[врм-1862-2-двл-94] Два лагеря теоретиков. (По поводу "Дня" и кой–чего другого) // Время. - 1862. - Разд. Критическое обозрение. - Т. VII. - № 2. - с. 143-163.
[Текст загружен из БД Макинтоша]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

| ДВА ЛАГЕРЯ ТЕОРЕТИКОВЪ | по поводу Дня и кой-чего другого | Именно въ настоящее время мы нуждаемся въ честномъ прямомъ и главное вѣрномъ словѣ о нашемъ народѣ | Народъ теперь выступаетъ на сцену призванный къ общественной жизни законоположенiями 19 февраля | Чтоже онъ такое чтоже это за неизвѣстная страна о которой мы что-то слыхали къ которой повидимому близко и подходили что это за новый элементъ русской жизни который скоро обновитъ нашу общественную жизнь | Что это однимъ словомъ за земство русское | Исторически о немъ знаемъ мы только то что когда-то оно было однимъ изъ главныхъ заправляющихъ началъ нашей жизни потомъ постепенно отодвигалось на заднiй планъ разными обстоятельствами что долгое время оно повидимому замирало и только по временамъ заявляло себя въ часто грозныхъ протестахъ противъ горькой дѣйствительности | Вопросъ о народѣ въ настоящее время есть вопросъ о жизни | Отъ того или другого рѣшенiя его зависитъ можетъ быть судьба будущаго русскаго прогреса | И это потому такъ что вопросъ о русскомъ народѣ видоизмѣняется слѣдующимъ образомъ есть ли у насъ въ настоящее время земство какъ элементъ отличный отъ служилыхъ сословiй есть ли еще въ немъ теперь какая-нибудь жизнь можетъ ли оно обновить наше небогатое жизненностью общество

| Такой жизненный вопросъ никогда не рѣшится по теорiи | Онъ возникалъ у насъ хотя и не съ такой силой давно ужь когда наше общество пришло къ сознанiю своей особности отъ другихъ западно-европейскихъ народовъ | Но любовь къ теорiи помѣшала теоретикамъ взглянуть на факты прямо понять ихъ какъ слѣдуетъ | Теорiя хороша но при нѣкоторыхъ условiяхъ | Если она хочетъ формулировать жизнь то должна подчиниться ея строгому контролю | Иначе она станетъ посягать на жизнь закрывать глаза на факты начнетъ какъ говорится нагибать къ себѣ дѣйствительность | Западники составивъ себѣ теорiю западно-европейской общечеловѣческой жизни и встрѣтясь съ вовсе непохожей на нее русской жизнью заранѣе осудили эту жизнь | Славянофилы принявъ за норму старый московскiй идеальчикъ тоже заразъ осудили въ русской жизни все что неукладывалось въ ихъ узкую рамку | Иначе конечно и быть не можетъ | Разъ положенное ложное начало ведетъ къ самымъ ложнымъ заключенiямъ потомучто теорiя любитъ послѣдовательность | Разъ положенное узкое одностороннее начало непремѣнно по той же самой послѣдовательности теорiи поведетъ къ отрицанiю тѣхъ сторонъ жизни которые противорѣчатъ принятому принципу

| Но въ томъ то пожалуй и заслуга теоретиковъ что они въ иныхъ случаяхъ слишкомъ послѣдовательны и не боятся никакихъ заключенiй | Одна фаланга нынѣшнихъ теоретиковъ нетолько отрицаетъ существованiе русскаго земства не признаетъ его началомъ которое должно жить но просто отрицаетъ въ самомъ принципѣ народность | Мы не станемъ слишкомъ подробно разбирать мнѣнiе этой фаланги потомучто это отняло бы у насъ слишкомъ много времени и мѣста а главное потому что теорiя эта слишкомъ узка и поверхностна да и стара также | Еще у Шиллера маркизъ Поза мечтаетъ о космополитизмѣ | Относительно предмета который насъ занимаетъ теперь она не выдерживаетъ въ наше время критики и мы ограничимся о ней нѣсколькими словами

| Такимъ образомъ изъ всего человѣчества изъ всѣхъ народовъ теоретики хотятъ сдѣлать нѣчто весьма безличное которое во всѣхъ бы странахъ земного шара при всѣхъ различныхъ климатическихъ и историческихъ условiяхъ оставалось бы однимъ и тѣмъ же | Задача тутъ какъ видно широкая и цѣль высокая | Жаль только что не въ широтѣ задачи и высотѣ цѣли тутъ дѣло | Намъ бы сильно хотѣлось еслибъ кто-нибудь изъ этого рода теоретиковъ рѣшилъ бы слѣдующiе вопросы точно ли выиграетъ много человѣчество когда каждый народъ будетъ представлять изъ себя какой-то стертый грошъ и какая именно будетъ отъ того польза | Пусть кто-нибудь изъ теоретиковъ укажетъ намъ тотъ общечеловѣческiй идеалъ который выработать изъ себя должна всякая личность | Цѣлое человѣчество еще не выработало такого идеала потомучто образованiе собственно только въ какой-нибудь двадцатой долѣ человѣчества | А если тотъ общечеловѣческiй идеалъ который у нихъ есть выработанъ однимъ только западомъ то можно ли назвать его настолько совершеннымъ что рѣшительно всякiй другой народъ долженъ отказаться отъ попытокъ принести что-нибудь отъ себя въ дѣло выработки совершеннаго человѣческаго идеала и ограничиться только пассивнымъ усвоенiемъ себѣ идеала по западнымъ книжкамъ | Нѣтъ тогда только человѣчество и будетъ жить полною жизнiю когда всякiй народъ разовьется на своихъ началахъ и принесетъ отъ себя въ общую сумму жизни какую-нибудь особенно развитую сторону | Можетъ быть тогда только и можно будетъ мечтать намъ о полномъ общечеловѣчномъ идеалѣ | Иногда приходятъ намъ въ голову и такого рода мысли что каждый развиваясь при особыхъ условiяхъ исключительно свойственныхъ той странѣ которую онъ заселяетъ неизбѣжно образуетъ свое мiросозерцанiе свой складъ мысли свои обычаи свои уставы въ общественной жизни | И думается что если физически невозможно заставить народъ отрѣшиться отъ всего имъ нажитого и выработаннаго въ пользу положимъ и общечеловѣчнаго идеала только добытого въ другихъ странахъ то неизбѣжно надобно обращать вниманiе на народность если мы хотимъ какого-нибудь развитiя народу | Народные инстинкты слишкомъ чутки ко всякому посягательству со стороны потомучто иногда рекомендуемое общечеловѣчнымъ какъ-то выходитъ никуда негоднымъ въ извѣстной странѣ и только можетъ замедлять развитiе народа къ которому прилагается | Мы думаемъ что всякому растенiю угрожаетъ вырожденiе въ странѣ гдѣ недостаетъ многихъ условiй къ его жизни | Даже казалось намъ иногда что это желанiе нивелировать всякiй народъ по одному разъ навсегда опредѣленному идеалу въ основѣ слишкомъ деспотично | Оно отказываетъ народамъ во всякомъ правѣ саморазвитiя умственной автономiи | А по поводу тысячелѣтiя Россiи въ нынѣшнемъ году намъ пришли въ голову вотъ какого рода соображенiя | За тысячу лѣтъ хотя кое-какой но все-таки исторической жизни мы нажили нѣкоторый опытъ | Западъ приходилъ уже спасать насъ въ лицѣ Петра и цѣлые полтораста лѣтъ различными манерами принимался онъ благоустроивать нашу жизнь | Но что вышло изъ всѣхъ подобныхъ предпрiятiй | Если и сдѣлали что-нибудь они для насъ хорошаго такъ это именно то что доказали намъ что есть почва у насъ что на нее въ нѣкоторыхъ случаяхъ должно обращать очень и очень большое вниманiе | Петровскiе реформы создали у насъ своего рода statum in statu | Они создали такъ называемое образованное общество переставшее не квасъ пить какъ увѣряетъ Современникъ а вмѣстѣ съ квасомъ и мыслить о Руси общество часто измѣнявшее народнымъ интересамъ совершенно разобщенное съ народной массой мало того ставшее во враждебное къ ней отношенiе | И нужно было много трудовъ и времени чтобъ наконецъ въ лучшей части этого оторваннаго отъ почвы общества пробудилась мысль о народѣ о народномъ развитiи пробудилось сознанiе необходимости усвоенiя себѣ народныхъ интересовъ и сближенiя съ народомъ

| Потому самому что теоретики отвергаютъ существованiе всякой народности они не понимаютъ и того что значитъ сблизиться съ народомъ | Они не могутъ понять того что земство самый нужный элементъ въ нашей русской жизни не понимаютъ въ чемъ должно состоять наше съ нимъ сближенiе | Но намъ приходитъ иногда въ голову что народъ не подойдетъ къ намъ прежде нежели мы убавимъ у себя олимпiйскаго величiя прежде чѣмъ сами подадимъ ему не на словахъ а на дѣлѣ руку | Вѣдь народъ то несознаетъ въ насъ нужды онъ будетъ крѣпокъ и безъ насъ | Онъ не исчахнетъ какъ чахнемъ мы нечувствуя подъ своими ногами точки опоры неимѣя за своими плечами массы народа | Онъ твердъ самъ собою | Не крѣпки силами безжизненны вѣдь собственно мы сами имѣющiе честь называться образованнымъ обществомъ | Насъ убѣждаютъ согласиться въ томъ что народъ наше земство глупъ потомучто гг Успенскiй и Писемскiй представляютъ мужика глупымъ | Вотъ говорятъ они не подступаютъ къ народу съ какими-либо предзанятыми мыслями и глупаго мужика называютъ глупымъ | Но такiе расказы вродѣ расказа г Успенскаго Обозъ по нашему убѣжденiю составляютъ клевету на народъ | И это ли непредзанятость взглядовъ | Вѣдь въ нихъ есть кое-какая задняя мысль которая въ иное время бываетъ слишкомъ некстати | Тутъ неутѣшаетъ насъ даже и то соображенiе представленное Современникомъ что массы вездѣ глупы слишкомъ стадообразны и во Францiи въ Англiи и Германiи что рутина глубоко засѣла въ ихъ голову и что во всемъ они поступаютъ большею частiю машинально | Такъ зачѣмъ же и хлопотать о массахъ если онѣ глупы дѣйствуютъ машинально и т п | Жаль только что въ этомъ случаѣ теоретики не доводятъ своихъ заключенiй до конца | И знаете ли читатель намъ все кажется что во взглядѣ этой фаланги теоретиковъ страшный аристократизмъ | Они какъ-будто дѣлаютъ себя аристократiей просвѣщенiя и центромъ котораго должно держаться наше земство | И это ученiе теоретиковъ не симптомъ ли только симптомъ подъ другой формой борьбы такъ часто возникавшей въ древней Руси боярства съ земствомъ | такой фактъ нельзя ли назвать нѣкоторымъ посягательствомъ на народъ нашихъ чиновныхъ сословiй

| Впрочемъ Богъ ихъ знаетъ | Но есть и еще другая фаланга теоретиковъ которая ради послѣдовательности тоже отвергаетъ очень и очень многое разумѣемъ московскихъ славянофиловъ издающихъ теперь газету День | Въ свое время славянофильство много сдѣлало пользы для изученiя быта нашего народа | Оно показало много сторонъ въ русской жизни указало значенiе земства въ нашей исторiи и непосредственное его выраженiе общинный бытъ | Оно оказываетъ услуги нашей литературѣ даже и теперь | День издается только съ 15 ноября прошлаго года но и въ это короткое время онъ успѣлъ привлечь къ себѣ вниманiе нашего читающаго общества | И мы должны сказать что недаромъ на День публика обратила вниманiе | Въ немъ есть сила которая невольно привлекаетъ читателя на его сторону | Вы не можете не сочувствовать этому усиленному исканiю Днемъ правды этому глубокому хотя иногда и несправедливому негодованiю на ложь фальшь | Въ ѣдкости его отзыва о настоящемъ положенiи дѣлъ слышится какое-то порыванiе къ свѣжему воздуху слышно желанiе уничтожить тѣ преграды которыя мѣшаютъ русской жизни развиваться свободно и самостоятельно | Въ голосѣ Дня есть много честности | Онъ хочетъ дѣйствовать въ интересахъ нашего земства ратуетъ за его интересы поэтому онъ съ особенной силой отрицаетъ современный строй общества | И его отрицанiе обращено большею частiю на дѣло | Онъ не тратитъ даромъ силы не стрѣляетъ въ воздухъ какъ это часто случается съ дешовыми отрицателями тоже своего рода поклонниками искуства для искуства | День затрогиваетъ самыя существенныя стороны нашей русской жизни | Его отрицанiе идетъ въ глубь поднимаетъ такъ-сказать самое нутро вопроса а не расплывается въ воздухѣ не сражается съ воображаемымъ зломъ не донкихотствуетъ | Поставляя выше всего хотя и понимая по-своему интересы земства онъ сказалъ такое живое и дѣльное слово о крестьянскомъ дѣлѣ и тѣсно связанномъ съ нимъ вопросѣ дворянскомъ о цензѣ широко имъ понятомъ | Онъ поднялъ въ интересахъ русской народности и польскiй вопросъ чрезвычайно важный при настоящихъ обстоятельствахъ | А вѣдь подобные вопросы для насъ въ настоящее время вопросы плоти и крови | Отъ того или другого ихъ рѣшенiя зависитъ вся наша будущность весь ходъ русскаго прогреса и цивилизацiи | Разбирать въ частности поднимаемые Днемъ вопросы | Разбирать въ частности поднимаемые Днемъ вопросы мы не будемъ потомучто они чрезвычайно важные вопросы и стятъ обстоятельнѣйшаго обсужденiя чего мы не можемъ сдѣлать въ тѣсныхъ границахъ одной критической статьи | О нихъ нужно поговорить о каждомъ особо и немедленно отъ чего мы отнюдь не уклоняемся | Прибавимъ еще что голосъ Дня мы считаемъ очень важнымъ и нужнымъ въ нашей литературѣ особенно въ виду постоянно возникающихъ новыхъ вопросовъ жизни | Если въ рѣшенiи иныхъ мы и разойдемся съ нимъ то вѣдь чѣмъ больше будетъ по нимъ полемики тѣмъ лучше | Но въ интересѣ той же правды которую хочетъ День найти на Руси мы должны сказать что безпощадное отрицанiе въ иныхъ случаяхъ слишкомъ безпощадно и потому несправедливо | Ратуя за русское земство онъ несправедливъ къ нашему такъ называемому образованному обществу | Признавая жизнь только въ народѣ онъ готовъ отвергнуть всякую жизнь въ литературѣ обществѣ мы тутъ разумѣемъ лучшую часть его | Въ этомъ случаѣ онъ большой ригористъ | Мы понимаемъ что этотъ голосъ можетъ быть искрененъ но очевидно также что это голосъ фанатизма | День не хочетъ спуститься съ своей допетровской высоты презрительнымъ взглядомъ окидываетъ настоящую русскую жизнь лорнируетъ ее сквозь свое московское стеклышко и ничего то не находитъ въ