[врм-1861-11-рдс-78] Ряд статей о русской литературе. Статья пятая. I. Последние литературные явления. Газета «День» // Время. - 1861. - Разд. Критическое обозрение. - Т. VI. - № 11. - с. 64-75.
[Текст загружен из БД Макинтоша]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| Статья пятая | I | ПОСЛѢДНIЯ ЛИТЕРАТУРНЫЯ ЯВЛЕНIЯ | ГАЗЕТА ДЕНЬ | Когда дѣла нѣтъ настоящаго серьознаго дѣла тогда дѣятели живутъ какъ кошки съ собаками и начинаютъ между собою разные дрязги за принципы и убѣжденiя

| Одинъ упрекаетъ другого что тотъ не такъ вѣруетъ другой упрекаетъ перваго что тотъ у себя подъ носомъ ничего не видитъ третiй кричитъ о книжкахъ и объ оберткахъ книжекъ четвертый ко всему кромѣ себя равнодушенъ пятый успокоился на незыблемыхъ мiровыхъ законахъ подводитъ все и всѣхъ подъ мiровой ватерпасъ и свиститъ на всѣхъ глядя | И такъ далѣе и такъ далѣе | Всего не перечтешь | Вотъ явилась газета День всего только пять нумеровъ а уже поднялась ругань | Явился новый вопросъ объ университетахъ и вотъ полился на насъ цѣлый водопадъ статей объ университетахъ | Вотъ и мы хотимъ сказать свое слово объ этихъ послѣднихъ литературныхъ явленiяхъ и мы будемъ спорить о принципахъ и мы будемъ упрекать другихъ что они нетакъ вѣруютъ

| Что дѣлать | одна для всѣхъ колея | А сказать свое слово надо всѣ участвуютъ

| во всеобщемъ движенiи и т д и д | День это таже покойная но неуспокоившаяся Русская Бесѣда разбитая на газетные листки | Тѣже имена тѣже мысли тѣже принципы | Редакторомъ Ив | Аксаковъ статьи въ первомъ номерѣ Хомякова Константина Аксакова покойниковъ

| Въ журналѣ всего замѣчательнѣе славянскiй и областной отдѣлы | Этого нѣтъ почти ни въ одномъ теперешнемъ русскомъ изданiи по крайней мѣрѣ въ такой непрерывности и это ставитъ газету на довольно любопытное мѣсто | Вообще изданiе очень любопытное

| Кое-гдѣ оно уже очень насолило Аскоченскiй говорятъ восторженно похвалилъ его а нѣкоторые такъ даже поспѣшили похоронить новый День печатно разумѣется | Въ одномъ петербургскомъ журналѣ нѣкоторые погребальщики уже догадались и о томъ отдѣленiи къ которому надо причислить журналъ

| Но господа могильщики неправы

| Тутъ и слова не можетъ быть о раздѣлѣ по отдѣленiямъ

| Мы не за День заступаемся и не за взгляды его | Но имя Аксаковыхъ всѣхъ троихъ слишкомъ извѣстно чтобъ не знать съ кѣмъ имѣешь дѣло | И наконецъ что за тероръ мысли | Чуть мыслитъ человѣкъ не по-вашему губить его чѣмъ другимъ нельзя такъ хоть клеветой | Что за домашнiе деспотики | Что за домашнiй тероризмъ вспоенный на кисломъ молочкѣ

| Но довольно

| Скажемъ и наше слово о новой газетѣ

| Это все тѣже славянофилы тоже чистое идеальное славянофильство нимало неизмѣнившееся у котораго идеалы и дѣйствительность до сихъ поръ такъ странно вмѣстѣ смѣшиваются для котораго нѣтъ событiй и нѣтъ уроковъ | Тѣже славянофилы съ тою же неутомимою враждой ко всему что не ихнее и съ тою же неспособностью примиренiя съ тою же ярою нетерпимостью и мелочною совершенно нерусскою формальностью | Вотъ для образчика изъ перваго номера Дня | И на какомъ же широкомъ просторѣ разгулялась да еще и разгуливаетъ эта ложь | Все внутреннее развитiе вся жизнь общества какъ проказой поражены и растлѣны ею | Ложь | Ложь въ просвѣщенiи чисто внѣшнемъ лишенномъ всякой самодѣятельности и творчества | Ложь въ вдохновенiяхъ искусства силящагося воплотить чуждые случайные идеалы | Ложь въ литературѣ съ надменною важностью разработывающей задачи созданныя историческими условiями чуждыми нашей народной исторической жизни въ литературѣ болѣющей чужими болѣзнями и равнодушной къ скорбямъ народнымъ Ложь въ порицанiи нашей народности невъ силу негодующей пылкой любви но въ силу внутренняго нечестiя инстинктивно враждебнаго всякой святынѣ чести и долга | Ложь въ самовосхваленiи сопряженномъ съ упадкомъ духа и съ невѣрiемъ въ свои собственныя силы | Ложь въ поклоненiи свободѣ уживающемся рядомъ съ побужденiями самаго утонченнаго деспотизма | Ложь въ религiозности преданности Вѣрѣ прикрывающей грубое безвѣрiе | Ложь въ торжествѣ дикихъ ученiй созданныхъ безстыднымъ невѣжествомъ безбоязненно оскорбляющимъ общественную совѣсть и не смиряющимся предъ очевидною несокрушимою крѣпостью коренныхъ основъ народной жизни | Ложь въ легкомысленной гоньбѣ за новизною подъ чужестранною фирмою прогресса и цивилизацiи | Ложь въ гуманности и образованности которыми въ своей систематической непослѣдовательности щеголяетъ наше общество допускающее безъ разбора самыя несовмѣстимыя начала закрывающее глаза отъ выводовъ обходящее сознательно всѣ основные вопросы раболѣпствующее всѣмъ моднымъ кумирамъ современности и выдающее за подвигъ высокаго благородства и терпимости дешевое умѣнье замазывать не разрѣшая самыя непримиримыя противорѣчiя

| Страшное невиданное сочетанiе ребяческой незрѣлости со всѣми недугами дряхлой старости и при всемъ томъ исцѣленiе возможно и даже несомнѣнно | Мы это всѣ чувствуемъ мы даже не можемъ и усомниться въ томъ искренно и заря нашего спасенiя уже брезжетъ

| Не думаемъ чтобъ эта заря брезжила для славянофиловъ | Славянофилы имѣютъ рѣдкую способность не узнавать своихъ и ничего не понимать въ современной дѣйствительности | Одно худое видѣть хуже чѣмъ ничего не видѣть | А если и останавливаетъ ихъ когда что хорошее то если чуть-чуть это хорошее непохоже на разъ отлитую когда-то въ Москвѣ формочку ихъ идеаловъ то оно безвозвратно отвергается и еще ожесточеннѣе преслѣдуется именно за то что оно смѣло быть хорошимъ не такъ какъ разъ навсегда въ Москвѣ приказано | Впрочемъ и собственный то идеалъ у нихъ еще вовсе не выясненъ | Есть у нихъ иногда сильное чутье тонкое и мѣткое нѣкоторыхъ но отнюдь не всѣхъ основныхъ элементовъ русской народной особенности | Ни одинъ западникъ не понялъ и не сказалъ ничего лучше о мiрѣ объ общинѣ русской какъ Константинъ Аксаковъ въ одномъ изъ самыхъ послѣднихъ своихъ сочиненiй къ сожалѣнiю неоконченномъ | Трудно представить себѣ пониманiе болѣе точное ясное широкое и плодотворное

| Аксаковъ пишетъ статью о русской литературѣ помѣщенную теперь въ первомъ номерѣ Дня

| Но объ ней послѣ | Отвѣтимъ на приведенную выше выписку

| Скажемъ прямо предводители славянофиловъ извѣстны какъ честные люди | А если такъ то какъ можно сказать обо всей литературѣ что она равнодушна къ скорбямъ народнымъ | Какъ смѣть сказать о порицанiи нашей народности не въ силу негодующей пылкой любви но въ силу внутренняго нечестiя инстинктивно враждебнаго всякой святынѣ чести и долга | Что за фанатизмъ вражды | Что за рѣзкая увѣренность въ самыхъ сокровенныхъ помышленiяхъ противниковъ въ сердцѣ и въ совѣсти ихъ | Неужели любить родину и быть честными дано въ видѣ привилегiи только однимъ славянофиламъ | Кто могъ сказать это кто бы рѣшился написать это кромѣ человѣка въ послѣдней степени фанатическаго изступленiя

| Да тутъ почти пахнетъ кострами и пытками

| Мы не преувеличиваемъ | Въ концѣ статьи нашей мы приведемъ еще одну тираду изъ Дня она на многое намекаетъ

| Да конечно у насъ лжи было много это правда | Чужiе интересы неразъ принимались за свои но если и принимались то именно потому что казались своими родными кровными а вовсе не потому что будто бы двигало западниками одно внутреннее нечестiе инстинктивно враждебное всякой святынѣ чести и долга | Какъ поднялась у васъ рука написать это | Нужно во многомъ сперва заручиться чтобъ взвести такое ужасное обвиненiе | Но зачѣмъ же не замѣчать правды зачѣмъ выпускать изъ виду возрождающуюся со всѣхъ сторонъ жизненность стремленiе къ дѣйствительности къ почвѣ

| Если есть ложь если была она то наша художественная литература за десятки послѣднихъ лѣтъ почти сплошь относилась къ этой лжи отрицательно а не положительно | Для славянофиловъ кажется не существуетъ подобнаго напримѣръ факта что во время самаго яраго западничества доходившаго чуть не до послѣднихъ крайностей вся художественная литература наша Гоголь до болѣзни его и всѣ за нимъ слѣдовавшiе относились къ плодамъ и результатамъ того же самаго западничества отрицательно | Исчезъ для нихъ и тотъ фактъ что именно | Если есть ложь если была она то наша художественная литература за десятки послѣднихъ лѣтъ почти сплошь относилась къ этой лжи отрицательно а не положительно | Для славянофиловъ кажется не существуетъ подобнаго напримѣръ факта что во время самаго яраго западничества доходившаго чуть не до послѣднихъ крайностей вся художественная литература наша Гоголь до болѣзни его и всѣ за нимъ слѣдовавшiе относились къ плодамъ и результатамъ того же самаго западничества отрицательно | Исчезъ для нихъ и тотъ фактъ что именно эта самая литература страстно-отрицательная съ неслыханной ни въ какой еще литературѣ силою смѣха и добровольнаго самоосужденiя благородная и съ энтузiазмомъ шедшая прямо къ тому что считала доблестнымъ и честнымъ что эта самая литература восторженно поддерживалась самыми крайними западниками | Но славянофилы до сихъ поръ упорно хотятъ видѣть въ западникахъ своихъ враговъ и говорятъ о нихъ не иначе какъ съ презрѣнiемъ и проклятiемъ забывая или лучше не хотя понять что западничество и даже самыя послѣднiя его крайности были вызваны непремѣннымъ желанiемъ самопровѣрки самопознанiя послѣдней вспышкой жизни въ умиравшей петровской реформѣ и первой вспышкой сознанiя его осудившаго т е было вызвано самимъ процесомъ жизни Будто въ западникахъ не было такого же чутья русскаго духа и народности какъ въ славянофилахъ | Было но западники не хотѣли по-факирски заткнуть глазъ и ушей передъ нѣкоторыми непонятными для нихъ явленiями они не хотѣли оставить ихъ безъ разрѣшенiя и вочто бы ни стало отнестись къ нимъ враждебно какъ дѣлали славянофилы не закрывали глазъ для свѣта и хотѣли дойти до правды умомъ анализомъ понятiемъ | Западничество перешло бы свою черту и совѣстливо отказалось бы отъ своихъ ошибокъ | Оно и перешло ее наконецъ и обратиось къ реализму тогда какъ славянофильство до сихъ поръ еще стоитъ на смутномъ и неопредѣленномъ идеалѣ своемъ состоящемъ въ сущности изъ нѣкоторыхъ удачныхъ изученiй стариннаго нашего быта изъ страстной но нѣсколько книжной и отвлеченной любви къ отечеству изъ святой вѣры въ народъ и въ его правду а вмѣстѣ съ тѣмъ зачѣмъ утаивать | отчего не высказать | изъ панорамы Москвы съ Воробьевыхъ горъ изъ мечтательнаго представленiя московскихъ баръ половины семнадцатаго столѣтiя изъ осады Казани и Лавры и изъ прочихъ панорамъ представленныхъ во французскомъ вкусѣ Карамзинымъ изъ впечатлѣнiя его же Марфы-посадницы прочитанной когда-то въ дѣтствѣ и наконецъ изъ мечтательной картины полнаго будущаго торжества надъ нѣмцами нѣсколько даже физическаго надъ нѣмцами непрощенными и даже уже послѣ торжества надъ ними попрекаемыми | Мы вовсе не хотимъ смѣяться говоря это да и смѣяться то не надъ чѣмъ но мы хотѣли только заявить о нѣсколько мечтательномъ элементѣ славянофильства который иногда доводитъ его до совершеннаго неузнанiя своихъ и до полнаго разлада съ дѣйствительностью | Такъ что во всякомъ случаѣ западничество все-таки было реальнѣе славянофильства и несмотря на всѣ свои ошибки оно все-таки дальше ушло все-таки движенiе осталось на его сторонѣ тогда какъ славянофильство постоянно не двигалось съ мѣста и даже вмѣняло это себѣ въ большую честь | Западничество смѣло задало себѣ послѣднiй вопросъ съ болью разрѣшило его и черезъ самосознанiе воротилось таки на народную почву и признало соединенiе съ народнымъ началомъ и спасенiе въ почвѣ | Мы съ своей стороны заявляемъ какъ фактъ и твердо вѣримъ въ непреложность его что въ теперешнемъ чуть не всеобщемъ кромѣ нѣкоторыхъ крайнихъ и смѣшныхъ исключенiй поворотѣ къ почвѣ сознательномъ и безсознательномъ влiянiе славянофиловъ слишкомъ мало участвовало а даже можетъ быть и совсѣмъ не участвовало | Партiя движенiя шла собственнымъ путемъ и осмыслила свой путь собственнымъ анализомъ | Но и признавъ необходимость почвы она прежнею жизнью прежнимъ развитiемъ убѣдилась что дѣло не въ проклятiи а въ примиренiи и въ соединенiи что реформа отжившая вѣкъ свой все-таки внесла къ намъ великiй элементъ общечеловѣчности заставила насъ осмыслить его и поставила его въ нашемъ будущемъ какъ главное назначенiе наше какъ законъ природы нашей какъ главнѣйшую цѣль всѣхъ стремленiй русской силы и русскаго духа | И замѣтьте себѣ западникамъ сочувствовала всегда у насъ масса общества | Не презирайте ее эту зарождающуюся массу | не говорите о ней какъ ужь и слышится съ нѣкоторыхъ сторонъ что масса нашего общества слишкомъ ничтожна слишкомъ невѣжественна слишкомъ изуродована на европейскiй ладъ и уже подгнила прежде чѣмъ хоть во что-нибудь успѣла сложиться | Не утѣшайте себя этимъ не пренебрегайте инстинктами общества каковы бы они ни были | Вспомнимъ что общество страстно сочувствовало западникамъ и раздѣляло всѣ ихъ ошибки и увлеченiя тогда какъ постоянно принимало славянофильство за маскарадъ | А гдѣ тайна этого сочувствiя массы | Тайна въ томъ что жизнь хоть какая-нибудь что дѣйствительность что обновленiе что залоги будущаго что даже самый возвратъ на родную почву и первый шагъ къ тому все-таки