезность | Или можетъ-быть вы противъ полезности говорите вы намъ противъ искорененiя предразсудковъ и разогнанiя мрака невѣжества
| Ничуть отвѣчаемъ мы да и Боже насъ сохрани | Кому прiятны невѣжество и предразсудки да еще не просто невѣжество а мракъ невѣжества | Только вотъ что исключительное напиранiе на невѣжество и предразсудки и исключительная забота поскорѣе какъ можно искоренять ихъ въ народѣ по нашему мнѣнiю въ нѣкоторомъ смыслѣ разумѣется тоже невѣжество и предразсудокъ | Не знаемъ какъ бы намъ яснѣе выразиться | Вотъ напримѣръ мы знаемъ что народъ предубѣжденъ противъ насъ господъ до того предубѣжденъ что даже хорошее то будетъ слушать отъ насъ недовѣрчиво | Ну а мы несмотря на это все-таки хотимъ подходить къ нему не иначе какъ власть имѣющiе какъ тѣ же господа однимъ словомъ даже и не можемъ иначе поступить т е поступить пообиходнѣе помягче получше узнавъ въ чемъ дѣло | Народъ глупъ слѣдственно его надо учить вотъ только это одно мы и затвердили и если ужь господами намъ предстать передъ нимъ не удастся то по крайней мѣрѣ мудрецами предстанемъ
| Впрочемъ прервемъ на время наши разсужденiя | Мы никакъ не можемъ отказать себѣ въ удовольствiи выписать тутъ же сужденiе самого г Щербины о нѣкоторыхъ нашихъ прогрессистахъ и умникахъ и вообще о такъ называемыхъ знатокахъ нашей народной жизни готовящихъ себя въ ея руководители | Это золотыя слова
| Иная книга и была составлена повидимому весьма умно но въ народѣ все-таки не прививалась отъ того что какъ то невольно сбивалась на нѣмца или француза переодѣтаго помужицки а между тѣмъ на чувство простолюдина скорѣй подѣйствовали переводы Потеряннаго Рая или Франциля Венецiяна чѣмъ книги писанныя соотечественниками собственно для народа его языкомъ и почерпнутыя изъ его исторiи и быта | На это стоитъ обратить вниманiе | Мы были неспособны инстинктивно прямодушно и вмѣстѣ съ тѣмъ практически стать твердою ногою на его почву поставить себя на его мѣсто перенестись на степень его развитiя сердцемъ и умомъ уразумѣть его понятiя вкусъ и наклонности | Въ этомъ намъ не помогли ни таланты ни познанiя ни наше европейское образованiе и это отъ того что Россiю знаемъ мы всего менѣе что начало нацiональности почти не входитъ въ наше воспитанiе отсюда у насъ недостатокъ практичности физiономiи самодѣятельности мысли | Примемся ли мы за самихъ себя за явленiя факты и данныя нашей жизни мы непремѣнно посмотримъ на нихъ въ какiя-либо цвѣтныя стеклышки купленныя нами или въ Палероялѣ или на лейпцигской ярмаркѣ или на отечественномъ толкучемъ рынкѣ
| Къ тому жь мы сами не замѣчая того люди рутины попреимуществу и у всякаго небольшаго перiода времени есть своя рутина | Попробуй ка кто отнестись безъ предубѣжденiя не съ низкопоклоннымъ анализомъ къ какой-нибудь модной и находящейся во всеобщемъ употребленiи идейкѣ или къ какому ни на есть кумирчику которымъ мы крѣпки въ данную минуту онъ будетъ смѣшанъ съ грязью
| За то ужь когда прорвется намъ и гиганты ни почемъ мы представляемъ собою съ одной стороны раболѣпiе находясь въ крѣпостномъ состоянiи у идеекъ и кумирчиковъ съ другой нетерпимость и деспотизмъ у насъ тотъ кто разнится съ нами въ убѣжденiяхъ или умственно-ограниченный или недобросовѣстный человѣкъ | Слва нѣтъ у насъ много благородныхъ идеаловъ просвѣтленныхъ европейской наукой но нѣтъ знанiя многихъ условiй самомалѣйшихъ данныхъ духа и обстановки нашей народной и мѣстной жизни | Мы въ практической жизни идеологи и это частiю и потому что тутъ не требуется большаго труда | Мы не воспринимаемъ знанiя всецѣло органически не начинаемъ своего изученiя ab ovo съ насъ довольно послѣднихъ результатовъ мысли верхушекъ знанiя | Большинство изъ насъ не болѣе какъ начетчики | У насъ очень легко сдѣлаться умниками и передовыми людьми попасть въ литературные или другiе какiе-либо общественные дѣятели | У насъ только и существуютъ что двѣ крайности или свой собственный доморощенный глазомѣръ или безусловное безотносительное рабски-догматическое принятiе какого-либо ученiя извнѣ | У насъ еще считаютъ образованнымъ благороднымъ современнымъ и главное умнымъ человѣкомъ того кто прiобрѣлъ кое-какiя знанiя въ абсолютномъ смыслѣ въ абсолютной сторонѣ и сущности вещей и кто имѣя самый обиходный разсудокъ формулируетъ