[врм-1861-5-ппз-90] Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия // Время. - 1861. - Разд. Критическое обозрение. - Т. III. - № 5. - с. 1-35.
[Текст загружен из БД Макинтоша]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ОППОЗИЦIЯ ЗАСТОЯ | ЧЕРТЫ ИЗЪ ИСТОРIИ МРАКОБѢСIЯ | I | Бываютъ въ литературѣ вещи которыя совершенно ускользаютъ отъ вниманiя современниковъ но которыя для послѣдующихъ поколѣнiй представляютъ собою факты въ высшей степени замѣчательные озаряютъ цѣлыя направленiя | Такихъ вещей не надобно искать промежду крупныхъ литературныхъ явленiй ибо въ такомъ случаѣ онѣ были бы замѣчены современниками такiя вещи пишутся обыкновенно безъ всякихъ притязанiй на какое либо значенiе пишутся такъ вполнѣ отъ души вполнѣ наивно | Въ нихъ мысль извѣстныхъ направленiй является по домашнему на распашку какъ можетъ быть и не хотѣли бы показать ее головы извѣстныхъ направленiй или по крайней мѣрѣ какъ не хотѣли бы они показать ее сначала | Въ такихъ проговоркахъ направленiй проговоркахъ по большей части нежданныхъ и раннихъ сказывается нѣчто роковое

| Рада бы курочка не идти да за хохолокъ тащутъ

| Къ числу такихъ наивныхъ и въ историческомъ смыслѣ драгоцѣнныхъ вещей принадлежитъ письмо благороднѣйшаго изъ смертныхъ М Н Загоскина къ издателю первоначальнаго Маяка 1840 года Петру Александровичу Корсакову письмо которое издатель какъ самъ говоритъ въ примѣчанiи помѣстилъ скрѣпя сердце

| Въ своемъ родѣ это наивное письмо Загоскина такъ же смѣло какъ знаменитое письмо Чаадаева | Не надобно забывать только неизмѣримую разницу между авторами писемъ въ отношенiи къ умственному ихъ развитiю равно какъ и того что одинъ Чаадаевъ разсѣкъ хорошо ли худо ли гордiевъ узелъ лжи а другой

| другой только открылъ заткнутое до тѣхъ поръ отверстiе изъ котораго полилась всякая нечистота

| Вотъ это письмо | Я привожу его цѣликомъ какъ очень немногимъ извѣстное и всѣми забытое а между тѣмъ знаменательное по отношенiю къ вопросу составляющему предметъ моихъ изслѣдованiй

| Прежде всего надобно замѣтить что М Н Загоскинъ былъ именно одинъ изъ тѣхъ рѣдкихъ вполнѣ искреннихъ и чистыхъ людей у которыхъ сердце не терпитъ нѣмоты | Стоитъ только прочесть очеркъ его личности художнически набросанный С Т Аксаковымъ въ бiографiи Загоскина и въ разныхъ мѣстахъ Воспоминанiй чтобы въ этомъ убѣдились всѣ читатели незнавшiе Загоскина какъ писателя и какъ человѣка | Что Загоскинъ былъ точно боленъ и точно оживленъ чтенiемъ Маяка до того что стклянки съ лекарствами полетѣли въ окно и что онъ тотчасъ же схватилъ перо чтобы передать свои впечатлѣнiя въ этомъ грѣхъ и сомнѣваться | Что же спрашивается подвигло и оживило такъ эту добрую честную искреннюю натуру которая до старости воспламенялась легко какъ сѣрная спичка | Что А вотъ послушайте | Я еще не останавливаюсь пока на частномъ предметѣ вражды и озлобленiя покойнаго Загоскина на Марлинскаго хотя одной этой вражды къ нему вражды честной и искренней со стороны такого честнаго и искренняго представителя застоя какъ Загоскинъ достаточно для того чтобы заставить всякаго серьёзнаго мыслителя перевѣрить взглядъ Бѣлинскаго на дѣятельность А А Бестужева взглядъ относящiйся къ тому переходному моменту примиренiя съ дѣйствительностью на которомъ въ общихъ своихъ задачахъ не остановился долго нашъ великiй критикъ и который во многомъ сходится со взглядомъ Загоскина | Дѣло пока не въ Марлинскомъ | Загоскинъ ненавидитъ въ Марлинскомъ начало тревожное начало движенiя и порыва впередъ ненавидитъ наивно и ненавидитъ до того ослѣпленiя что обвиняетъ А А Бестужева который былъ русскимъ человѣкомъ по крайней мѣрѣ не менѣе его М Н Загоскина въ безусловномъ обожанiи запада и всѣхъ его мерзостей | Вотъ что важно какъ фактъ и въ особенности важно то что Загоскинъ упрекаетъ критика Маяка въ непослѣдовательности упрекаетъ съ точки зрѣнiя застоя совершенно справедливо до того справедливо что Корсаковъ въ примѣчанiи принужденъ оправдывать Бурачка и головою выдать Загоскину Марлинскаго

| Человѣкъ простой и искреннiй какъ Загоскинъ наивнѣйшимъ образомъ влечетъ теоретиковъ въ роковой путь Не самолюбiе оскорбленнаго автора нѣтъ это можно сказать положа руку на сердце внушило Загоскину эти строки а оскорбленное убѣжденiе человѣка честно и горячо служившаго убѣжденiю | И вотъ онъ во имя этого горячаго убѣжденiя тянетъ тѣхъ которыхъ признаетъ своими собратiями какъ говорится на расправу | Отступать нельзя | Корсаковъ въ примѣчанiяхъ извиняется передъ романистомъ и прямо говоритъ Guilty вотъ и все оправданiе Я и товарищъ совершенно согласны во всемъ этомъ

| Это даже трогательно кромѣ всякихъ шутокъ

| Но точно ли отступать передъ религiозностью М Н Загоскина и его романовъ было нельзя | Вотъ это другой вопросъ | Послѣдствiя доказали что можно но только послѣдствiя доказали это и еще доказываютъ и можетъ быть долго еще будутъ доказывать что между обскурантизмомъ и религiею свѣта между застоемъ и ученiемъ любви нѣтъ ничего общаго

| Для всѣхъ этихъ послѣдствiй нужны были и простая книга отца Парѳенiя поразившая своей простотою мудрыхъ и разумныхъ и жадно прочтенная толпою и глубокое мышленiе И Кирѣевскаго и блестящiе оригинально смѣлые и широкiе взгляды Хомякова и полное вѣры любви и жизни слово архимандрита Ѳеодора и позволю себѣ сказать чисто земныя литературныя явленiя явленiя натурализма на который всего болѣе нападали слѣпые поборники застоя Посмотрите какъ поблѣднѣлъ юродивый Митя Юрiя Милославскаго передъ одной главой въ Дѣтствѣ Толстаго гдѣ съ такой правдой и любовью изображено лицо юродиваго такъ что вы въ этомъ простомъ художническомъ изображенiи не заподозрите не то что тѣни фальши но даже какой либо сентиментально субъективной примѣси | Сравните смерть идеальнаго добродѣтельнаго человѣка въ романѣ Рославлевъ съ смертями севастопольцевъ у Толстаго же или сцену дѣйствительно теплую но фальшивую по примѣси субъективнаго и сентиментальнаго сцену смерти боярина Кручины Шалонскаго въ Юрiѣ

| ну хоть съ сценою смерти простого благочестиваго мѣщанина въ очеркахъ г Зарубина печатающихся въ Библiотекѣ для Чтенiя подъ названiемъ Жизнь очеркахъ замѣчательныхъ въ высшей степени какъ свидѣтельство громадныхъ шаговъ натурализма въ наше время | Сравните все это между собою сравните наконецъ противно-сентиментальное добродушiе загоскинскихъ лицъ съ типами Островскаго въ родѣ Агаѳона и для васъ будетъ ясно что передъ "религiозностью" загоскинскихъ романовъ отступить было можно безъ оправданiй и извиненiй во имя правды и жизни

| Но теорiя слѣпая и узкая какъ всякая теорiя отступить не могла и повлеклась къ крайностямъ роковымъ процессомъ

| Что за удивительная смѣсь невольно перерву я выписку высшихъ несомнѣнныхъ истинъ съ узкими чисто-личными враждами противъ философiи съ чисто-личными стремленiями заставлять искусство напоминать указкой указывать | Невольно повторишь слова сказанныя отцомъ архимандритомъ Ѳеодоромъ въ его борьбѣ съ г Аскоченскимъ | Всѣ обскуранты кажется думаютъ что для Бога разумъ человѣческiй такъ же мало дорогъ какъ для нихъ

| Удивительно видѣнъ въ этомъ мѣстѣ Загоскинъ видѣнъ и для тѣхъ вѣроятно которые не знали его не читали даже его сочиненiй а читали аксаковскiя Воспоминанiя добродушный наивный недалекiй кидающiйся на шею и таковъ фанатизмъ теорiи чуть что не инквизиторъ въ своихъ умственныхъ враждахъ | Да иначе и нельзя | Теорiя требуетъ жертвъ какъ древнiе идолы | Домашняя Бесѣда обнаружила же въ прошломъ году интимную переписку Загоскина переписку изъ которой видно что мрачное изувѣрство и ему самому грозило огненными сковородами за сомнѣнiе въ огненныхъ сковородахъ

| Благодушный старый ребенокъ играетъ съ огнемъ а все-таки остается старымъ ребенкомъ | Такъ съ нимъ и обращаются мудрые друзья его Guilty Guilty повторяетъ въ выноскѣ П А Корсаковъ | Безъ вины виноваты Заставьте за себя вѣчно Бога молить | А тѣмъ не менѣе онъ какъ роковая сила влечетъ и долженъ влечь своихъ мудрыхъ друзей къ тѣмъ крайнимъ предѣламъ гдѣ всѣ разсужденiя становятся уже только амилификацiею немногословной но глубокой содержанiемъ думы Павла Аѳанасьевича Фамусова | Вотъ онъ обращается къ самому г Бурачку съ слѣдующею рѣшительною рѣчью | Павелъ Аѳанасьевичъ Фамусовъ является въ этихъ тирадахъ одѣтымъ пожалуй нѣсколько по модѣ уже онъ и о Кантѣ и объ Фихте слыхалъ до него объ Окэнѣ какъ-то долетѣли слухи а все же онъ Павелъ Аѳанасьевичъ Фамусовъ милый достолюбезный врагъ всякаго духа изслѣдованiя гонитель плоти грѣшнымъ дѣломъ балующiйся однако если не съ Лизою то сценами сентиментально добродѣтельной любви добрѣйшiй Павелъ Аѳанасьевичъ который со всякимъ обнимается и т д Но кромѣ забавныхъ фамусовскихъ чертъ въ тирадахъ есть черты мрачныя по крайней мѣрѣ наводящiя на мрачные размышленiя

| Теорiя вообще ведетъ къ извѣстнаго рода терроризму своихъ адептовъ | Загоскинъ былъ наивный Камиллъ Дюмуленъ обскурантизма относительно строгаго и суроваго Робеспьерра этого дѣла | Но на этого Камилла Дюмулена былъ своего рода Маратъ тотъ господинъ съ которымъ интимную корреспонденцiю его обнаружила Домашняя Бесѣда этотъ истинный гебертизмъ мракобѣсiя | Въ обскурантизмѣ были и свои constituants и свои жирондисты

| На смѣлыя наивности Камилла Дюмулена г Бурачекъ отвѣчалъ какъ наставникъ нѣкоторою защитою философiи въ выноскѣ подъ письмомъ но въ сущности наивное письмо бросило Маякъ въ роковой процессъ | Конечнымъ словомъ этого процесса была вражда со всякимъ духомъ изслѣдованiя | Чего не досказалъ Маякъ то въ наши дни по торжищамъ и стогнамъ голоситъ Домашняя Бесѣда послѣдовательнѣйшее развитiе мрачной теорiи которой зерно лежало однако въ Маякѣ съ самаго начала этого изданiя которой плевелы заглушали все доброе и передовое что было въ Москвитянинѣ до 1850 года и примѣшивались по временамъ даже къ преобразованному Московитянину пятидесятыхъ годовъ съ которой невольное соприкосновенiе въ нѣкоторыхъ пунктахъ парализировало силы благороднаго славянофильскаго направленiя то заставляя другихъ ложно смотрѣть на него то вторгаясь иногда страннымъ образомъ въ самое это направленiе | Теорiя мрака и застоя съ которой борьба стала вполнѣ возможна только въ наши дни на ея же полѣ теорiя которой пасть суждено только въ такой борьбѣ подъ ударами могущественной дiалектики автора книги Православiе и современность и догматической учености Православнаго обозрѣнiя

| Теорiя разумѣется начала свое дѣло не съ тѣхъ крайнихъ положенiй которыя такъ добросердечно высказалъ наивный Загоскинъ въ своемъ письмѣ появившемся въ VI части перваго 1840 года Маяка современнаго просвѣщенiя и образованности | Крайнiя положенiя конечно заключались уже и притомъ заключались сознательно въ идеяхъ издателей журнала по крайней мѣрѣ одного изъ нихъ но еще не высказывались съ такою ясностью и простотою

| Что такое былъ Маякъ | Для многихъ изъ читателей этотъ журналъ какой-то далекiй миѳъ и для всѣхъ это можно сказать утвердительно онъ представляется чѣмъ то въ родѣ Домашней Бесѣды въ большихъ размѣрахъ | Между тѣмъ такое понятiе не совсѣмъ вѣрно | Между Маякомъ и Домашней Бесѣдой такая же бездна какъ опять прибѣгаю къ сравненiю между теорiями Максимилiана Робеспьерра и гебертизмомъ | Маякъ въ наше время вѣроятно также бы отвернулся отъ цинизма убогой газетки какъ нѣкогда аррасскiй депутатъ и его партiя отъ листковъ Père Ducshesne' я который былъ почти всегда en solère

| Маякъ для насъ уже теперь исторiя | Мы можемъ подойдти къ нему какъ ко всякому явленiю безъ страха и вражды | Маякъ былъ ни болѣе ни менѣе какъ прямой наслѣдникъ направленiя Шишкова съ одной стороны и продолжатель направленiя Лабзинскаго Сiонскаго Вѣстника съ другой | Стало быть онъ слагался изъ двухъ элементовъ которые можно назвать одинъ мистицизмомъ другой петербургскимъ нацiонализмомъ

| Мистицизмъ можно оставить въ сторонѣ во-первыхъ потому что онъ дѣло до сихъ поръ загадочное породившее и Вейсгаупта съ его иллюминатствомъ и Новикова съ его просвѣтительною дѣятельностью и вмѣстѣ съ тѣмъ множество совершенно противоположныхъ явленiй во-вторыхъ потому что собственно къ предмету моихъ разсужденiй къ вопросу объ отношенiяхъ нашего сознанiя къ народности эта струя не относится | Во всякомъ случаѣ въ мистическихъ началахъ Маяка есть своего рода блестящая сторона | Логичностью изложенiя и извѣстнаго рода силою мышленiя г Бурачка могъ поразиться не одинъ М Н Загоскинъ | Suum cuigue пора это сказать во всеуслышанiе | Вездѣ гдѣ дѣло идетъ о философскихъ принципахъ г Бурачекъ по крайней мѣрѣ въ первые годы Маяка является мыслителемъ логическимъ дiалектикомъ выработавшимъ свой оригинальный методъ съ которымъ можно спорить но котораго нельзя было бы не уважать если бы онъ самъ по больше уважалъ свои принципы и не прилагалъ ихъ ко всякой дѣйствительности за недостаткомъ лучшей если бы онъ своихъ личныхъ старческихъ вкусовъ и антипатiй не вносилъ въ борьбу за принципы

| Противъ взгляда чисто отрицательнаго должна была непремѣнно явиться реакцiя долженъ былъ выступить взглядъ положительный

| Но взглядъ отрицательный былъ силенъ и тѣмъ что отрицалъ дѣйствительную фальшь и тѣмъ что имѣлъ точки опоры въ литературѣ | Всю литературу которая стоила имени литературы которая была живая онъ принималъ за точку отправленiя все мертвое выдуманное сочиненное онъ отвергалъ | Его точка отправленiя не расходилась съ общимъ сочувствiемъ | Въ этомъ да въ очевидной фальши всего выдуманнаго сочиненнаго заключалась главнымъ образомъ его сила | Со всѣмъ живымъ онъ шолъ объ руку разъясняя его проповѣдуя распространяя | Борьба за Пушкина за Лермонтова за Гоголя была для него вмѣстѣ съ тѣмъ и борьба за свѣтъ | Онъ вѣрилъ въ живыя силы жизни

| Но въ этихъ живыхъ силахъ отрицательный взглядъ видѣлъ не все что онѣ въ себѣ заключали что онѣ несли съ собою въ мiръ и потому разъяснялъ ихъ односторонно по своему | Онъ былъ также теорiя и не могъ быть инымъ

| Несогласные съ его выводами а таковыхъ было и въ ту эпоху не мало раздѣлились на два толка | Одни отвергли самую точку опоры отрицательнаго взгляда отвергли живую литературу и чѣмъ дальше шли тѣмъ должны были отвергать безпощаднѣе | Чтобы держаться за что нибудь дѣйствительное они въ слѣпомъ усердiи защищали рядъ выдуманныхъ сочиненiй сами выдумывали сочиняли новую литературу и сочиненныя ими или ихъ послѣдователями пошлости въ какомъ-то странномъ ослѣпленiи выдавали за истинную литературу отстаивали жарко нелѣпости и разумѣется остались совершенно одни | Это направленiе наслѣдовало потерянное дѣло Шишкова и замкнулось въ Маякѣ

| Другiе напротивъ жарко вѣрили въ живую литературу по крайней мѣрѣ въ Пушкина и въ Гоголя но вмѣстѣ съ тѣмъ не могли долго перейдти завѣтной черты и хотѣли помирить сочувствiе къ живому съ сочувствiемъ къ отжившему во имя святости преданiя | Въ мысли о значенiи преданiя они были совершенно правы но высокую мысль они приковывали къ такому выдуманному вздору какъ почти вся наша литература XVIII и начала XIX вѣка и къ такимъ безобразнымъ остаткамъ этого выдуманнаго вздора какъ творенiя г М Дмитрiева или пѣснопѣнiя г-жи Авдотьи Глинки | Правые въ борьбѣ за народность и преданiе съ отрицательнымъ взглядомъ они были въ высшей степени неправы въ борьбѣ за фальшь которой обличенiе считали чуть ли не за crinen lesae majestatis | Это направленiе породило Москвитянинъ первой эпохи такъ много мѣшавшiй Москвитянину пятидесятыхъ годовъ мѣшавшiй и самому редактору въ его безспорно передовыхъ идеяхъ и молодой редакцiи въ ея юношескихъ но честныхъ и пламенныхъ стремленiяхъ

| Ни то ни другое направленiе не было славянофильство хотя съ тѣмъ и съ другимъ славянофильство имѣло повидимому много общаго до того что въ глазахъ отрицателей сливалось то съ тѣмъ то съ другимъ направленiемъ до самой минуты своего отдѣленiя | Сходство было только видимое | Славянофильство никогда не мирилось съ существующимъ какъ направленiе Маяка не прилагало своихъ строгихъ принциповъ къ первой попавшейся дѣйствительности самые принципы захватывало несравненно шире и притомъ выводя ихъ изъ мистическаго тумана въ философско-историческiя области какъ Кирѣевскiй и Хомяковъ честно во имя этихъ принциповъ отвергло всякую фальшь порожденную реформою и отвергло даже значенiе самой реформы | Идеалъ свой оно отодвинуло въ прошедшее | Съ другой стороны оно не могло слиться и съ направленiемъ высказывавшимся въ Москвитянинѣ | За направленiемъ Москвитянина и первой и второй его формы можно зачислить одну заслугу | Оно никогда не было теоретическимъ будучи часто хаотическимъ | Оно вѣрило въ живую жизнь и неслось по ея волнамъ нерѣдко съ иломъ и тиною | Оно знало всегда народъ какъ народъ не зная дѣленiя его на до петровскiй и послѣ петровскiй на степной и городовой и т д Славянофильство выдѣлилось изъ этихъ двухъ направленiй какъ совершенно особое явленiе какъ сила болѣе отрицательная чѣмъ положительная и потому оно не войдетъ въ настоящее разсужденiе имѣющее дѣло съ оппозицiею положительнаго взгляда

| Оппозицiю эту я назвалъ оппозицiею застоя и попытку историческаго анализа ея чертами изъ исторiи мракобѣсiя | Она была дѣйствительно такою въ Маякѣ потомучто онъ и опирался на одну дѣйствительность застоя и самъ сочинялъ новую по такому же образцу ослѣпленно враждуя со всѣми живыми силами жизни до того что подъ конецъ все живое провозгласилъ погибельнымъ и погибнувъ самъ передалъ свое завѣщанiе гебертизму Домашней Бесѣды | Она являлась такою и въ Москвитянинѣ потомучто долго стремилась служить двумъ идеямъ и вѣруя въ живое все пробовала нельзя ли какъ нибудь сберечь и драгоцѣнную тину | Оппозицiя положительнаго взгляда только тогда перестала быть оппозицiей застоя когда она оперлась за новыя силы жизни сказавшiяся въ новой литературѣ въ литературѣ натурализма | Тогда она стала оппозицiей законной оппозицiей жизни теорiямъ какъ западнымъ такъ равно и славянофильскимъ

| II | Такъ говорилось въ той самой книжкѣ въ которой печаталась статья Загоскина въ той самой книжкѣ съ которой теорiя повлеклась по роковому процессу къ своимъ крайностямъ | Въ заключительной статьѣ этой VI книжки въ сжатыхъ и точныхъ чертахъ повторялась нѣкоторымъ образомъ программа изданiя программа съ принципомъ которой можно было пожалуй спорить но которая представляла собою какъ основанная на извѣстной доктринѣ изложенiе убѣжденiй могущихъ имѣть свое законное мѣсто въ человѣческомъ мышленiи

| Итакъ главная цѣль Маяка была повидимому въ высшей степени похвальная просвѣщенiе и образованность

| Но отъ чего же эту столь общую цѣль издатели какъ будто защищаютъ защищаютъ свое изданiе отъ какихъ-то какъ слышится въ тонѣ нападенiй | Все дѣло въ томъ что слова просвѣщенiе и образованность понимаютъ они иначе нежели понимали другiя современныя имъ направленiя выражавшiяся въ другихъ современныхъ имъ журналахъ и особенность своего пониманiя этихъ словъ они высказали въ общихъ чертахъ въ самой программѣ | Въ заключительной статьѣ VI книги особенность эта выражена прямѣе и яснѣе

| Вотъ что говорятъ издатели | А вот оно что | Маякъ стало быть предполагалъ и въ обществѣ и въ литературѣ выражающей и потому самому руководящей общество полнѣйшую разрозненность сознанiя съ истиннымъ просвѣщенiемъ и съ моралью | Стало быть и особенность его понятiя о просвѣщенiи и образованности есть особенность отрицательная | Значенiе его въ оппозицiи ложному просвѣщенiю и безнравственности господствующимъ въ обществѣ и литературѣ во имя истиннаго просвѣщенiя и нравственности

| Все это философскiе принципы въ которыхъ много истины въ которыхъ все пожалуй истина кромѣ одной повидимому совершенно второстепенной невыдающейся на первый планъ мысли мысли о потерянныхъ напрасныхъ и можетъ быть погибельныхъ трудахъ | Все остальное не новость все остальное встрѣчаемъ мы въ мыслителяхъ какъ Хомяковъ Кирѣевскiй отецъ Ѳеодоръ я напоминаю только о ближайшихъ къ намъ и видимъ что оно не ведетъ ни къ отрицанiю свободы общественной ни къ отрицанiю красоты въ искусствѣ ни къ отрицанiю испытующаго духа въ философiи а напротивъ придаетъ только всѣмъ этимъ возвышеннымъ стремленiямъ силу прочность центръ | Но эти высокiя основы можетъ быть по сущности своей представляютъ собою такую высокую и острую крутизну на которой въ желаемомъ равновѣсiи могли удерживаться только глубочайшiе христианскiе мудрецы первыхъ семи вѣковъ и весьма немногiе изъ современныхъ наслѣдовавшiе отъ нихъ не букву которая мертвитъ а духъ который животворитъ | Немногiе дошли до той высоты воззрѣнiя потребной для простой и великой въ простотѣ своей мысли о Ѳеодора что для Христа человѣческiй разумъ вовсе не такъ ничтоженъ какъ для нѣсколькихъ поборниковъ застоя и насильственнаго единства для нѣсколькихъ духовныхъ централизаторовъ которымъ всякiе пути уклоняющiеся отъ буквы представляются усилiями потерянными трудами напрасными а можетъ быть и погибельными | Централизаторы приверженцы буквы странная иронiя становятъ свой собственный разумъ т е свое личное скованное пониманiе буквы мѣриломъ путей великой и таинственно-неусладимой силы и не зная ни ея послѣдующихъ проявленiй ни ея конечныхъ цѣлей произносятъ съ высоты присвоеннаго себѣ авторитета приговоръ всякимъ путямъ кромѣ тѣхъ которые условлены ихъ буквою | Вредъ происходящiй отъ такого произвольнаго хотя вмѣстѣ и рабски буквальнаго указанiя путей ужасенъ и въ области мышленiя и въ области искусства и въ области жизни | Много ли повторяю найдется Хомяковыхъ Кирѣевскихъ отцовъ Ѳеодоровъ | Мы были свидѣтелями страшнаго трагическаго событiя которое было прямымъ результатомъ воздѣйствiя страшной централизаторской теорiи на глубокую и впечатлительную но неясную и тревожную натуру высокаго художника Гоголя | Его сомнѣнiе въ духовномъ значенiи его дѣятельности его смерть

| не страшный ли это урокъ но не мiру который лишился въ немъ великаго органа любви и свѣта а централизаторамъ еслибъ они въ гордости своей были доступны какимъ либо урокамъ | Въ высшей степени замѣчательно въ его несчастной перепискѣ то письмо къ какому-то изувѣру мраколюбцу въ которомъ поэтъ отстаиваетъ значенiе арены на которой посильно служитъ онъ правдѣ красотѣ и любви значенiе театра | Есть избранныя необыкновенно ясныя души которыхъ мракъ вовсе не касается которымъ не можетъ представиться и самаго вопроса о ложности и погибельности стремленiй человѣка къ правдѣ красотѣ и любви если эти стремленiя суть дѣйствительно стремленiя | Такова была напримѣръ ясная и свѣтлая душа Жуковскаго котораго самыя мистическiя размышленiя ни разу не доводили до сомнѣнiя въ значенiи высшихъ стремленiй человѣческихъ который въ письмѣ своемъ къ Гоголю боится и колеблется произнести судъ даже надъ дѣятельностью германскаго поэта радикально противоположною его собственному жизненному и поэтическому воззрѣнiю | Но Гоголь именно потомучто былъ несравненно глубже Жуковскаго по натурѣ несравненно способнѣе къ энтузiазму и фанатизму рѣшительно испугался погибельныхъ путей испугался до того что ни собственный его глубокiй умъ ни внушенiя автора Трехъ писемъ къ Гоголю не могли его успокоить | Въ письмѣ напримѣръ къ мраколюбцу онъ видимо мучительно борется съ страшнымъ для него взглядомъ подозрѣвая въ тоже самое время самаго себя въ борьбѣ съ истиною | Тогда какъ дѣло рѣшалось очень просто | Мраколюбецъ вопiялъ на театръ по буквѣ а не по духу великихъ мудрецовъ и учителей во времена которыхъ театръ уже утратилъ всякое серьёзное значенiе и которыхъ вражда была враждою серьёзныхъ и глубоко смотрящихъ на жизнь мыслителей противъ дѣла потерявшаго всякое живое значенiе и получившаго значенiе праздной и даже развратной потѣхи властолюбiя сладострастiя и порока | Однимъ словомъ это была борьба духа съ плотью съ мертвою отжившею и извращенною буквою тогда какъ у нашихъ мраколюбцевъ стало это борьбою мертвой буквы противъ живой жизни

| Маякъ хотѣлъ противодѣйствовать ложному просвѣщенiю и безнравственности но то во имя чего онъ противодѣйствовалъ его собственныя просвѣщенiе и нравственность были чисто его чисто субъективныя прикованныя къ мертвой буквѣ понятiя | Съ такого рода понятiями онъ чѣмъ далѣе шолъ тѣмъ больше и больше расходился съ живою жизнью | Начавши довольно умѣренно съ принциповъ которые сами по себѣ совершенно истинны онъ еще до загоскинскаго письма въ приложенiяхъ принциповъ къ дѣлу обличился уже въ своей полной несостоятельности | Свое собственное старческое несочувствiе къ явленiямъ жизни онъ счелъ за проведенiе высокихъ идей

| Вотъ съ чѣмъ между прочимъ выступалъ онъ еще въ 1840 году еще до письма Загоскина | Въ книгѣ IV обвинивши стр 185 литературу нашу вообще въ томъ что ей недостаетъ философiи религiозности народности уничтоживши значенiе Жуковскаго хотя по какой-то непослѣдовательности искупленное впрочемъ съ избыткомъ въ 1845 году обвиненiями въ деизмѣ сохранивши еще уваженiе къ старымъ писателямъ и къ Карамзину критикъ доходитъ наконецъ до Пушкина | Я не останавливаю читателей на поразительномъ сходствѣ упрековъ дѣлаемыхъ Маякомъ Пушкину сходствѣ простирающемся до тождества самыхъ выраженiй съ упреками дѣлаемыми поэту въ наше время прогрессистами теоретиками и обскурантами теоретиками

| Дѣло въ томъ что какъ Маякъ 1840 года такъ и теоретики нашихъ дней равно теоретики равно приступаютъ къ жизни съ готовыми мѣрками и поневолѣ становятся къ ней и къ отраженiю ея литературѣ въ отношенiе чисто отрицательное

| Я нарочно беру теорiи Маяка въ первую его эпоху въ ту эпоху когда они еще не глядятъ съ одной стороны на одинадцатую версту какъ Маякъ 1844 и 1845 годовъ и не отвращаютъ еще отъ себя гебертизмомъ Домашней Бесѣды | Отъ приводимыхъ мною мѣстъ далеко еще до удивительныхъ статей о Пушкинѣ г Мартынова до обвиненiя всѣхъ писателей нашихъ въ деизмѣ и пантеизмѣ до сближенiя литературы съ перiодомъ энциклопедистовъ | Но всѣ эти послѣдующiя прелести принадлежащiя къ области одинадцатой версты или Домашней Бесѣды заключаются уже какъ бы въ зернѣ въ первоначальныхъ критическихъ статьяхъ Маяка

| Что они не заключаются какъ въ зернѣ въ тѣхъ принципахъ которыхъ Маякъ хвалился быть представителемъ на это лучшимъ доказательствомъ будетъ развернуть любую изъ статей Хомякова Кирѣевскаго или отца Ѳеодора

| Мракъ былъ послѣдствiемъ чисто-субъективной теорiи издателей и примѣси ея къ принципамъ | Примѣсь эта тѣмъ была вреднѣе чѣмъ серьёзнѣе были принципы ибо тѣмъ болѣе вводила въ искушенiе | Самое славянофильство изъ уваженiя къ принципамъ не раздѣлилось явно рѣзко съ Маякомъ не только сначала но даже и въ послѣдствiи | Позволяя себѣ иногда отмѣтить фальшивый тонъ въ сочиненiяхъ г Муравьева оно какъ будто несмѣло вступить въ открытую борьбу съ теорiями г Бурачка ибо по странному ослѣпленiю считало такъ же какъ Маякъ и его адепты своимъ родоначальникомъ Шишкова

| Маякъ былъ чистымъ органомъ шишковизма или петербургскаго славянофильства | Отличительнымъ свойствомъ этого направленiя было отрицательное отношенiе ко всему современному стремленiе насильственно удержать старое однимъ словомъ не консерватизмъ а чистый застой | Застой этотъ старчески безсильный призываетъ къ себѣ на помощь принципы весьма важные и существенные но и самые принципы профанируемые съ самаго начала приложенiемъ на защиту застойной тины постепенно профанировались все болѣе и болѣе и дошли наконецъ до гебертизма Домашней Бесѣды

| Да и не могло быть иначе | Вотъ какъ съ самаго же начала глядѣлъ Маякъ на современность и ея органъ литературу

| Маякъ предполагалъ литературу въ упадкѣ и только что на первый разъ приличiя ради не жаловался съ адмираломъ Шишковымъ на то что молокососы осмѣливаются судить о Херасковѣ и серьёзные существенные принципы заставлялъ служить такимъ вздорнымъ преданiямъ какъ Бургiева реторика забвенiе которой считалъ отрицанiемъ всякихъ правилъ и законовъ и какъ вся наша высокоторжественная литература XVIII вѣка въ уклоненiи отъ которой онъ видѣлъ нынѣшнее разжиженное состоянiе литературы | Великiе и серьёзные принципы брались литературными Фамусовыми только на прокатъ только на защиту дорогой имъ эпохи выдуманныхъ сочиненiй | Маякъ съ самаго же начала вопiетъ на то что цѣлью всѣхъ изящныхъ произведенiй поставили единственно удовлетворенiе эстетическому вкусу не подчиняя ихъ ни какимъ другимъ условiямъ

| Подъ другими условiями разумѣлись конечно извѣстныя китайски опредѣленныя нравственныя понятiя | А какъ только какая бы то ни было теорiя не только теорiя застоя но положительно какая бы то ни было хотя бы теорiя самаго крайняго прогресса начнетъ приступать къ жизни и ея органу искусству съ какими либо своими требованiями а не съ тѣми которыя въ нихъ заключаются т е не съ эстетически-жизненными такъ она тотчасъ же станетъ къ знаменательнѣйшимъ явленiямъ искусства и жизни въ то отрицательное отношенiе въ которомъ Пуритане напримѣръ находились къ Шекспиру а наши теоретики разныхъ сортовъ къ Пушкину всѣ отъ г Бурачка до г Дудышкина отъ г бова до г Аскоченскаго и г Гымалэ

| Теорiя же застоя разумѣется не остановится да и не можетъ остановиться ни передъ какими безобразiями | Отъ признанiя эстетическихъ требованiй Маякъ ведетъ всѣ бѣдствiя постигшiя несчастную россiйскую словестность

| И такъ вотъ какими шаткими опорами долженъ былъ Маякъ подкрѣплять свои теорiи въ дѣйствительности | Дѣйствительность же вся кромѣ Маяка эти опоры отвергала

| Къ тому въ чемъ дѣйствительность видѣла руководящее выраженiе своихъ силъ къ настоящей невыдуманной литературѣ Маякъ сразу же сталъ въ отрицательное укорительное и обличительное отношенiе | Въ особенности замѣчательно ясно высказался весь взглядъ Маяка въ той же самой IV части въ разборѣ Героя нашего времени Лермонтова разборѣ замѣчательномъ и основными мыслями и даже самыми формами которыя глядятъ уже на одинадцатую версту и приближаются къ достолюбезнымъ формамъ Домашней Бесѣды | Разборъ этотъ позволяю себѣ привести съ большою подробностью

| Онъ начинается разговоромъ въ гостиной | Въ гостиной потому что неловко бы было по старому по простодушной манерѣ Вѣстника Европы подчивать публику разговоромъ между просвирней дьячкомъ и корректоромъ типографiи | Маякъ покоряется условiямъ времени

| Вооружаться на дурной тонъ этого приступа нечего | У Никодима Надоумки въ Вѣстникѣ Европы тонъ еще хуже но у него промежду грубыхъ семинарскихъ выходокъ временами есть дѣло | Приступъ Маяка я привожу вовсе не для глумленiя надъ его претензiями на свѣтскость | Изъ этого приступа видно что Маякъ понималъ съ какимъ важнымъ для общества литературнымъ явленiемъ онъ имѣетъ дѣло хотѣлъ сказать имъ какъ отозвалось въ обществѣ созданiе Лермонтова какъ оно возбудило интересъ даже въ томъ въ комъ ничто интереса не возбуждаетъ кого Гоголь впослѣдствiи не церемонясь называлъ пустыми свѣтскими башками

| Вотъ что называется истинная обдѣлка à la Собакевичъ послушайте далѣе

| За тѣмъ критикъ въ насмѣшливомъ тонѣ разсказываетъ исторiю похищенiя Бэлы охлажденiя къ ней Печорина и ея смерти | Замѣчательно что на слова Печорина Глупецъ я или злодѣй не знаю критикъ отвѣчаетъ такъ совершенно уже во вкусѣ и въ тонѣ г Аскоченскаго | Въ такомъ же тонѣ продолжаетъ критикъ передавать и дальнѣйшее содержанiе романа | Отдѣлавши первый разсказъ онъ замѣчаетъ | Здѣсь не мѣсто защищать Лермонтова отъ нелѣпыхъ обвиненiй въ апотеозѣ порока обвиненiй которыя самъ поэтъ какъ будто предвидѣлъ въ своемъ многодумномъ предисловiи ко второму изданiю романа | Пойдемте дальше за критикомъ

| Разсказавши по своему равнодушную встрѣчу Печорина съ Максимомъ Максимычемъ онъ удивительнѣйшимъ образомъ передаетъ разсказъ Тамань | Передача эта какъ будто похищена изъ неувядаемыхъ лавровъ г Аскоченскаго | Слушайте | Вы видите что критикъ не брезгаетъ ни какимъ тономъ для проведенiя своего взгляда въ толпу какъ и вообще теорiя мрака блистательно доказываетъ и въ наши дни отсутствiе брезгливости въ лицѣ своихъ адептовъ гг Аскоченскаго Култинскаго Баркова неизвѣстнаго переводчика академiи и одного изъ сочинителей брошюръ о современныхъ идеяхъ представляющаго такъ сказать очистительную индiйскую авитару прежняго | Непониманiе поэзiи разсказа Тамань тутъ явно намѣренное | Столь же явно намѣренное и непониманiе психологическихъ задачъ поэта | Съ софизмами Печорина критикъ споритъ придаетъ имъ нарочно значенiе убѣжденiй времени и заключаетъ свои разсужденiя такъ | Положимъ что и такъ | е допустимъ что критику фактъ дѣйствительно странный и уродливый кажется психологическою невозможностью да вѣдь именно поэтому то онъ и долженъ былъ посерьёзнѣе въ него вглядѣться | Но дѣло въ томъ что критикъ намѣренно принялъ его за психологическую невозможность намѣренно относится къ нему легко намѣренно искажаетъ его гдѣ только можетъ

| Вѣдь критикъ Маяка явнымъ образомъ человѣкъ умный и по своему проницательный вѣдь онъ явнымъ образомъ нарочно юродства ради вдается въ тонъ гг Баркова старшаго и Баркова младшаго | Вѣдь его воззрѣнiя повторятся современемъ и въ вопляхъ славянофильства настоящаго московскаго славянофильства противъ гнилыхъ людей и въ негодованiи г | бова на Обломовцевъ и въ жизненномъ взглядѣ такихъ абсолютныхъ реалистовъ какъ Писемскiй | Вѣдь нѣкоторыя выраженiя и мысли въ мѣстахъ мною приведенныхъ если забыть только неприличный тонъ имѣютъ много общаго съ выраженiями и мыслями ненавистниковъ гнилыхъ тронутыхъ тлетворной цивилизацiей людей гонителей Обломовцевъ реалистовъ которымъ Печоринъ не можетъ ничѣмъ инымъ казаться какъ неперебѣсившимся юношей даже аналитиковъ какъ Толстой которымъ въ натурѣ такiя личности должны казаться невозможными | Однимъ словомъ во взглядѣ этомъ есть своя доля правды и эта доля правды выступала впослѣдствiи и въ живыхъ типахъ литературныхъ и въ энергическихъ доктринахъ

| Странное дѣло что доктрины столь по видимому различныя какъ доктрина Маяка доктрина славянофильства и доктрина гг Чернышевскаго и бова мирятся у насъ на одномъ на враждѣ или равнодушiи къ Пушкину на отрицанiи значенiя типа лермонтовскаго | Еще можетъ быть страннѣе то что отрицая истинность лермонтовскаго типа всѣ доктрины самому Лермонтову придаютъ значенiе болѣе важное чѣмъ Пушкину

| Критикъ Маяка понималъ разбирая Лермонтова съ какою силою онъ имѣетъ дѣло | Эту силу и свое пониманiе принесъ онъ въ жертву теорiи доктринѣ мрака | Пушкина онъ явно не понималъ но Лермонтова понималъ несомнѣнно | Мѣсто въ приведенномъ мною отрывкѣ о Пушкинѣ гдѣ онъ обращается къ новому Пушкину едва ли прямо не относится къ Лермонтову | Такъ по крайней мѣрѣ можно заключить изъ статьи о стихотворенiяхъ Лермонтова въ XII книжкѣ Маяка того же 1840 года | Статья эта написана въ формѣ письма къ поэту и заслуживаетъ подробнаго разбора | Человѣкъ умный и понимающiй человѣкъ честный видимо борется въ ней съ фанатикомъ мрачной доктрины и фанатикъ увы | одерживаетъ побѣду надъ умнымъ и честнымъ по натурѣ человѣкомъ | Не смотря на поучительный и назидательный тонъ статьи въ ней слышно сердце которому идолослуженiе теорiи можетъ быть многаго стоило | Это не наглость Домашней Бесѣды хотя послѣ такой побѣды доктрины наглость Домашней Бесѣды является прямымъ логическимъ послѣдствiемъ взгляда Маяка

| Статья начинается съ выходки противъ я и его господства въ нашемъ вѣкѣ выходки которая была бы и разумна и правильна если бы не была такъ голо-отрицательна еслибъ она оставляла этому я его законное существованiе и еслибъ положенiе что преобладанiе я убило повсемѣстно поэзiю не убивалось само такимъ громаднымъ фактомъ жизни какъ Байронъ и такими многознаменательными фактами ея же этой не поддающейся опредѣленiямъ жизни какъ Лермонтовъ и Гейне | Кончивши свою дiатрибу противъ я критикъ прямо переходитъ къ Лермонтову

| Неправда ли что не смотря на старческiй тонъ начальныхъ словъ стихъ Лермонтова опредѣленъ превосходно точно какъ бы Бѣлинскимъ и замѣтьте тогда когда г Шевыревъ доказывалъ что стихъ у Лермонтова еще не сложился еще подражательный разбиралъ недосмотры и придирался къ грамматическимъ ошибкамъ | Особенность сталь Лермонтовскаго стиха поняли сразу только Бѣлинскiй и credite pasteri г Бурачекъ | Послѣднiй идетъ даже въ крайность | Критикъ по глубокой инстинктивной враждѣ всякаго теоретика bien n къ Пушкину умалчиваетъ о Пушкинскомъ стихѣ къ которому естественность свобода и отсутствiе ненужныхъ вставокъ относятся несравненно въ большей степени чѣмъ къ Лермонтовскому но вслѣдъ же за этимъ удивительно мѣтко и точно говоритъ объ особенности Лермонтовскаго стиха сравнительно съ стихами другихъ поэтовъ

| такое трезвое и даже тонкое пониманiе хоть бы Бѣлинскому такъ въ пору особенно повторяю опять въ ту эпоху когда г Шевыревъ млѣлъ въ пиѳическомъ восторгѣ передъ Бенедиктовымъ и отыскивалъ грамматическiя ошибки въ Лермонтовѣ | Даже камешекъ бросаемый въ огородъ Пушкина въ грацiозность его поэзiи брошенъ во имя такого взгляда съ которымъ можно спорить насчетъ его суровыхъ требованiй но который можно уважать

| Прежде всего критикъ обращаетъ вниманiе на пьесу журналистъ читатель и писатель | При первыхъ же строчкахъ этого стихотворенiя т е при словахъ журналиста онъ старчески вѣрующiй что все зло нашей литературы происходитъ отъ захваленiя журналистами и прiятелями это цѣлая общая пѣсня съ покойнымъ Булгаринымъ дѣлаетъ слѣдующее замѣчанiе | Насколько это несправедливо вообще и въ особенности у насъ въ нашей литературѣ въ которой то и дѣло что помимо критики и журналовъ возникаютъ литературныя репутацiи поэтовъ какъ напримѣръ Полонскiй и Мей и зачастую такъ же холодно принимаются увѣнчанные журнальными лаврами репутацiи нечего кажется и спорить | У критика Маяка это просто его ide fixe такая же по отношенiю къ Пушкину какъ у Булгарина по отношенiю къ Гоголю

| Закончивши первоначальную выписку строфою поэмы начинающейся вопросомъ о чемъ писать критикъ говоритъ | Здѣсь опять выступаетъ намѣренное непониманiе все капризное больное настройство поэта принимается за чистую монету и когда поэтъ кончаетъ свою жолчную и грустную тираду опять тѣмъ же вопросомъ о чемъ писать критикъ хватается за этотъ вопросъ и нѣтъ мѣры его торжеству надъ современностью

| Нѣсколько страницъ ратуетъ критикъ такимъ образомъ противъ я привязывается къ Думѣ чтобы побранить наше поколѣнiе намѣренно принимаетъ случайный поэтическiй моментъ И скучно и грустно за убѣжденiе поэта и его поколѣнiя

| Всѣ эти воззрѣнiя выражены впрочемъ серьёзно и съ полнымъ уваженiемъ къ таланту автора | Вопiющаго въ нихъ нѣтъ ничего многое изъ этого сказано было впослѣдствiи и реализмомъ и разными доктринами борьба противъ я обнаружилась впослѣдствiи при появленiи блѣднаго сколка съ героя нашего времени Тамарина и нашла себѣ отголосокъ въ массѣ | Чуть было даже борьба эта не перешла за предѣлы доктринъ | Во всякомъ случаѣ то что говорилъ Маякъ повторилось

| Но это вовсе не торжество идеи Маяка а торжество тѣхъ началъ которыя онъ выставлялъ на защиту своей идеи

| Идея же была чистый шишковизмъ шишковизмъ который совершенно подавилъ даже и такой прямой и честный умъ какъ умъ критика Маяка | Странное дѣло Можно ли узнать вѣрнаго и тонкаго цѣнителя лермонтовскаго стиха въ слѣдующей оцѣнкѣ а оцѣнка эта очень знаменательна | Дѣло идетъ объ одномъ изъ превосходнѣйшихъ произведенiй Лермонтова о Бородинѣ

| Что это такое | спрашиваете вы себя съ невольнымъ удивленiемъ | Глубокая и тонкая оцѣнка лермонтовскаго стиха серьёзность мысли и доктрины хотя односторонней въ борьбѣ съ я и вмѣстѣ съ тѣмъ привязанность къ ходульности

| Лермонтовъ и Ѳ Н Глинка правда поэзiи или поэзiя правды и смѣшная восторженность сталь и шумиха Логическая рѣчь мужа превращается вдругъ въ старческую болтовню человѣкъ способный понимать значенiе Лермонтова требуетъ вдругъ отъ поэзiи того надъ чѣмъ уже и Дмитрiевъ насмѣялся требуетъ чтобы были и Фебъ и райски крины требуетъ того чего Нехитрому уму не выдумать и ввѣкъ

| Еще знаменательное мѣсто о пѣсни про царя Ивана Васильевича | Критикъ по видимому понявшiй всю красоту и силу поэмы вдругъ выписавши удивительное мѣсто о казни Степана Калашникова замѣчаетъ что такiя страницы сказалъ Сегюръ не достойны даже исторiи не только поэзiи

| какъ будто бы кому нибудь нужно еще принимать къ свѣденiю что сказалъ Сегюръ относитъ подобныя сцены кроваваго бурнаго молодечества къ неистовствамъ словесности съ иронiей потомъ называетъ Наполеона молодцомъ изъ молодцовъ съ замѣчательною тупостью порицаетъ Три пальмы за то что караванъ срубилъ и сжегъ единственныя три благодѣтельныя пальмы въ песчаной пустыни закрывавшiя колодецъ съ водой а Дары Терека за то что тутъ есть два утопленника | Изумительно | Критикъ переходитъ наконецъ къ Мцыри | Выписавши стихи | онъ начинаетъ новую дiатрибу уже не противъ я а противъ звѣрства какъ будто апотеозу звѣрства хотѣлъ представить поэтъ въ своемъ Мцыри | Другими словами могучiй духъ неукротимая страстность и съ нею то не только съ неукротимою страстностью но вообще съ страстностью борется доктрина Маяка доктрина крайне односторонняя проведенiе которой въ жизни удовлетворило бы развѣ только идеалу скопческихъ сектъ | А добрый и умный старикъ Крыловъ который уменъ и не въ однихъ басняхъ прекрасно сказалъ въ своемъ посланiи о пользѣ страстей что Вотъ оно слово разгадки | Ванька Каинъ явленiе совершенно однородное съ Наполеономъ и Александромъ Македонскимъ ибо тотъ и другой однородны съ барсомъ медвѣдемъ василискомъ

| Письмо благодушнаго М | Н Загоскина помѣщенное въ IV книжкѣ наконецъ таки принесло свой плодъ въ XII й

| Съ этого момента взгляды Маяка естественно перестаютъ уже подлежать серьёзному спору и серьёзному обсужденiю

| III | Позволяю себѣ и я напомнить современнымъ моимъ читателямъ по крайней мѣрѣ большинству изъ нихъ что этотъ грѣхъ принадлежитъ Карамзину | Въ смирдинскомъ изданiи полнаго собранiя сочиненiй русскихъ авторовъ они найдутъ его въ сочиненiяхъ Карамзина т III стран 283 | Въ литературномъ смыслѣ это дѣйствительно грѣхъ и грѣхъ который въ наше время не можетъ быть прочитанъ безъ смѣха болѣе даже чѣмъ Бѣдная Лиза Наталья боярская дочь Островъ Борнгольмъ наименѣе впрочемъ смѣшной изъ этихъ разсказовъ не лишонный даже нѣкотораго жиденькаго но сумрачнаго колорита | Загоскинъ или герой его романа очень смѣшно и даже остроумно хотя не вездѣ вѣрно передаютъ всю нелѣпость содержанiя этого драматическаго отрывка

| Должно замѣтить что здѣсь нашъ добрый романистъ пересолилъ | Какой бы ни былъ нравственный либералъ Карамзинъ въ свою эпоху и все-таки онъ не дошолъ еще до теорiи добровольнаго соглашенiя такъ блистательно выдвинутой въ наши дни авторомъ Подводнаго камня | Вы думаете читатель что Подводный камень вещь новая | Разувѣрьтесь | Еще Карамзинъ задавался этою мыслью | Но у него какъ у человѣка болѣе свѣжаго менѣе заражоннаго теорiей Добровъ вовсе не съ миромъ отпускаетъ отъ себя свою Софью | Когда она прощаясь съ нимъ бросается къ ногамъ его и рыдая говоритъ Въ послѣднiй разъ прошу тебя забудь меня Въ послѣднiй разъ Добровъ вырывается и раздражительно говоря желаю вамъ всякаго добра уходитъ въ кабинетъ | Софья бросается къ дверямъ но онъ запираетъ ихъ | Карамзинъ еще былъ не теоретикъ онъ только поставилъ вопросъ а не рѣшилъ его какъ г Авдѣевъ который опередилъ куда ужъ его но даже автора великаго психологическаго романа Кто виноватъ потому г Авдѣевъ молодецъ молодецъ изъ молодцовъ выражаясь слогомъ г Бурачка

| Все это такъ все это разсказано уморительно вѣрно но не литературную нелѣпость юношеской попытки Карамзина казнитъ здѣсь добродушнѣйшiй и талантливѣйшiй изъ шишковистовъ а безнравственность его содержанiя и вредное ея влiянiе | Вы удивляетесь конечно что же нашолъ онъ тутъ безнравственнаго и какое вредное влiянiе могло отъ Софьи происходить

| А вотъ послушайте | Никому конечно въ наше время при чтенiи Софьи Карамзина не придетъ въ голову мысль о томъ что это произведенiе для нравственности вредное | Софья просто плохая вещь и потому конечно великiй писатель исключилъ ее изъ собранiя своихъ сочиненiй | Но въ ту эпоху даже и его Софья какъ сказалъ я уже въ моей вступительной статьѣ возбуждала въ поборникахъ шишковизма благочестивый ужасъ ибо вся его молодая литературная дѣятельность имѣла одну задачу смягчить жестокiе нравы его окружавшiе | Поборникамъ старыхъ идеаловъ поборникамъ жестокихъ но крѣпкихъ нравовъ такое разъясненiе казалось растлѣнiемъ

| И вотъ когда оппозицiя жестокихъ нравовъ сбросивши съ себя личину борьбы за старый и новый слогъ выступила прямо въ Маякѣ въ сороковыхъ годахъ она неминуемо должна была въ концѣ концовъ признать растлѣнiемъ всю нашу литературу отъ Карамзина и до Лермонтова включительно | Умѣренный тонъ взятый Маякомъ сначала его существованiя не могъ быть долго выдержанъ

| Задача его направленiе заключалось вовсе не въ философско-мистическихъ принципахъ философско-мистическiе принципы только употреблены были на службу теорiи застоя на защиту жестокихъ нравовъ

| Такъ какъ всякая теорiя должна же опираться на какiе либо факты дѣйствительности то Маякъ опирался сначала на старую литературу нашу XVIII вѣка | Впослѣдствiи онъ и ее почти всю сталъ укорять въ деизмѣ безнравственности и въ ней увидѣлъ ступень которая вела къ ненавистной и враждебной ему современности

| Противъ ненавистныхъ и враждебныхъ ему силъ жизни застой долженъ былъ выставить какiе либо свои идеалы противъ литературы растлѣнiя свою литературу

| Ее не было въ прошедшемъ ибо въ этомъ прошедшемъ Маякъ видѣлъ или явленiя совершенно вымершiя какъ Херасковъ явленiя которыя нельзя было навязать жизни насильно или явленiя живыя весьма подозрительнаго для него свойства какъ фонъ Визинъ Карамзинъ | Ея не было и въ настоящемъ | Единственный писатель на котораго направленiе могло указать былъ даровитый и благодушный литературный Фамусовъ М Н Загоскинъ

| Маякъ долженъ былъ сочинять свою литературу и дѣйствительно сочинялъ ее цѣлыхъ четыре года сочинялъ и романы и комедiи и стихотворенiя но все это сочиненное подлежитъ уже наравнѣ съ критическими статьями г Мартынова мнѣнiями Домашней Бесѣды и новымъ Асмодеемъ г Кочки Сопрана уже не литературнымъ а патологическимъ изслѣдованiямъ | Сочиненiями своими застой окончательно подорвалъ себя

| Можно сказать даже что ярость застоя безсильная и смѣшная въ проявленiяхъ содѣйствовала къ полному и на время исключительному торжеству отрицательнаго взгляда наглядно показывая своимъ безсилiемъ его силы

| Ибо за отрицательный взглядъ были въ то время жизнь и литература
===========

Статистика: