[врм-1861-5-ппз-90] Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия // Время. - 1861. - Разд. Критическое обозрение. - Т. III. - № 5. - с. 1-35.
[Текст загружен из БД Макинтоша]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ОППОЗИЦIЯ ЗАСТОЯ | ЧЕРТЫ ИЗЪ ИСТОРIИ МРАКОБѢСIЯ | I | Бываютъ въ литературѣ вещи которыя совершенно ускользаютъ отъ вниманiя современниковъ но которыя для послѣдующихъ поколѣнiй представляютъ собою факты въ высшей степени замѣчательные озаряютъ цѣлыя направленiя | Такихъ вещей не надобно искать промежду крупныхъ литературныхъ явленiй ибо въ такомъ случаѣ онѣ были бы замѣчены современниками такiя вещи пишутся обыкновенно безъ всякихъ притязанiй на какое либо значенiе пишутся такъ вполнѣ отъ души вполнѣ наивно | Въ нихъ мысль извѣстныхъ направленiй является по домашнему на распашку какъ можетъ быть и не хотѣли бы показать ее головы извѣстныхъ направленiй или по крайней мѣрѣ какъ не хотѣли бы они показать ее сначала | Въ такихъ проговоркахъ направленiй проговоркахъ по большей части нежданныхъ и раннихъ сказывается нѣчто роковое

| Рада бы курочка не идти да за хохолокъ тащутъ

| Къ числу такихъ наивныхъ и въ историческомъ смыслѣ драгоцѣнныхъ вещей принадлежитъ письмо благороднѣйшаго изъ смертныхъ М Н Загоскина къ издателю первоначальнаго Маяка 1840 года Петру Александровичу Корсакову письмо которое издатель какъ самъ говоритъ въ примѣчанiи помѣстилъ скрѣпя сердце

| Въ своемъ родѣ это наивное письмо Загоскина такъ же смѣло какъ знаменитое письмо Чаадаева | Не надобно забывать только неизмѣримую разницу между авторами писемъ въ отношенiи къ умственному ихъ развитiю равно какъ и того что одинъ Чаадаевъ разсѣкъ хорошо ли худо ли гордiевъ узелъ лжи а другой

| другой только открылъ заткнутое до тѣхъ поръ отверстiе изъ котораго полилась всякая нечистота

| Вотъ это письмо | Я привожу его цѣликомъ какъ очень немногимъ извѣстное и всѣми забытое а между тѣмъ знаменательное по отношенiю къ вопросу составляющему предметъ моихъ изслѣдованiй

| Прежде всего надобно замѣтить что М Н Загоскинъ былъ именно одинъ изъ тѣхъ рѣдкихъ вполнѣ искреннихъ и чистыхъ людей у которыхъ сердце не терпитъ нѣмоты | Стоитъ только прочесть очеркъ его личности художнически набросанный С Т Аксаковымъ въ бiографiи Загоскина и въ разныхъ мѣстахъ Воспоминанiй чтобы въ этомъ убѣдились всѣ читатели незнавшiе Загоскина какъ писателя и какъ человѣка | Что Загоскинъ былъ точно боленъ и точно оживленъ чтенiемъ Маяка до того что стклянки съ лекарствами полетѣли въ окно и что онъ тотчасъ же схватилъ перо чтобы передать свои впечатлѣнiя въ этомъ грѣхъ и сомнѣваться | Что же спрашивается подвигло и оживило такъ эту добрую честную искреннюю натуру которая до старости воспламенялась легко какъ сѣрная спичка | Что А вотъ послушайте | Я еще не останавливаюсь пока на частномъ предметѣ вражды и озлобленiя покойнаго Загоскина на Марлинскаго хотя одной этой вражды къ нему вражды честной и искренней со стороны такого честнаго и искренняго представителя застоя какъ Загоскинъ достаточно для того чтобы заставить всякаго серьёзнаго мыслителя перевѣрить взглядъ Бѣлинскаго на дѣятельность А А Бестужева взглядъ относящiйся къ тому переходному моменту примиренiя съ дѣйствительностью на которомъ въ общихъ своихъ задачахъ не остановился долго нашъ великiй критикъ и который во многомъ сходится со взглядомъ Загоскина | Дѣло пока не въ Марлинскомъ | Загоскинъ ненавидитъ въ Марлинскомъ начало тревожное начало движенiя и порыва впередъ ненавидитъ наивно и ненавидитъ до того ослѣпленiя что обвиняетъ А А Бестужева который былъ русскимъ человѣкомъ по крайней мѣрѣ не менѣе его М Н Загоскина въ безусловномъ обожанiи запада и всѣхъ его мерзостей | Вотъ что важно какъ фактъ и въ особенности важно то что Загоскинъ упрекаетъ критика Маяка въ непослѣдовательности упрекаетъ съ точки зрѣнiя застоя совершенно справедливо до того справедливо что Корсаковъ въ примѣчанiи принужденъ оправдывать Бурачка и головою выдать Загоскину Марлинскаго

| Человѣкъ простой и искреннiй какъ Загоскинъ наивнѣйшимъ образомъ влечетъ теоретиковъ въ роковой путь Не самолюбiе оскорбленнаго автора нѣтъ это можно сказать положа руку на сердце внушило Загоскину эти строки а оскорбленное убѣжденiе человѣка честно и горячо служившаго убѣжденiю | И вотъ онъ во имя этого горячаго убѣжденiя тянетъ тѣхъ которыхъ признаетъ своими собратiями какъ говорится на расправу | Отступать нельзя | Корсаковъ въ примѣчанiяхъ извиняется передъ романистомъ и прямо говоритъ Guilty вотъ и все оправданiе Я и товарищъ совершенно согласны во всемъ этомъ

| Это даже трогательно кромѣ всякихъ шутокъ

| Но точно ли отступать передъ религiозностью М Н Загоскина и его романовъ было нельзя | Вотъ это другой вопросъ | Послѣдствiя доказали что можно но только послѣдствiя доказали это и еще доказываютъ и можетъ быть долго еще будутъ доказывать что между обскурантизмомъ и религiею свѣта между застоемъ и ученiемъ любви нѣтъ ничего общаго

| Для всѣхъ этихъ послѣдствiй нужны были и простая книга отца Парѳенiя поразившая своей простотою мудрыхъ и разумныхъ и жадно прочтенная толпою и глубокое мышленiе И Кирѣевскаго и блестящiе оригинально смѣлые и широкiе взгляды Хомякова и полное вѣры любви и жизни слово архимандрита Ѳеодора и позволю себѣ сказать чисто земныя литературныя явленiя явленiя натурализма на который всего болѣе нападали слѣпые поборники застоя Посмотрите какъ поблѣднѣлъ юродивый Митя Юрiя Милославскаго передъ одной главой въ Дѣтствѣ Толстаго гдѣ съ такой правдой и любовью изображено лицо юродиваго такъ что вы въ этомъ простомъ художническомъ изображенiи не заподозрите не то что тѣни фальши но даже какой либо сентиментально субъективной примѣси | Сравните смерть идеальнаго добродѣтельнаго человѣка въ романѣ Рославлевъ съ смертями севастопольцевъ у Толстаго же или сцену дѣйствительно теплую но фальшивую по примѣси субъективнаго и сентиментальнаго сцену смерти боярина Кручины Шалонскаго въ Юрiѣ

| ну хоть съ сценою смерти простого благочестиваго мѣщанина въ очеркахъ г Зарубина печатающихся въ Библiотекѣ для Чтенiя подъ названiемъ Жизнь очеркахъ замѣчательныхъ въ высшей степени какъ свидѣтельство громадныхъ шаговъ натурализма въ наше время | Сравните все это между собою сравните наконецъ противно-сентиментальное добродушiе загоскинскихъ лицъ съ типами Островскаго въ родѣ Агаѳона и для васъ будетъ ясно что передъ "религiозностью" загоскинскихъ романовъ отступить было можно безъ оправданiй и извиненiй во имя правды и жизни

| Но теорiя слѣпая и узкая какъ всякая теорiя отступить не могла и повлеклась къ крайностямъ роковымъ процессомъ

| Что за удивительная смѣсь невольно перерву я выписку высшихъ несомнѣнныхъ истинъ съ узкими чисто-личными враждами противъ философiи съ чисто-личными стремленiями заставлять искусство напоминать указкой указывать | Невольно повторишь слова сказанныя отцомъ архимандритомъ Ѳеодоромъ въ его борьбѣ съ г Аскоченскимъ | Всѣ обскуранты кажется думаютъ что для Бога разумъ человѣческiй такъ же мало дорогъ какъ для нихъ

| Удивительно видѣнъ въ этомъ мѣстѣ Загоскинъ видѣнъ и для тѣхъ вѣроятно которые не знали его не читали даже его сочиненiй а читали аксаковскiя Воспоминанiя добродушный наивный недалекiй кидающiйся на шею и таковъ фанатизмъ теорiи чуть что не инквизиторъ въ своихъ умственныхъ враждахъ | Да иначе и нельзя | Теорiя требуетъ жертвъ какъ древнiе идолы | Домашняя Бесѣда обнаружила же въ прошломъ году интимную переписку Загоскина переписку изъ которой видно что мрачное изувѣрство и ему самому грозило огненными сковородами за сомнѣнiе въ огненныхъ сковородахъ

| Благодушный старый ребенокъ играетъ съ огнемъ а все-таки остается старымъ ребенкомъ | Такъ съ нимъ и обращаются мудрые друзья его Guilty Guilty повторяетъ въ выноскѣ П А Корсаковъ | Безъ вины виноваты Заставьте за себя вѣчно Бога молить | А тѣмъ не менѣе онъ какъ роковая сила влечетъ и долженъ влечь своихъ мудрыхъ друзей къ тѣмъ крайнимъ предѣламъ гдѣ всѣ разсужденiя становятся уже только амилификацiею немногословной но глубокой содержанiемъ думы Павла Аѳанасьевича Фамусова | Вотъ онъ обращается къ самому г Бурачку съ слѣдующею рѣшительною рѣчью | Павелъ Аѳанасьевичъ Фамусовъ является въ этихъ тирадахъ одѣтымъ пожалуй нѣсколько по модѣ уже онъ и о Кантѣ и объ Фихте слыхалъ до него объ Окэнѣ какъ-то долетѣли слухи а все же онъ Павелъ Аѳанасьевичъ Фамусовъ милый достолюбезный врагъ всякаго духа изслѣдованiя гонитель плоти грѣшнымъ дѣломъ балующiйся однако если не съ Лизою то сценами сентиментально добродѣтельной любви добрѣйшiй Павелъ Аѳанасьевичъ который со всякимъ обнимается и т д Но кромѣ забавныхъ фамусовскихъ чертъ въ тирадахъ есть черты мрачныя по крайней мѣрѣ наводящiя на мрачные размышленiя

| Теорiя вообще ведетъ къ извѣстнаго рода терроризму своихъ адептовъ | Загоскинъ былъ наивный Камиллъ Дюмуленъ обскурантизма относительно строгаго и суроваго Робеспьерра этого дѣла | Но на этого Камилла Дюмулена былъ своего рода Маратъ тотъ господинъ съ которымъ интимную корреспонденцiю его обнаружила Домашняя Бесѣда этотъ истинный гебертизмъ мракобѣсiя | Въ обскурантизмѣ были и свои constituants и свои жирондисты

| На смѣлыя наивности Камилла Дюмулена г Бурачекъ отвѣчалъ какъ наставникъ нѣкоторою защитою философiи въ выноскѣ подъ письмомъ но въ сущности наивное письмо бросило Маякъ въ роковой процессъ | Конечнымъ словомъ этого процесса была вражда со всякимъ духомъ изслѣдованiя | Чего не досказалъ Маякъ то въ наши дни по торжищамъ и стогнамъ голоситъ Домашняя Бесѣда послѣдовательнѣйшее развитiе мрачной теорiи которой зерно лежало однако въ Маякѣ съ самаго начала этого изданiя которой плевелы заглушали все доброе и передовое что было въ Москвитянинѣ до 1850 года и примѣшивались по временамъ даже къ преобразованному Московитянину пятидесятыхъ годовъ съ которой невольное соприкосновенiе въ нѣкоторыхъ пунктахъ парализировало силы благороднаго славянофильскаго направленiя то заставляя другихъ ложно смотрѣть на него то вторгаясь иногда страннымъ образомъ въ самое это направленiе | Теорiя мрака и застоя съ которой борьба стала вполнѣ возможна только въ наши дни на ея же полѣ теорiя которой пасть суждено только въ такой борьбѣ подъ ударами могущественной дiалектики автора книги Православiе и современность и догматической учености Православнаго обозрѣнiя

| Теорiя разумѣется начала свое дѣло не съ тѣхъ крайнихъ положенiй которыя такъ добросердечно высказалъ наивный Загоскинъ въ своемъ письмѣ появившемся въ VI части перваго 1840 года Маяка современнаго просвѣщенiя и образованности | Крайнiя положенiя конечно заключались уже и притомъ заключались сознательно въ идеяхъ издателей журнала по крайней мѣрѣ одного изъ нихъ но еще не высказывались съ такою ясностью и простотою

| Что такое былъ Маякъ | Для многихъ изъ читателей этотъ журналъ какой-то далекiй миѳъ и для всѣхъ это можно сказать утвердительно онъ представляется чѣмъ то въ родѣ Домашней Бесѣды въ большихъ размѣрахъ | Между тѣмъ такое понятiе не совсѣмъ вѣрно | Между Маякомъ и Домашней Бесѣдой такая же бездна какъ опять прибѣгаю къ сравненiю между теорiями Максимилiана Робеспьерра и гебертизмомъ | Маякъ въ наше время вѣроятно также бы отвернулся отъ цинизма убогой газетки какъ нѣкогда аррасскiй депутатъ и его партiя отъ листковъ Père Ducshesne' я который былъ почти всегда en solère

| Маякъ для насъ уже теперь исторiя | Мы можемъ подойдти къ нему какъ ко всякому явленiю безъ страха и вражды | Маякъ былъ ни болѣе ни менѣе какъ прямой наслѣдникъ направленiя Шишкова съ одной стороны и продолжатель направленiя Лабзинскаго Сiонскаго Вѣстника съ другой | Стало быть онъ слагался изъ двухъ элементовъ которые можно назвать одинъ мистицизмомъ другой петербургскимъ нацiонализмомъ

| Мистицизмъ можно оставить въ сторонѣ во-первыхъ потому что онъ дѣло до сихъ поръ загадочное породившее и Вейсгаупта съ его иллюминатствомъ и Новикова съ его просвѣтительною дѣятельностью и вмѣстѣ съ тѣмъ множество совершенно противоположныхъ явленiй во-вторыхъ потому что собственно къ предмету моихъ разсужденiй къ вопросу объ отношенiяхъ нашего сознанiя къ народности эта струя не относится | Во всякомъ случаѣ въ мистическихъ началахъ Маяка есть своего рода блестящая сторона | Логичностью изложенiя и извѣстнаго рода силою мышленiя г Бурачка могъ поразиться не одинъ М Н Загоскинъ | Suum cuigue пора это сказать во всеуслышанiе | Вездѣ гдѣ дѣло идетъ о философскихъ принципахъ г Бурачекъ по крайней мѣрѣ въ первые годы Маяка является мыслителемъ логическимъ дiалектикомъ выработавшимъ свой оригинальный методъ съ которымъ можно спорить но котораго нельзя было бы не уважать если бы онъ самъ по больше уважалъ свои принципы и не прилагалъ ихъ ко всякой дѣйствительности за недостаткомъ лучшей если бы онъ своихъ личныхъ старческихъ вкусовъ и антипатiй не вносилъ въ борьбу за принципы

| Противъ взгляда чисто отрицательнаго должна была непремѣнно явиться реакцiя долженъ былъ выступить взглядъ положительный

| Но взглядъ отрицательный былъ силенъ и тѣмъ что отрицалъ дѣйствительную фальшь и тѣмъ что имѣлъ точки опоры въ литературѣ | Всю литературу которая стоила имени литературы которая была живая онъ принималъ за точку отправленiя все мертвое выдуманное сочиненное онъ отвергалъ | Его точка отправленiя не расходилась съ общимъ сочувствiемъ | Въ этомъ да въ очевидной фальши всего выдуманнаго сочиненнаго заключалась главнымъ образомъ его сила | Со всѣмъ живымъ онъ шолъ объ руку разъясняя