[врм-1862-8-нгл-315] Нигилизм в искусстве // Время. - 1862. - № 8.
Смотреть оригинал

Используется СТАРЫЙ набор атрибутов!

===========

 НИГИЛИЗМЪ ВЪ ИСКУСТВѢ   Ex nihilo nihil. Старая истина. ____   Мы всегда были той вѣрычто искуствокаково бы оно ни было въ данную эпохуявляется всегда самымъ полнымъ и притомъ самымъ вразумленнымъ выраженiемъ смысла жизни въ данную эпохуЭтимъ мы не хотимъ конечно нисколько умалить ни заслугъни достоинствъ наукино тодо чего она доходитъ почастно, — искуство часто отгадываетъ сразу полноВъ искуствѣ первомъ раздается всегда слово эпохи или слово извѣстной минуты эпохиМы беремъ въ настоящемъ случаѣ слово не въ какомъ-либо переносномътѣмъ менѣе таинственномъа въ самомъ обыденномъ смыслѣпожалуй какъ названiе извѣстной категорiи явленiй. Каковъ напримѣръ нинаесть послѣднiй романъ Тургеневаа формула: «нигилизмъ», «нигилисты» только съ его появленiя перешла въ общее достоянiеМы не говоримъчтобы Тургеневъ формулу эту выдумалъно онъ пустилъ ее въ ходъСъ его легкой руки пошли толки о нигилизмѣ и нигилистахъ въ жизнивъ наукѣи даже не очень давно одинъ критикъ заговорилъ о нигилизмѣ въ искуствѣуказалъ даже на существующiя уже будтобы явленiя нигилизма въ этой сферѣдаже на поэтовъ нигилизмаСправедливо ли указалъ онъ, — другой вопросъно во всякомъ случаѣ онъ почуялъ что-то носящееся уже въ воздухѣхоть можетъ-быть еще неспустившееся на землю. Но прежде чѣмъ разсуждатьспустилось ли на землю это странное что-тоносящееся въ воздухѣнадобно опредѣлить точнѣечтó такое можетъ быть связано съ понятiемъ о «нигилизмѣ» въ искуствѣ. Мы не намѣрены путаться въ отвлеченностяхъВозьмемъ исходною точкою тотъ самый образъвъ которомъ художникъ воплотилъ идею нигилизма вообщеУдачно линѣтъ ли въ художественномъ отношенiи, — мы здѣсь не станемъ рѣшатьЯвночто практически удачнопотомучто многiе страшно озлобились на это изображенiе какъ на клеветумногiе же пыталисьхотя явно искуственновозрадоваться ему какъ идеалуКлевета на чтоРадость чему? Явночто есть «что-то», чего изображенiемъ можно раздражаться какъ клеветою или чего изображенiю можно возрадоваться какъ идеалу. Отчего Базаровъ у Тургенева зоветъ себя не идеалистомъ (что ужь конечно понятнои не матерьялистомъа нигилистомъ? Что такое идеализмъ вообще, — мы пояснять не станемъНо чѣмъ матерьялизмъ и нигилизмъ различны между собоюэто не для всѣхъ вѣроятно ясноА вѣдь чѣмъ-нибудь да различныИначе не пронеслась бы въ воздухѣ новая формула для выраженiя вѣрованiй... то-бишь убѣжденiй... то-бишь... рѣшительно затрудняемся выдумать словокоторое бы служило выраженiемъ «чего-то», заключающагося въ новой формулѣ и схваченнаго ею въ воздухѣ. Вы помните конечночто для Павла Петровича (тедядинигилистъ — это человѣкъкоторый ничего не признаетъдля Николая Петровича (теотцаэто человѣкъкоторый ничего не уважаетъВесьма тонкое различiевыходящее изъ сущности самыхъ характеровъ лицънедоумѣвающихъ передъ поразившимъ ихъ слухъ новымъ терминомъДля Николая Петровичачеловѣка болѣе простого и менѣе тонко развитагопонятiе о нигилизмѣ сливается съ понятiемъ о матерьялизмѣ XVIII столѣтiяматерьялизмѣ фанатическомъВъ его воображенiи промелькнули ДидроЭльвесьусъпожалуй даже маркизъ де-СадъА Павелъ Петровичъ знаетъ побольшеонъ и о «Stoff und Kraft» слыхалъАркадiй открываетъ имъчто нигилистъ — это человѣкъкоторый не склоняется ни передъ какимъ авторитетомъкоторый не принимаетъ ни одного принципа на вѣрукакимъ бы уваженiемъ ни былъ окружонъ этотъ принципъ. Дѣло объясняетсяматерьялизмъ фанатическiй вмѣсто вѣры въ духъожесточенно имъ ненавидимойимѣетъ глубокую вѣру въ плотьМатерьялизмъ Бюхнера признаетъ за догматъ вѣру въ силу и матерiюНигилизмънепринимая ни одного принципа на вѣруне признàетъ безъ повѣрки даже матерiи и силыВѣритъ... нѣтъэто не словоравно какъ и «убѣжденъ»... допускаетъ... опять и это не токакъ же наконецъ выразиться?.. ну да просто онъ рѣжетъ лягушекъ и видитъили еще лучше — смотритъ чтó изъ этого выходитъ. Между идеализмомъ и матерьялизмомъ есть ещевы знаетескептицизмъНо нигилизмъ и не скептицизмъСкептицизмъ тоже вѣритъчто можетъ-быть есть матерiяа можетъ быть есть духъа можетъ-быть есть и матерiяда есть и духъ вмѣстѣ. Мудреная вещь нигилизмъИли онъ лукавитътеонъ тоже что матерьялизмъа тонебудучи идеализмомъонъ былъ бы скептицизмомътеготовъ бы былъубѣдясьповѣрить въ то или другоеили онъ запутался въ логическихъ противорѣчiяхъ... Да вѣдь онъ и логики впрочемъ не признаетъ! Дѣло становится еще мудренѣекогда понятiе о нигилизмѣ переносится въ сферу искустваТутъ въ паралель съ нигилизмомъкромѣ идеализмаего врагаи матерьялизмаего очевиднаго прiятеля (ибо иначе онъ былъ бы скептицизмомъ), кромѣ наконецъ скептицизма становится еще реализмъдѣло опять-таки совсѣмъ другое. Собственно реализмъ да идеализмъ были до сихъ поръ единственно-законными и даже пожалуй равно-законными формулами искустватеформулами неотвергаемыми жизньюИдеализмъ... ну хоть кого бы? — положимъ величайшаго идеалиста Шиллераи реализмъ... беремъ одно изъ современныхънаглядныхъ проявленiй реализма — Писемскагожизнь принимала и узаконивала вполнѣСкептицизмъ узаконила она положимъ въ Байронѣпотомучто подъ этимъ скептицизмомъ крылся жаркiйно раздражонный и растравленный противорѣчiями идеализмъи терпѣла его... ну хоть въ ШеллиМатерьялизмъ въ видѣ положимъ «La pucelle d’Orléans», она нето-что терпѣлано допускалакакъ допускаются извѣстные азилино въ видѣ напримѣръ романовъ де-Сада уголовно преслѣдовалакакъ преслѣдуются ею всѣ вообще уголовные фактыили стыдилась какъ-нибудь явно выразить къ нимъ сочувствiеибо гласнообщественно еще никто напримѣръ не цитировалъ стихотворенiй Баркова... Но все-таки все это признанноеполупризнанноепреслѣдуемое или изъ чувства приличiя затаиваемое существуетъ или существовало. Но чтоже такое нигилизмъ-то въ искуствѣ?.. Не слишкомъ ли поторопился критикъпризнавшiй заявленiями его стихотворенiя одного молодого поэтаДухомъно никакъ конечно не формоюодно изъ нихъ близко правда къ мiросозерцанiю Барковадругiя только «понапряжоннѣе» нѣкоторыхъ стихотворенiй Мюссе, — но не болѣеНигилизма мы еще тутъкакъ ни въ одномъ изъ современныхъ явленiйне видимъВидимъ усилiяиногда очень комическiячеловѣка съ талантомъно съ крайнею молодостью взгляда, — скакнуть выше мѣрыно право не болѣеДа и нечего тутъ видѣть иного. Всего лучшечтобы сколько-нибудь постараться разъяснить вопросъ, — выбрать нѣсколько всѣми признаваемыхъ за образцовыя произведенiя въ различныхъ родахъ искуства и приложить къ нимъкакъ требованiявсѣ различныяисчисленныя нами формулытеидеализмъреализмъскептицизмъматерьялизмъ и нигилизмъ. Начнемте съ мiра искуствъ пластическихъМы знаемъ напримѣръчто матерьялизмъ умѣренный увидитъ хоть бы въ Венерѣ милосской однѣ только отличныя формы и не увидитъ того божественнаго что , чтó видитъ идеализмъи того грандiозно-дѣйствительнаго что , чтó долженъ признать послѣдовательный реализмъкакъ одна изъ законныхъ формулъ искустваНо чтоже за дѣло до Венеры милосской нигилизмуБазаровъкогда онъ восхищается «свѣжатинкой», не есть послѣдовательный нигилистъа хорошiйно еще не крайнiй матерьялистъМатерьялизмъ допускаетъ если не красоту формъто покрайней-мѣрѣ ихъ апетитностьи отнесясь довольно равнодушно къ Венерѣ милосскойпохвалитъ конечно отличныя формыно всегда предпочтетъ имъ болѣе апетитныя формы Венеры-Каллипигивъ крайнихъ же и болѣе послѣдовательныхъ своихъ требованiяхъ всегда пожелаетъ лучше красавицы живойчѣмъ красавицы созданной художникомъяблока настоящагочѣмъ яблока нарисованаго... Нѣтъ!.. мы ошиблись въ послѣднемъ случаѣматерьялизмъ еще можетъ подчасъ пожелать любострастныхъ изображенiйВотъ авось-либо здѣсь-то мы и доберемся до сути дѣлавотъ можетъ-быть тутъ-то мы и поймаемъ настоящее слово такъ-называемаго нигилизма. Ко всему относясь критическионъ въ отличныя формыкакъ въ формыне вѣритъточно также какъ ни во что не вѣритътѣмъ менѣе въ красотувъ понятiе общееСъ другой сторонытоже вслѣдствiе критическаго отношенiя ко всемуонъ медицински дознаетъ ненормальность напряжонныхъ въ своихъ крайностяхъ стремленiй матерьялизмаОнъ не будетъ даже дразнить себя изображенiемъ положимъ яблоковъа простоздорово скажетъчто яблоко настоящее всегда вкуснѣе чѣмъ яблоко нарисованое. Ergo — яблоко нарисованое для него совсѣмъ не существуетъОнъ признаетъ только нормальное и здоровое ощущенiекоторому ненужно ни видѣть предметовъ своего вкуса повторенными въ искуствѣни поддразнивать свой апетитъ. Ergo — ему нѣтъ никакого искуства и никакого отношенiя къ искуству. Но мы взяли дѣло съ его наиболѣе рельефной стороныВозьмемъ его поглубжепровѣримъ отношенiя различныхъ формулъи притомъ въ большей подробностикъ двумъ-тремъ какимъ-либо генiальнымъбезспорно-признаваемымъ всѣми поэтическимъ образцамъ. Чтобы взять нѣчто безспорноетакоевъ чемъ бы всякая формула могла найтихоть съ натяжкоюсвоевозмемтекакую-нибудь изъ драмъ ШекспираМы не предлагаемъ ни Шиллеракотораго красоту и правду способенъ отвергнуть узкiй реализмъи сохраняя благоговѣнiе къ которому нѣкоторые матерьялисты сами обличаютъ свою непослѣдовательностьни Гомеравполнѣтене рутинно доступнаго только немногимъ идеалисто-реалистамъСкажутъ намъчто и Шекспира нѣкоторые идеалисты не понималивѣдь не понималъ же напримѣръ Жуковскiй ГамлетаНо вѣдь есть и узкiй идеализмъкакъ есть узкiй реализмъ. Мы избираемъ драматическiя произведенiя именно потомучто въ отношенiяхъ къ нимъ нельзя никакой формулѣ оставаться хладнокровнойНадъ лицами произносится зрителями тотъ или другой судъи въ судѣ-то этомъ сказываются преимущественно извѣстныя жизненныя требованiя. Возьмемте сначала хоть «Ромео и Джульету». Отношенiе къ этой драмѣ правильнаго идеализма и правильнаго реализма разсматривать нечегоРазница въ этихъ отношенiяхъ будетъ только въ томъчто реализмъ пойметъ драму проще, — въ крайнихъ своихъ проявленiяхъкакъ въ высшей степени правдивое по своей сущностихотя странное по языку и формамъ представленiе страстныхъ половыхъ отношенiйНравственное мѣрило его будетъ здѣсь весьма здоровое и вѣрноеНу чтожъскажетъ онъбываетъ и можетъ бытьно только рѣдкоИ чтобъ показать вамъ какъ рѣдко это бываетъонъ съ безпощадною правдою раскажетъ вамъ повѣсть о бракѣ по страсти Сергѣя Петровича Хазарова съ Мари Ступицынойнеупустивши изъ виду даже Фра-Лоренцо въ отрицательно-комической фигурѣ M-me МамиловойИдеализмъ пойметъ это — по словамъ великаго идеалиста-реалиста Лессинга — единственное творенiе о любвикоторое сама любовь писалакакъ въ высшей степени поэтическое представленiе борьбы на жизнь и на смерть одной изъ законнѣйшихъ пружинъ души человѣческой съ окружающими ее препятствiямикакъ извѣстнаго рода идеальный кодексъ и почти-что пропуститъ безъ вниманiя исключительность положенiй и характеровъВъ этомъ только и будетъ вся разницада развѣ еще въ заключительномъ вопросѣкоторый идеализмъ и реализмъ могутъ себѣ задать по поводу героевъ драмыОба они — и идеализмъ и реализмъ — знаютъ очень хорошочто «Ромео и Джульета» не могли бы вѣчно остаться такимикакими изобразилъ ихъ поэтъ:   Ромео умеръ... съ нимъ Джульета... Шекспиръ зналъ жизнь какъ богъ...   Но идеализмъ невольно скажетъ при этомъ случаѣ великiй стихъ своего любимца:   Es ist das Loos des SchЪnen auf der Erde!   а реализмъ не пришолъ бы въ отчаянiееслибы Ромео и Джульета остались живы и перешли бы въ болѣе мирныя и спокойныя отношенiяВѣдь сумѣлъ же привести реалистъ Толстой свое «семейное счастье» къ умиротворяющему и вмѣстѣ нисколько не мѣщанскому исходу... И идеализмъ и реализмъ вообще пополнили бы здѣсь другъ друга при взаимномъ столкновенiиВъ самой драмѣ между двумя ея политическими фигурамистоитъ истинный реалистъ Меркуцiо съ его циническими выходками и поэтической натуройспособной до такой тонкости понимать и передавать чары царицы Мабъ, — реалистъ Меркуцiоумирающiй изъ-за дѣлакоторое онъ самъ проклинаетъ. Узкiй идеализмъ будетъ недоволенъ цинизмомъ кормилицы и слугъпожалуй домашнею обыденностью нѣкоторыхъ сценъпожалуй самимъ МеркуцiоЕму все будетъ хотѣться урѣзать какъ-нибудь полную драмы