[врм-1861-12-лтр-21] Литературные воспоминания И. Панаева. Часть вторая (Соврем. 1861 г. кн. IX, X, XI). // Время. - 1861. - Разд. Критическое обозрение. - Т. VI. - № 12. - с. 184-197.
Смотреть оригинал Подробное описание эксперимента Легенда: "Достоевский" (27%), "50/50" (2%), "Страхов" (70%)

| Литературныя Воспоминанія Н Панаева

| ч а с т ь в т о р а я

| Соврем 1861 г кн IX X XI

| Читатели могутъ вознегодовать на насъ за слишкомъ пристальное вниманіе которое мы обращаемъ на Воспоминанія г Панаева | Вѣдь мы разъ уже говорили о нихъ и пробовали характеризовать ихъ | Ужь не измѣнились ли во второй части взглядъ и манера автора | Нѣтъ они все тѣже и кажется не обѣщаютъ ничего новаго впередъ | Тоже отсутствіе глубины таже страсть къ поверхностной карикатурѣ таже брезгливость относительно внѣшней обстановки и раздражительность въ отношеніи къ рѣзкимъ манерамъ | Но чтоже дѣлать | Своя рубашка къ тѣлу ближе | Мы говоримъ о Воспоминаніяхъ г Панаева потому что дѣло касается литературы | Эти Воспоминанія составляютъ у насъ исключительное явленіе мы такъ мало знаемъ исторію нашей литературы такъ мало имѣемъ для нея источниковъ что разсказы г Панаева раздаваясь безъ повѣрки и противорѣчія могутъ имѣть больше значенія чѣмъ сколько имъ слѣдуетъ имѣть по самой сущности дѣла | Мы очень желали бы чтобы хорошій примѣръ г Панаева нашолъ себѣ подражателей между литераторами много жившими и видѣвшими | Какихъ бы они направленій и мнѣній ни были если они рѣшатся писать воспоминанія мы получимъ болѣе всесторонніе и полные очерки лицъ и явленій нашей литературы тогда станетъ возможно болѣе правильное пониманіе ея исторіи и труднѣе будетъ исказить ее въ чьихъ нибудь глазахъ неполнымъ или карикатурнымъ разсказомъ

| Да не пустое ли это дѣло | спроситъ иной читатель | На первый разъ можно отвѣчать что когда оно будетъ сдѣлано только тогда и можно будетъ рѣшить пустое ли оно или нѣтъ | Въ томъ и бѣда что если судить напримѣръ по Воспоминаніямъ г Панаева то немудрено признать литературу и ея исторію большею частію за великіе пустяки | Но не его Воспоминаніямъ а только настоящей подлинной исторiи принадлежитъ сила рѣшить какое значеніе имѣла и имѣетъ литература въ нашей жизни | Вопросъ вообще интересный въ особенности интересный для литераторовъ и наконецъ вопросъ животрепещущій по своей современности | Въ настоящее время какъ вѣроятно неразъ замѣчали читатели литераторы нерѣдко очень свысока смотрятъ на свое собственное дѣло на литературу | И въ самомъ дѣлѣ что это за занятіе | Читать книги да водить перомъ по бумагѣ извлекая на всенародныя очи то что создается въ собственной головѣ развѣ это есть настоящее дѣло | Развѣ можно составить изъ него главное занятіе преимущественную дѣятельность своей жизни | Какъ есть разница между словомъ и дѣломъ такъ есть большое различіе между жизнью и литературою | Писатели чувствуютъ это различіе и какъ будто томятся стремленіемъ выйти изъ своей сферы и войти въ потокъ жизни | Возникаетъ странная борьба съ самимъ собою сопровождаемая то страданіемъ то мечтательными надеждами | Писатель съ нѣкоторымъ презрѣніемъ смотритъ на свои труды начинаетъ думать что онъ былъ достоинъ лучшей участи наконецъ надѣется что современемъ судьба укажетъ ему болѣе высокія цѣли

| Какъ судить объ этой борьбѣ | Гдѣ и какъ она можетъ найти свое примиреніе | Вопросы болѣе глубокіе чѣмъ обыкновенно полагаютъ | Источникъ этой борьбы заключается глубоко въ самомъ руслѣ человѣческой исторіи | Въ самомъ дѣлѣ у древнихъ ея не было | У древнихъ въ цвѣтущую эпоху древности не было писателей а были только мудрецы законодатели не было поэтовъ а были только слагатели молитвъ и священныхъ сказаній не было художниковъ а были только строители общественныхъ зданій и ваятели статуй боговъ | Каждый человѣкъ служилъ общему дѣлу жизни и слѣдовательно не могъ пожаловаться на свою участь и позавидовать судьбѣ другого | Когда же въ первый разъ явился человѣкъ который усомнился во всецѣлой своей принадлежности этому общему духу который богохульно утверждалъ что онъ дѣйствуетъ по внушеніямъ своего собственнаго генія который свое право поставилъ наравнѣ съ правомъ государства словомъ когда явился Сократъ то афиняне отравили его цикутой

| Съ тѣхъ поръ воды много утекло | Когда долго слагавшаяся жизнь опять стала развертываться одно изъ первыхъ ея изобрѣтеній было книгопечатаніе | Очевидно жизнь страшнымъ образомъ усложнилась и уже искала себѣ выхода во всѣ стороны по всѣмъ путямъ | Книгопечатаніе по сущности дѣла есть стихія свободнаго развитія при которой всякая централизація стала невозможною | Говорить можно только съ согражданами или вообще съ тѣмъ съ кѣмъ имѣешь прямое дѣло печать открыла возможность говорить со всѣмъ свѣтомъ | Слушать можно было только людей близкихъ имѣющихъ непосредственное вліяніе читать можно всякаго хотябы живущаго на другомъ полушаріи | Такимъ образомъ книгопечатаніе разорвало тѣсную связь между жизнью и мыслью и мысль образовала свою особую сферу въ которой уже не могла быть ничѣмъ стѣсняема и свободно принимала разнообразнѣйшія формы

| Итакъ тѣ кто вслѣдъ за Руссо готовъ нападать на книги вообще кто жалѣетъ о слишкомъ большомъ количествѣ времени употребляемомъ людьми на чтенье и писанье должны наконецъ убѣдиться что они спохватились слишкомъ поздно что дѣло зашло слишкомъ далеко и воротиться назадъ нельзя | Начинать опять сызнова человѣческую исторію невозможно

| Но если намъ необходимо покориться своей участи то нужно по крайней мѣрѣ переносить ее какъ возможно разумнѣе | Если отнынѣ и до конца временъ намъ суждено имѣть множество писателей и читателей то нужно чтобы эти люди понимали свое значеніе | Если уже необходима литература то лучше если у насъ будетъ хорошая а не дурная литература | Если множество людей убиваютъ свое время на недѣятельное занятіе чтеніе то лучше чтобы они читали хорошія а не дурныя вещи

| А что нужно для того чтобы этого достигнуть | Мы любимъ дѣлать то что хорошо дѣлаемъ и можемъ хорошо дѣлать только то что любимъ | Нужно любить свою литературу писатель долженъ съ любовью заниматься писательскимъ дѣломъ а читатель съ любовью слѣдить за писателемъ

| Литература не есть выдумка мечта проектъ она есть фактъ | Слѣдовательно ее возможно любить не одною платоническою но дѣйствительною живою любовью | Чтобы почувствовать къ ней такую любовь нужно именно взять ее въ ея дѣйствительности въ ея жизненной фактической сторонѣ нужно вникнуть въ ея исторію | Наша родина какъ извѣстно сторона печальная | Много мы ждемъ отъ нея впереди есть у насъ горячія симпатіи къ ея неподвижнымъ и глухимъ равнинамъ и все таки мы съ горечью оглядываемся назадъ | Что мы построили что создали | Гдѣ наши памятники гдѣ наша живая исторія | Какіе досадно темные и неопредѣленные отвѣты мы должны давать на эти вопросы | Но есть у насъ одинъ отвѣтъ ясный и вполнѣ опредѣленный у насъ уже есть литература жизнь пробилась въ ней свѣтлою текучею струею

| Поэтому писатель любя литературу и у насъ любитъ нѣчто дѣйствительное а не призрачное и мечтательное | Значеніе своей дѣятельности онъ можетъ понимать на живомъ неизгладимомъ примѣрѣ | Исторія литературы указываетъ ему что такое литература въ чемъ состоитъ существенная сторона дѣла которымъ онъ занимается | Эта исторія учитъ его въ какомъ отношеніи литература находится къ жизни какимъ образомъ литераторъ поэтъ можетъ быть важенъ полезенъ необходимъ въ общемъ строѣ жизни | Какъ ни молода наша литература какъ ни коротка ея исторія но въ этомъ отношеніи она намъ безконечно дорога | Рѣдко счастливая судьба выпадаетъ на долю русскимъ людямъ на поприщѣ ихъ дѣятельности | Проживаютъ они свою жизнь обыкновенно безъ всякаго слѣда несовершивши ничего прочнаго небывши ничѣмъ для своей исторіи и своего народа | Если и литераторы будутъ убѣждены что они ничто для своей среды и своего времени то разумѣется не будетъ у нихъ любви къ своему призванію если и литература наша такая же голая степь какъ многія другія поприща нашей жизни то безотрадно будетъ каждому изъ писателей какъ бываетъ безотрадно человѣку покинутому въ степи вдали отъ всякой жизни

| Вотъ почему мы такъ цѣнимъ историческіе очерки касающіеся нашей литературы вотъ почему обращаемся къ Воспоминаніямъ г Панаева | Какъ мы замѣтили читатель выноситъ изъ нихъ убѣжденіе что литература пустяки а литераторы люди занимающіеся пустяками | Г Панаевъ щадитъ немногихъ напримѣръ Бѣлинскаго Грановскаго мудрено бы было впрочемъ не пощадить ихъ | И безъ г Панаева мы имѣемъ нѣкоторое понятіе объ ихъ значеніи | Отъ г Панаева мы могли бы ожидать совершенно другого именно что онъ раскроетъ намъ значеніе другихъ лицъ менѣе важныхъ и извѣстныхъ | Вѣдь мы народъ современный старыхъ книгъ не читаемъ и гонимся за новизною что за услугу оказалъ намъ г Панаевъ выставляя въ смѣшномъ видѣ прежнихъ дѣятелей | Для насъ они и безъ того несуществовали чтоже мы выиграли если повѣримъ разсказамъ г Панаева изображающимъ ихъ ничтожество

| Во второй части Воспоминаній рѣчь идетъ о концѣ тридцатыхъ и началѣ сороковыхъ годовъ | Г Панаевъ разсказываетъ намъ о тогдашнихъ московскихъ кружкахъ | Болѣе или менѣе всѣмъ извѣстны два знаменитые кружка того времени именно славянофильскій центромъ котораго былъ Константинъ Аксаковъ и философскій въ главѣ котораго стоялъ Станкевичъ | Это были живыя не эфемерныя явленія которыхъ вліяніе простиралось далеко и обнаруживается донынѣ | Наша нынѣшняя литература связана съ ними кровнымъ родствомъ и можно бы указать множество нитей соединяющихъ лучшія явленія нашего времени съ этими малоизвѣстными въ свое время кружками | Посмотримъ же какъ отнесся къ нимъ г Панаевъ

| Разсказывая про свою дружбу съ славянофилами г Панаевъ даетъ понять что онъ самъ былъ чѣмъ то въ этомъ родѣ | Всякій разъ говоритъ онъ когда я выѣзжалъ изъ Петербурга мнѣ становилось легче | Я никогда не чувствовалъ къ нему особенной привязанности | Москва всегда нравилась мнѣ своею картинностью и оригинальностью

| Читатель можетъ замѣтить что этого еще мало для того чтобы назвать г Панаева того времени славянофиломъ | Но судя по его разсказу ничего больше ненужно | Изъ его словъ невозможно вывести о славянофилахъ никакого понятія кромѣ того что они любили Москву за ея картинность что они ходили любоваться ею съ Воробьевыхъ горъ и съ другихъ мѣстъ и вообще безпрестанно восхищались ею | Больше г Панаевъ ничего не нашолъ у нихъ хотя бывалъ у Аксаковыхъ почти всякій день | Въ одномъ мѣстѣ онъ впрочемъ попробовалъ характеризовать мнѣнія Константина Аксакова но вотъ что изъ этого вышло

| Онъ любилъ пишетъ г Панаевъ не человѣка а исключительно русскаго человѣка да и то такого только которой родился на Москвѣ рѣкѣ или на Клязьмѣ | Русскихъ имѣвшихъ несчастіе родиться на берегу финскаго залива онъ уже не признавалъ русскими

| И только и больше не говорится о его взглядахъ ни слова | Хорошая характеристика | Москва рѣка Клязьма и финскій заливъ выручили г Панаева изъ бѣды | При помощи ихъ онъ хоть немного а сказалъ таки о направленіи славянофильства | Въ другомъ случаѣ ему помогъ сертукъ | Это случилось такъ | Г Панаевъ и К Аксаковъ лежали на травѣ на берегу Москвы рѣки у Драгомиловскаго моста и предавались славянофильству т е любовались Москвою | Аксаковъ одушевился вскочилъ съ земли и вотъ что сказалъ

| Пора намъ сознать нашу національность а сознать ее можно только здѣсь пора сблизиться намъ съ нашимъ народомъ а для этого надо сначала сбросить съ себя эти глупыя кургузыя нѣмецкія платья которыя раздѣляютъ насъ съ народомъ и при этомъ Аксаковъ наклонился къ землѣ поднялъ свой сертукъ и презрительно отбросилъ его отъ себя

| Вотъ все что вынесъ г Панаевъ изъ своихъ личныхъ отношеній съ славянофилами | Такъ онъ ихъ понималъ такъ глубоко запали ему въ душу ихъ рѣчи | Съ этой точки зрѣнія понятно что настоящимъ героемъ служащимъ для характеристики славянофильства у г Панаева выходитъ угадайте кто | Хомяковъ | Аксаковъ | Не тутъ то было | Герой г Панаева М Н Загоскинъ | Изъ славянофиловъ ему посвящено наибольшее число страницъ драгоцѣнныхъ воспоминаній | Какіе смѣшные анекдоты | Подробно разсказывается какъ онъ бранилъ новыя идеи какъ учился французскому языку какъ подчивалъ автора русскимъ виномъ какъ восхищался лукутинскими табакерками и проч и проч Смѣшно очень смѣшно

| Давно ли вышли эти проницательныя воспоминанія а какъ видно они уже приносятъ плоды | Славянофилы къ крайнему соблазну многихъ существуютъ до сихъ дней | Они издаютъ газету День | День есть современное явленіе о которомъ слѣдуетъ говорить и имѣть нѣкоторое посильное мнѣніе | Объ немъ отзывались многіе журналы и въ Библіотекѣ для Чтенія ноябрь отозвался недавно нѣкто З ъ въ статьѣ подъ заглавіемъ Порой межъ волка и собаки | Г З ъ громитъ славянофильскую газету безъ милосердія и порадовалъ насъ явными успѣхами россійской литературы въ