[пх-1865-1-змт-291] Заметки летописца, январь // Эпоха. - 1865. - № 1. - с. 1-14.
Смотреть оригинал Подробное описание эксперимента Легенда: "Федор Достоевский" (0%), "50/50" (5%), "Страхов" (94%)

| ЗАМѢТКИ ЛѢТОПИСЦА

| ЯНВАРЬ

| Нѣчто о молчанiи

| Одинъ мой знакомый по временамъ заглядывающiй въ Голосъ недавно сказалъ мнѣ не безъ нѣкотораго вида добраго совѣта что иногда всего лучше молчать | Молчанiе какъ извѣстно всякому читателю не только нерѣдкость а весьма распространенное явленiе и причину его во множествѣ случаевъ составляютъ именно тѣ выгоды молчанiя которыя разумѣлъ мой знакомый

| Помалчивать весьма выгодно во-первыхъ для сохраненiя о себѣ хорошаго мнѣнiя | Кто спитъ тотъ не грѣшитъ такъ и тотъ кто молчитъ не говоритъ глупостей и слѣдовательно постоянно сохранять за собою притязанiе на самое тонкое и проницательное пониманiе вещей и даже на самыя благородныя и прекрасныя сердечныя качества

| Такой резонъ положимъ годится только для тѣхъ кому нечего сказать кто подвергается опасности попасть въ просакъ и потому лучше сдѣлаетъ если будетъ съ многозначительною миною

| Хранить молчанье въ важномъ спорѣ

| Но если у васъ и есть ясныя и опредѣленныя мысли которыя просятся наружу если вы не боитесь за свою мысль и свое слово то и тогда молчанiе все-таки выгодно | Ибо всякая мысль трудна всякая мысль требуетъ извѣстнаго вниманiя и усилiя для своего пониманiя | А масса большею частiю судитъ легко и поверхностно у ней на все готовыя рѣзкiя рубрики ея девизъ кто не съ нами тотъ противъ насъ | Слѣдовательно каждая мысль непремѣнно возбудитъ въ массѣ недоразумѣнiя | Эти недоразумѣнiя одинаково легко возникаютъ съ противоположныхъ сторонъ ваша мысль будетъ непонята искажена перетолкована до чудовищности и вы сами будете покрыты насмѣшками и позоромъ

| Положимъ однакоже вы на столько мужественны что пренебрегаете этими насмѣшками и позоромъ и на столько дорожите вашею мыслью что такъ или иначе будете повторять и разъяснять ее | Можетъ случиться гораздо большее зло можетъ случиться что вы повредите не себѣ а другимъ | Ваши рѣчи могутъ обрадовать тѣхъ кого вы вовсе не хотѣли радовать и огорчить тѣхъ кого вы не желали огорчать | При господствѣ недоразумѣнiй вы можете усиливать своими словами то дѣло противъ котораго сами вооружены и нанести зло тѣмъ кого хотѣли-бы защитить | Молчите и вы будете безопасны отъ такихъ случаевъ и никто не будетъ въ правѣ попрекнуть васъ что ваши слова хоть разъ послужили въ пользу и поощренiе недобрыхъ началъ

| Таковы выгоды молчанiя многiе хорошо знаютъ имъ цѣну и соблюдаютъ ихъ въ большей или меньшей степени смотря по обстоятельствамъ

| Признаюсь я нахожу въ этой политикѣ очень мало высокаго и думаю что къ ней слѣдуетъ прибѣгать только въ крайнемъ случаѣ что ее не должно считать глубочайшею мудростiю

| Молчанiе есть зло уже потому самому что рѣчь есть добро | Молчанiе есть мракъ и смерть и слѣдовательно при немъ не могутъ совершаться здравымъ и нормальнымъ образомъ явленiя человѣческой жизни | Молчанiе подавляетъ эти явленiя или даетъ имъ уродливыя и болѣзненныя формы | И такъ не только не слѣдуетъ прибѣгать къ молчанiю какъ-нибудь легко и охотно по первому представившемуся поводу но слѣдуетъ избѣгать его всячески всевозможными мѣрами | Прибѣгать къ этому злу можно не иначе какъ только во избѣжанiе дѣйствительно большаго зла

| Можно-бы многое сказать если-бы мы вздумали разобрать какiя вредныя и глубокiя слѣдствiя можетъ имѣть такое повидимому ничего несодержащее и ничего незначащее дѣйствiе какъ молчанiе | Оно столько-же подвергается недоразумѣнiямъ также точно можетъ угождать не тому кому слѣдуетъ и вредить тѣмъ кому хотѣлось-бы помочь какъ и всякiя ясныя или неясныя рѣчи | Оно можетъ быть самою грубою и жестокою ложью именно можетъ внушать мысль что вовсе не существуетъ какихъ-нибудь явленiй которыя совершаясь передъ нашими глазами и отзываясь въ нашихъ умахъ должны непремѣнно вызывать нашъ судъ и наше слово | Какое-бы дѣло у насъ ни шло большое или маленькое молчанiе будетъ знакомъ равнодушiя къ дѣлу а равнодушiе часто отнимаетъ силы у самыхъ смѣлыхъ и совершенно убиваетъ слабыхъ и робкихъ | Вообще молчанiе дѣйствуетъ отрицательно останавливаетъ ослабляетъ замедляетъ только рѣчь дѣйствуетъ положительно подвигаетъ оживляетъ ускоряетъ | Вотъ почему даже плохимъ рѣчамъ невѣрнымъ безсвязнымъ и недоконченнымъ можно отдать предпочтенiе передъ мертвымъ молчанiемъ | Только слово даетъ плоды а молчанiе бесплодно

| Долгъ и опасности

| Отвлечонность нашей литературы ея оторванность отъ жизни все еще продолжается не смотря на явныя усилiя выйти изъ этого положенiя не смотря на замѣтный поворотъ къ сближенiю съ жизнью | Если литература выражаетъ потребности общества то можно сказать что для насъ самая настоятельная потребность все еще состоитъ въ томъ чтобы опредѣлить и уяснить общiя начала общiй взглядъ общую точку зрѣнiя на дѣла и событiя | Не самое дѣло насъ занимаетъ а пока только взглядъ на него мы все еще стремимся установиться на какихъ-нибудь опредѣленныхъ и строгихъ понятiяхъ и тѣмъ самымъ показываемъ что наши понятiя все еще не имѣютъ полной твердости и законченности | Если-бы точки зрѣнiя вполнѣ установились то не было-бы этого безпрерывнаго оглядыванiя безпрерывной провѣрки своихъ взглядовъ а дѣло-бы прямо шло о дѣлѣ

| Все это разумѣется зависитъ отъ самой жизни | До сихъ поръ между мыслью и жизнью существуетъ разладъ при которомъ тотъ кто слился съ жизнью по необходимости отрывается отъ мысли а тотъ кто предался мысли чувствуетъ себя оторваннымъ отъ жизни | Совершается тяжкая и трудная работа и немудрено что при этомъ всякiя противорѣчiя упорно держатся и не сглаживаются такъ легко какъ многимъ думается и желается | Даже самымъ уважаемымъ дѣятелямъ нашей литературы можно сдѣлать справедливый упрекъ что они мало практичны что въ ихъ сужденiяхъ и взглядахъ на текущiя дѣла есть нѣчто утопическое есть доля мечтательности дѣлающая ихъ мало приложимыми | Такъ это есть и такъ я думаю это и должно быть при настоящемъ положенiи вещей

| Литература выражаетъ состоянiе общества | Общество наше точно также страдаетъ теоретическимъ отвлечоннымъ настроенiемъ которое часто прорывается наружу самымъ страннымъ образомъ | Ибо что въ литературѣ еще допускается и имѣетъ свое оправданiе то дѣлается комическимъ когда является въ практической и жизненной сферѣ | Ничего нѣтъ смѣшного въ томъ что литература много толкуетъ о какомъ-нибудь писателѣ въ этомъ состоитъ даже ея прямая обязанность но когда писателя ни съ того ни съ сего приплетутъ къ какому-нибудь дѣлу то этимъ будетъ только доказано какъ мало это дѣло имѣетъ настоящей жизни настоящаго интереса и какъ полна голова въ немъ участвующихъ не дѣломъ а всякими отвлечонностями | Подобныя вещи однако-же случаются | Тамъ гдѣ кажется должна-бы говорить сама жизнь гдѣ каждое слово должно-бы отзываться твердо на землѣ стоящимъ интересомъ быть воплощенiемъ дѣйствительныхъ чувствъ и желанiй и тамъ мы встрѣчаемъ все тѣже воздушныя распри и миражныя столкновенiя какiя намъ хорошо знакомы въ литературѣ

| Въ самомъ дѣлѣ какiя соображенiя намъ случается слышать | положимъ вздумаютъ разъяснять какое-нибудь право что говорятъ въ такомъ случаѣ | Вмѣсто того чтобы доказывать дѣйствительное существованiе извѣстнаго права его неотъемлемость и незамѣнимость сейчасъ-же пустятся въ теорiю станутъ выводить его изъ общихъ соображенiй и въ концѣ концовъ наговорятъ противъ себя больше чѣмъ за себя | Есть у насъ учоные которые стоятъ не за учоность а за независимое состоянiе и древнее происхожденiе есть купцы которые забывая о своемъ богатствѣ мечтаютъ объ образованiи и знатности есть наконецъ и дворяне которые видятъ свою силу не въ древнемъ происхожденiи а въ томъ что они образованы и независимы | Такъ выходитъ по теорiи | По теорiи выходитъ что сила должна принадлежать людямъ образованнымъ и заинтересованнымъ въ сохраненiи процвѣтанiя порядка вещей и вотъ дворянинъ забывая свой родъ толкуетъ объ образованiи и имуществѣ

| Такимъ образомъ вездѣ отзывается не жизнь а книжка | Самъ по себѣ своимъ настоящимъ живымъ голосомъ не говоритъ ни одинъ элементъ общества | Поэтому они и говорятъ не за себя а противъ себя | Тысячи людей недворянскаго происхожденiя могутъ обогнать дворянъ въ образованiи и богатствѣ и слѣдовательно на этомъ основанiи никакой разницы между тѣми и другими положить невозможно | Напротивъ знатности у знатнаго человѣка ни перекупить ни отнять невозможно и по справедливости ему должно принадлежать все что принадлежитъ знатности

| Еще болѣе странны тѣ основанiя по которымъ иногда поднимаются эти рѣчи | Собственно каждому слѣдуетъ стоять или за общiй интересъ или за свой частный купцу за торговлю знатному за свою знатность и т д | Позволительно встревожиться если-бы какiя-нибудь бѣдствiя грозили нарушить общiе или частные интересы | Тогда было-бы понятно усилiе защищать интересы эти или предлагать мѣры къ ихъ защитѣ | Тутъ дѣйствовало-бы живое чувство самосохраненiя | Между тѣмъ на что намъ указываютъ | Какiя опасности заставляютъ многихъ тревожиться за общее благо

| Послушать иныхъ такъ эти опасности весьма грозны и состоятъ ни въ чомъ иномъ какъ въ соцiализмѣ и коммунизмѣ | Соцiализмъ и коммунизмъ | Боже мой | Но вѣдь это прямехонько изъ книжки | Да еще изъ какой изъ устарѣлой французской книжки | Вѣдь такъ могутъ говорить и думать только одни невѣжественные французы называвшiе генерала Муравьева великимъ соцiалистомъ и грозившiе Европѣ коммунизмомъ который будто-бы долженъ разлиться въ ней изъ Россiи | Говорить такъ значитъ только показывать всѣмъ и каждому что мы не имѣемъ и не чувствуемъ никакихъ дѣйствительныхъ опасностей а имѣемъ въ головѣ только мнимые и фальшивые страхи что настоящей живой дѣйствительной потребности и нужды у насъ нѣтъ никакой

| И такъ подобные толки мнѣ кажется доказываютъ что наше общество сильно пропитано отвлечонностiю что жизни въ немъ еще мало сказывается и что иныя его явленiя которыя по ошибкѣ можно принять за живыя сами какъ нельзя лучше обличаютъ свою безжизненность

| Новые люди

| Существуютъ-ли у насъ новые люди и если существуютъ то что они такое | Вотъ вопросъ который уже давно и весьма усердно разработывается русскою литературою | Не стану говорить о мелкихъ явленiяхъ которымъ нѣтъ числа упомяну только о главнѣйшихъ читатель увидитъ что и ихъ слишкомъ достаточно | Первый началъ дѣло чуткiй Тургеневъ который въ своемъ Базаровѣ задумалъ изобразить новаго человѣка | За тѣмъ г Писемскiй написалъ Взбаламученное море въ которомъ по необходимому ходу дѣла являются и фигуры новыхъ людей | За тѣмъ романы болѣе или менѣе захватывающiе тотъ-же вопросъ стали плодиться необыкновенно быстро | Въ Русскомъ Вѣстникѣ явился романъ Марево въ Современникѣ Что дѣлать въ Отечественныхъ Запискахъ Въ своемъ краю въ Эпохѣ Мудреное дѣло въ Библiотекѣ для чтенiя только что кончился Некуда | Все это вертится около одной главной точки именно образа новаго человѣка и если дѣло пойдетъ тѣмъ-же порядкомъ дальше то насъ ждетъ впереди очевидно еще не мало романовъ того-же рода

| Странный вопросъ странная мысль | Я увѣренъ что для многихъ этотъ предметъ покажется отнюдь не любопытнымъ и они скажутъ по обыкновенiю что я занимаюсь пустою болтовнею | Дѣйствительно вопросъ этотъ какъ будто не играетъ никакой замѣтной роли въ другихъ дѣлахъ и вопросахъ | Онъ не имѣетъ почти никакой связи съ интересами всего болѣе привлекающими наше вниманiе | Можно подумать что и весь вопросъ-то выдуманный и сочиненный гдѣ-нибудь въ уголку | Что за вздоръ въ самомъ дѣлѣ | новые люди | Но люди всегда люди природа человѣческая остается одна и таже | И какъ-бы кто ни гнулъ себя и ни ломалъ эта природа всегда скажется всегда рано или поздно заявитъ свои неизмѣнныя свойства

| Нельзя не согласиться что тутъ есть большая доля правды нельзя не видѣть что все что происходитъ на дѣлѣ все что совершается около насъ въ дѣйствительности и потому серьозно интересуетъ насъ происходитъ и совершается сообразно съ всегдашними свойствами человѣческой природы | Поэтому понятно что многiе ни мало не интересуются вопросомъ о новыхъ людяхъ и отбрасываютъ эту мысль какъ пустую мечту

| Однако-же я привелъ факты я сослался на цѣлый рядъ произведенiй которыхъ ничтожными считать никакъ нельзя которыя обращали на себя нерѣдко вниманiе всѣхъ читающихъ людей и которыя трактуютъ вопросъ о новыхъ людяхъ | Что-же это значитъ позволю себѣ спросить | Конечно это еще не доказываетъ чтобы какiе-нибудь новые люди дѣйствительно существовали конечно это не значитъ даже того чтобы новые люди были вообще возможны и чтобы ихъ можно было ожидать | Но это несомнѣнно и неопровержимо доказываетъ что русская литература была смущена мыслью о новыхъ людяхъ что возможность новыхъ людей была предполагаема или допускаема или наконецъ принимаема съ горячею вѣрою въ нашей литературѣ | Все равно боялись-ли новаго ждали-ли его