[грж-1873-34-тшт-243] Утешительно или не утешительно? (По поводу изменений в Питейном Уставе) // Гражданин. - 1873. - № 34. - с. 918-921.
[Текст импортирован из файла. Подпись: ***]
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

 УТѢШИТЕЛЬНО ИЛИ НЕ УТѢШИТЕЛЬНО? (По поводу измѣненiй въ Питейномъ Уставѣ). Никто громче «Гражданина» не взывалъ къ какимъ-либо мѣрамъ, могущимъ дѣйствительно ограничить пьянство въ Россiи; полагаемъ, слѣдовательно, что обнародованныя 13 iюля новыя узаконенiя относительно Питейнаго Устава должны весьма и весьма интересовать нашихъ читателей, и именно — на сколько эти новыя постановленiя могутъ обѣщать способствовать къ ограниченiю пьянства. Эти новыя постановленiя заключаютъ въ себѣ четыре главныя части. Первую часть составляютъ новыя правила для питейныхъ заведенiй въ Петербургѣ и въ пригородныхъ его участкахъ, вводимыя съ 1874 года въ видѣ опыта на 3 года. Вторая часть заключаетъ въ себѣ возвышенiе патентнаго сбора по всей Имперiи, въ измѣненiе приложенiя къ ст5 Пит. Устава. Третья часть представляетъ собою дополнительныя къ 322, 323 и 326 стат. Пит. Устава правила, имѣющiя прямою цѣлью ограниченiе вреднаго дѣйствiя кабаковъ повсемѣстно, и, наконецъ, Четвертая часть возлагаетъ на министерство финансовъ обязанность безотлагательно озаботиться о возможности примѣненiя новыхъ правилъ издаваемыхъ для питейныхъ заведенiй въ Петербургѣ, къ Москвѣ и къ Одессѣ, а также и къ нѣсколькимъ уѣздамъ разныхъ губернiй. Разсматривая всѣ эти постановленiя въ цѣльности и пытаясь, такъ сказать, проникнуть въ главную мысль законодателя, побудившую къ ихъ составленiю, мы считаемъ себя въ правѣ, если не ошибаемся, видѣть въ цѣли этихъ новыхъ законовъ — стремленiе ограничить употребленiе водки по мѣрѣ возможности, или — что тоже — способствовать къ уменьшенiю пьянства. Уже это одно весьма утѣшительное явленiе. Оно доказываетъ, что министерство финансовъ вняло наконецъ народной молвѣ и отовсюду въ Россiи раздававшимся голосамъ о страшныхъ размѣрахъ усиленiя пьянства и согласилось, подобно тому какъ оно это дѣлаетъ по другимъ вопросамъ, принять мѣры въ удовлетворенiе этимъ общественнымъ заявленiямъ. Толки о пьянствѣ и вопли о немъ начались чуть-ли не со дня введенiя новой акцизной системы; но если мы не ошибаемся, весьма долго министерство финансовъ отклоняло отъ себя и отвѣтственность за усиленiе пьянства, и обязанность измѣнять въ существенныхъ чертахъ изданное положенiе, при чемъ ссылалось не безъ основанiй на то обстоятельство что оно недостаточно еще знакомо съ практическими результатами новой системы акциза и питейной продажи. Нынѣшнiя мѣры, только что изданныя, доказываютъ, по видимому, что, съ одной стороны, голоса за ограниченiе пьянства сдѣлались сильнѣе, а съ другой стороны опытъ прожитыхъ новою акцизною системою годовъ далъ министерству финансовъ возможность ближе ознакомиться съ его практическою стороною и сдѣлалъ его компетентнымъ судьею въ рѣшенiи вопроса: нужно ли и можно ли ввести какiя-либо значительныя измѣненiя въ основныя, такъ сказать, начала винно-акцизной системы, съ цѣлью достигнуть уменьшенiя пьянства? По видимому, министерство финансовъ отвѣтило на вопросъ: нужно ли? — нужно, и на вопросъ: можно ли? — можно. Ибо въ новыхъ правилахъ, по его иницiативѣ изданныхъ, мы видимъ весьма наглядно высказанными тѣ начала, которыя прежде министерство финансовъ рѣшительно не признавало возможнымъ вводить въ Питейный Уставъ. Начала эти суть: 1ограниченiе количества питейныхъ заведенiй, 2стремленiе замѣнять водку пивомъ и 3значительное возвышенiе патентныхъ пошлинъ. Но всего важнѣе, по нашему мнѣнiю, введенiе того новаго начала, въ силу котораго вопросъ о количеcтвѣ питейныхъ заведенiй поставленъ въ прямую зависимость отъ мѣстной общей администрацiи, а не акцизной; такъ въ п5 Правилъ для петербургской раздробительной продажи крѣпкихъ напитковъ прямо сказано, что: опредѣленiе числа питейныхъ заведенiй въ Петербургѣ и въ пригородѣ зависитъ отъ градоначальника и губернатора; далѣе, въ дополненiи къ ст322, 323 и 326 Пит. Уст., сказано что исключенiе изъ новаго правила о воспрещенiи открывать временныя выставки и ренсковые погреба на ярмаркахъ и базарахъ можетъ быть допускаемо не иначе какъ по особому каждый разъ разрѣшенiю губернатора. Введенiе этого новаго начала кажется намъ самою существенною уступкою, сдѣланною министерствомъ финансовъ въ удовлетворенiе государственной потребности и самымъ существеннымъ измѣненiемъ въ духѣ, такъ сказать, доселѣ дѣйствовавшаго положенiя о питейныхъ заведенiяхъ. До сихъ поръ, какъ извѣстно, всякiй кто хотѣлъ могъ, при извѣстныхъ условiяхъ, открывать питейное заведенiе, и во всякомъ случаѣ губернаторская власть по отношенiю къ питейнымъ заведенiямъ была скорѣе номинальна чѣмъ дѣйствительна и, при всемъ желанiи, губернаторъ ничего не могъ предпринимать противъ пьянства, такъ какъ не имѣлъ въ распоряженiи ни одного практически дѣйствительнаго права вмѣшиваться въ дѣла питейныхъ заведенiй. Теперь постараемся вкратцѣ разсмотрѣть въ чемъ заключается сущность каждой изъ частей новыхъ законовъ о питейной продажѣ. Какъ мы сказали, первая часть заключаетъ въ себѣ новыя правила для питейныхъ заведенiй и раздробительной продажи крѣпкихъ напитковъ для Петербурга и пригородныхъ его участковъ. Существенная часть этихъ правилъ заключается въ слѣдующемъ: Питейные дома могутъ быть открываемы не иначе какъ въ опредѣленномъ числѣ. Число ихъ и мѣстности, гдѣ они могутъ быть открыты, опредѣляются въ Петербургѣ градоначальникомъ, въ пригородныхъ участкахъ — губернаторомъ. Размѣръ патентной платы въ казну опредѣляется съ торговъ. Никто не можетъ содержать въ Петербургѣ и въ пригородѣ его болѣе трехъ питейныхъ заведенiй. Питейный домъ долженъ быть въ нижнемъ этажѣ въ видѣ отдѣльной, съ окнами на улицу безъ занавѣсъ комнаты, безъ всякой связи съ жилымъ помѣщенiемъ какимъ бы то ни было, безъ мебели для посѣтителей, и съ правомъ въ видѣ закуски держать только хлѣбъ и соль. Женщинамъ вообще и мужской прислугѣ моложе 21 года запрещается торговать или служить въ питейныхъ заведенiяхъ. Портерныя и пивныя лавки могутъ быть открываемы въ неограниченномъ числѣ и безъ особаго разрѣшенiя, помѣщаться могутъ во всякомъ этажѣ, и съ разрѣшенiя полицiи могутъ открывать у себя игры въ домино, шашки, кегли и шахматы. Ренсковые погреба, штофныя лавки и водочные магазины, то есть заведенiя для продажи крѣпкихъ напитковъ на выносъ, но не распивочно, могутъ быть открываемы безъ всякихъ ограниченiй относительно ихъ количества Изъ содержанiя сихъ главныхъ пунктовъ новыхъ правилъ о раздробительной продажѣ крѣпкихъ напитковъ въ С-Петербургѣ С.-Петербургѣ и пригорода его читатели могутъ усмотрѣть что составители правилъ имѣли въ виду, какъ мы сказали, подвергнуть ограниченiямъ и стѣсненiямъ распивочныя питейныя заведенiя, то есть кабаки, и напротивъ, сравнительно съ кабаками, поставить въ болѣе благопрiятныя условiя портерныя и пивныя лавки и продажу виноградныхъ винъ; такъ патентный сборъ для портерныхъ лавокъ опредѣленъ въ 55 р., для погребовъ съ русскими виноградными винами — 25 р., тогда какъ цифра сбора имѣющая взиматься съ торговъ съ кабаковъ будетъ значительно больше. Кромѣ того мы видимъ изъ этихъ правилъ, что составители ихъ сдѣлали все что могли для предотвращенiя всѣхъ тѣхъ неудобствъ и безпорядковъ, которые доселѣ обращали питейныя заведенiя въ веселыя сходбища, гдѣ пьянство и развратъ во всѣхъ видахъ играли главную роль. Но затѣмъ остается знать: будетъ ли на практикѣ все такъ же хорошо, какъ въ теорiи? Въ этомъ-то вся сущность дѣла. Такъ, напримѣръ, въ новыхъ правилахъ законъ строго запрещаетъ по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ открывать кабаки ранѣе полудня: пунктъ этотъ есть ничто иное какъ буквальное повторенiе давно существующаго въ ХIV т. закона. А между тѣмъ мы сами имѣли случай убѣдиться лично въ томъ, что въ Петербургѣ не вездѣ законъ этотъ примѣняется донынѣ: двери кабака только притворены, и всякiй преспокойно въ него входитъ и изъ него выходитъ гораздо ранѣе двѣнадцати часовъ. А нельзя сказать чтобы полицiя въ Петербургѣ ничего не дѣлала; напротивъ, она очень бдительна и честна. Вотъ почему само собою разумѣется что степень пользы отъ этихъ новыхъ правилъ для питейныхъ заведенiй въ Петербургѣ будетъ зависѣть отъ степени ихъ соблюденiй, а степень ихъ соблюденiй будетъ въ полной зависимости отъ полицiи. Вторая часть новыхъ законовъ къ Питейному Уставу относящихся заключаетъ въ себѣ измѣненiе приложенiя къ ст. Уст. о питейномъ сборѣ, то есть увеличенiе патентнаго сбора съ водочныхъ заводовъ и заведенiй, который съ 1 янв. 1874 г. будетъ взиматься въ слѣдующихъ размѣрахъ: 1съ водочныхъ заводовъ: — 1-го pазр. 600 р.; 2-го разр. — 300 р.; 3-го разр. 225 р. 2Съ оптовыхъ складовъ — 600, 200 и 100 р. 3съ ренсковыхъ погребовъ съ распивочною продажею — 950 р. 480 р. и 160 р.; безъ распивочной продажи 400, 200 и 70 р. 4Съ погребовъ торгующихъ русскими виноградными винами — 25, 15 и 5 р.; 5съ трактирныхъ заведенiй — 330, 110 и 70 р.; 6съ буфетовъ отъ 170 до 40 р. 7Съ портерныхъ и пивныхъ лавокъ 55, 30 и 15 р. 8Съ питейныхъ заведенiй, то есть съ питейныхъ домовъ, штофныхъ лавокъ, водочныхъ магазиновъ, шинковъ, постоялыхъ дворовъ и заѣзжихъ домовъ производящихъ распивочную продажу — 550 р., 280 р., и 140 р., смотря по мѣстностямъ. 9Съ временныхъ выставокъ — за каждый разъ какъ открываются, а за продолжающiяся болѣе недѣли — за каждую недѣлю, повсемѣстно, 14 р. Изъ всѣхъ этихъ цифръ видно что патентные сборы по каждой статьѣ удвоены сравнительно съ прежнимъ сборомъ; въ тоже время нельзя не замѣтить какъ велика разница между сборомъ съ питейныхъ заведенiй и сборомъ съ пивныхъ и портерныхъ лавокъ; изъ сопоставленiя обѣихъ цифръ оказывается что патентный сборъ для первыхъ вдесятеро больше чѣмъ для вторыхъ. Третья часть новыхъ питейныхъ законовъ заключаетъ въ себѣ слѣдующiя три статьи: 1Въ питейныхъ заведенiяхъ воспрещается: содержать сидѣльцевъ и вообще прислугу изъ лицъ недостигшихъ 21 года; и бвпускать въ сiи заведенiя нижнихъ чиновъ, воспитанниковъ учебныхъ заведенiй и вообще малолѣтнихъ. 2Воспрещается содержать заведенiя съ продажею крѣпкихъ напитковъ въ селенiяхъ писарямъ, служащимъ въ волостныхъ и сельскихъ управленiяхъ, письмоводителямъ мировыхъ посредниковъ, а равно женамъ сихъ лицъ и неотдѣленнымъ членамъ ихъ семействъ. И 3воспрещается открытiе временныхъ выставокъ и ренсковыхъ погребовъ на ярмаркахъ и базарахъ. Исключенiе, съ разрѣшенiя губернатора, можетъ быть допускаемо въ тѣхъ селенiяхъ гдѣ вовсе не существуетъ питейныхъ заведенiй. Здѣсь самая важная мѣра, сколько кажется намъ, заключается въ запрещенiи открывать временныя питейныя заведенiя на ярмаркахъ и базарахъ. Кто сколько нибудь знакомъ съ крестьянскою жизнью въ селенiяхъ, тотъ не могъ не видѣть какимъ стимуломъ къ пьянству служатъ эти временные кабаки на ярмаркахъ и базарахъ; во первыхъ, потому именно, что они временны, и должны послужить источникомъ барыша во что бы то ни стало, а во вторыхъ, — и это главное, — потому что, находясь подъ рукою каждаго мужика, приманиваютъ его выпить тогда когда продастъ или купитъ выгодно, чтобы спрыснуть новый товаръ, или получку, или же запить горе, когда купитъ дорого или продастъ дешево. Кабакъ постоянный въ селенiи — совсѣмъ не то же, чтó временная выставка для базарнаго люда: въ кабакъ надо собраться и идти; а временная выставка по большей части тутъ же на базарѣ, въ самомъ центрѣ рыночнаго разгара и разгула. Что же касается втораго закона о воспрещенiи сельскимъ властямъ и ихъ семействамъ открывать питейныя заведенiя, то, сознавая всю его благонамѣренность, врядъ-ли слѣдовало бы признавать его необходимымъ, по той простой причинѣ, что нѣтъ никакой возможности поименованнымъ въ этомъ законѣ лицамъ помѣшать быть фактически хозяевами кабаковъ, если они того пожелали бы: стоитъ только взять патентъ на чужое имя, а держать въ повиновенiи такого кабачника они всегда съумѣютъ. Къ тому же надо замѣтить что такого рода фактъ, какъ держанiе кабака волостнымъ писаремъ или письмоводителемъ мироваго посредника, почти немыслимъ въ деревнѣ: онъ былъ бы явленiемъ неестественнымъ, уродливымъ для крестьянскихъ нравовъ; почему — сказать въ точности трудно, но крестьянину немилъ станетъ и писарь и кабакъ, если писарь обратится въ